16:45 28.10.2008 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"

Необходимость прекращения экономической, торговой и финансовой блокады Кубы, введенной Соединенными Штатами Америки


 

Доклад Кубы по Резолюции 62/3 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций

 

 

"Необходимость прекращения экономической, торговой и финансовой блокады Кубы, введенной Соединенными Штатами Америки"

 

 

 

Гавана, Куба

 

 

 

 

 

Содержание

 

1.     ВВЕДЕНИЕ

 

2.     ПРИМЕНЕНИЕ ПЛАНА БУША В ЦЕЛЯХ РЕКОЛОНИЗАЦИИ КУБЫ. УЖЕСТОЧЕНИЕ БЛОКАДЫ СО СТОРОНЫ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ

 

3.     ЭКСТЕРРИТОРИАЛЬНОСТЬ В ПОЛИТИКЕ БЛОКАДЫ

 

4.     УЩЕРБ, ПРИЧИНЕННЫЙ БЛОКАДОЙ САМЫМ ВАЖНЫМ СОЦИАЛЬНЫМ СФЕРАМ

 

       УЩЕРБ, ПРИЧИНЕННЫЙ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

       УЩЕРБ, ПРИЧИНЕННЫЙ ДРУГИМ СФЕРАМ КУБИНСКОЙ ЭКОНОМИКИ

 

5.     УЩЕРБ, ПРИЧИНЕННЫЙ АМЕРИКАНСКОМУ НАРОДУ И ДРУГИМ НАРОДАМ МИРА

 

6.     ОППОЗИЦИЯ БЛОКАДЕ ВНУТРИ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ

 

7.     ВЫВОДЫ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

       В преддверии 50-летия с того момента, как кубинскому народу после упорной и длительной борьбы за завоевание своей подлинной независимости удалось сместить кровавую диктатуру, угнетавшую его при поддержке правительства Соединенных Штатов Америки, и начать самый глубокий процесс политических, экономических и социальных преобразований в истории страны, установленная Соединенными Штатами экономическая, торговая и финансовая блокада остается самым ярким выражением жестокой и бесчеловечной политики, лишенной всяческой легитимности и законности, цель которой - задавить Кубинскую революцию любыми возможными средствами, даже создавая голод и вызывая отчаяние среди кубинского народа.

       Ввиду ее официально объявленных и тайных целей, ее масштаба, средств и действий, используемых для их достижения, блокада Кубы, введенная  Соединенными Штатами, расценивается как акт геноцида в силу  Женевской конвенции "По предупреждению преступления геноцида и наказанию за него" от 1948 года и как акт экономической войны согласно установленному в 1909 году на Лондонской морской конференции.

       Данная политика, как подтверждают 16 последовательно принятых резолюций Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, нарушает цели и принципы Устава этой организации, принципы международного права, регулирующие отношения между суверенными государствами, и принципы свободы  международной торговли и судоходства, провозглашенные различными международными инструментами.

       Ужесточившийся - в особенности при администрации президента Джорджа Буша - экстерриториальный характер этой политики также в значительно возрастающей степени подрывает суверенитет третьих государств и наносит ущерб законным интересам предприятий и лиц, находящихся под их юрисдикцией. 

       С момента принятия Генеральной Ассамблеей Резолюции 62/3 30 октября 2007 года и до сегодняшнего дня сохраняются и интенсифицируются основные направления блокады Кубы, проявляющиеся в усилении экономических санкций, в преследовании предпринимательской деятельности и международных финансовых операций, включая те, которые предназначаются для уплаты взносов Кубы в международные организации ООН; в присвоении кубинских товарных знаков и еще большем давлении и ужесточении репрессий против тех, кто торгует с Кубой или связан с нею путем культурного и артистического обмена. Правительство Соединенных Штатов перешло к более открытой и опасной стадии организации и выполнения подрывных операций как официальным, так и неофициальным путем, как это предусматривается в Плане президента Буша, направленном на реколонизацию Кубы, и в его последующей актуализации от 10 июля 2006 года.

       Выступление президента Соединенных Штатов от 24 октября 2007 года - всего за несколько дней до того, как Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла свою последнюю резолюцию, призывая правительство этой страны прекратить экономическую, торговую и финансовую блокаду Кубы, - как раз ясно указывало на то, какое  направление и акценты будет иметь американская политика в отношении Кубы на последнем этапе администрации Буша в открытое пренебрежение волей международного сообщества.

 

 

Помимо того, что американский президент пытается создавать до смешного неправдоподобное представление о кубинской действительности в соответствии с намерением демонизировать имидж страны и сфабриковать предлог для продолжения все более сомнительной политики,  он подтвердил, что "ключевое слово для наших будущих отношений с Кубой - это не стабильность. Ключевое слово –это свобода"*.  Он раскрыл свое намерение даже прибегнуть к силе, если это будет необходимо, чтобы подорвать волю кубинского народа к сопротивлению и вновь колонизировать страну, или, что то же самое, вызвать "смену режима" в соответствии с агрессивной и гегемонической доктриной нынешних обитателей Белого дома.

       В своем безумном интервенционном поведении, со всей ясностью разочарованный тем, что он считает недостаточной международной поддержкой своих незаконных стремлений, господин Джордж Буш вновь выступил с призывом, чтобы привлечь новых сообщников в целях проведения своей враждебной и агрессивной политики по отношению к кубинскому народу.

       Ужесточение политической и медийной кампании нынешней американской администрации против Кубы, превосходящей все ранее наблюдавшееся, было подтверждено в антикубинском выступлении президента Буша в Белом доме 21 мая 2008 года.

       В контексте этой стратегии стоит подчеркнуть новую поездку заместителя государственного секретаря Кирстин Мэдисон и проконсула в целях реколонизации "виртуальной" Кубы Калеба Маккерри, совершенную 7 - 16 апреля этого года по столицам различных европейских стран.

       Указанные фигуранты антикубинской политики Вашингтона сосредоточили свои усилия на том, чтобы помешать отмене санкций, несправедливо установленных Европейским союзом в 2003 году, воспрепятствовать визитам на Кубу высоких европейских руководителей и навязать поддержку антикубинской политики Соединенных Штатов в трансатлантическом диалоге с Евросоюзом.

       Чтобы свергнуть конституционный порядок, установленный и узаконенный кубинским народом, - что является основной целью политики экономической, торговой и финансовой блокады, - правительство Соединенных Штатов применяет все имеющиеся у него средства, чтобы вербовать, организовывать и финансировать лиц, родившихся на Кубе, которые выступают как наемники враждебной и агрессивной политики Соединенных Штатов против кубинской нации. Куба представила неоспоримые аргументы и доказательства этих действий, которые американская администрация не смогла опровергнуть.

       Агентство Соединенных Штатов по международному развитию (ЮСАИД) является одним из орудий, используемых, чтобы направлять деньги для оплаты наемников Соединенных Штатов на Кубе, прямо вовлекая  в эти операции Отдел интересов США в Гаване.

       14 мая 2008 года это федеральное агентство созвало заседание в своем головном офисе в Вашингтоне, с тем чтобы распределить дополнительные 45 миллионов долларов, выделенных администрацией Буша на ведение необъявленной войны против кубинского народа.

       Вел это заседание начальник отдела ЮСАИД по делам Латинской Америки Хосе Карденас, бывший одним из руководителей Кубино-американского национального фонда (КАНФ), созданного по указанию администрации Рейгана и участвующего в организации и финансировании различных террористических акций против Кубы. На нем были выделены дополнительные федеральные фонды для выявления других НПО в третьих странах с тем, чтобы нанимать их услуги с целью выполнения агрессивных действий против Кубы.

       Подчеркнув значительное расширение антикубинской программы ЮСАИД, начальник отдела агентства по делам Латинской Америки отметил, что бюджет, составлявший в 2007 году 13 миллионов долларов, был увеличен в финансовом 2008 году до 45 миллионов, как свидетельство того, насколько приоритетным является для администрации Буша подавление Революции кубинского народа.

       Вдобавок ко всему, сейчас правительство Соединенных Штатов использует своих дипломатических представителей в Гаване для передачи денег,

поступающих от признанно террористических организаций, находящихся на американской территории, подрывным группам на Кубе, как заявило недавно правительство Республики Куба.

       В следующих главах этого доклада дается актуализированная информация о последствиях экономической, торговой и финансовой блокады Кубы, установленной Соединенными Штатами, в период с момента принятия резолюции 62/3 до 31 мая 2008 года, основная характеристика которого – это ужесточение политики, направленной на разгром Кубинской революции. Обращается внимание на то, что нельзя было включить в этот документ значительное число примеров зловещего воздействия американской блокады на Кубу во избежание новых репрессий и побочного ущерба поставщикам и учреждениям третьих стран, поддерживающим экономические, торговые и финансовые связи с Кубой, уважая международное право и сопротивляясь экстерриториальному давлению в результате экономической войны, которую продолжает вести правительство Соединенных Штатов против кубинского народа, его стремления к свободе, независимости и суверенитету.

 

 

2. Применение Плана Буша в целях реколонизации Кубы.

Ужесточение блокады со стороны Соединенных Штатов

 

       24 октября 2007 года президент Буш, следуя своей настойчивой политике враждебности, объявил о новой эскалации антикубинских действий. В речи, произнесенной в тот день, он подтвердил, что продолжит политику блокады, и заявил о "новых инициативах", к чему добавил призыв к использованию силы в целях свержения кубинского конституционного правительства.

       Новые акции, объявленные президентом, прекрасно сочетались со стратегией, намеченной в Плане реколонизации Кубы (далее План Буша), принятом 6 мая 2004 года и разработанном Президентской комиссией**,  созданной по инициативе самого президента Буша с нескрываемым намерением задавить Кубинскую революцию. 

       План Буша был актуализирован и усилен 10 июля 2006 года. В этом процессе к Плану была добавлена секретная глава, включавшая меры и акции, которые нельзя было обнародовать в силу того, что они явно нарушали международное право.

       В докладе, представленном Главным бюджетно-контрольным управлением США (англ. аббревиатура GAO) и опубликованном в ноябре 2007 года по просьбе члена палаты представителей от штата Нью-Йорк демократа Чарльза Ранхеля -  председателя комитета по путям и средствам палаты представителей, открыто признавалось, что блокада Кубы представляет собой совокупность самых широких экономических санкций, наложенных Соединенными Штатами, с учетом 20 программ санкций, примененных к разным странам. 

       До декабря 2007 года, по самым скромным подсчетам, политика экономической, торговой и финансовой блокады Кубы нанесла стране экономический ущерб, превышающий 93 миллиарда долларов.

       В качестве неопровержимых доказательств многочисленных акций, примененных для усиления навязанной Кубе железной блокады в период с июля 2007 года и за первое полугодие 2008 года, можно привести следующие:

 

?      30 июня 2007 года работники Департамента внутренней безопасности Соединенных Штатов задержали на границе Мэн-Квебек груз медицинских пожертвований, собранный Караваном дружбы Квебек-Куба, который должен был доставить в Гавану 18-й Караван организации "Пасторы за мир". Согласно сообщению этой неправительственной организации, американские должностные лица получили указания не пропускать ничего, предназначаемого для Кубы, и груз был задержан на 30 дней в целях расследования предположительной "угрозы" безопасности США.

 

?      11 июля 2007 года Офис контроля за иностранными активами (ОФАК) сообщил, что американская компания "Logica CMG, Inc." была оштрафована на 220 000 долларов, так как предшествующее предприятие "CMG Telecommunications, Inc." собрало, смонтировало и отправило компьютеры на Кубу и после этого предложило техническую помощь.

 

?      5 августа 2007 года стало известно, что государственное казначейство не возобновило разрешение американской НПО "Population Services  International (PSI)" для продолжения своих ее планов сотрудничества с Кубой, включавших поставку презервативов "Вивес" и их распределение среди групп риска, подверженных угрозе заражения СПИДом.

 

?      18 декабря 2007 года сенатор Билл Нельсон (Д-Флорида) представил законопроект S.2503 "Для запрещения въезда в США иностранцев, которые прямо или значительно содействовали повышению способности Кубы разрабатывать ее нефтяные ресурсы". Этот законопроект предлагает отменить Соглашение о морских границах и другие меры, ссылаясь на необходимость "противостоять потенциальной опасности, угрожающей экосистемам Флориды" в результате кубинской программы разведки и эксплуатации нефти в своей эксклюзивной экономической зоне.

 

?      24 января 2008 года газета "Ойл энд Гэс Джорнел" сообщила, что тот же сенатор Билл Нельсон отправил президенту Бушу письмо с просьбой не возобновлять Соглашение о морских границах между США и Кубой, подписанное в 1977 году.

 

?      7 февраля 2008 года Белый дом опубликовал уведомление, составленное президентом Бушем 6 февраля, под названием "Продолжение национального чрезвычайного положения в отношении Кубы и срочных полномочий в отношении регулирования норм якорных стоянок и передвижения судов", которое продлевает срок действия президентского обращения 7757 от 2004 года, расширившее масштаб чрезвычайных мер в отношении Кубы, чтобы воспрепятствовать входу прогулочных американских судов в кубинские воды, таким образом лишая страну пути поступления финансовых ресурсов и ужесточая блокаду.

       

?      22 февраля 2008 года, согласно сообщениям ОФАК, были оштрафованы два американских учреждения – "Bank Atlantic" и "RMO, Inc.". В первом случае основой для наложения штрафа послужило то, что в июле 2004 года не было заблокировано финансовое перечисление, в котором предположительно участвовали капиталы кубинского правительства. Во втором случае ссылались на предположительное начало перечисления фондов, связанных с поездками на Кубу. В тот же день также были оштрафованы 5 граждан на общую сумму 9 238,87 доллара за покупку кубинских сигар через Интернет.

 

?      4 апреля 2008 года Департамент внутренней безопасности, в частности служба береговой охраны США, выпустил новые правила безопасности для кораблей, прибывающих на американскую территорию из определенных стран, включая Кубу, считая действующие "неэффективными для выполнения антитеррористических мер". Согласно этим мерам, суда, прибыв в американские порты, должны подвергаться дополнительным инспекциям, и на них должны налагаться дополнительные начисления по статье безопасности.

 

?      11 апреля 2008 года, как сообщил ОФАК, был оштрафован банк "United Advantage Northwest Federal Credit Union" на сумму 2 970,00 доллара за перечисление фондов, предназначенных для Кубы, без разрешения. Также были оштрафованы 3 граждан на общую сумму 1 898,04 доллара за покупку кубинских сигар через Интернет.

 

?      14 апреля 2008 года, как сообщил ОФАК, американская финансовая компания "Citygroup" была оштрафована на сумму 16 250,00 доллара за принятие без разрешения оплаты за товар, отправленный кубинским предприятием. Также были оштрафованы трое граждан, один за получение или оплату товаров и услуг, в которых Куба могла иметь свои капиталы, второй - за осуществление торговых сделок по предоставлению услуг и последний - за покупку кубинских сигар через Интернет. Суммы штрафов составили соответственно 6 000, 1063 и 282,50 доллара.

 

 

3. ЭКСТЕРРИТОРИАЛЬНОСТЬ В ПОЛИТИКЕ БЛОКАДЫ

 

       В течение последнего года администрация Буша приняла новые меры и правила, еще более ужесточающие санкции и экстерриториальное преследование граждан, учреждений и предприятий третьих стран, которые устанавливают или просто хотят установить экономические, торговые, финансовые или научно-технические отношения с Кубой, присвоив себе право выносить решения по делам, являющимся атрибутом суверенитета других государств.

       Непрерывный процесс слияний и мегаслияний международных предприятий, а также стратегические альянсы в мировом масштабе с большим участием Соединенных Штатов продолжают отрицательно сказываться на Кубе и способствуют ужесточению негативного экстерриториального воздействия блокады, сокращая до минимума международное экономическое пространство, в котором может оперировать Куба, и таким образом еще больше усложняя включение страны в мировую экономику.

       Это обстоятельство, наряду с запретом на использование американского доллара в торговых и финансовых операциях и давлением и угрозами со стороны американских должностных лиц, стремящихся затруднить или не допустить осуществление любых операций – торговых, финансовых или по сотрудничеству с кубинскими учреждениями, приводит к значительному увеличению затрат и стоимости операций, проводимых Кубой в целях функционирования ее экономики и обеспечения основных материальных условий жизни ее населению.

       В период с мая 2007 года по апрель 2008 года американское казначейство продолжало преследование в мировом масштабе финансовых и банковских учреждений других стран с тем, чтобы помешать каким-либо отношениям или сделкам с Кубой. Таким же образом они предпринимают действия, чтобы ограничить право любой страны торговать на свободной и суверенной основе со всеми, с кем она пожелает, грубо угрожая предприятиям третьих стран и побуждая их прекратить продажи и аннулировать контракты с Кубой.

       Соединенные Штаты продолжают присваивать себе право устанавливать законы от имени и для других стран, касающиеся их отношений с Кубой, даже присваивая себе полномочия сертифицировать поведение и действия других государств. Стоит еще раз напомнить, что экстерриториальные положения этой политики, наносящие значительные потери и ущерб Кубе и третьим странам, включают следующие аспекты:

 

•      Американским дочерним компаниям, находящимся в третьих странах, запрещается совершать любые операции с предприятиями на Кубе;

 

•      Предприятиям третьих стран запрещается экспортировать в США продукты кубинского происхождения или продукты, в изготовлении которых использован какой-либо компонент этого происхождения;

 

•      Предприятиям третьих стран запрещается продавать Кубе товары и услуги, технология которых включает более 10% американских компонентов, хотя бы владельцами этих предприятий были граждане данных стран;

 

•      Запрещается заходить в американские порты судам, перевозящим продукты с Кубы или на Кубу, независимо от порта их приписки; 

 

•      Банкам третьих стран запрещается открывать счета в долларах США на имя кубинских юридических и физических лиц и осуществлять финансовые операции в этой валюте с кубинскими предприятиями и лицами;

 

•      Наказываются предприниматели третьих стран, осуществляющие инвестиции или сделки с Кубой, им отказывается в выдаче визы для въезда в Соединенные Штаты (отказ распространяется на их родственников), и они даже могут стать объектом правовых действий в американских судах в случае, если операции с Кубой связаны с собственностью, на которую претендуют американские граждане или те, кто, родившись на Кубе, приобрел это гражданство позже.

 

 

4. УЩЕРБ, ПРИЧИНЕННЫЙ БЛОКАДОЙ САМЫМ ВАЖНЫМ СОЦИАЛЬНЫМ СФЕРАМ

 

       С самого начала применения против Кубы положений блокады первостепенными объектами американской агрессии были сферы питания и здравоохранения. Сущностью этой геноцидной политики являются действия, направленные на создание условий, которые вызвали бы среди кубинского народа голод, болезни и отчаяние, что привело бы к возможному свержению правительства.

 

 

ПИТАНИЕ

 

              В период, рассматриваемый в данном докладе, блокада нанесла сфере питания ущерб, превышающий 174 миллиона долларов. Блокада продолжала отрицательно сказываться на производстве продуктов питания, предназначенных для потребления населением.

       Помимо того, что в этот период пришлось противостоять ускоренному росту международных цен на продукты питания, Куба была вынуждена производить внеочередные дополнительные затраты из-за ограничений, навязанных положениями американской блокады.

?      На импорте продуктов питания из Соединенных Штатов продолжает сказываться фактор ненадежности. К нему применяются строгие меры надзора и выдачи разрешений на экспорт и транспортировку сельскохозяйственных продуктов в нашу страну. В 2007 году предприятие "АЛИМПОРТ" было вынуждено парализовать фонды на 10-15 дней до получения товаров, что причинило ущерб порядка 30 миллионов долларов. К уже известным препятствиям добавляется теперь новое положение, вступившее в силу 18 апреля, о дополнительной инспекции судов, чем намереваются еще более затруднить продажу Кубе продуктов питания, так как это ведет к удорожанию операций транспортирующих их судоходных компаний и следовательно побуждает их отказаться от этих сделок.

 

?      Если бы у Кубы был доступ к технологии для разведения птицы, которую используют США, можно было бы производить на 153 миллиона яиц больше нынешней продукции, и экономия объема потребляемого корма составила бы 6,8 миллиона долларов ежегодно.

 

?      Нанесен ущерб производству куриного мяса и следовательно потреблению его населением по причине нехватки птичников с контролируемой температурой и соответствующего оборудования для ухода за ними. Если бы Куба располагала необходимым оборудованием, то производство увеличилось бы на 35,3 миллиона долларов, и, кроме того, был бы обеспечен устойчивый и надежный источник белков для населения и рабочие места для более 4 тысяч работников этой сферы, которые были переведены на другие работы.

 

?      Сельскохозяйственный сектор не имеет возможности приобретать сертифицированные семена высокой урожайности у специализированных предприятий США, известных высоким генетическим качеством своей продукции. В 2007 году было импортировано около 27 652,65 тонны картофеля, из них 10 461,45 тонны были закуплены в Канаде, 17 191,2 – в Европе и около  67,3 тонны семян овощей были куплены в Европе, Японии и на Ближнем Востоке. Импорт семян из этих регионов может длиться до двух месяцев, что может вызвать задержки в программе сева этих культур. Если бы можно было импортировать эти семена с американской территории, Куба сэкономила бы около 177 844,65 доллара.

 

       В числе примеров, иллюстрирующих экстерриториальность в сфере питания, можно назвать следующие:

 

?      Совместное предприятие "Лос Порталес" с кубино-французским капиталом, учрежденное для производства воды и прохладительных напитков, потерпело убытки после того, как мексиканское предприятие FAMEX S.A. de CV, поставлявшее алюминиевую тару, приняло решение сменить поставщика алюминия. Тара, производимая для Кубы, не может иметь более 12% американских компонентов, а сейчас они не могут выполнять это требование. Вследствие этого стоимость каждой тысячи импортируемой тары возросла на 6,15 доллара. В течение этого периода предприятию "Лос Порталес" пришлось дополнительно затратить порядка 900 тысяч долларов.  Подобный же ущерб был нанесен совместному предприятию "Буканеро" с кубино-бельгийско-бразильским капиталом, поскольку у него был тот же поставщик тары для пива и напитков "мальта". Вышеуказанному предприятию пришлось дополнительно уплатить 1,2 миллиона долларов.

 

?      Кубинское предприятие "Макимпорт" было вынуждено использовать посредника для закупки оборудования в целях улучшения технологии кубинской рисовой промышленности, поскольку компания-поставщик отказалась иметь дело непосредственно с Кубой, чтобы это не отразилось на ее интересах в США. Кубинское предприятие понесло убытки порядка 75 600 долларов.

 

?      Совместное предприятие "КОРАКАН" с кубино-канадским капиталом, учрежденное для производства и реализации продуктов питания быстрого приготовления, понесло потери с июля 2007 года  вследствие аннулирования контракта N 12-07/08 на импорт сахара с бразильской фирмой АО "COSAN", поскольку она сообщила, что она теперь стала публичным предприятием "NEW YORK STOCK EXCHANGE-NYSE" и следует биржевому курсу, поэтому не может больше торговать с Кубой. Была аннулирована отгрузка уже законтрактованных 270 тонн. Вследствие отсутствия поставок и остановки этого производства на 7 дней не было продано товаров на сумму 180 тысяч долларов, и пришлось прибегнуть к дополнительным затратам на сумму 11,5 тысячи долларов на комиссионные сборы и банковские проценты.

 

 

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

 

       За период с мая 2007 года по апрель 2008 года ущерб, нанесенный сфере здравоохранения, превысил 25 миллионов долларов.

       К экономическим потерям, вызванным увеличением стоимости продуктов и оборудования, приобретаемых на более удаленных рынках, и использованием посредников в этих целях, добавляются человеческие страдания пациентов, родственников и медицинского персонала, чьи возможности оказания больным должной медицинской помощи ограничены в связи с тем, что американские фармацевтические предприятия обладают эксклюзивными правами на продукты и технологии, играющие решающую роль при лечении определенных заболеваний.

       Ниже приводятся примеры, относящиеся к анализируемому здесь периоду.

 

?      Пострадала помощь, оказываемая кубинским детям в области сердечно-сосудистой хирургии, так как нельзя было применять различные хирургические методы из-за отсутствия определенных расходных материалов. Вследствие необходимости производить закупки этих материалов через третьих лиц и на далеких рынках за этот период были произведены дополнительные расходы на сумму 245 072 доллара, из которых 1 389 были затрачены только на фрахт. Таким образом, было ограничено удовлетворение общих нужд.

?      По причине отказа предприятия "Boston Scientific and Amplatzer" совершать сделки с нашей страной, Куба не смогла приобретать соответствующие приспособления, необходимые для интервенционного катетеризма и других методов закрытия врожденных дефектов сердца. Это привело к увеличению списка кубинских детей, которые ждут проведения операции на открытом сердце, что естественно подразумевает угрозу для жизни и здоровья больных детей. В числе других в такой ситуации оказались:

 

o      Мария Гаинса Посо, 2 года, провинция Ольгин, муниципия Сагуа-де-Танамо, история болезни N 680689.

o      Оливия Олива Баэс, 3 года, провинция Город Гавана, муниципия Сентро-Абана, история болезни N 683826.

o      Феликс Крус, 4 года, провинция Матансас, муниципия Колон, история болезни N 657743.

o      Фидель Валериано Рамос, 6 лет, провинция Матансас, муниципия Хагуэй-Гранде, история болезни N 681080.

 

?      В Национальном центре медицинской генетики не смогли приобрести секвенатор генов, необходимый для его работы, лишь потому, что он производится только американскими компаниями. Его отсутствие не позволяет ставить диагнозы и проводить исследования таких заболеваний как глухота, наследственная потеря слуха, наследственный рак груди, кистовый фиброз и ограничивает проведение диагностики большого числа мутаций в генах, вызывающих такие заболевания как фенилкетонурия, митохондрии, болезни Вильсона и Гиппеля - Линдау и, соответственно, необходимую консультативную генетическую помощь семье.

 

?      Не имея возможности приобрести в США шприцы для инъекции инсулина пациентам-диабетикам, Национальный институт эндокринологии и метаболических заболеваний был вынужден закупить их на азиатских рынках по более высоким ценам.

 

?      Убытки, причиненные Институту онкологии и рентгенобиологии, составили 288 355,00 доллара. Это учреждение было лишено возможности приобрести аппаратуру для лучевой диагностики РЕТ-СТ (Positron Emision Tomography + Computarized Tomography), которая используется в современной онкологии и отличается самым высоким качеством изображений и большой точностью при передаче физиологических данных. В настоящее время в мире существуют 3 изготовителя этой технологии; правительство США запрещает этим компаниям продавать их продукцию Кубе.

 

?      Кубинскому населению был нанесен ущерб вследствие отказа немецкой фирмы "Siemens" отремонтировать камеру "Гамма" - высокотехнологичную аппаратуру, с большой пользой применяемую в онкологии и в исследованиях; фирма сослалась на то, что запасные части американского происхождения и у них нет разрешения на экспорт, выдаваемого властями этой страны.

 

?      Отказ американского предприятия "Saint-Jude" в продаже протезных клапанов по причине давления со стороны государственного казначейства продолжает отрицательно сказываться не только на хирургических операциях, но также и на гемодинамике, в результате чего страдают пациенты, нуждающиеся в этих стимуляторах сердца.

?      Обмен в образовательной сфере между Кубой и Соединенными Штатами был ограничен ввиду отказа американского правительства предоставить визы специалистам здравоохранения. За данный период было отказано в визах более чем 30 кубинским специалистам, которые должны были принять участие в различных встречах, конференциях и обмене опытом в Соединенных Штатах. К вышесказанному добавляются меры, преграждающие доступ к библиографии и научной документации. Кубе было отказано в членстве в Американском обществе микробиологии.

?      Престижный Институт тропической медицины "Педро Коури" столкнулся с серьезными трудностями при диагностике энцефалита, вызванного вирусом Западного Нила (West Nile) – заболевания, переносимого преимущественно перелетными птицами. Американские фирмы "Fisher" и "Sigma" отказали ему в закупке инкубатора и минерального масла, необходимого для проведения их исследований. Таким же образом, американская фирма "Biorad" отказала Кубе в приобретении аппаратуры для электрофореза в пульсирующем поле, необходимой для молекулярного эпидемиологического надзора за бактериями Salmonella, Escherichia Coli, Shigella и Vibrio Cholerae, вызывающими серьезные инфекции.

 

?      Куба испытала затруднения в осуществлении программы борьбы с ВИЧ/СПИДом по причине отказа американских компаний продать ей аппаратуру для установления диагноза и лечения сероположительных пациентов и больных.

 

?      Блокада мешает торговать с Кубой американским фирмам-производителям плагицидов, опылительного оборудования и средств медицинской энтомологии. Из этого следует, что для приобретения плагицидов и остальных жизненно важных для этой деятельности ресурсов приходится обращаться на альтернативные рынки, что удорожает их стоимость, главным образом по статьям фрахта и высоких комиссионных. В течение этого периода было закуплено опылительное оборудование на сумму 450 000 долларов, запасные части для них на сумму 85 000 долларов и плагициды на 370 000 долларов. Если бы Куба могла приобретать эти продукты на американском рынке, было бы сэкономлено на ценах, транспортировке, фрахте, комиссионных и сроках поставки приблизительно 750 тысяч долларов

 

             Ниже приводятся примеры, свидетельствующие об экстерриториальности в сфере здравоохранения:

 

?      Опасаясь штрафа, японская фирма "Hitachi" отказалась продать аппарат ультрацентрифугирования, ссылаясь на то, что в нем имеются американские компоненты. Данный аппарат необходим для диагностики методом вестерн-блоттирования, являющегося важным элементом при диагнозе заболевания.

 

?      После того, как шведская фирма "Pharmacia" перешла в руки американской компании, у нее нельзя было больше покупать гормон роста GH, используемый в педиатрической эндокринологии для лечения детей с проблемами роста (низкорослых) вследствие нехватки этого гормона. 

 

?      Куба не смогла получить через Глобальный альянс в поддержку вакцинации и иммунизации около 3 миллионов одноразовых шприцов на сумму 256 тысяч долларов для вакцинации детей, поскольку поставщики сообщили, что не могут их продавать, если они предназначаются Кубе.

 

?      Совсем недавно - 4 июня 2008 года – предприятие АО "Merck" сообщило, что английская компания "Whatman" была куплена американской компанией "GE Healthcare", в связи с чем оно получило уведомление от GE о том, что ей категорически запрещается продавать Кубе продукты "Whatman". В письме добавляется: "Мы аннулировали все невыполненные заказы наших клиентов на Кубе и полностью прекратили свои действия в отношении продуктов "Whatman". 

 

 

ДРУГИЕ СОЦИАЛЬНО ВАЖНЫЕ СФЕРЫ

 

Образование и культура

 

       Зловещие последствия экономической, торговой и финансовой блокады Кубы, установленной Соединенными Штатами, в особенности сказались на сферах образования и культуры.

 

 

ОБРАЗОВАНИЕ

 

       Несмотря на огромные усилия, прилагаемые кубинским правительством, чтобы добиться высококачественного образования для всех без исключения и обеспечить постоянное повышение образовательного уровня всего населения, политика блокады продолжает оставаться серьезным препятствием для развития этой сферы. В этом отношении можно указать на следующее:

 

•      Система образования с начального до высшего сталкивается с серьезными ограничениями при обеспечении материально-учебной базы, лабораторного оборудования и лабораторных материалов ввиду препятствий, возникающих из-за блокады при их приобретении на международном рынке.

 

•      Отрицательное воздействие блокады в особенности сказывается на школах с определенным уклоном и специальных учебных центрах для инвалидов.  Последним не удается получить доступ к диагностическим средствам, компьютерам и дидактическим материалам, которые в основном производятся в США, а также к расходным материалам, запасным частям и другому оборудованию, производимому американскими предприятиями или их дочерними компаниями, находящимися в третьих странах. Это касается 16 специальных школ для глухих детей и 5 детских садов, которым требуется специализированное оборудование для развития слухового восприятия. В каждом из них должен иметься аудитивный кабинет и два визуализатора устной речи для индивидуальных компенсационно-корректирующих занятий.

 

•      Около 2 230 детей с опорно-двигательными ограничениями, обслуживаемых амбулаторно, лишены компьютерных средств, продаваемых фирмами по патентам США, - таких как "умная" клавиатура, тактильные экраны, выключатели и др. Также не было возможности приобрести кресла-коляски для детей, нуждающихся в них, поскольку американские компании отказываются их продавать. Так, отказ на заявку был получен через www.spinlife.com. Большая часть предприятий с техническими возможностями для удовлетворения специальных образовательных нужд являются американскими – это "WPPISI", "WAIS" и "GRACE ARTHUR". Кубинские дети не имеют доступа к их продуктам.

 

•      Современное обучение требует интенсивного использования компьютеров в пропорции не менее 1 компьютера на 10 учащихся. В случае Кубы, по причине финансовых ограничений, навязываемых нам блокадой, мы вынуждены использовать один компьютер на 33 учащихся.

 

•      Ввиду невозможности закупить на американском рынке или в дочерних предприятиях расходные материалы на 2008-2009 учебный год, страна была вынуждена приобрести их на более удаленных рынках, затратив при этом дополнительно, только по статье транспортировки, 2 505 600 долларов.

 

?      Блокада преграждает доступ к важнейшим информационным продуктам, таким как базы данных, библиографии и информатические услуги в Интернете, необходимые для осуществления лучшего и более эффективного учебного процесса и достижения более высокого качества подготовки учащихся. Ограничивается участие кубинских преподавателей и исследователей в научных встречах и последипломных стажировках - так произошло с доктором Хулией Нода Гомес, которой на основании экстерриториальных положений блокады было запрещено участвовать в Мастерской по слежению за появлением и мониторингу птичьего гриппа.

 

?      Из-за невозможности совершать банковские операции между Кубой и Соединенными Штатами американские студенты не смогли принять участие в различных курсах последипломного обучения в кубинских университетах. Только Гаванский университет понес убытки в более чем 1,5 миллиона долларов вследствие того, что пришлось отменить курсы испанского языка, искусства и литературы, истории и экономики, на которых обучались американские студенты в течение ряда лет.

 

КУЛЬТУРА

 

       Кубинская культура не избежала отрицательного воздействия политики блокады, проводимой американским правительством. В результате ужесточения мер блокады как кубинцы, так и американцы были лишены возможности познакомиться с лучшими произведениями искусства и литературы обеих стран.

 

?      В сфере культуры музыканты, деятели изобразительных искусств, артисты балета и театра, в числе прочих, не могли экспонировать и продавать на аукционах свои произведения, представлять спектакли на территории США и продавать свою дискографическую и библиографическую продукцию, несмотря на ее высочайшее качество и международное признание. Те, кто выступал в этой стране, не смогли получить за представления денежного вознаграждения, сопровождающего премии, присужденные им престижными организациями, а также не смогли получить сумм, причитающихся за авторские права.

 

?      Кубинские предприятия "EGREM" и "Bis Music" не могут совершать прямые торговые сделки с американскими клиентами, чтобы разместить на американском рынке записи кубинской музыки, чье качество признается во всем мире, поскольку эти предприниматели опасаются, что будут наказаны в силу положений блокады. Вследствие этого Куба вынуждена продавать свой продукт через третьи страны с дополнительным увеличением затрат на 20%.

 

?      Кубинская кинематографическая промышленность не может продавать свои произведения по спутниковой связи, хотя этот механизм часто используется в настоящее время для продажи фильмов и репортажей, поскольку, среди прочих причин, США являются почти абсолютным владельцем всей технологии. Если бы Куба могла совершать эти продажи, то получила бы дополнительные доходы на сумму 5 миллионов долларов, которые были бы использованы для улучшения работы 358 кинозалов, 174 видеозалов и 160 видеотек, нуждающихся в приобретении проекторов, звуковой аппаратуры, передатчиков аудиовизуальных сигналов, так же, как их запчастей, считывающих приборов VHS и DVD, кресел для кинотеатров и ковров – все это приходится приобретать в Европе по более высоким ценам. Например, один видеопроектор стоит в США 3 тысячи долларов, в то время как в Европе он стоит 5 тысяч долларов.

 

?      В первой половине апреля 2008 года американское правительство отказало в визах кинорежиссеру Хуану Карлосу Табио и актеру Луису Альберто Гарсиа, которые должны были участвовать в нью-йоркском Кинофестивале "Гавана", где их должны были чествовать за их работу. К предыдущему надо добавить имена других известных кубинских артистов, которым также было отказано в визе для присутствия на важных международных мероприятиях, таких как Чикагский фестиваль латиноамериканского кино, Sundance Film Festival и Латиноамериканский фестиваль в Лос-Анджелесе.

 

?      Англо-американский художник Питер Нейдин, проживающий в Нью-Йорке, накануне открытия его выставки "Первый штрих" в Гаване, был вынужден из-за законов блокады отправить свои произведения на Кубу с канадской территории, что привело к дополнительным затратам в размере более 5 тысяч долларов. Государственное казначейство США долгое время не давало разрешение на поездку этого художника, из-за чего он пропустил ряд своих выставок.

 

 

ТРАНСПОРТ

 

       Кубинское государство начало претворять в жизнь широкую программу восстановления сферы транспорта, прямые результаты которой уже ощущаются населением и отражаются на кубинской экономике. Однако, несмотря на усилия и волю кубинского правительства, блокада продолжает отрицательно сказываться на более ускоренном восстановлении этой отрасли.

       Ниже приводятся некоторые примеры ущерба, причиненного этой сфере:

 

•      Невозможность приобретать детали и запасные части для ремонта кубинских локомотивов, в своем огромном большинстве американского происхождения, привела к сокращению грузовых перевозок. В этот период из-за нехватки локомотивов было отменено 280 рейсов и не было перевезено около 250 тысяч тонн товаров. Если экономический ущерб, испытанный предприятием железных дорог, был значительным, то еще больший ущерб был нанесен населению, поскольку большая часть этих товаров предназначалась для распределения основных продуктов питания, потребляемых населением.

 

•      Задержка в осуществлении торговых операций в целях приобретения деталей и запасных частей из-за необходимости искать посредников и ввиду отдаленности рынков привела к тому, что система "МЕТРОБУС" не перевезла в период 2007-2008 годов более 19 миллионов пассажиров.

 

•      В сфере транспорта блокада стала причиной дополнительных затрат на сумму более 70 миллионов долларов Эта цифра включает рост импортных цен из-за смены рынков - почти 18 миллионов; дополнительное финансирование за фактор риск-страна – 5 миллионов; дополнительные затраты на фрахт и страховку – 21 миллион долларов; дополнительную стоимость иммобилизации средств на складах – 18 миллионов и валютный ущерб в силу колебания валютных курсов и большей стоимости финансирования – около 8 миллионов долларов.

 

•      Примером экстерриториальности в применении блокады Кубы в сфере транспорта является нарушение, совершенное в отношении судоходных компаний "P&O Needlloyd" (бывшего клиента) и "CMA-CGM" (Франция), у которых были конфискованы фонды на сумму соответственно 56 тысяч и 500 тысяч долларов за совершение сделок в долларах с гаванским терминалом контейнеров.

 

 

4.1    УЩЕРБ, ПРИЧИНЕННЫЙ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

       С самого начала их применения положения блокады были направлены на то, чтобы лишить Кубу денежных поступлений за экспорт товаров и услуг, преградить или затруднить доступ страны к внешним источникам финансирования, вызвать увеличение затрат, будь то за приобретение продуктов по более высоким ценам или преградив стране доступ на ближние рынки, и следовательно вынудить расходовать больше средств на транспорт или иммобилизовать больше ресурсов на складах из-за увеличения географических расстояний своей торговли.

       В течение этого периода продолжалось и усиливалось преследование всех торговых и банковских операций Кубы в любой стране мира, что доказывает, что блокада далеко не является вопросом двусторонних отношений, как утверждает американское правительство.

       По подсчетам, в 2007 году убытки в сфере экспорта товаров и услуг составили 1,7456 миллиарда долларов. В эту цифру включается ущерб, нанесенный экспорту, традиционно направлявшемуся на этот рынок, но сегодня для него закрытый, - это сельскохозяйственные продукты, овощи, фрукты, кофе, мед, рыба и морепродукты, табачный лист и сигары, сахар и производные, ром, полезные ископаемые и другое, все это с учетом их наличия, уровня импорта и потребления продуктов и услуг, а также доли, какую могли бы иметь продукты кубинского происхождения на этом рынке.

       Географическое перераспределение торговли и рынков, к которому вынудили Кубу, и экономический ущерб и убытки, являющиеся следствием экстерриториальности американской политики, заставили кубинскую внешнюю торговлю совершить огромные затраты. Эти убытки составляют около 956,2 миллиона долларов, сюда входит рост цен на закупаемые страной продукты, повышение стоимости фрахта и страховки за транспортировку, чрезмерная иммобилизация ресурсов на складах и в резерве, а также самые обременительные условия финансирования и потери на колебаниях валютных ставок вследствие давления, оказываемого США на банковские учреждения и запрета использовать доллар в операциях, осуществляемых страной.

       В течение этого периода политика США была направлена на то, чтобы создавать препятствия для валютно-финансовых операций Кубы, не допускать использование доллара в этих сделках, а также преграждать доступ к источникам финансирования. Будучи вынужденной использовать другую иностранную валюту, страна должна была произвести непредвиденные затраты вследствие колебания валютных ставок и других банковских расходов (так называемый двойной форекс).

       Примером вышесказанного является случай с одним кубинским банком, получившим кредит от одного европейского учреждения в долларах США, но подлежащий оплате в евро. В целом сумма выплат за 12 месяцев возросла на 0,14% по причине двойного обмена валюты.

       Период, рассматриваемый в этом докладе, характеризовался, в основном, сокращением возможностей использовать наши корреспондентские банки с уменьшением оперативности совершаемых действий, поскольку без предварительного предупреждения приходится искать новые пути для осуществления внешних операций, помимо уже известных ограничений в использовании доллара США как средства оплаты.

       Продолжается и возрастает тенденция со стороны зарубежных финансовых и банковских учреждений к отказу подтверждать и авизировать аккредитивы, поддерживать связи с кубинскими банками и даже совершать текущие операции на небольшие суммы. Некоторые иностранные банки стали каждый раз при перечислениях, производимых кубинскими учреждениями, требовать доказательств происхождения фондов.

       Следует отметить, что банки и финансовые учреждения, широко представленные в США, опасаются репрессий со стороны американских властей, которые собирают информацию, касающуюся сделок с Кубой, чтобы затруднить доступ к платформам трейдинга бонусов.

Одним из факторов, ужесточающим блокаду Кубы в финансовой области и подтверждающим ее экстерриториальный характер, была мера, принятая 25 июня 2007 года организацией, регулирующей операции на бирже Соединенных Штатов – Комиссией по ценным бумагам и биржам (английская аббревиатура SEC), которая опубликовала на своем сайте Интернета "черный список" иностранных предприятий, поддерживающих деловые связи с пятью странами, считающимися государственным департаментом "покровителями терроризма", в число которых по известным политиканским причинам включена Куба.

       В списке числится 28 предприятий, главным образом банковских, нефтяных, сфер связи, биотехнологии и воздушного сообщения. Кроме того, сайт SEC в Интернете имеет доступ к информации о связях с Кубой, предоставляемой каждым из этих предприятий.

       Далее приводятся некоторые примеры, подтверждающие то, каким образом блокада затрудняет проведение операций кубинских предприятий и учреждений через банки Национальной банковской и финансовой системы.

 

?      27 июня 2007 года стало известно, что филиал банка "ANTON VENETA" в Милане получил от своего головного предприятия указания блокировать любые перечисления на Кубу в любой валюте. Тем же банком 25 июня уже было заморожено банковское перечисление на сумму 41 000 евро, сделанное представительством кубинского туристического предприятия "Кубанакан" в Милане.

 

?      29 августа 2007 года в газете "Файненшиэл Таймс" сообщалось, что около 40 иностранных банков подверглись расследованию со стороны государственного казначейства и министерства юстиции Соединенных Штатов по причине предположительных нарушений американских правовых норм в отношении санкционированных стран, включая Кубу. В газете не назывались эти учреждения, хотя отмечалось, что они в основном европейские и находятся в процессе переговоров, касающихся штрафа, который будет на них наложен.

 

?      1 ноября 2007 года, вскоре после того, как канадское финансовое учреждение "CU Electronic Transaction Services" (CUETS) было куплено канадским дочерним предприятием банка "Bank of America", стало известно, что кредитными картами "MasterCards", выданными данным учреждением, нельзя пользоваться на Кубе, в Северной Корее, Мьанме, Иране и Судане, поскольку это является частью экономических санкций, наложенных США.&nb

Источник: ПСПУ

  Обсудить новость на Форуме