01:45 25.07.2013 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"
В тени Волынской трагедии
Как бандеровцы уничтожали поляков Галичины
14 июля польский президент Бронислав Коморовский побывал в Луцке на траурных мероприятиях по случаю 70-летия Волынской трагедии. Двумя днями раньше польский сейм принял резолюцию, где назвал уничтожение поляков в те годы "этнической чисткой с признаками геноцида". Такое же определение дано и в принятой ранее резолюции сената страны.
О волынских событиях традиционно вспоминают в начале июля: кровопролитие в 1943-м достигло пика именно в эти дни; апогеем стало 11-е (канун дня Петра и Павла), когда были одновременно атакованы более 150 населенных пунктов.
Однако подобные расправы в тот период не ограничивались Волынью...
Волынь и Галичина - велики ли различия?
"Волынская резня", "Волынская трагедия" - эти общепринятые у нас названия сужают представление о происходившем 70 лет назад. Какой стереотип порождают они сейчас у тех, кто неравнодушен к проблеме, но не стремится глубоко вникать в нее, довольствуясь (как абсолютное большинство) полузнанием? Раз "Волынская" - значит, кровавые события имели место на Волыни. То есть в пределах нынешней Волынской области. Правда, некоторые знают: есть и более широкое историко-географическое понятие Волыни, включающее и Ровенскую обл., большую часть Житомирской, а также север Хмельницкой и Тернопольской. Это территория, которую полностью охватывала Волынская губерния Российской империи, а затем, уже частично, Волынское воеводство межвоенной Польши (Волынская, Ровенская области и север Тернопольской). Но как ни определяй границы Волыни, такая локализация тех событий влечет искаженный взгляд на них.
Ведь в массовом сознании украинский национализм вообще и ОУН-УПА в частности связаны в основном с теми украинскими землями, что входили в 1920-1939 гг. в состав Польши. То есть и с Галичиной, и с Волынью, но прежде всего с первой. И это в общем верное представление. Но раз мы говорим оВолынской трагедии - массовое сознание с ней Галичину не связывает. А значит, можно счесть, что там в те годы ничего аналогичного не случалось. Почему? Может, поляки в тех краях не селились? Или бандеровцы на самом деле меж собой существенно различались - и политика уничтожения поляков была не всеобщей, а локальной, обусловленной взглядами отдельных командиров, но не идеологией движения?
Есть и другие концепции. Например, три с лишним года назад участник форума "2000" под ником "Случайный Прохожий" писал:
"Селянские отряды УПА основной своей целью видели не некую абстрактную борьбу за некое абстрактное украинское государство, а борьбу за конкретный кусок земли. Отсюда кровавая резня на Волыни. Отсюда и жестокость в боевых действиях. Вооруженный селянин борется за кусок земли и свою хату... Например, на Волыни, из общего населения чуть более 2 млн., украинцев было 68%, поляков - 16,6%, евреев - 9,85%, немцев - 2,25%, русских - 1,13%, 2,17% чехи и другие национальности. Подавляющее большинство населения - польского (около 80%) и украинского (около 97%) - проживало в селе.
Резня имела наименование "Волынской", а не "Галицийской", потому что колонизация, вернее сказать полонизация, - проводилась и осады создавались в основном на землях Волыни и Западной Белоруссии.
На землях Галичины не было причин для крестьянской междоусобицы. И поясню почему. Почти все польское население проживало здесь в городах и местечках. Сельское население - почти исключительно украинцы".
Концепция весьма стройная, причем данные о национальном составе Волыни приведены в точном соответствии с результатами проходившей в 1931 г. второй переписи населения Польши. Вот только утверждение, что в селах Галичины поляков не было, полностью опровергается данными той же переписи, которые несложно найти в польской Википедии.
Например, в Чертковском уезде Тернопольского воеводства проживали в 1931 г. 40 866 украинцев (48,7%), 36 486 поляков (43,4%), 6474 еврея (7,7%). В уезде было всего четыре городских населенных пункта: город Чертков и местечки Белобожница, Ягельница и Улашковцы (сейчас все три - сёла). Их совокупное население - 25 035 человек. Из них в Черткове - 19 тыс., из которых 46,4% составляли поляки, 30% - евреи, 22,8% - украинцы. Даже если предположить, что все 6 тыс. жителей трех местечек были поляками, то все равно окажется, что более 22 тыс. представителей польской общины (свыше 60% их общей численности) жили в селах, а украинцы в сельской местности имели над поляками всего полуторное превосходство, а не пятикратное, как в селах Волыни.
Аналогичная картина наблюдалась и во всех других уездах трех воеводств (Львовского, Станиславского и Тернопольского) на которые была разделена Галичина. Правда, на Волыни действительно интенсивнее, чем в Галичине, развивалось осадничество - переселение в сельскую местность поляков из центральной Польши, которым доставались большие земельные наделы. Но после прихода Красной армии в 1939-м эта проблема была уже снята. Осадники (как правило, бывшие офицеры) считались особо неблагонадежным элементом. Им было посвящено отдельное постановление Совнаркома от 29 декабря 1939 г. И в том же году 90% осадников были депортированы.
Таким образом, с учетом большей доли поляков среди сельского населения (тогда как на Волыни осадники были ликвидированы), стимул для земельного передела - а значит, и для крестьянской междоусобицы - в Галичине создался даже более сильный.
И междоусобица была в обоих регионах.
Сколько погибло
В Волынском воеводстве, согласно опубликованному в 2000 г. исследованию Владислава и Евы Семашко, от рук украинских националистов погибли примерно 60 000 поляков (документированное число - 38 600). Жертвы в Галиции были подсчитаны позже в трех монографиях, изданных во Вроцлаве. По этим данным, в Тернопольском воеводстве погибло примерно 27 600 поляков (документированное число жертв - 23 000), во Львовском - 24 800 (15 400), Станиславском - 18 400 (11 700).
Таким образом, в Галиции число убитых националистами в общей сложности достигло от 50 100 (документированные жертвы) до 70 800 (по оценкам историков). Да, в относительном измерении поляки сильнее пострадали на Волыни, где погибшие составили 10-17% численности представителей этноса, зафиксированной здесь в итоге последней предвоенной переписи, тогда как в Тернопольском, Львовском и Станиславском воеводстве - соответственно 2,9-3,5%; 0,9-1,5%; 3,5-5,5%. Однако в абсолютном измерении в Галичине численность жертв даже на 18-30% больше. Однако о тамошних трагических событиях известно гораздо меньше.
Чем объясняется, что на Волыни поляков в относительном измерении погибло больше? Думается, разным демографическим балансом: там их насчитывалось в 4,3 раза меньше, чем украинцев, а в Галичине наблюдалась иная картина. В Станиславском воеводстве украинцев было втрое больше, чем поляков, но в Тернопольском последние незначительно превосходили первых по численности, а во Львовском - в полтора с лишним раза. (Если же брать только ту часть территории Львовского воеводства, которая входит в состав современной Украины, то на ней украинцев проживало больше - но лишь в 1,02 раза. Однако польские историки считали общее число жертв ОУН-УПА на территории воеводства в довоенных границах.) Таким образом, статистика по трем галицким воеводствам четко показывает: чем меньше была доля поляков в населении, тем больше оказывалась доля погибших.
Во-первых, ясно, что в условиях военного времени число мужчин, которые могли стать под ружье с каждой стороны, соответствовало демографическому балансу. Во-вторых, правила военного искусства требуют нападать на противника в наиболее слабом месте, там, где атакующий имеет наибольшее численное превосходство. Поэтому резню начали с Волыни, хотя ОУН там и была слабее, чем в Галичине. Впрочем, ОУН(б) на Волыни возглавлял Дмитро Клячкивский (Клим Савур) - галичанин по происхождению. Польские историки считают, что вместе с ним ответственны за принятие решения об уничтожении волынских поляков командующий УПА на северо-востоке Волыни Иван Литвинчук, а также военный референт ОУН(б) Василь Ивахив - галичанин по происхождению. Среди рядовых бойцов и командиров УПА на Волыни также было немало галичан, например глава военного округа "Богун" Петро Олийнык.
Вырезать поляков в Галичине, где существовал примерный паритет по численности между украинской и польской общинами, было гораздо труднее. Но машина смерти, будучи уже запущенной, не могла остановиться. Правда, действовала она иначе.
За фасадом демократических лозунгов
На территории Козовского района Тернопольской обл. 21-25 августа 1943 г. прошел 3-й чрезвычайный большой сбор (съезд) бандеровской ОУН. На принятые им программные положения современные историки часто ссылаются как на свидетельство эволюции украинских националистов в сторону демократии. Действительно, многие из них звучат образцово демократично. Например,
"10. а) За свободу печати, слова, мысли, убеждений, веры и мировоззрения. Против официального насаждения мировоззренческих доктрин и догм;
б) за свободное вероисповедание и отправление религиозных обрядов, которые не противоречат общественной морали;
в) за культурные отношения с другими народами, за выезд граждан за границу с целью обучения, лечения и ознакомления с культурными достижениями других народов.
11. За полное право национальных меньшинств развивать собственную национальную культуру".
Однако истинная демократичность партии, конечно, проверяется ее практикой. На том же съезде волынская делегация высказалась за перенос практики уничтожения поляков в Галичину. Часть участников сбора, в том числе Микола Лебедь, который до апреля 1943 г. был главой ОУН(б), осудили кровавые расправы с мирным польским населением на Волыни. Но эти методы поддержали большинство участников, включая высший орган ОУН(б), бюро провода, состоявшее из Дмитра Маевского, Зиновия Матлы и Романа Шухевича. В этой троице Шухевич с апреля был первым среди равных, а на съезде его избрали главой бюро провода ОУН(б).
По мнению польского историка Гжегожа Мотыки, 3-й сбор либо утвердил решение об этнической чистке в Галичине, либо передал Шухевичу право на его принятие. Помимо национальной ненависти, к такому решению подталкивали тактические соображения.
Во-первых, при очевидной неизбежности прихода Красной армии бандеровцы были настроены на партизанскую войну. А значительное количество поляков ослабляло их возможности в такой войне, тем более что местное польское население, несмотря на разрыв отношений между СССР и польским эмигрантским правительством, зачастую сотрудничало с советскими партизанами - в гораздо большей степени, чем галицкие украинцы. Притом историческая межнациональная напряженность, присущая Галичине и усугубленная политикой межвоенной Польши, создавала фон, позволяющий со значительной долей уверенности рассчитывать: изгнание поляков вызовет чувство благодарности у немалой части населения, а значит, укрепит тыл УПА.
Во-вторых, когда поражение Германии стало неизбежным, бандеровцам оставалось надеяться, что СССР и западные союзники если и не вступят в открытый конфликт, то не смогут договориться по поводу будущих польских границ. Тогда вопрос о принадлежности отдельных территорий будет решаться так же, как после Первой мировой,- путем плебисцита проживающего на них населения. А в этом случае для успеха требовалось изменить демографический баланс. На поляков лозунги о равноправии нацменьшинств, задекларированные на чрезвычайном сборе, не распространялись.
Эскалация конфликта в регионе началась с осени 1943-го. До конца года были убиты, по разным данным, от 1000 до 3000 поляков. Особой мишенью атак были польские лесничие, чье присутствие мешало националистам контролировать леса.
Впрочем, на тот момент в лесах Галичины бандеровцев было еще немного. В августе 1943-го их отряды, которые еще назывались Украинской народной самообороной (УНС), насчитывали лишь около 2000 человек. Но к декабрю численность возросла втрое. В декабре в рамках реорганизации вооруженных сил ОУН(б) УНС переименовали в УПА-Запад. В том же месяце, по мнению Гжегожа Мотыки, украинские националисты и приняли решение очистить от поляков Галичину. На практике к широкомасштабным действиям приступили в начале 1944-го, с приближением советских войск.
Так, в феврале в Рогатинском уезде Станиславского воеводства бандеровцы убивают 19 человек в Слободке Большовецкой, 75 - в Фирлееве, 33 - во Фрадзове. В то же время в Тернопольском воеводстве в Городнице жертвами становятся 11 поляков, Чижове - 20, Бокове - 60, Слободке Васильковской - 8, Бурканове и Гадынковичах - по 15, Василькове - 30. Этот перечень можно продолжать очень долго. Равно как и приводить примеры зверств, о которых даже их очевидцы говорят, что в них трудно поверить... Кульминацией террора стала Страстная неделя в начале апреля 1944-го. А за весь месяц убили около 8000 галицких поляков.
Тактическая "гуманность"
Зачастую даже авторы, критикующие методы националистов, отмечают, что в Галичине они действовали иначе, нежели на Волыни. Так сказать, гуманнее (впрочем, это слово едва ли применимо к рассматриваемым ситуациям). Например, Гжегож Мотыка приводит сохранившийся в архивах приказ одного из бандеровских командиров, где говорится: "В связи с официальной позицией польского правительства в вопросе сотрудничества с Советами (на самом деле дипломатические отношения между СССР и Польшей в тот момент были разорваны. - А. П.), необходимо устранять поляков с наших земель. Прошу понимать это так: потребовать от польского населения выехать в течение нескольких дней на родные польские земли. Если не послушаются, посылать отряды, которые будут ликвидировать мужчин, а дома и имущество сжигать (уничтожать). Еще раз обращаю внимание на то, чтобы сначала требовать от поляков оставлять землю, а только потом ликвидировать, никак не иначе (прошу обратить на это особое внимание)".
Тем не менее существует много свидетельств о внезапных нападениях УПА на польские села - при полном отсутствии любой информации о том, что кто-либо из вояков был наказан за это. Равно как и за убийства женщин, стариков и детей. Да и в упомянутом приказе главный акцент сделан не на недопустимости убийства людей, неспособных носить оружие, а на том, что сначала надо попытаться выгнать поляков запугиванием, а уже потом убивать. Поэтому думается, что это распоряжение было продиктовано отнюдь не желанием ввести жестокость войны хоть в какие-то рамки. Просто польских сел в Галичине было много. Вырезать всех жителей - сложно. Значит, надо постараться кого-то выгнать, запугав, чтобы не распылять силы и сузить круг возможных целей.
А вот еще один приказ, датированный концом февраля 1944 г.: "В связи с наступлением большевиков на Восточном фронте необходимо ускорить ликвидацию польского элемента. Искоренение проводить следующим образом: польские села сжигать, население уничтожать полностью. В смешанных селах надо ликвидировать только поляков, усадьбы поэтому сжигать только в случаях, если нет угрозы распространения огня на соседние украинские дома... за каждого украинца, убитого поляками или немцами, казнить 100 (сто) поляков". Как видим, здесь жестокость ограничивается, лишь если несет угрозу имуществу украинцев, но никак не требованием законов и обычаев войны.
В одних источниках этот документ именуется приказом УПА, в других - приказом Шухевича. Разница, полагаем, ничтожна, так как последний был командующим Украинской повстанческой армией и несет ответственность за все ее приказы. И содержание указаний не противоречит тому, что говорил будущий Герой Украины в июле 1944-го на заседании Украинской головной вызвольной рады. "Атаки (на поляков. - А. П.) будут продолжаться. Создаем для себя выгодные позиции, которых нельзя достичь за столом переговоров. Не дадим себя обдурить. Украинские массы в наших руках".
К тому моменту приход Красной армии был уже близок. Но террор продолжался и некоторое время после освобождения Западной Украины, хотя в меньших масштабах. Так, под Червоноградом 2 февраля 1945 г. убили 60 поляков, которые должны были на следующий день переселиться в Польшу. В том же месяце более 200 поляков были уничтожены лишь в двух селах на Тернопольщине - Барыш и Пужники.
Спустя почти 70 лет для нас остаются почти неизвестными не только эти частные бедствия, но и вся трагедия уничтожения и изгнания польского населения в Галичине. В советское время об этом не писали. Сейчас даже для многих авторов, которые осуждают бандеровцев, эти события оказались в тени Волынской резни.
Однако несмотря на несколько меньшую интенсивность кровопролития, именно галицкие события тех лет толкают нас к большим обобщениям, нежели волынские. Особое внимание тут надо обратить на три момента.
1. Резня на Волыни была развязана по инициативе местного руководства националистов, а в Галичине - по инициативе их центрального руководства. И это убедительно показывает, что бандеровская ОУН была не просто организацией, где заметную роль играли преступники, а именно преступной организацией. Кроме того, сочетание этих событий с переходом националистов к демократической риторике позволяет должным образом оценить рассуждения о "демократической эволюции ОУН".
2. Галицкие события тех лет - прекрасный материал для должной оценки Романа Шухевича, превращенного при активнейшем участии Виктора Ющенко в одного из главных украинских героев ХХ века. Присвоение третьим президентом Шухевичу звания Героя Украины и сохранение этого звания последующей властью заставляет иначе смотреть и на вопрос об ответственности за трагедию 70-летней давности. До награждения правомерно было говорить, что ОУН-УПА не могут олицетворять собой Украину, что большинство украинцев боролись с фашизмом, а если националисты и были убеждены, что действуют от имени Украины, то это их сугубо личное мнение. Но раз деятельность Шухевича освящена высшей государственной наградой - значит, современная Украина берет на себя ответственность за нее.
3. Наконец, те события продемонстрировали сотрудничество между УПА и созданной дивизией СС "Галичина". При участии дивизийников было сожжено несколько польских сел. Впрочем, последняя тема заслуживает отдельного разговора, к которому, думается, мы вернемся на страницах "2000".
Вашему предприятию для нормального рабочего процесса необходима подвесная кран балка? На telfermag.ru вы найдете большое разнообразие современных крановых компонентов на высоком техническом уровне и современные конструктивные решения, предлагаемые Balkancarpodem, обеспечивают конкурентные преимущества на рынке подъемно-транспортного оборудования.
Алексей ПОПОВ
Данная статья вышла в выпуске
Источник:
Источник: ПСПУ
Обсудить новость на Форуме