17:45 17.12.2012 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"

В Москве прошел торжественный вечер, посвященный 190-летию со дня рождения великого славянского философа Николая Данилевского

17/12/2012

Организаторы проекта "Украинские землячества в Национальном культурном центре Украины в Москве", Международный союз общественных организаций "Киевская Русь" и Севастопольское землячество Москвы. На вечере присутствовали литераторы, писатели, члены совета ветеранов Черноморского флота в Москве под руководством капитана 1 ранга Васильева, ученые, исследователи творческого наследия Николая Яковлевича Данилевского, пра-правнучка Ирина Данильченко-Данилевская, Наталья  Витренко -украинский политический деятель, лидер Прогрессивной социалистической партии Украины, доктор экономических наук, заместитель председателя попечительского совета "Севастопольского координационного совета российских соотечественников" Владимир Супрун.

Мировую известность Данилевскому принес труд "Россия и Европа", который вошел в золотой фонд философской и политической мысли. Лев Толстой, находясь в Крыму, ходил пешком из Симеиза в имение Данилевского – "Мшатку"(Форос), чтобы познакомиться с ним. Однако учение Данилевского противоречило положениям марксизма и поэтому его труды в советское время находились под запретом.

Имя Данилевского было реабилитировано только вначале 90-х годах. После получения кандидатской степени он за участие в революционно-демократическом кружке петрашевцев был арестован, три месяца провел в Петропавловской крепости, но сумел избежать суда и оказался высланным из Петербурга.

Будучи идеологом панславизма - течения, провозглашавшего единство славянских народов - Данилевский задолго до Шпенглера в своем главном сочинении "Россия и Европа" обосновывал идею о существовании так называемых культурно-исторических типов, которые, подобно живым организмам, находятся в непрерывной борьбе друг с другом и с окружающей средой. Каждый "культурно-исторический тип" проявляет себя в четырех сферах: религиозной, собственно культурной, политической и социально-экономической. Их гармония говорит о совершенстве той или иной цивилизации.

В наше время особенно актуальна мысль Данилевского о том, что необходимым условием расцвета культуры является политическая независимость. Без нее невозможна самобытность культуры, т.е. невозможна сама культура, "которая и имени того не заслуживает, если не самобытна". С другой стороны, независимость нужна для того, чтобы родственные по духу культуры, скажем, русская, украинская и белорусская, могли свободно и плодотворно развиваться и взаимодействовать, сохраняя в то же время общеславянское культурное богатство.

Отрицая существование единой мировой культуры, Данилевский выделял 10 культурно-исторических типов (египетский, китайский, ассиро-вавилонский, индийский, иранский и др.), частично или полностью исчерпавших возможности своего развития. Одной из позднейших стала европейская романо-германская культурная общность. Качественно новым и имеющим большую историческую перспективу Данилевским провозглашается славянский культурно-исторический тип, призванный объединить во главе с Россией все славянские народы в противовес Европе, якобы вступившей в период упадка.

Идеи Данилевского были тесно связаны со славянофильством и во многом носили мессианский характер. Он неоднократно подчеркивал, что "Европа не только нечто нам чуждое, но даже враждебное, что ее интересы не только не могут быть нашими интересами, но в большинстве случаев прямо им противоположны".

Взгляды Данилевского до сих пор, как и в свое время, питают и питали имперскую идеологию и подготовили появление такой современной общественной науки, как геополитика, тесно связанная с цивилизационным подходом к истории.

Источник:

Источник: ПСПУ

  Обсудить новость на Форуме