16:31 01.10.2010 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"

Варшавский визит Азарова:вместо нефти "Одесса-Броды" заполнят "новым дыханием"?


30 сентября 2010 г. на брифинге в Варшаве в рамках официального визита в Польшу премьер Украины Николай Азаров заявил, что рассчитывает на активизацию сотрудничества с Польшей в вопросе достройки нефтепровода "Одесса-Броды" до польского города Плоцк.

"У нас в этом вопросе должен быть прорыв, потому что мы об этом говорим уже не один год, на моей памяти, как минимум шесть лет, нам наконец-то необходимо принять взаимовыгодное решение", - отметил Азаров.

Премьер подчеркнул, что этот вопрос поднимался во время его встречи с премьером Польши Дональдом Туском.

"И премьер Польши, и я считаем, что необходимо новое дыхание, прежде всего, со стороны руководителей правительств, и дело пойдет", - добавил Азаров.

В свою очередь, на брифинге в Варшаве после встречи со своим украинским коллегой премьер Польши Дональд Туск заявил, что Польша заинтересована в активизации проекта по запуску нефтепровода "Одесса-Броды" в аверсном режиме - в направлении Бродов.

"Я с большим удовольствием услышал, что правительство господина Азарова заинтересовано в работе украинцев и поляков в этом и других проектах в энергобезопасности", - сказал Туск.

Как известно, на сегодняшний день нефтепровод "Одесса-Броды" использует Россия для транспортировки нефти в реверсном режиме, перекачивая из Бродов в Одессу около 10 миллионов тонн нефти в год (по материалам "ЛигаБизнесИнформ", "Подробностей").

К истории предыдущих "прорывов",

или Очередное нарушение логики переговорного процесса

 

Напомним, что предыдущий президент Виктор Ющенко уже носился как известный персонаж с писаной торбой с идеей запуска нефтепровода "Одесса–Броды" в аверсном (прямом) режиме для поставок каспийской нефти в обход России в Европу.

При этом за период "оранжевой пятилетки" состоялось целых пять "энергетических саммитов" на эту тему – в Кракове (11 мая 2007 г.), Вильнюсе (10-11 октября 2007 г.), Киеве (22-23 мая 2008 г.), Баку (14 ноября 2008 г.) и Батуми (14 января 2010 г.).

Но все они закончились безрезультатно, причем наиболее провальным оказался саммит в Батуми, поскольку в город не приехал ни один приглашенный президент, из-за чего от участия в мероприятии отказался даже главный "зазывала" - президент Грузии Михаил Саакашвили!

В результате, вместо запланированного двухдневного саммита состоялась экспертная конференция, продлившаяся всего полтора часа.

Параллельно, В. Ющенко занимался типичной графоманией, подписывая пустопорожние указы о переводе нефтепровода "Одесса-Броды" в аверсный режим работы.

Так, 22 мая 2008 г. В. Ющенко подписал указ N474/2008 "Об обеспечении работы нефтепровода "Одесса-Броды" по проектному направлению".

15 августа 2008 г. своим указом N716/2008 В. Ющенко ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны от 28 июля 2008 г. "О безотлагательных мерах по обеспечению работы нефтепровода "Одесса-Броды" по проектному направлению".

14 мая 2009 г. В. Ющенко подписал указ N 329/2009 "О неотложных мерах по обеспечению реализации проекта Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора".

Следует отметить, что даже если и достигались какие-то договоренности по данному вопросу, то они так и не переходили в плоскость их практической реализации.

Например, 7 декабря 2007 г. в ходе визита в Одесскую область президенты Украины В. Ющенко и Польши Лех Качиньский в унисон отрапортовали, что уже в середине 2008 г. должны начаться поставки каспийской нефти через Украину в Польшу по железной дороге.

Правда, тут же стало понятно, что главы государств так и не согласовали основной вопрос - сроки достройки нефтепровода "Одесса-Броды" до польского города Плоцк, которая обойдется, по разным оценкам, в 450-500 млн. долларов.

Если В. Ющенко заявил, что нефтепровод можно достроить в 2008-2009 гг., то Л. Качиньский высказал мнение, что эту работу можно реализовать не ранее чем в 2011-2012 гг.

30 июня 2008 г. на совместной пресс-конференции в Баку с В. Ющенко президент Азербайджана Ильхам Алиев пообещал, что нефтепровод "Одесса-Броды" будет наполнен пробной азербайджанской технологической нефтью "в ближайшее время".

1 июля 2008 г. на пленарном заседании саммита ГУАМ – Польша В. Ющенко заявил, что Украина получит полмиллиона тонн технологической нефти для прокачки по нефтепроводу "Одесса-Броды", добавив, что "Сейчас мы приступаем к фазе испытания этой части маршрута".

Однако, несмотря на бесчисленные попытки "оранжевого" президента "приступить к фазе", за весь "майданный" период Украина так и не заключила ни одного долгосрочного контракта с поставщиками и покупателями каспийской нефти, на основании чего только и возможен запуск нефтепровода "Одесса-Броды" в аверсном режиме.

В этой связи явно удивила "прорывная" риторика премьера Н. Азарова в духе небезызвестной "дамы с косой", поскольку нефтепровод нужно заполнять нефтью, а не каким-то "новым дыханием".

Вот только в этом плане никаких подвижек не предвидится, ведь маловероятно, что в правительстве есть "специально обученные" чиновники, способные "надышать нефть" в трубопровод для его перевода в аверсный режим работы.

Кроме того, прежде чем обсуждать данный вопрос с Польшей, главе Кабмина следовало бы провести переговоры на эту тему с Россией, использующей нефтепровод в реверсном (обратном) режиме.

К тому же российская сторона уже выражала обеспокоенность относительно соответствующих планов предыдущих украинских властей.

Как заявил 4 мая 2009 г. российский вице-премьер Игорь Сечин в ходе переговоров с еврокомиссаром по энергетике Андрисом Пиебалгсом, это чревато новыми рисками для поставок энергоносителей из России в Европу.

По его словам, проблема вовсе не в том, что российская сторона больше не сможет использовать ответвление от нефтепровода "Дружба" в направлении Одессы.

"Мы можем эти десять миллионов (тонн нефти) и на другом направлении переварить. Запуск ("Одесса-Броды") в обратном направлении - это запрет поставки российской нефти в сторону НПЗ Словакии, Чехии и Венгрии", - указал вице-премьер.

И. Сечин также отметил, что в случае реализации данного проекта, затраты европейцев существенно возрастут: "Если мы теоретически предположим, что это нефть Каспийского региона, тогда все транспортные расходы лягут на европейского потребителя".

Помимо этого потребуется модернизация нефтеперерабатывающих заводов под новые параметры нефти, "а это миллиарды долларов".

"А есть ли они, эти доллары, это решать тем, кто будет осуществлять этот проект", - заметил И. Сечин, резюмировав, что "Европа должна все взвесить".

Так что новой власти следует хорошенько подумать над тем, стоит ли ей вообще поднимать этот вопрос на свои знамена, исходя из того непреложного факта, что никакой реальной альтернативы российской нефти нет и в ближайшей перспективе не предвидится.

Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО

Источник: ПСПУ

  Обсудить новость на Форуме