19:15 11.12.2007 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"

Нравственный социализм: новая теория социалистического движения в России и за рубежом


Как построить нравственное и справедливое общество:

Без революций?

Без потрясений?

Без нанесения ущерба людям?

Без пролития крови?

Без лжи и обмана?

 

Путь эволюционного построения нравственного и справедливого общества - социалистический выбор России и других государств мирового сообщества.

 

Что мы понимаем под термином "Социализм"?

 

Социализм - тип общественного устройства, при котором совмещение частных, общественных и государственных интересов носит справедливый и нравственный характер.

Нравственный характер приобретает любая деятельность человека или социальных групп, в ходе которой исключаются двойные моральные стандарты и не наносится ущерб ближним, окружающим и природе.

Нравственный характер деятельности человека основан на поддерживаемых в обществе традиционных устоях и ценностях.

Традиционные устои и ценности - внутренняя убеждённость Человека в необходимости совмещения частных интересов с общественными и государственными.

Нравственное совмещение частных интересов с общественными и государственными является основой нового направления развития социалистического движения в России и за рубежом - нравственный социализм.

 

Что мы понимаем под термином "Нравственный социализм"?

 

Нравственный социализм - социализм, основанный на нравственных устоях.

Нравственный социализм - единственная гарантия по-настоящему глубокой, а не формально-декларативной демократии.

Нравственный социализм обеспечивается обучением детей, молодежи и взрослых искусству ориентации в сложных социальных ситуациях. Граждане в процессе непрерывного образования учатся пользоваться средством ориентации в социальных ситуациях - "нравственным компасом".

 

Что мы понимаем под термином "Нравственный компас"?

 

Нравственный компас - средство ориентации в обществе, поражённом жаждой обогащения любой ценой, то есть жаждой удовлетворения только личных интересов.

Граждане оценивают результаты своей и другой деятельности с нравственных позиций и осуществляют нравственный выбор.

 

Что мы понимаем под термином "Нравственный выбор"?

 

Нравственный выбор - практика применения нравственного принципа в жизни, деятельность человека, направленная на ненанесение ущерба себе, окружающим и среде обитания, гармонию духовных и материальных устремлений и действий, баланс прав и обязанностей перед обществом.

Минимизация идеала нравственного поведения человека позволяет неформализуемый идеал нравственного поведения трансформировать в позволяющие улучшать общественную жизнь социальные технологии.

Социальные технологии улучшения общественной жизни основаны на оценке и минимизации наносимого той или иной деятельностью человека или социальных групп ущерба.

Категория "ущерб" ясно определена в уголовных и административных кодексах.

Условие возникновения нравственного выбора - глубокая демократия.

Углубление демократии - это глобальный диалог (дискурс) всех нравственных и квалифицированных людей (общественности и представителей власти).

При этом лицо, принимающее решение, обязательно участвует в данном диалоге и публично защищает свое решение.

Результат диалога: ротация кадров, справедливые решения.

В диалоге осуществляется нравственная оценка деятельности каждого человека, группы людей, любой организации и руководства страны.

 

По результатам всестороннего дискурса человек, или группа людей, организация или руководитель, наносящие ущерб, становятся объектом большего воспитательного внимания со стороны общества и государства, их путь во власть приостанавливается, им выделяется больший объем созидательных задач, исполняя которые они должны заслужить доверие и авторитет у народа.

Результат диалога: выдвижение наиболее нравственных кадров во власть.

В случае если деятельность человека, группы людей, организации или руководителя носит нравственный, созидательный характер, они поддерживаются обществом и государством, направляются на более ответственную руководящую работу во власти.

Идеологическое обеспечение справедливой деятельности нравственных кадров во власти осуществляет идеология нравственности

 

Что мы понимаем под термином "Идеология нравственности"?

 

Идеология нравственности- идеология, строящаяся на нравственном принципе.

Идеология нравственности - альтернатива идеологии обогащения любой ценой.

В России институт демократии, будучи подчиненным разлагающей сверхвласти денег, обесценивает само понятие народовластия. Институт демократии возможен в России только лишь в форме института нравственности как идеологии сверхвласти нравственности. Без опоры на такую сверхвласть социальное государство в России невозможно.

Конкретные предложения Института социализма заключаются в разработке новых социальных технологий: таких организационных форм диалога между представителями власти и общественности, которые эффективно совмещают в себе юридическую, практическую и нравственную компоненты.

Ядром этих новых технологий являются экспертные сообщества, рассматривающие все существующие проблемы с нравственных позиций, а примером их практической реализации могут служить Государственно-общественные научные экспертные советы или региональные комитеты нравственности. Суть же новых социальных технологий сводится к повышению роли и усилению функций Государственно-общественных научных экспертных советов, которые, во-первых, сделают невозможным принятие правительственных решений на основе групповых кулуарных сговоров, во-вторых, придадут юридически законную силу решениям общественности, в-третьих, обеспечат высокий профессиональный уровень этих решений и, в-четвёртых, изначально подчинят эти решения нравственному координирующему началу.

В круг непосредственных задач Государственно-общественных научных экспертных советов входят: подготовка стратегических решений, разработка целевых программ, вынесение нравственных оценок деятельности публично значимых лиц и т.д. Одновременно Государственно-общественные научные экспертные советы могут послужить основой для создания Общественного совета России, который возложит на себя функцию нравственной оценки решений стоящих перед обществом проблем. И они же должны явиться источником и базой человеческого ресурса для построения в России демократического, социального, справедливого общества, за счет усиления ротации кадров правящей бюрократии.

К активной социальной жизни привлекаются сотни и тысячи достойных во всех отношениях, квалифицированных, высоконравственных людей, оказавшихся в силу определённых причин на "социальной обочине" - вне сферы обсуждения и принятия общественно-значимых решений.

В этих условиях Государственно-общественные научные экспертные советы оказываются единственными в своём роде институтами, способными "запустить" обратный процесс - процесс восстановления страны путём вовлечения в активную социальную деятельность невостребованных, нравственных профессионалов. В том-то и заключается принципиальное отличие Государственно-общественных научных экспертных советов от всех других Советов, что пополнение их составов не ограничено никакими цензами, кроме одного: ценза приверженности нравственному принципу. А необъятное поле возможностей, создаваемое самой глубинной сутью Государственно-общественных научных экспертных советов, открывает широкие перспективы для каждого, кто разделяет глубоко-нравственную идею примата общественных интересов над частными, кто способен постоянно повышать свой образовательный уровень и кто хочет принимать участие в управлении государством.

Экспертные сообщества, куда может входить каждый нравственный и квалифицированный человек, получают возможность эффективно влиять на динамику элит. То есть именно они в процессе диалога определяют, какая конкретно нужна обществу структура власти, собственности, политики и т.д. - исходя из современных условий. Они занимаются созданием технологий управления обществом, вырабатывают и предлагают решения по текущим проблемам, выстраивают систему нравственной оценки действий государственных служащих.

Они выносят вердикты в отношении любых публичных лиц; они решают, кто по своим нравственным качествам достоин занимать руководящую должность, а кому нахождение во властных структурах противопоказано. Они разрабатывают механизмы поощрения и наказания, призванные повышать эффективность диалога между государством и обществом. Они обладают правом наложения нравственного вето на любые решения властных органов, потенциально чреватые общественным ущербом.

Их деятельностью запускаются стимулы для профессионального и общественно-политического роста граждан, реализуется конституционное право народа на высшую власть, возбуждается творчество масс, энергия которых перенаправляется из сферы борьбы за материальные блага в общественно-полезную, созидательную сферу производства духовных благ.

Режим непрерывного диалога, в котором работают эксперты - это общемировой поиск истины. В процессе диалога идёт постоянное нравственное развитие всех его участников, происходит мобилизация духовного потенциала людей как управленцев, так и самих экспертов, а, значит, идёт и постоянная ротация тех и других; каждый имеет свой динамический, нравственный рейтинг. Участники диалога получают возможность максимального высвобождения и проявления своих позитивных потенций.

Всё это вместе взятое и есть то, что принято называть свободой, правами человека, перманентным углублением демократии; справедливостью, всем этим обеспечивается преодоление разрыва между духовно-нравственной сферой и сферой материального производства, между воспитанием профессиональным и воспитанием нравственным, между "человеком экономическим" и "человеком социальным".

Идеология нравственности, направленная на общественное развитие и государственное строительство в интересах народа основана на нравственности людей (это когда человек не наносит ущерба себе, ближним, обществу, природе, соблюдает баланс материальных и духовных устремлений и действий, прав и обязанностей перед обществом) и социальной справедливости (каждому по его делам). Она является важнейшим условием построения демократии, гарантией соблюдения прав и свобод человека, основой государственного управления и общественного самоуправления.

Открыть дорогу нравственной силе, освободить энергию совестного начала, построить общество справедливых отношений - вот основная задача современных социалистов.

Активное нравственное начало построения социального государства позволяет синхронизировать групповые и личные интересы лиц, принимающих решения, в рамках общественно-государственной идеологии, основанной на принципе нравственности, который носит наднациональный, надпартийный и надконфессиональный характер. Нравственная сила людей едина и неделима, именно она служит катализатором всплеска бурного потока человеческой энергии, творчества масс, необходимого для начала активного строительства социального государства не только в России, но и в других государствах мира.

 

 

Результат применения идеологии нравственности

 

Результат применения идеологи нравственности - формирование в обществе нравственной атмосферы, - "сверхвласть нравственности".

Сверхвласть нравственности - господствующий в массовом сознании настрой на соблюдение нравственного принципа, то есть когда при приятии решений каждый руководствуется совестью как нравственным сознанием.

Господствующий в массовом сознании настрой на соблюдение нравственного принципа обеспечивает формирование такой духовной атмосферы общества, в которой возможны нравственное осуждение и нравственное принуждение, то есть следование указаниям собственной совести.

Социалисты направляют свои усилия на формирование в обществе сверхвласти нравственности - это когда каждый воспринимает совесть и свободу, как осознанную необходимость делать нравственный выбор.

 

Цель социалистов

 

Цель социалистов -построение на земле общества нравственности, справедливости и глубокой демократии.

Первый шаг на пути к этой цели - построение социальных государств во всех странах мира.

 

Что мешает строить социальное государство?

 

Паразитизм - поведение человека, социальной группы, пораженного идеологией личной наживы любой ценой, следствие культа "золотого тельца", стяжательства и двойных моральных стандартов.

Паразит стремиться жить за счет других людей, не участвуя в созидательном труде, наносит ущерб людям и обществу.

Средство исцеления от паразитизма - общественный контроль и публичная нравственная оценка результатов деятельности человека.

В случае, если паразиты захватили органы управления социальными, политическими и экономическими процессами, к ним могут быть применены социальные технологии, решающие задачу обеспечения нелетальной ротации кадров управленческих элит.

 

 

Нелетальная ротация кадров как результат публичной нравственной оценки деятельности человека

 

Нелетальная ротация кадров управленческих элит - результат глубокой демократии, когда в итоге публичного дискурса квалифицированных специалистов и общественности из власти удаляются лица, принимающие безнравственные решения.

Первичная ячейка квалифицированного нравственного дискурса - местное самоуправление.

Местное самоуправление - основа строительства социального государства.

 Местное самоуправление - право, основанное на всеобщем признании власти народа, позволяющее местному населению формировать органы местной власти и решать все местные вопросы.

Социальное государство гарантированно местным самоуправлением, сплоченным идеологией нравственности.

 

Вывод

 

В процессе нравственного возрождения человечества и углубления демократии во всем мире на смену экономическому человеку, ориентированному на личное обогащение любой ценой, человеку паразитическому, придет человек социальный, гармонично сочетающий духовные и материальные ценности, человек нравственный, созидающий.

Результат социалистического выбора России и других государств мирового сообщества: нравственное возрождение человечества и глубокая демократия во всем мире!

 

Юнацкевич П.И., научный руководитель Института социализма, доктор педагогических наук (Санкт-Петербург)



Источник: ПСПУ

  Обсудить новость на Форуме