22:01 02.04.2010 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"

Выбор. Падение в пропасть или борьба за спасение.


Комитет по экономическим реформам

Президенту Украины

В. Януковичу

Как гражданка Украины, как ученый – экономист и политик, я приветствую попытку, провозглашенную новой властью, по "крутому повороту" во внутренней и внешней политике. Надеюсь, что Комитет по экономической реформе профессионально и объективно исследует причины катастрофического состояния экономики, социальных бедствий в стране и не станет очередной политической структурой, чтобы заговорить и скрыть истинные причины глубочайшего кризиса в Украине и навязать доверчивому народу Украины, авторитетом этого Комитета, продолжение нынешних реформ. И тем более не примет программу агрессивных реформ, разработанную в США для Украины Институтом Международной экономики  Питерсона.

Как убежденный сторонник социалистической, многократно более эффективной, чем капиталистической системы хозяйствования, и социалистического общества, как во сто крат более гуманного и справедливого, я, тем не менее, не буду вас призывать к социализму, понимая, что не буду вами ни услышана, ни воспринята по известной причине – либеральной идеологии Партии регионов.

Я также не буду тратить бумагу, свое и ваше время на детали, хоть и важные: принципы налогообложения, учетные ставки банков, способы решения множества накопившихся проблем, в том числе социальных. Я сознательно ограничу круг проблем специально, чтобы выделить главную из них. И вам предлагаю в своей работе начать с главного вопроса – с вопроса выбора пути.

Есть только два варианта:

либо Украина продолжает реформы по рецептам Международного валютного фонда (МВФ) и этим продолжается развитие сложившихся тенденций деградации научно-производственного и интеллектуального потенциала страны и ее окончательное превращение в сырьевую периферию мирового рынка с дезинтегрированной и контролируемой извне экономикой, деморализованным населением и распавшимся на антагонистические группы обществом. Обществом, в котором подавляющая часть населения влачит жалкое существование, а малая группка людей все более вызывающе обогащается и вывозит капитал за пределы страны. Сценарий таких реформ по принципам "Вашингтонского консенсуса" универсален. Он применяется для всех стран третьего мира в целях обеспечения свободного движения международного капитала.

В случае выбора пути продолжения такого курса реформ, работу вашего Комитета можно сразу закрыть. Она станет не только бесполезной, она станет вредной.

Либо Комитет придет к правильному пониманию необходимости выбора иного пути. Второй путь предполагает быстрое восстановление имеющегося научно-производственного потенциала и его ускоренное развитие на основе активизации кооперации предприятий Украины с предприятиями стран Единого экономического пространства (ЕЭП) – России, Белоруссии и Казахстана. Это возможно лишь в случае коренного поворота в экономической политике Украины и вхождении нашей страны с Таможенный союз (ТС), а, значит, и в ЕЭП. Тогда и только тогда можно осуществить модернизацию отечественного производства путем широкого внедрения современных технологий, сочетая в себе быстрый рост объемов производства, рост инвестиций, оплаты труда и качества жизни населения. В этом случае остановится деградация трудовых ресурсов Украины и их отток из страны, и начнутся восстановительные процессы.

Другими словами, нужно решить: или пустить лодку по течению и продолжать то, что было все 19 лет - вновь выпрашивать кредиты МВФ (и выполнять, следовательно, условия МВФ для получения этих кредитов) и называть все указания МВФ "реформами, программами украинской власти, программой для людей". Или делать коренной поворот, грести, что есть мочи и направить лодку к надежному берегу Единого экономического пространства с Россией, Беларусью и Казахстаном.

Для страны, и для вас, ее руководителей,  - это главный выбор. Либо падение в пропасть, либо борьба за спасение.

В своей политической деятельности я в третий раз пытаюсь, как ученый-экономист, масштабно предостеречь власть от катастрофической ошибки выбора. В октябре 1995 года с трибуны Верховного Совета Украины я предложила альтернативную правительственной "Экономическую программу предупреждения национальной катастрофы". И программа, и мои предупреждения о неизбежном разгроме экономики Украины и социальных потрясениях зафиксированы стенограммами.

Меня не послушали. Нынешнее положение Украины – это то, о чем я предупреждала 15 лет назад.

В мае 1998 г. я принесла Леониду Кучме, президенту Украины, Программу экономических преобразований, предложенную Академией экономической кибернетики, подписанную 22 академиками, (в том числе, и мною) о необходимости коренных перемен и предлагаемых мерах для этого. Не послушали.

Теперь мое обращение к Президенту Януковичу, которого дважды на выборах поддержала ПСПУ. Надеюсь, что Президент и Комитет изучат мое обращение, услышат и рассмотрят мои аргументы и дадут мне научно обоснованный, а не политический ответ.

Особая, чрезвычайно высокая цена выбора  связана с тем, что запаса прочности у Украины нет. Если 15, 10, 5 лет тому назад он был, сейчас – нет.

Реформы по рецептам МВФ закономерно привели Украину к банкротству. А мировой кризис усугубил бедственное состояние нашей экономики. В итоге ВВП Украины 2009 г. составил лишь 3/4 от уровня 1990 г. Динамика натуральных показателей и вовсе удручающа. Прокат черных металлов в 2009 г. составил лишь 43,3% от уровня 1991 г. производство стали и мяса – 1/3, тканей – 8,3%, молока – 3,4%, тракторов – 1,6%, металлорежущих станков – 0,2%.

Потеряно 14 млн рабочих мест. Качество жизни большинства населения снизилось в 5-6 раз. Численности населения страны сократилась на 6 млн чел, 7 млн выехало на работу за рубеж. За последние 10 лет 150 тыс. человек покончило жизнь самоубийством. Украина заняла первое место в мире по алкоголизации молодежи, распространении туберкулеза и СПИДа.

И все эти "достижения" благодаря кредитной игле МВФ. Это им была повязана политика, приведшая Украину к банкротству.

Выплатить накопленный на сегодня совокупный внешний долг в 103 млрд дол., архитрудно. Так, в этом году нужно по минимуму отдать 22 млрд дол. долга (по курсу 8 грн: 1 дол., это 176 млрд грн), а вся доходная часть бюджета 2009 г. по факту составила 158 млрд грн (если считать без внешних заимствований). Да при  этом нужно учесть, что в 2009г. падение экономики резко усилилось, объёмы производства угрожающе сократились: в машиностроении – на 45%, в строительстве – на 52%, в экспортообеспечивающих отраслях, металлургии и химии – на 26 и 23% соответственно. В целом украинский экспорт за 2009-й год  упал в 2 раза. Угрожающе растет дефицит бюджета, превысивший в 2009-м 100 млрд грн.

Поэтому продолжение такого курса реформ – это усугубление трагедии страны. Из этой пропасти страну нужно срочно вытягивать. Вот почему цена решения, цена выбора особенно высока.

1. Изменить курс внутренней и внешней политики, выполнить волю народа – ваша обязанность.

Вам может показаться, что вы вольны в выборе пути. Что какие-либо ваши личные обязательства перед украинскими и зарубежными спонсорами могут оправдать все ваши попытки вдалбливания в общественное сознание необходимости евроинтеграции, выполнении очередных требований МВФ и указаний США.

Отнюдь. Если вы предложите путь на  евроинтеграцию, вы уподобитесь вашим предшественникам, 19 лет калечившим Украину. Этим и вы стараетесь продолжите растаптывание правовой базы, имеющую высшую юридическую силу в Украине и обязательную для выполнения всеми, в том числе и вами, правовой базы, закрепившей выбор народа Украины быть в Союзном государстве с Россией и Белорусью.

Раскрою этот вопрос подробнее.

1.1.  ЕЭП. Правовая база есть.

С 1 января с.г. начал функционировать единый Таможенный союз (ТС) России, Белоруссии и Казахстана, не позже января 2011 г. начнёт функционировать ЕЭП. В любой момент (подчеркну, в любой!) в него может войти Украина. Не случайно именно  это премьер-министр  России Владимир Путин предложил 5-го марта с.г., президенту Украины Виктору Януковичу, а 25 марта премьер-министру Николаю Азарову на встрече в Москве.

Мощнейшая правовая база для такой интеграции лежит в решениях референдумов 17 марта и 1 декабря 1991 года. Население Украины своим голосованием  и 17 марта, и 1 декабря 1991 года подтвердило действенность Декларации о государственном суверенитете Украины, принятой Верховным Советом Украины 16 июля 1990 года. В последнем разделе Декларации провозглашается: "Декларация является основой для новой Конституции, законов Украины и определяет позиции Республики при заключении международных договоров.  Принципы Декларации о суверенитете Украины используются для подписания союзного договора".

Напомню, решение референдумов имеют высшую юридическую силу и все обязаны их выполнять. Отменить решение референдума можно только  альтернативным референдумом. Но такого в Украине не было. Значит, решения референдумов и 17 марта, и 1 декабря 1991г. действительны  и поныне.

31 мая 1997 г. был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией (ратифицирован парламентом Украины 14 января 1998г.). В этом договоре ст. 1 фиксирует обязательства по стратегическому партнерству и сотрудничеству, а ст.13 конкретно указывает, что  "Высокие Договаривающиеся Стороны развивают равноправное и взаимовыгодное сотрудничество в экономике, воздерживаются от действий, которые могут принести экономический вред друг другу. В этих целях, признавая необходимость поэтапного формирования  и развития общего экономического пространства путём создания условий для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, Стороны предпринимают эффективные меры для согласования стратегии осуществления экономических реформ, углубления экономической интеграции на основе взаимной выгоды, гармонизации хозяйственного законодательства".

Скажем прямо, данный Договор (так называемый Большой Договор) удержал Крым и Севастополь в орбите Украины, снял растущее напряжение в отношениях Киева с ними. Через 10 лет, в 2008-м году Большой Договор был продлен ещё на 10 лет. Следовательно, нормы Большого Договора  действительны и поныне. Кстати, его и дух, и буква полностью соответствует решению всеукраинских референдумом от 17 марта и 1 декабря 1991 года. В соответствии со ст. 9 Конституцию Украины ратифицированные Верховным советом Украины международные соглашения получают статус внутренних законов. Следовательно, они обязательны к исполнению.

В феврале 2000г. президенты Белоруссии, Украины, Казахстана и России подписали Совместное заявление, а в сентябре 2003г. уже само Соглашение о формировании ЕЭП.

20 апреля 2004г.  парламент Украины ратифицировал это Соглашение. И это  действие украинской власти было правомочным, т.к. оно соответствует решениям референдумов 17 марта 1991г. и 1 декабря 1991г.. И соответствует Большому Договору.

В конце декабря 2004г. странами ЕЭП была официально завершена подготовка 92 проектов международно-правовых договоров по формировании ЕЭП, 28 из них были готовы к подписанию. Об этом очень убедительно говорил Н. Азаров, выступая 28 ноября 2008г. на очередном заседании "Украинского форума": "... мы, Украина, Россия, должны вернуться к идее Единого экономического пространства. Она не утрачена и не потеряна. Это та наша возможность, которая позволит нам решать наши проблемы... Когда я уходил в декабре 2004 года из правительства, у нас было подготовлено двадцать восемь готовых документов к подписанию. Двадцать восемь готовых документов!... И более ста документов, определяющих всю канву и все это пространство, были готовы в июне... региональный общий рынок, которым является Единое экономическое пространство, это является перспективой для нас, для нашей экономики, для нашей промышленности. Другого рынка для нас сейчас в ближайшие 10-15 лет нет.  И он... появится в результате, если мы действительно сосредоточим все ресурсы и проведем структурную перестройку нашей экономики. Вот тогда мы сможем куда-то выходить. А пока мы должны быть реалистами... мы чувствовали и видели, это в наших коренных интересах, идея Единого экономического пространства, она отработана уже, документально отработана, колоссальная работа проведена... Сейчас я как специалист не вижу никаких возражений, никаких препятствий для реализации этой идеологии".

Прав и Андрей Березный, национальный координатор на переговорах по участию Украины в ЕЭП в 2004-2006г.,  чётко заявивший в своём интервью о перспективности ЕЭП и подчеркнувший, что "вопрос участия Украины в ЕЭП – это вопрос её цивилизационного выбора" ("2000" 19-25.03.10).

Этот цивилизационный выбор наш народ сделал в 1654г., воссоединившись с Россией. Тогда Богдан Хмельницкий провёл своего рода референдум, опросив все полковые курени. Как я уже подчеркивала выше, этот выбор  народ Украины подтвердили через 337 лет на референдумах 17 марта и 1 декабря 1991г.

Все соцопросы подтверждают, что воля нашего народа не изменилась. Приведу последние из них:  Институт социологии НАНУ, Омнибус, апрель 2009 года – за  присоединение у союзу Россия-Беларусь 59,3% опрошенных; Компания JFAK Ukraina, февраль 2010 г. – за вступление в ЕЭП - 72%; Институт Горшенина, февраль 2010г. – за вхождение в единый Таможенный союз – 81,4%; Research Branding Group, март 2010 – 61% населения Украины главным союзником своей страны считают Россию; Киевский международный институт социологии – на вопрос "Вступать ли Украине в Союз России и Беларуси?", 67 % граждан ответили утвердительно.

Да и практически все избиратели, чьими голосами Янукович стал Президентом Украины голосовали за него как за альтернативу прозападным Ющенко и Тимошенко. Считаю аморальным для Президента, парламентского большинства и нового правительства отказаться от надежд и требований своих избирателей и выполнять волю проигравшей власти и ее избирателей.

1.2. МВФ и ВТО. Правовая база никчемна.

Но Украина до сих пор  не вошла ни в ТС, ни в ЕЭП, ни, тем более, в союзное государство с Россией и Беларусью. Зато  3 июня 1992 года вошла в МВФ. И 16 мая 2008г. во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Это произошло вопреки воли нашего народа, без согласования с ним. В цитируемой мною выше Декларации о государственном суверенитете Украины, в разделе VI "Экономическая самостоятельность" зафиксировано, что Украина "самостоятельно определяет свой экономический статус и закрепляет его в законах".

Вступив в МВФ, Украина сразу лишилась значительной части своей экономической (и политической) самостоятельности, ибо кредиты МВФ предоставляет лишь при условии выполнения его требований. Требования МВФ заключаются прежде всего в уничтожении госсектора экономики как фундамента экономической мощи государства, приватизации общенародной собственности и формирования на этой основе национальной олигархии, которая в дальнейшем становится главным гарантом, генератором и полицейским проведения реформ в интересах Запада.

Предатели нашего народа, пролезшие во власть, прозападные лакеи, начали рвать отношения с Россией и Беларусью и выполнять убийственные для Украины реформы, втягивая нашу страну в МВФ, ВТО, Евросоюз и НАТО. Изначально определяющим было то, что прозападный вектор и вхождение в названные структуры без отмены решений референдумов 17 марта и 1 декабря 1991 года и без отмены или радикального изменений Деклараций о государственном суверенитете Украине с правовой мочки зрения незаконны, никчемны, с политической точки зрения – предательские. Первым предателем стал Л. Кравчук, бывший идеологии КПУ. Он сагитировал Верховный Совет Украины 3 июня 1992 года вступить в МВФ.

Дальше-больше. 9 июля 1997 г. Президент Кучма в Мадриде подписал Хартию об особом партнерстве Украины с НАТО. Это было вопиющим нарушением воли народа Украины, т.к. в Декларации (раздел IX "Внешняя политика") Украина провозгласила себя "постоянно нейтральным государством, которое не  принимает участия в военных блоках и придерживается трёх неядерных принципов: не получать, не производить и не приобретать ядерного оружия". Декларация принята парламентом Украины в 1990-м году и поддержана двумя всеукраинскими референдумами в 1991-м. Затем внеблоковый статус Украины  получил гарантии своей защиты со стороны России, США и Великобритании в Будапештском меморандуме 1994-го года. И дополнительной гарантией добрососедских отношений с Российской Федерацией стало подписание в 1997-м году Большого Договора, ст.6 которого гласит: "Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон воздерживается от участия или поддерживания, каких бы то ни было действий, направленных против другой Высокой Договаривающейся Стороны, и обязуется не заключать с третьими сторонами каких-либо договоров, направленных против другой Стороны. Каждая из Сторон не допустит также, чтобы её территория была использована во вред безопасности другой Стороны".

Таким образом, втягивание Украины в агрессивный военный блок НАТО со всех точек зрения противоправно и аморально, как по отношению к нашему народу, так и к нормам международного права.

Не состоятельной является посылка на принятый в 2003-м году закон Украины "Об основах национальной безопасности" четко указавший на членство Украины в НАТО как стратегию нашей страны. Следует учесть юридическую иерархию принятых решений, Признать верховенство решения референдумов и, значит, признать такой закон неконституционным, противоречащим как Конституции Украины (в преамбуле которой указано, что основой для принятия Конституции являются решения Всеукраинского референдума 1 декабря 1991 г.), так и самому решению референдума.

Для того, чтобы в НАТО Украина вошла страной полностью беспомощной и разграбленной, с безвольным, дезориентированным и вымирающим населением, была задумана такая преступная цепь:

Украина  вМВФ вВТО  в Евросоюз в НАТО.

В 1995 г. украинская власть начала проработку вопроса о вхождении Украины в Организацию мировой торговли ГАТТ (так прежде называлась ВТО), а в "Целевом плане Украина – НАТО на 2003 год" в рамках плана действий Украина – НАТО уже появилось жесткое требование НАТО к Украине - войти в ВТО.

Под лозунгом развития мировой торговли, ВТО ставит своей целью ликвидацию защитных барьеров национальных экономик для беспрепятственного мощного вхождения в них с Запада капитала, товаров и услуг.

После 2008-го, после уже состоявшегося вступления Украины в ВТО,  голоса её апологетов резко поутихли. Выход украинской сельхозпродукции на европейские рынки сразу скукожился до угрозы запрета  для Украины продажи своей же продукции на рынках  своей же страны, ибо еврочиновники сказали, что наша продукция  в массе своей не соответствует стандартам. И даже там, где сыр и масло хороши, но ... сырьё, из которого они сделали, заявление не соответствует стандартам качества. И то, что депутаты пока отстрочили ввод этой драконовской нормы с 1.01.2010г. на несколько более поздний период, то всё - равно этот дамоклов меч опустится! Где в ближайшей перспективе взять сотни миллионов долларов нашим селянам, чтобы модернизировать сырьевую базу и процесс производства конечной продукции?

Та же участь ожидает всех, абсолютно всех: и металлургов, и железнодорожников, и машиностроителей, и строителей. Неужели не понятно, что в конкуренции с Западом Украина заведомо проиграет?

Это, кстати, также полностью развенчивает миф о перспективности зоны свободной торговли (ЗСТ)  с Евросоюзом. Миф, с которым постоянно носился Ющенко, и которым начинают вновь спекулировать сейчас.

С чем Украина может войти в ЗСТ с Евросоюзом? Посмотрите на структуру экспорта нашей страны, которая выродилась до того, что на 80%  она состоит из сырьевых ресурсов. Доля машиностроения упала более чем вдвое (с 37% в 1990-м до 15% в 2008-м). Тогда как по выводам Института экономического прогнозирования НАН Украины для спасения  экономики страны, для её возрождения, для вывода Украины из кризиса  единственным условием является  опережающее развитие обрабатывающей промышленности, а в её структуре – машиностроения.

Абсолютно очевидные вещи – нынешней продукции украинского машиностроения нет места на европейском рынке!

Но без подъема отечественного машиностроения нельзя восстановить утраченные миллионы рабочих мест.

Я потому столь большое внимание уделяю правовой базе выбора, что ныне ее просто отбрасывает в своих дискуссиях. Делая вид, что власть абсолютно свободна в геополитическом выборе Украины. Ничего подобного! Власть обязана выполнять волю народа! Именно решения референдумов и ратифицированные международные договора в русле этих решений референдумов, задают направление интеграции Украины. И власть обязана это выполнять.

2. Петля ВТО – ТС

В интервью российскому телевидению в программе "Вести в субботу" 06.03.2010 президент Янукович заявил, что Украина войдет в ЕЭП только на условиях ВТО, членом которой она является. В связи с этим нужно, чтобы остальные участники ЕЭП также вошли в ВТО.

Мне жаль, что негодные советники вновь подставили Виктора Федоровича, и он перепутал телегу с лошадью. Чтобы войти в ВТО, а, следовательно, открывать свой внутренний рынок, нужно поднять собственное производство и быть уверенным, что выиграешь открытую конкуренцию. Япония с 1945 по 1967г. (22 года!) вела политику жёсткого протекционизма, пока не обеспечила конкурентноспособность своей продукции. И лишь тогда открыла свой рынок.

Так и страны-члены ЕЭП. Они объединились, чтобы поднять своё производство! И до этого момента не может быть никакого вхождения в ВТО. А вот через 5-10 лет этот вопрос можно ставить, будучи уверенным, что страны ЕЭП выиграют конкуренцию на мировой арене. Именно так сделал Китай. Он 15 лет вёл переговоры  о вхождении в ВТО и вошёл в неё уже на выгодных для себя условиях.

Я думаю, у нас есть специалисты в МИДе, Минюсте и Минэкономике, которые подготовят необходимые документы для приостановления членства Украины в ВТО, исходя из форс-мажорных обстоятельств (резко обострившихся экономических и социальных проблем Украины в условиях мирового финансового кризиса). Если будет проявлена политическая воля президента, то парламентское большинство легко всё ратифицирует.

 

3. МВФ. Перспективы Украины

 

Продолжая трагичный для нашей страны путь сотрудничества с МВФ и НАТО, украинская власть должна понимать какие перспективы она готовит Украине.

Меня очень тревожит, что рупором новой власти по евроинтеграции (а значит и продолжению выпрашивания кредитов МВФ) стал Сергей Тигипко, вице-премьер.

Приманка очередного транша в 6 млрд дол. со стороны МВФ  может стать под куполом новой власти для продолжения прозападного, разрушительного для Украины курса реформы.

И под что будет дан этот транш? Что при этом будет потеряно? И что будет через полгода, через год?

МВФ даст кредит только под сокращение дефицита бюджета. Нынешних 12% дефицита он не потерпит и в лучшем случае согласится на 6%. Чтобы уменьшить бюджетную дыру, по всей видимости, МВФ потребует: 1) прекратить дотации из бюджета "Нафтогазу"; 2) убрать дефицит Пенсионного фонда; 3) заморозить социальные программы.

Заметьте, и речи не будет никакой о вложениях в реальный сектор экономики. Никакая  модернизация производства из этих средств не планируется, никакие рабочие места создаваться не будут.

Теперь рассмотрим конкретные требования МВФ:

Первое: дефицит "Нафтогаза" возник из-за чудовищного воровства и превышения закупочных цен на газ над ценами реализации (305 под 230 дол/1000куб.м.). Цена на газ в бюджет 2010 закладывается уже на уровне в 334 дол. Для отказа от дотаций запланируют поднять цену на газ для населения и предприятий. В целом за год ее могут поднять в 2 раза.

Нужно ли лишний раз доказывать, что это повлечет рост за собой всех коммунальных тарифов и рост цен на товары и услуги, производимые в Украине? Это в свою очередь приведёт к сокращению объёмов производства, росту безработицы и дальнейшему падению жизненного уровня подавляющего большинства наших сограждан.

А делать нужно принципиально иное: войти в ТС и получить от России газ в 2 раза дешевле. Да еще внедрять энергосберегающие технологии при модернизации производства. Для населения и жилищно-коммунальных предприятий нужно использовать газ внутренней добычи, который в 5-7 раз стоит меньше закупочного и этим в 2,5-3 раза снизить тарифы на ЖКХ.

Второе: дефицит Пенсионного фонда на сегодня оценивается в 29 млрд грн. и вызван как  сокращением занятости в стране, так и нищенскими зарплатами работающих. Совершенно бездарная система налогообложения, изымающая 47% зарплаты в 4 фонда (по несчастным случаям, по временной нетрудоспособности, обязательного социального страхования и Пенсионный) конечно же, загнала зарплату в тень, стимулируя её выплату в конвертах.

Вместо того, чтобы осуществить комплексную реформу налогообложения, снизить налоги и вывести зарплату из тени, МВФ  требует самого простого. Простого с их точки зрения. Но самого болезненного для нашей страны. МВФ требует проведения пенсионной реформы, чтобы государство отказалось от солидарной пенсионной системы и перевело страну на пенсионное страхование. В навязываемой им трехуровневой пенсионной системе государство будет выплачивать лишь минимальную (социальную) пенсию. При этом, её, как и сегодня, приравняют к искусственно заниженному (как минимум в 3 раза) прожиточному уровню пенсионеров. А всё остальное – страхование. И работодателем, и самим работающим. Накопление этих средств ухватят негосударственные пенсионные фонды, которые будут десятилетиями вольготно пользоваться деньгами, а в любую смутную минуту могут и исчезнуть. Опыт в обворовывании и безнаказанности за это в Украине накоплен огромный (от банка "Украина" и немецких денег остарбайтерам до жилищных пирамид).

Но и это ещё не всё. МВФ и Мировой банк настоятельно требуют повысить пенсионный возраст в Украине: мужчинам до 65, женщинам до 60 лет. Первый отпор этой атаке МВФ при правительстве Ющенко, мы ещё дали с трибуны парламента 10 лет назад. Я тогда привела сравнительные данные по продолжительности жизни в Украине и других странах Европы.

С тех пор ситуация не улучшилась, а ухудшилась. Постоянный координатор ООН и Постоянный представитель Программы развития ООН в Украине Оливье Адам в своём интервью ("День" 2.03.2010г.) сообщил, что " в среднем украинец живёт лишь 63 года. Это на 1,9 года дольше, чем живёт россиянин, но на 17 лет меньше, чем живёт, скажем, швейцарец".

Поэтому когда замминистра финансов Александр Савченко или директор Института демографии и социальных исследований НАНУ Элла Либанова заявляют, что повышение пенсионного возраста обязательно ("Зеркало недели" 6-12.03. и 27.03–2.04 2010г.), это говорит просто об их человеконенавистнической политике.

Всемирный банк додумался еще и не до этого. Он предложил урезать доходы работающих пенсионеров и ввести подоходный налог с пенсий. А чтоб приукрасить привлекательностью, предложил сокращение максимальных пенсий до 6 тыс. грн.

А делать нужно принципиально иное: нужно осуществить ту пенсионную реформу, которая выписана мною во внесенном в парламент законопроекте еще в 1998-м году. В 2001-м он был принят в первом чтении. Нужно, чтобы: 1) все виды пенсий свести в единый Пенсионный Фонд; 2) минимальную пенсию установить на уровне реального прожиточного минимума (равного реальной стоимости жизни). Он составляет сегодня 1240 грн, следовательно,  минимальная (социальная) пенсия должна быть 1240 грн; 3) уровень пенсии должен зависеть от стажа работы и условий труда; 4) никоим образом не должны сокращаться пенсии работающим пенсионерам; 5) максимальная пенсия (как и зарплата) не должна превышать минимальную более чем в 10 раз. То есть не должно быть пенсий более 12,4 тыс. грн.

Конечно, пенсионная реформа требует реформы системы оплаты труда. Проект закона  "Об оплате труда" мною также разработан и находится в парламенте.

Третье: Замораживание социальных программ – это безусловное и категорическое требование МВФ. С этим соглашаться недопустимо.

Денег у населения катастрофически не хватает. Внутренний рынок искусственно сужен. Радикальное повышение уровня зарплат, пенсий, стипендий, социальных выплат безальтернативно необходимо для Украины. Иначе – продолжение политики геноцида.

Однако при этом  нужно понимать, что в условиях ВТО (открытых границ и засилья импорта) простое повышение уровня социальных выплат профинансирует прежде всего оживление производства за рубежом, а не в Украине. Мы опять убеждаемся, что без оживления отечественного реального сектора производства, комплексно и эффективно проблемы экономики и социальной сферы не решить.

Потому нужно не социальные программы сокращать, а направить все усилия государства на оживление реального сектора экономики. И в первую очередь на восстановление машиностроительного производства.

   Понятно, что Запад инвестиции в него и заказы на него нам не даст. Надежды только на кооперацию в условиях ЕЭП.

Выгоды от интеграции с Россией четко видны на примере Белоруссии, 2 апреля 1996 года с подписавшей договор Российской Федерацией о создании союзного государства Беларуси и России. За 14 лет их содружества поднято с колен на ноги 26 тысяч предприятий в Белоруссии и России, названо в отчете госсекретаря Союзного государства П. Бородина на пресс-конференции. 31.03.10. Белоруссия занимает первое место среди стран СНГ по объему товарооборота с Россией. В 2009 г. Беларусь поставила товаров на 23,4 млрд дол, Украина – на 22,9, Казахстан – на 12,8, остальные страны СНГ – на 8,8. При этом Беларусь поставляет "Белазы", трактора, холодильники и телевизоры, трикотаж, белье и косметику, а Украина в основном сырье.

Что ещё необходимо подчеркнуть: требования МВФ никоим образом не ущемляют интересы олигархии и банковской мафии. Всегда и везде все реформы МВФ проводятся только за счет населения. Вот и сегодня, их продолжение приведет к дальнейшему ограблению трудящихся и защите олигархии. Все это осуществляется под зомбирующим политическим штампом о необходимости непопулярных (грабительских для населения) реформ.

А почему не использовать популярные меры? Ведь явный и скрытый гнев народа вызывает концентрация огромного капитала у малой группки людей. По словам председателя парламента Владимира Литвина все богатство страны сосредоточено в руках 50 семей. По данным СБУ вывоз капитала из Украины в особо крупных размерах осуществили 500 семей. Готовя свой законопроект и консультируясь по нему со специалистами из экономического управления СБУ, я поняла, что там знают поименно – кто, куда и сколько вывез.

Поэтому необходимо делать следующее:

1) принять в парламенте внесенный мною законопроект "О механизме возврата капитала, вывезенного из Украины". Вывезено около 400 млрд дол. Закон позволяет уже за 3 месяца значительную часть вернуть в страну;

2) обязать эти 50 семей (в т.ч. и известных 5 миллиардеров – Ахметова, Пинчука, Коломойского, Боголюбова и Жеваго) срочным образом внести в казну десятину от своего капитала. Пусть богатые поделятся с бедными;

3) ввести для богатых людей налог на недвижимость (начиная со 100 кв. м. общей площади на человека и используя специальный повышающий  коэффициент - 1,5, для домов повышенной комфортности, показателем которой является встроенный в  частный дом лифт) и специальные повышающие налоги на 2-ю квартиру и 2-ю машину (ибо если на человека оформлено 2 и более квартиры, 2 и более машины, то он в состоянии платить и большие налоги).

Это фрагменты из предложенной мною еще 10 лет назад Концепции налогового кодекса. Нужно убрать НДС, снизить налоговый гнет на производство, на малый бизнес, а увеличить налоги на потребление предметов роскоши и сверхдорогих услуг.

Вот такие реформы будут популярными.

Понимаю, они противоречат интересам мировой и отечественной олигархии, поэтому о них и не упоминает МВФ. Но именно эти реформы соответствуют национальным интересам Украины, они и только они законны и соответствуют интересам абсолютного большинства граждан Украины.

4. ТС. Перспективы Украины

 

9 июня 2009г. в Москве было объявлено о создании Таможенного союза трёх стран – России, Белоруссии и Казахстана. В ноябре 2009г.  главы государств на заседании Межгосударственного совета одобрили Таможенный кодекс ТС, с 1 января 2010г. вступил в силу единый таможенный тариф.

В Межгосударственном совете, высшем органе ТС решения принимаются голосованием и считаются принятыми при 2/3 голосов. Количество голосов определяется пропорционально взносам в бюджет ТС. Взносы определены в следующей пропорции: Беларусь – 21,5, Казахстан – 21,5 и Россия – 57%. Сразу хочу подчеркнуть, что для принятия решения одних российских голосов недостаточно, нужна поддержка и другой (других) страны.

Координирует проведение согласованной политики сторон Комиссия ТС. Подписанные соглашения стран-участниц ТС, предусматривают перенос таможенного контроля на внешний периметр организации, устранение таможенных процедур во взаимной торговле товарами национального производства; унификацию форм и методов сбора внешнеторговой статистики; введение единых санитарных, ветеринарных и фитосанитарных норм на сельхозпродукцию; согласование форм и методов предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности; введение единого тарифного и нетарифного регулирования в торговле с третьими странами; создание общей системы преференций.

В апреле 2010 года в Москве должен пройти первый раунд по так называемому первому пакету соглашений ТС.

По намеченным планам с 1 июля 2010г. начнёт действовать режим единой таможенной территории, не позже 2011г. - полноформатное Единое экономическое пространство. При этом финансовые операции будут исчисляться в евро, а в перспективе (и это уже оглашено) будет создан и Валютный союз. То есть, расчёты стран ЕЭП будут вестись в новой, их общей валюте.

Руководителям Украины нужно отдавать себе полный отчет о последствиях для Украины функционирования ТС и ЕЭП без Украины.

Страны ТС будут развивать свою кооперацию, и вытеснять все другие товары (в первую очередь, украинские) со своего внутреннего рынка. Конкуренцию с Россией со странами вошедшими в ТС Украина не выдержит.

Нужно сразу экстраполировать данную проблему на продукцию украинского пищепрома и сельского хозяйства. Как я уже писала выше, рынок ЕС для нас закрыт неконкурентностью наших товаров. Готовы ли наши производители потерять ещё и российский рынок, и громаднейший рынок стран ЕЭП?

Так, в Казахстан в 2009г. Украина на 123,7 млн дол. поставляла продукцию АПК, на 92,9 млн дол. – деревообрабатывающей промышленности, на 371,5 млн дол. – машиностроения и на 1 млрд 40 млн дол. – металлургии. Прошлый год уже показал, что казахи сокращают поставки с Украины. Они уменьшились по сравнению с 2008г. на 30%. Союзники Казахстана по ТС уже заявили, что готовы заменить Украину в импорте продукции. Неужели не понятно, что именно так и будет? Что Украина только на казахском направлении потеряет миллиарды долларов?

То же будет и на белорусском направлении. Нет сомнения, что Украина, не войдя в ТС, понесёт ещё и миллиардные потери из-за резкого сокращения транзитных потоков. Ибо унификация таможенных правил, безусловно, в разы увеличит грузопотоки по территории стран ТС.

И ещё одна архиважная проблема – проблема инвестиций. Сказки нового главы Госагенства по инвестициям и инновациям, Людмилы Супрун, хороши для школьников младших классов. Они могут поверить, что в Украину в ближайшее время хлынут 150 млрд дол. инвестиций. Люди разумные сразу развеют этот миф, зная, что за все 19 лет реформ в Украину пришло аж (!) 38 млрд дол. инвестиций, причём в них то есть в инвестиции политически засчитывали выкуп "Криворожстали", покупку иностранцами украинских коммерческих банков и ещё Бог знает что. И то – 38 млрд за 19 лет! По 2 млрд дол. в год. А минимальная потребность Украины в инвестициях оценивается в 50 млрд дол.

Из стран Запада в Украину инвестиции (да ещё для развития реального сектора экономики) не шли и не пойдут. Украина для них инвестиционно непривлекательна. Им дешевле свои дочерние предприятия строить в Юго-Западной Азии или в Африке. Ибо теплый климат, принципиально иная структура питания и образ жизни там, обусловливают резкое удешевление капитального строительства, коммунальных услуг и стоимости товара рабочая сила.

Учитывая реальные перспективы бурного роста экономики стран ЕЭП, западным инвесторам интереснее будет вкладывать средства в огромный рынок в 180 млн чел., чем  в скукоживающийся  рынок в 40 млн. Не придут в Украину и инвестиции стран ЕЭП, так как их инвестиционные проекты, несомненно, будут строиться под развитие своих производственных мощностей, создание у себя миллионов новых рабочих мест, резкого повышения конкурентности продукции всего своего рынка.

Россия уже ставит перед собой амбициозные планы (а в условиях ЕЭП ей будет легче их выполнять) о создании наногородков - новых городов (!) нанотехнологий, с концентрацией интеллекта и высоких технологий на принципиально ином качественном уровне.

Где тогда окажется Украина? Мы окажемся в захлопнувшейся мышеловке без сыра и со скобой придавливающей шею.

Выступая на парламентских слушаниях в Госдуме России по теме "О состоянии российско-украинских отношений" 1.04.2008г. президент Национального института развития (а ныне секретарь Комиссии ТС) С.Ю.Глазьев открыто предупредил, что последствия невхождения Украины в Таможенный союз будут "просто катастрофическими, а именно: резкое ухудшение платежного баланса, который и так с дефицитом, девальвация гривны не менее чем в два раза, снижение уровня жизни не менее чем в полтора раза".

Но одновременно, он сообщил и результаты расчетов, если Украина войдёт в ТС: "к 2015 году, если мы будем развиваться в рамках ЕЭП вместе с Украиной, мы получим объём валового внутреннего продукта на 30 процентов больше, чем если будем развиваться врозь, разделённые таможенными границами. Соответственно для темпов экономического роста эти различия выглядят таким образом: в условиях полномасштабной интеграции мы можем рассчитывать на повышение темпов прироста ВВП и России в полтора раза, в Украине – в два раза".

Кооперация с Россией жизненно необходима для Украины. Расчёты, выполненные учёными Российской Академии наук показали, что за счёт интеграции совокупный ВВП стран ЕЭП вырастет к 2015г. на 400 млрд дол. Россия за счёт интеграционного фактора получит дополнительно 16,8% от современного уровня ВВП, Беларусь – 16,1%, Казахстан – 14,7%. Прирост Украины был бы наибольший - 18% ВВП. Это значит, что ежегодно Украина за счет интеграции получала бы около 4 % прироста своего ВВП.

Как я подчеркивала выше, вхождение в тС для Украины - это ещё и решение острейшего газового вопроса. В своём интервью народный депутат Украины, член фракции БЮТ Михаил Волынец сообщил, что "Москва ещё до президентских выборов предлагала премьеру Юлии Тимошенко вступить в ЕЭП. Взамен обещали снизить цену на газ до 175 дол. за тысячу кубометров. Но Юлия Владимировна, как вы знаете, ориентируется на европейский вектор развития Украины. Поэтому она не пошла на подобную сделку" ("Киевский телеграф" 24.02.2010г.). Следовательно, уже тогда была открыто продемонстрирована заинтересованность России в членстве Украины в ЕЭП. Безусловно,  и ныне, при президенте Януковиче и премьере Азарове эта заинтересованность актуальна. России выгодна сильная и стабильная дружественная и братская Украина. Политически отбросить сигналы Президента Медведева и премьер-министра Путина – значит принять экономически проигрышные решения и совершить цивилизационное предательство.

3 декабря 2009г. на встрече с делегацией Приволжского Федерального округа РФ Президент Белоруссии Александр Лукашенко выразил надежду на присоединение Украины к проекту Таможенного союза. 19 февраля 2010г. на встрече с главой Федеральной Таможенной службы Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев поручил ведомству проработать вопрос подключения Украины к формированию Таможенного союза. 5 марта 2010г. это предложение Президенту Януковичу прозвучало из уст премьер-министра России Владимира Путина. 23 марта Путин это повторил премьер-министру Украины Азарову. Что ещё нужно "гетманам" Украины?

И когда появилось предложение депутата Госдумы России Евгения Федорова, главы парламентского Комитета по экономической политике и предпринимательству, о том, чтобы к 2020г. объединить наши страны в единое государство от Карпат до Сахалина, то депутаты правящей коалиции украинского парламента должны были немедленно за него ухватиться и эту тему развить. А не позорить страну маргинальными заявлениями типа нардепа Колесниченко, которому нужно, ещё оценить, что стоит за этими предложениями, после чего они будут делать те или иные выводы! Оценивать нужно было раньше, до выборов, а не использовать пророссийские настроения наших сограждан на выборах, чтобы потом растоптать волю народа и прислуживаться США.

Подчеркну: выгоды от интеграции с Россией несоизмеримы с долларовыми подачками Запада. Ибо только в интеграции с Россией у Украины есть возможность поднять собственное производство и сохранить собственное население. Интеграция с Россией в ТС и ЕЭП даст возможность Украине выйти на огромные рынки Китая и Латинской Америки.

Одним из таких примеров является обращение к Азарову Президента Фонда "Русские", Президента Фонда национальной и международной безопасности, эксперта комитета по безопасности Госдумы России Леонида Шершнева. 15 марта 2010г. он обратился с открытым письмом к премьер-министру Украины Николаю Азарову. Он предложил Украине принять участие в диалоге по программам Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС), что предполагает получение льготного кредитования инвестпроектов и выход на рынки с населением более 3-х млрд человек. Беларусь такую заявку сделала на Екатеринбургском саммите ШОС в июне 2009г. и уже в декабре 2009-го получила от Экспортно-импортного банка Китая кредитную линию на инвестпроекты на сумму 5,7 млрд дол. Учитывая то, что есть большой интерес к созданию воздушно-транспортного коридора "Китай - ЕС" через Узбекистан и Украину/Россию, то можно сразу спроецировать какой объем этого инвестроекта Китай предложит Украине.

Вот и сопоставьте с теми жалкими 7 млрд дол., которые стараются выпросить у МВФ, МБ и ЕС.

Не в последнюю очередь нужно понимать, что встраивание Украины в западную экономику потребует перекодирования нашего населения. Это потребует отказа от родного русского языка, от Православной веры – веры наших предков, от того мощнейшего культурного наследия, которое они оставили нам. Англоговорящий, нравственно опустошённый, эгоистично раздробленный Запад никогда не принимал и не примет славян на равных.

Значит, вхождением в МВФ, ВТО, ЕС и НАТО будет убита душа нашего народа, он будет обречён на деградацию и вымирание в условиях отсталой, хуторянской экономики.

Власть обязана услышать голос народа Украины! Воля нашего народа неизменна: с Россией навеки! Украина должна немедленно войти в Таможенный Союз, в Единое экономическое пространство, а затем и в союзное государство с Россией и Белоруссией!

Надеюсь, что мое обращение будет не только прочитано и осмысленно, но и рассмотрено Комитетом по экономической реформе и я получу аргументированный ответ на мои предложения и экономическое обоснование с конкретными расчетами Программы экономических реформ, подготовленной Комитетом.

2 апреля 2010 г.

Наталия ВИТРЕНКО

премьер-министр Правительства народного спасения,

доктор экономических наук,

профессор, академик,

народный депутат Украины ІІ и ІІІ созывов

Источник: ПСПУ

  Обсудить новость на Форуме