14:00 21.09.2006 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"
Непокоренное Приднестровье: предательство как философия украинской власти
17 сентября в Приднестровской Молдавский Республике (ПМР) состоялся референдум, на котором народ Приднестровья ответил на два ключевых вопроса, внесенных в бюллетени для голосования:
1. "О сохранении курса на международное признание Приднестровья и последующего его свободного присоединения к России";
2. "Об отказе от независимости Приднестровья и его вхождении в состав Молдавии".
В результате всенародного волеизъявления 97,1% избирателей республики, принявших участие в голосовании, выступили за признание ПМР международным сообществом и дальнейшую интеграцию с Россией, 2,3% выступили за отказ от независимости в пользу присоединения к Молдове.
Как и следовало полагать США, ЕС, ОБСЕ, а вслед за ними и "цветная" Украина в унисон заявили о непризнании результатов референдума.
В.Янукович - А.Мороз - Б.Тарасюк: тройной удар в спину ПМР
Так, 18 сентября премьер-министр Украины В.Янукович отметил, что о состоявшемся референдуме "лучше говорить с уважением". Но вместе с тем заявил что референдум "скорее обостряет конфликт, чем нет".
Он также сказал, что считает наиболее целесообразным путем решения Приднестровского конфликта предоставление автономии непризнанной республики в составе Молдовы.
"Я бы видел будущую модель такую, это то ощущение, которое есть у меня, чтобы и Приднестровье и Молдова в своих отношениях разделили полномочия, но были единым государством, чтобы парламент существовал и там, и там, чтобы взять определенный период на решение острых вопросов", - сказал В.Янукович в интервью журналистам в Луганске.
Аналогичную позицию по этому вопросу занял и спикер ВР, лидер СПУ А.Мороз. 19 сентября он заявил, что решение проблемы Приднестровья следует решать путем предоставления ему прав автономии в составе Молдовы.
"Я считаю, что разрешить эту проблему надо развитием прав автономии вплоть до конфедерации, не нарушая территориальную целостность государства, имея в виду Молдавию", - сказал А.Мороз в интервью журналистам в Киеве.
А.Мороз отметил, что "очень осторожно" относится к оценкам того, что произошло, уважая выбор населения Приднестровья, но и соотнося его с общими задачами безопасности и стабильности в регионе и Европе в целом.
В итоге 19 сентября МИД Украины распространил заявление, в котором указывалось, что официальный Киев считает приднестровский референдум и его возможные последствия нелегитимными и не признает их.
В документе отмечается, что такая позиция была зафиксирована и в распространенном 18 сентября Заявлении Европейского Союза, к которому присоединилась Украина.
В нем говорится, что референдум "противоречит международно-признанному суверенитету и территориальной целостности Республики Молдова".
"Ситуация в регионе не отвечает условиям свободного волеизъявления граждан", поэтому Украиной не признаются ни референдум, ни его последствия, отмечается в заявлении.
К истории урегулирования приднестровского конфликта, или мифотворчество вместо миротворчества
Итак, официальная Украина предала героическое Приднестровье, где проживает 200 тыс. этнических украинцев.
На повестку дня также не поставлен вопрос о снятии экономической блокады с ПМР введенной правительством Ю.Еханурова.
Напомним, что с 3 марта 2006 г. Украина начала пропускать через свою границу только те приднестровские грузы, которые оформлены таможенной службой Молдавии.
В Тирасполе этот шаг расценили как введение экономической блокады Приднестровья, лишающий регион права на самостоятельную внешнеэкономическую деятельность.
Ведь в Меморандуме "Об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем", подписанном в Москве 8 мая 1997 г. президентами Молдавии П.Лучинским и ПМР И.Смирновым, в присутствии президентов стран-гарантов - России Б.Ельцина, Украины Л.Кучмы и действующего председателя ОБСЕ Н.Петерсена, указано, что "Приднестровье имеет право самостоятельно устанавливать и поддерживать международные контакты в экономической, научно-технической и культурной областях".
Учитывая, что Украина является государством-гарантом по заключенному Меморандуму, а также массовую поддержку украинцами Приднестровья кандидатуры В.Януковича на президентских выборах 2004 г. и Партии регионов на парламентских выборах 2006 г., наши соотечественники надеялись как минимум на снятие экономической блокады правительством В.Януковича. И как максимум - на признание ПМР официальным Киевом.
Но, к сожалению этого не произошло. Вместо этого премьер В.Янукович и спикер А.Мороз предпочитают заниматься словесной эквилибристикой и рассуждать о необходимости предоставления автономии ПМР в составе Молдовы.
При этом они предпочитают не упоминать о том, что вопрос об изменении административно-территориального устройства Молдовы с целью урегулирования молдовско-приднестровского конфликта уже выносился на всеобщее обсуждения и как раз официальный Кишинев сделал все возможное для срыва переговоров по этому вопросу.
"Меморандум Козака": упущенный шанс
Достаточно вспомнить, что в 2003 г. заместитель главы Администрации президента РФ Дмитрий Козак официально представил руководству Республики Молдова (РМ) и Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) план приднестровского урегулирования под названием "Меморандум об основных принципах государственного устройства объединенного государства".
Причем этот документ, вошедший в историю под названием "Меморандум Козака", был предварительно одобрен президентами Молдовы Владимиром Ворониным и Приднестровья Игорем Смирновым.
В Меморандуме было заявлено, что субъекты переговорного процесса выступают за переход Молдовы от унитарной к федеративной форме государственного устройства и как результат - за создание Федеративной Республики Молдова.
"Республика Молдова и Приднестровье (далее - Стороны), сознавая свою ответственность за объединение страны, обеспечение гражданского мира и полноценного демократического развития, договорились, что окончательное урегулирование приднестровской проблемы должно осуществляться путем преобразования государственного устройства Республики Молдова с целью строительства единого независимого, демократического, основанного на федеративных принципах государства, определяемого в границах территории Молдавской ССР на 1 января 1990 года".
В документе был четко определен правовой статус ПМР. "Приднестровская Молдавская Республика является Субъектом Федерации, государственным образованием в составе Федерации, формирует собственные государственные органы законодательной (Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики), исполнительной (Президент Приднестровской Молдавской Республики и Правительство Приднестровской Молдавской Республики) и судебной власти, имеет собственные Конституцию и законодательство, государственную собственность, самостоятельный бюджет и налоговую систему, а также собственную государственную символику и иные атрибуты своего государственного статуса".
В нем также был оговорен вопрос о расширении автономных прав Гагаузии. "Автономно-территориальное образование Гагаузия является Субъектом Федерации, формирует собственные органы законодательной, исполнительной и судебной власти, имеет собственные Основной закон и законодательство, государственную собственность, самостоятельный бюджет и налоговую систему, а также собственную символику и иные атрибуты своего автономного статуса".
Меморандум предусматривал совместное создание двухпалатного парламента. "Федеральным законодательным органом государственной власти является федеральный Парламент, который состоит из двух палат - Сената и Палаты Представителей.
Сенат состоит из 26 сенаторов, избираемых на 5 лет, из которых 4 - избираются Народным Собранием Автономно-территориального образования Гагаузия, 9 - Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики, 13 - Палатой Представителей федерального Парламента".
В документе было заявлено, что субъекты Федерации обязуются разработать проект новой Конституции при участии стран-гарантов и международных посредников и после публичного обсуждения вынести его на референдум.
"Для подготовки проекта Конституции Федерации Стороны создали Совместную Конституционную Комиссию в составе полномочных представителей каждой из Сторон с приглашением в качестве наблюдателей международных экспертов из государств-гарантов, Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Европейского Союза, а также Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии) Совета Европы.
Совместная Конституционная Комиссия действует на основании своего регламента и рассматривает предусмотренные настоящим Меморандумом принципы государственного устройства как определяющие и обязательные при разработке проекта Конституции Федерации.
Проект Конституции Федерации подлежит опубликованию в средствах массовой информации для всенародного обсуждения не позднее 31 марта 2004 года.
Всенародный референдум по вопросу принятия Конституции Федерации проводится не позднее 31 октября 2004 года".
Меморандум закреплял внеблоковый статус Федеративной Республики Молдова: "Федерация является нейтральным демилитаризованным государством".
Вместе с тем документ закреплял военное присутствие Российской Федерации сроком до 2020 г. с целью "представления гарантий безопасности, условий объединения и территориальной целостности Федеративной Республики Молдова, предусмотренных настоящим Меморандумом".
И далее: "Для этой цели при получении согласия Российской Федерации до назначения референдума по вопросу принятия Конституции Федерации Республика Молдова подписывает и ратифицирует Соглашение с Российской Федерацией о размещении на территории будущей Федерации на переходный период до полной демилитаризации государства, но не позднее 2020 года, стабилизационных миротворческих сил Российской Федерации численностью не более 2000 человек, без тяжелых военной техники и вооружений. Соглашение вступает в силу одновременно с принятием Конституции Федерации".
Этот документ также предусматривал предоставление официального статуса русскому и молдавскому языкам.
"Делопроизводство во всех органах государственной власти и органах местного самоуправления осуществляется на молдавском и русском языках;
каждый имеет право получать официальную информацию в органах государственной власти и местного самоуправления, а также от их должностных лиц по своему выбору на молдавском или русском языках".
При этом было оговорено, что субъекты Федерации имеют право на своих территориях предоставлять официальный статус и другим языкам.
"Конституциями Субъектов Федерации наряду с молдавским и русским языками на территориях Субъектов Федерации могут быть установлены другие официальные и (или) государственные языки Субъектов Федерации".
И далее: "Федерация гарантирует всем проживающим на ее территории гражданам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития".
Однако "Меморандум Козака", который устраивал политическое руководство как РМ, так и ПМР, вызвал резко негативную реакцию Запада, в первую очередь США и ОБСЕ.
Посол США в Молдове Хетер Ходжес и тогдашний действующий председатель ОБСЕ (ныне Генеральный Секретарь НАТО) Яап де Хооп Схеффер оказали на молдавского президента беспрецедентное давление.
В результате в ночь с 24 на 25 ноября 2003 г., когда в молдавской столице полным ходом шли приготовления к приезду Владимира Путина, который должен был участвовать в подписании уже парафированного Кишиневом и Тирасполем Меморандума, коммунист-атлантист В.Воронин отказался от подписания этого документа, мотивировав это желанием "посоветоваться с европейским сообществом".
В итоге благодаря позиции "коммунистической" Молдовы визит В.Путина был отменен в самый последний момент и Меморандум так и не был подписан.
Впоследствии В.Воронин лицемерно заявлял, что Молдова отвергла "Меморандум Козака", не согласившись с военным присутствием России в Приднестровье.
Тогда как на самом деле "красный" президент РМ оказался лишь марионеткой в руках Вашингтона и Брюсселя, беспрекословно выполняющей волю своих западных хозяев.
Фактически повторилась ситуация имевшая место накануне начала крупномасштабного гражданского конфликта во многонациональной республике бывшей Югославии - Боснии и Герцеговине (БиГ) в 1992 г.
Тени кровавых боснийских событий
Напомним что 14 февраля 1992 г. в Сараево открылась Международная конференция по БиГ под патронажем ЕС и руководством португальского дипломата Жозе Кутильеро.
21 февраля работа была продолжена в Лиссабоне, 9 марта - в Брюсселе и уже 18 марта был подписан документ "Основные принципы конституционного решения проблемы БиГ".
В нем объявлялось о создании единого государства из трех конституционных образований, созданных по национальному признаку (на тот момент основную массу населения составляли сербы-мусульмане 44 %, православные сербы 32 % и хорваты-католики 17 %).
Лидер боснийских сербов Радован Караджич, тогда говорил: "Сейчас, если будем уважать то, о чем мы договорились, то можем сказать, что причин для гражданской войны в БиГ нет. Осталось только разграничить компетенции между общими институтами и органами конституционных единиц, что, как нам кажется, намного легче".
Однако лидер боснийских мусульман Алия Изетбегович, который в Лиссабоне предварительно дал согласие на реализацию плана Ж.Кутильеро, по возвращении в Сараево дезавуировал свою подпись.
И сербы часто говорят, что войны не случилось бы, если бы не внезапная перемена позиции лидера боснийских мусульман и формального руководителя БиГ.
Столь радикальная смена уже заявленной дипломатической позиции произошла после встречи А.Изетбеговича с американским послом в Югославии Уорреном Циммерманом.
На ней А.Изетбеговичу был обещан контроль над всей территорией БиГ в случае, если он откажется от лиссабонского варианта.
Позже Р.Караджич утверждал: "Америка вызвала эту войну... Уоррен Циммерман и не скрывал этого. Он сказал, что сам убедил Изетбеговича отказаться от Лиссабонской карты" (См. К.Мяло. "Россия и последние войны XX века. К истории падения сверхдержавы". М., 2002).
Чем это закончилось - известно всем. Гражданская война в БиГ длилась с марта 1992 по ноябрь 1995 год и унесла жизни 200 тыс. людей, превратив в беженцев более 2 млн. человек.
ПМР как состоявшееся государство
На сегодняшний день суверенное Приднестровье является одним из основных препятствий на пути выстраивания пресловутой Балто-Черноморской дуги по периметру российских границ с целью дальнейшего вытеснения России из евразийского геополитического пространства.
Инструментом этой антироссийской и шире антирусской политики выступают страны-члены проамериканской "Организации за демократическое и экономическое развитие ГУАМ" - Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова.
И Приднестровская Молдавская Республика, провозглашенная 2 сентября 1990 г., за 16 лет своего существования сумела доказать всему мировому сообществу, что она в действительности является состоявшимся государством, к тому же, как показал последний референдум - ориентированным на Россию.
Поэтому ПМР выстояла в неравной схватке с прорумынской националистической Молдовой, которая в марте 1992 г. развязала против нее кровавую агрессию.
За 5 месяцев вооруженного противостояния ПМР потеряла убитыми 695 человек, сотни приднестровцев пропали без вести, 2485 человек получили ранения (в том числе женщины и дети), родные места покинули более 100 тыс. беженцев.
ПМР также выстояла в условиях тяжелейшей экономической блокады, продемонстрировав силу и единство народной воли к сопротивлению.
Исходя из этого, правительство В.Януковича просто обязано сделать три шага навстречу братскому Приднестровью:
снять экономическую блокаду с ПМР;
признать результаты состоявшегося референдума;
инициировать вопрос о выходе из ГУАМ.
Только после этих реальных действий официального Киева каждый из нас сможет со спокойной совестью смотреть в глаза нашим приднестровским братьям и сестрам по крови и вере.
Ибо Приднестровье - это наше все, и мы не имеем никакого права предавать украинцев ПМР, действуя по указке псевдодемократического Запада с его лицемерной политикой "двойных стандартов".
Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО
Источник: ПСПУ
Обсудить новость на Форуме