18:15 15.11.2012 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"

"Утром" деньги, "вечером" - снижение тарифов

13/11/2012

 

Эксперт сомневается, что это можно сделать, не решив проблему долгов в ЖКХ

 

Практика подтверждает, что у обещаний любой власти короткий век и стоят они не больше, чем бумага, на которой написаны. В середине октября, всего за две недели до парламентских выборов, премьер-министр Николай Азаров обещал украинцам: "Мы тарифы (на жилищно-коммунальные услуги. - Авт.) не поднимали два года и не будем поднимать".

А вчера Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирования в сфере коммунальных услуг (Нацкомуслуг), представила новые, пока еще, правда, не зарегистрированные Минюстом методики формирования коммунальных тарифов на принципах стимулирующего регулирования. Пояснения к ним звучат красиво и даже привлекательно для потребителей. Говорит глава комиссии-регулятора Валерий Саратов: "В сфере монополий отсутствует конкуренция, поэтому производитель не имеет стимулов для того, чтобы сокращать затраты (в любом случае товар или услуга будут приобретены потребителем). Регулятор будет создавать такие условия, которые заставят производителя искать возможность для снижения затрат как бы при наличии других производителей на рынке".

Вкратце суть новых методик стимулирующего регулирования состоит в том, чтобы обеспечить предприятия отрасли ресурсами, необходимыми для обслуживания и обновления оборудования путем повышения их инвестиционной привлекательности. Что это значит, не объяснялось, но понятно, что ЖКХ может стать привлекательных для инвесторов только после существенного повышения соответствующих тарифов. С приходом инвесторов и внедрением названных методик потребители получат выгоду за счет сокращения неэффективных расходов компании. Предприятиям, а также их инвесторам будет обеспечена гарантированная прибыль на инвестиции. С другой стороны, их обяжут выполнять план снижения себестоимости услуг, добиваясь сокращения потерь в сетях, повышения энергоэффективности и т. д. В результате тарифы для конечного потребителя начнут падать. А если производитель будет снижать себестоимость своих услуг опережающими темпами, то получит гарантированное право в течение трех лет распоряжаться частью сэкономленных средств.

Новые методики отнюдь не изобретение Нацкомиссии. Они уже не первый год действуют во многих странах Европы и, в частности, в Великобритании. В результате там с начала 1990-х годов, например, тариф на транспортировку воды в сетях снизился на 40%, в то время как ежегодные инвестиции в соответствующие предприятия в 1991 - 2005 годах выросли на 20%. Правда, опыт Великобритании, представленный украинским регулятором в виде диаграмм, также показывает, что на первой фазе роста инвестиций (с 1991 по 1994 год) тарифы не резко, но постоянно росли. Зато в 1995-1996 годах, на которые приходится первый пик инвестиций, они резко пошли вниз. Такая же тенденция наблюдалась и в 1996 - 2005 годах: тарифы снижались теми же темпами, какими росли инвестиции.

По словам директора департамента стратегического планирования и развития Нацкомуслуг Дмитрия Арлачева, в Украине внедрять новую схему уже готовы десятки компаний, принимавших участие в обсуждении этих методик. Но первопроходцами станут те из них, в частности "Киевводоканал", которые уже получили кредиты или гранты международных финансовых организаций. В дальнейшем он видит основных инвесторов ЖКХ в лице коммерческих банков.

Эксперт Мирового банка Видмантас Янкаускас оценивает перспективы стимулирующего регулирование очень высоко. По его мнению, оно не только снижает регулирующее давление на тарифы, но и политическое. Как считает эксперт, это обеспечивается тем, что тарифы "корректируются лишь один раз в год с использованием четкой, прозрачной и неизменной формулы".

А у экс-министра жилищно-коммунального хозяйства Алексея Кучеренко свой взгляд. В комментарии "Дню" он отмечает: "Повышать тарифы все равно будут, хотя бы потому, что с 1 августа 2010 года цену на газ подняли для предприятий теплокоммунэнерго в полтора раза, вместо того чтобы повышать для населения. И какую бы новую методику ни вводили - а их существуют десятки, - повышать тарифы ЖКХ придется. Откуда взялась данная методика? Ее продвигают те же люди, которые недавно пролоббировали закон о природных монополиях, потому что эта методика в первую очередь защищает финансового инвестора, фиксируя доходность на вложенный капитал. Кто-то готовит почву для приватизации ЖКХ. Но я все равно не верю, что это к чему-то приведет, потому что долги государства по разнице в тарифах на этот год для теплокоммунэнерго составляют 16 миллиардов гривень. О какой инвестиционной привлекательности можно вести речь?"

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, "День"

Источник:

Источник: ПСПУ

  Обсудить новость на Форуме