21:00 06.12.2007 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"

"Мы строили, строили и, наконец, построили" - США признали провал антироссийской "трубопроводной дипломатии"!


5 декабря 2007 г. российская деловая газета "Взгляд", в своей статье "Трубопроводы США останутся пустыми", сообщила о том, что в американском конгрессе впервые официально признали, что "трубопроводная дипломатия" США сталкивается с трудностями, а реализация российских проектов более успешна.

Причин успеха Москвы две - доступ будущих партнеров к освоению российских нефтегазовых месторождений и диалог с компаниями, а не только полемика на политическом уровне, уверены участники рынка. По этим причинам трубопроводы США не могут конкурировать с российскими.

Трубопроводные проекты, поддерживаемые администрацией Джорджа Буша, рискуют столкнуться с дефицитом сырья. "Остается неясным, имеются ли в достаточном количестве поставки нефти и газа для поддерживаемых США альтернативных маршрутов" - гласит доклад исследовательской службы американского конгресса.

В сообщении впервые официально озвучивается информация о том, что "поддерживаемые Россией трубопроводы, похоже, имеют преимущество, потому что для них поставки имеются в обильных количествах и их потенциальная прибыльность делает их соблазнительными даже для центральноевропейских и восточноевропейских государств, которые пытаются уменьшить свою зависимость от России".

Основной причиной, по которой сотрудничество с Россией компаний и государств более выгодно, нежели с США, американские аналитики называют возможность Москвы пригласить партнеров к освоению российских нефтегазовых месторождений.

Напомним, Вашингтон поддерживает два действующих трубопровода: Баку-Тбилиси-Джейхан и Южно-Кавказский газопровод. А также три реализующихся: газопроводы "Набукко", Турция-Греция-Италия и нефтепровод Albanian Macedonian Bulgarian Oil.

"Трубопровод Nabucco является примером политически ангажированного и экономически малоцелесообразного проекта ЕС с целью создать альтернативный путь поставок среднеазиатского газа в обход России", - напоминает аналитик ИК "Файненшл Бридж" Дмитрий Александров.

По словам эксперта, проблемы реализации проекта состоят в том, что участники пытаются проложить трубопровод через довольно нестабильные регионы, в которых не гарантированы необходимые уровни добычи газа.

"С определением сроков начала строительства Прикаспийского газопровода (поддерживаемого Россией. - Ред.) практически похоронена идея транскаспийского аналога, без которого Nabucco вообще теряет смысл, - рассуждает аналитик. - Кроме того, сейчас Туркмения добывает около 70 млрд. кубических метров в год, но весь газ идет на Россию, Иран и внутреннее потребление, поэтому говорить о заполнении трубы преждевременно".

По мнению господина Александрова, идентичные трудности имеются и с азербайджанским газом.

С теми же проблемами столкнулся и проект Турция - Греция - Италия, продолжает тему аналитик Собинбанка Михаил Занозин. "Газ для трубопровода должен поставляться из стран Каспийского региона и Ближнего Востока, - отмечает он. - Туркмения, Азербайджан и другие страны Каспия в среднесрочной перспективе не смогут добывать требуемый объем газа, если Казахстан не согласится делать поставки в этом направлении".

Эксперт сомневается, что Астана изменит отношениям с Москвой. "Строительство газопровода для поставок сырья с Ближнего Востока тоже очень сомнительное и рискованное занятие, учитывая отношения Турции и иракских курдов, - отмечает он. - Вероятно, что проект строительства газопровода на близлежащую перспективу не будет реализован, а будущее Европы будет за российскими поставками газа".

Больше шансов на реализацию у нефтепровода Albanian Macedonian Bulgarian Oil считает аналитик ИК "Велес Капитал" Дмитрий Лютягин.

"С учетом последних опасений европейских стран в отношении перебоев в поставках и, как некоторые прибалтийские страны заявляют, "энергетического шантажа" со стороны России шансы реализации проекта возрастают, - говорит он. - Но и в этом случае есть свои проблемы, так как и этот проект трубопровода может столкнуться с недозагрузкой и быть тем самым экономически убыточным из-за ограниченности сырьевой базы для будущего проекта".

Чтобы проект был воплощен, по словам эксперта, американцам предстоит согласовать на политическом уровне все моменты его реализации с транзитными странами и найти сырье по его заполнению.

"Но даже с учетом всех попыток США организовать транзит энергоресурсов в обход России это не будет критично для Москвы, - резюмирует он. - Так как основной объем поставок нефти и газа в настоящее время осуществляется через территорию России и перекрыть такой объем будет крайне сложно и экономически неоправданно".

Основных причин успеха российских проектов две, уверен эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. "Первая - российская сторона ведет переговоры с компаниями, заинтересовывая их, а американцы более опираются на политические дискуссии, - перечисляет он. - Вторая - Россия предлагает будущим партнерам участие в разработке своих нефтегазовых месторождений". Вашингтон же, по мнению эксперта, себе этого позволить не может.

"В его силах предложить военную поддержку, кредиты и статус демократии, - отмечает господин Абзалов. - Но нефтегазовым компаниям этого не нужно, особенно в ситуации обесценивания доллара. Поэтому российские проекты более успешны".

 

Украина как жертва "звездно-полосатой" обходной "энергополитики"

 

Необходимо выразить сожаление в связи с тем, что в перечень провальных обходных трубопроводов не попал и украинский нефтепровод "Одесса-Броды", построенный для прокачки каспийской нефти в Европу в обход России.

Тем более, что этот нефтепровод, который по признанию тогдашнего президента Украины Леонида Кучмы обошелся государственному бюджету в 500 млн. долларов и содержание которого в законсервированном виде требует ежегодных расходов в размере около 5 млн. долларов, также был создан при поддержке США.

Достаточно вспомнить, что 30 октября 2001 г. Агентство торговли и развития США предоставило украинской компании "Укртранснефть" (которая является дочерней компанией НАК "Нафтогаз Украины"), грант в размере 125 тыс. долларов для подготовки технико-экономического обоснования (ТЭО) создания международного консорциума по эксплуатации Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК) "Одесса-Броды-Гданьск".

Соглашение о предоставлении этого гранта подписали в Вашингтоне директор Агентства торговли и развития США Тельма Эски, заместитель председателя правления НАК "Нефтегаз Украины" Николай Романив, посол Украины в США Константин Грищенко и посол США в Украине Карлос Паскуаль.

Как отметила Т.Аскиль, этот грант предоставляется украинской компании "Укртранснефть" для того, чтобы "поставить на коммерческие рельсы" нефтепровод "Одесса-Броды".

Она также сообщила, что работу по "надлежащему" представлению этого нефтепровода компаниям, добывающим каспийскую нефть, будет осуществлять американская компания "Halliburton Kellogg Brown & Root" - близкая к вице-президенту США Дику Чейни.

В свою очередь премьер-министр Украины А.Кинах заявил, что "очень важным" направлением сотрудничества США и Украины является энергетическая отрасль. По его словам Киев и Вашингтон считают евроазиатский нефтетранспортный коридор "неотъемлемой частью" энергетической безопасности Европы и всего мира.

Он отметил, что в связи с последними событиями в мире "все поняли", насколько нужен надежный и эффективный путь в транспортировке каспийской нефти.

После этого, 31 января 2002 г., государственная компания "Укртранснефть" подписала договор с известным консультантом в нефтегазовой отрасли из США Эдвардом Чоу на предоставление услуг стратегического бизнес-советника по достройке и использованию нефтепровода "Одесса-Броды". Проект финансировался Агентством по торговле и развитию США.

Как заявил тогда председатель правления компании "Укртранснафта" Александр Тодийчук, Э.Чоу будет консультировать Украину при подборе инвесторов, ведении переговоров о достройке нефтепровода и его политической поддержке.

На церемонии подписания договора также присутствовал советник американского президента по вопросам дипломатии в энергетике Стивен Манн, который заверил украинскую сторону в том, что президент США Джордж Буш поддерживает усилия Украины по строительству нефтепровода.

"Американский президент поддерживает украинскую идею нефтепровода "Одесса-Броды", - заявил С.Манн.

В итоге работы по этому гранту действительно выполнила компания "Halliburton" - то есть американцы выплатили этот грант самим себе!

Но это еще полбеды. Главное, что эта компания предоставила украинской стороне свои расчеты, которые якобы свидетельствуют о "целесообразности" прокладки этой скандальной трубы!

10 апреля 2002 г. на заседании четырехсторонней рабочей группы Украина - США - Польша - ЕБРР состоялась презентация результатов исследований "Halliburton" и Кембриджской Ассоциации энергетических исследований по коммерциализации нефтепровода "Одесса-Броды".

Этот "экспертный анализ" показал, что на начальном этапе эксплуатации до 2005-2006 гг. нефтепровод "Одесса-Броды" может работать с недогрузкой.

Вместе с тем, основные перспективы Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора связаны с продлением нефтепровода "Одесса-Броды" в направлении Гданьска.

Было заявлено, что строительство магистрали "Броды-Плоцк", где она соединится с существующим нефтепроводом "Плоцк-Гданьск", позволит транспортировать каспийскую нефть на нефтеперерабатывающие заводы не только в этих городах, но и на НПЗ в Чехии, Германии, а также других странах Балтийского региона.

Услышав от американских "экспертов" о столь радужных перспективах этой "стройки века", Украина стала достраивать нефтепровод ударными темпами!

И, как результат, уже 17 мая 2002 г. состоялась церемония подписания Акта Государственной комиссии по принятию нефтепровода в эксплуатацию.

Правда очень скоро стало понятно, что никакой каспийской нефти для нефтепровода нет и не предвидится.

В этой связи Украина стала серьезно рассматривать возможность реверсного использования собственного бесполезного детища, начав соответствующие переговоры с российско-британской компанией "ТНК-ВР".

Однако на эту инициативу украинских властей сразу же последовала негативная реакция со стороны посла США на Украине Карлоса Паскуаля!

Так, 30 мая 2003 г., К.Паскуаль заявил, что по его "авторитетному" мнению нефтепровод "Одесса-Броды" является перспективным только в случае его использования в прямом, а не в реверсном направлении.

"Украина сейчас импортирует всю нефть из России или через нее. "Одесса-Броды" представляет реальную возможность как для Украины, так и для Европы диверсифицировать энергетические ресурсы", - сказал он.

И добавил: "Каждый раз, когда Украина "заигрывает" с новым предложением использовать нефтепровод в направлении "Броды-Одесса", она вредит себе. Если Украина согласится на "Броды-Одесса", это только обеспечит больший приток нефти в направлении Черного моря и ускорит внедрение конкурентного маршрута, который сделает нефтепровод "Одесса-Броды" ненужным".

21 июля 2003 г. находясь в Одессе, К.Паскуаль снова высказался в пользу использования нефтепровода "Одесса-Броды" в направлении Европы.

По его словам если Украина сможет наполнить эту трубу каспийской нефтью для европейского рынка, то это откроет долгосрочные перспективы для украинской экономики. Американский посол подчеркнул, что на сегодняшний день конкретный коммерческий интерес к нефтепроводу "Одесса-Броды" проявляют нефтеперерабатывающие заводы Чехии и Германии.

Но при этом он так и не пояснил, где Украине взять эту самую нефть, в которой заинтересованы НПЗ Чехии и Германии.

В итоге все закончилось тем, что, вдоволь насидевшись на ставшей "золотой" для бюджета Украины пустой трубе, 27 апреля 2004 г. президент Украины Леонид Кучма признал: "500 млн. долларов закопали в землю и ждут у моря погоды". И добавил: "Если мы будем воротить носом, нас обойдут и на металлолом пойдут эти трубы".

Помимо этого он привел в пример опыт Польши: "Польша, чтобы уйти от зависимости от России, построила терминал в Гданьске и трубу до Плоцка. С 1999 года она работает в обратном направлении. Сегодня 92% снабжения нефти в Польше - русская нефть, так как она самая дешевая".

Как результат 28 июля 2004 г. "Укртранснафта" и "ТНК-ВР" подписали контракт на прокачку в реверсном режиме по нефтепроводу "Одесса-Броды" ежегодно в течение трех лет по 9 млн. тонн нефти в направлении морского нефтетерминала "Южный". Его заполнение российской нефтью началось уже с 1 августа 2004 г.

Так что Украину следует по праву отнести к числу жертв американской "трубопроводной дипломатии" и поэтому очень странно, что в докладе исследовательской службы американского конгресса не упоминается о провале и этого детища США.

Хотя, с другой стороны, стоит ли этому вообще удивляться? Ведь американцы не закапывали в землю свои деньги. Это сделали как раз украинцы, "надоумленные" американскими советниками.

 

Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО



Источник: ПСПУ

  Обсудить новость на Форуме