16:30 20.06.2014 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"
Владимир Скачко: Украина и Новороссия: как жить вместе?
Сегодня, 20 июня 2014 года, все ожидают, что президентом Украины Петром Порошенко будет обнародован мирный план по разрешению ситуации на востоке Украины. Накануне вечером ключевые позиции и график его реализации обсудили и президенты Украины и России, напоследок обменявшись своими надеждами и расчетами. Порошенко хочет, чтобы Владимир Путин не только всецело поддержал его план, но и поспособствовал освобождению заложников, а также установлению эффективного режима контроля на украинско-российской границе. Путин тоже "выразил поддержку усилиям по деэскалации".
А также поддержал прекращение огня как первейшее условие реализации мирного плана Порошенко. Так скупо об этом разговоре сообщила пресс-служба последнего. И трудно отделаться от мысли, что, во-первых, собеседники не очень доверяют друг другу. Во-вторых, – и это главное! – оба президента не совсем уверены, что с их договоренностями согласятся те, о ком они договариваются. А именно Донецкая и Луганская Народные Республики (ДНР и ЛНР), которые еще 24 мая сего года заявили, что готовы создавать новое федеративное государство – Новороссию.
И становится понятным, что по-прежнему остаются актуальными все три пути возможного решения конфликта на юго-востоке Украины в частности и на ее востоке вообще. Первый путь – это победа АТО и последующая за ней зачистка территории от "сепаратистов", "террористов" и "диверсантов". Чтобы и духу их не осталось на украинской земле в унитарной Украине. Уже однозначно можно сказать по этому поводу: крови будет море...
Второй путь – это победа ополченцев ДНР и ЛНР, независимость которых все не признают, но с которой все соглашаются по умолчанию. Переводят их существование в разряд замороженных конфликтов, а ДНР и ЛНР начинают медленное, но уверенное собственное государственное строительство, рассчитывая и построить государства по своим сценариям, и постепенно добиться их признания в мире. Это может длиться десятилетиями. Как в Северном Кипре, Приднестровской Молдавской Республике, Нагорном Карабахе, Абхазии или Южной Осетии, в конце концов, в Косово, которые получили разную степень признания, разных спонсоров и покровителей, но по-прежнему остаются в полуподвешенном состоянии. До реализации этого пути крови тоже прольется немало...
И, наконец, третий путь – это какая-то компромиссная договоренность об оставлении ДНР и ЛНР в составе Украины, чье государственно-административное устройство будет переформатировано согласно новым условиям и обстоятельствам. Как в Боснии и Герцеговине, подпертой снаружи как федерация двух гособразований – сербского и боснийско-хорватского, которое, в свою очередь, тоже существует как мини-федерация двух этнических протогосударств. В БиГ это остановило кровь: многих проблем не решило, но война была прекращена.
Порошенко, как известно, еще в инаугурационной речи сказал, что Украина "была, есть и будет унитарной". А восставшему Донбассу он предлагает максимум – децентрализацию власти, предусматривающую и гарантирующую условия сохранения самобытности и идентичности жителей региона. И записанную в новой Конституции Украины. Этот же пункт, по словам уполномоченной по мирному урегулированию в Донбассе Ирины Геращенко, составляет и одну из сущностей президентского мирного плана.
Однако, как уже неоднократно заявляли лидеры самопровозглашенных ДНР и ЛНР, простой децентрализации им уже мало. Более того – мало и федерации или конфедерации в составе Украины. Они уже провозгласили себя: а) независимыми государствами, поддержанными на референдумах 11 мая сего года; б) создающими свое новое собственное государство – Новороссию; в) желающими вступить либо в Россию, либо в создаваемый при ее участии Евразийский союз (ЕАС). Это три варианта видения своего будущего восставшим востоком, которые совсем не признает Украина.
И вот преодоление этих обстоятельств и противоречий, характер – мирный или военный – самого процесса преодоления являются главными во всем плане мирного урегулирования. И сейчас, и потом – или кровь до какого-то конца, или мир путем переговоров.
Но, увы, государственное устройство и госпринадлежность мятежных территорий – это не единственные противоречия, существующие между ними и остальной Украиной, которая учится жить якобы после смены режима. С якобы тоталитарного на якобы демократический. Есть и другие более существенные нестыковки. И касаются они того, как собираются дальше жить Украина и Донбасс.
В тезисах к программе первоочередных действий правительств ДНР и ЛНР записано, что одной из их целей является "строительство ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО, ПРАВОВОГО и СОЦИАЛЬНОГО (выделено мною. – Авт.) государства, в котором граждане защищены от любой дискриминации по национальному, языковому или социальному признаку и могут полностью реализовать все свои права и возможности".
Что-то подобное декларирует и Украина. Но есть большая разница в этих декларациях. У ДНР и ЛНР есть четкий план по реализации задекларированного, проверить выполняемость которого невозможно – в краю идет гражданская война в виде АТО и карательной операции. В остальной же Украине войны нет, но по всем признакам строится государство, которое однозначно противоречит собственным декларациям о демократичности, правовой природе и социальном характере.
Возьмем первый признак – демократию. В Украине откровенно попираются основные права и свободы граждан, которые не поддерживают или относятся критически к существующей власти. Объявлена незаконная люстрация сторонников свергнутого режима. Сворачивается свобода слова и СМИ, от которых требуют единомыслия и строгого следования "курсу партии". Без суда и следствия конфискуется и просто по-рейдерски "отжимается" имущество (при декларациях о неприкосновенности частной собственности). Преследуются и даже подвергаются физическому воздействию те, кто объявлен "врагами народа". Из парламента изгоняются целые фракции, которые не согласны поддерживать новый курс государства, и т. д. и т. п.
Все это, правда, объясняется тем, что, мол, идет война и нужно сначала подавить сепаратизм и "терроризм", а потом "строить демократию". Ложь этого утверждения – в том, что в ДНР и ЛНР киевской власти противостоит часть украинского народа, чьи права были выведены за скобки украинской этнократии, которая заменила демократию.
Ничего этого, разумеется, нет в ДНР и ЛНР даже в условиях продолжающейся там войны. Хотя украинские телеканалы отключены в ответ на отключение по всей остальной Украине телеканалов российских. Идет война и за умы, а это – сильный удар по демократии везде.
О правовом характере киевской власти говорить не приходится вообще. Она только сейчас приобретает свою политическую и правовую легитимность. Но у нее было, есть и всегда будет несмываемое "родовое пятно" – она пришла к власти в результате незаконного и неконституционного государственного переворота в феврале текущего года. Ну и, конечно же, в зависимости от степени лояльности к такой власти и все граждане, все общество поделены на "своих" и "чужих". Первым – все, остальным – нет даже законов. Все решают по-прежнему политическая целесообразность и сиюминутная конъюнктура – так типа "требует майдан". А непонятная толпа политических и обыкновенных бомжей и определяет курс государства, и даже решает, кому его воплощать. Новый президент только пытается поломать эту систему и действовать в соответствии со своими конституционными полномочиями.
Но майдан-то против. И еще не понятно, как он поведет себя. О простом избирательном подходе к осуществлению и применению законодательства к своим и к чужим я и не говорю. Это в Украине, увы, – повседневная практика на всех уровнях. Особенно если учесть, что в стране практически развалены правоохранительные органы. И все решается по принципу "у кого сила, тот и прав".
И уж, конечно же, попран принцип социального государства. Даже майдан якобы стоял за то, чтобы покончить в Украине с кланово-олигархической системой как управления, так и распределения полученных благ. И что? Кто стал президентом Украины? Вот то-то же.
Но даже не это главное. Разница между Украиной и ДНР с ЛНР разительна и на уровне планов, и на уровне реализации. Правительства самопровозглашенных республик обещают даже в условиях войны обеспечить выплату установленной Законом Республики доплаты к назначенной пенсии инвалидам Великой Отечественной войны в размере 25%, доплаты к заработной плате медицинским работникам и водителям скорой помощи в размере 30%, иным медицинским работникам, оказывающим экстренную медицинскую помощь, в размере 25%, доплаты к стипендиям студентам высших и средних специальных учебных заведений, аспирантам и докторантам в размере 25% от получаемой стипендии.
А главное, ДНР и ЛНР уже сейчас готовы отменить двукратное повышение тарифов на газ, электроэнергию и жилищно-коммунальные услуги, введенное киевской властью. В планах обеих республик записано, что на их территориях действуют тарифы на услуги ЖКХ, установленные в 2013 году. А в Украине, как известно, в соответствии с обязательствами перед МВФ полным ходом идет урезание социальных программ и повышение платы за все
К тому же правительства ДНР и ЛНР не просто хотят конфисковать и национализировать собственность олигархов, которые откажутся признавать их, но и принять "антиолигархическое" законодательство, чтобы навсегда предотвратить возможность повторного сращивания крупного бизнеса и власти". Как с этим обстоят дела в Украине, и говорить не хочется. Достаточно вспомнить Сергея Таруту и Игоря Коломойского, которым "в управление", а фактически на откуп, как в феодальные времена, отданы целые области. С одной целью – "подавить сепаратизм".
И Украина, и Новороссия своей социальной задачей провозгласили достижение уровня жизни сограждан – "как в Евросоюзе". Но ДНР и ЛНР хоть для проформы выдвигают промежуточный этап – "как в Российской Федерации". Украину такие "мелочи" не интересуют, что обычно и бывает, когда декларации никто выполнять и не собирается...
Очень разная и внешнеполитическая ориентация договаривающихся сторон. Украина однозначно взяла курс на Евросоюз. Целью же ДНР и ЛНР является вступление в Таможенный союз, потом в Евразийский союз, а то и вообще, как было сказано выше, вхождение в состав России. Кроме того, разница ощутима и внутри самой Украины. Она собирается строить "украинскую Украину", в которой, как сказал новый президент, украинский язык был, есть и будет единственным государственным. А ДНР и ЛНР уже с самого начала планируют разрешить получение всеми желающими жителями российского гражданства. Более того, оказать содействие в получении российских паспортов для всех желающих граждан. Как говорится, почувствуйте разницу: Украина, согласно плану Порошенко, первым делом будет пытаться плотно перекрыть границу с Россией. Чтобы сепаратизм оттуда, видимо, не лез.
...План президента еще не обнародован и не изучен, а упомянутая выше Геращенко уже сообщила, что, во-первых, его "горячо" и явно "с чувством глубокого удовлетворения" поддержали "представители органов местной власти и бизнеса Донбасса". По ее словам (что с нее возьмешь?), имели место дискуссии "вокруг тех общих проблем, которые сегодня больше всего беспокоят мирное население, страдающее от бандитов, мародеров, которые с оружием сегодня пытаются шантажировать эти регионы".
Во-вторых, представители ДНР и ЛНР не будут допущены к переговорам с Петром Порошенко, потому как переговоры будут вести с теми, кто "готов в действительности разделять мирный план президента". И президент намерен расширить круг участников переговоров лишь за счет интеллигенции и представителей журналистских кругов. То есть, грубо говоря, продолжение старой и уже известной "демократии": опять все – только для своих, а протестующих – ату! И вожди ДНР и ЛНР, естественно, тоже заявили, что им "с Порошенко говорить не о чем".
К тому же очевидно, что конфликт на юго-востоке Украины опять хотят представить не как глубокий, предопределенный всем прошлым развитием страны внутриукраинский кризис, а как следствие "агрессии России", которая-де поддерживает "сепаратистов, диверсантов и террористов". То есть вывести на международный уровень геополитических разборок. С одной целью – таки втянуть Россию в войну и потом лупануть по ней уже со всех стволов. На это и есть заказ. Но какое отношение он имеет к урегулированию конфликта? К прекращению кровопролития? К планам на совместную жизнь?
Но, с другой стороны, если АТО все же прекратится и начнутся переговоры, то это уже будет благом, потому что плохой мир лучше хорошей войны. Даже на время. Потому что не гибнут люди. И такая банальность – превыше всего...
Источник:
Источник: ПСПУ
Обсудить новость на Форуме