17:15 29.10.2010 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"
Ультиматум не прошел: Путин отказался пересматривать газовую формулу
Цена за газ, который "Нафтогаз Украины" покупает у "Газпрома", в первом квартале 2011 г. составит 230-235 долл. за тысячу кубометров.
Об этом 28 октября 2010 г. сообщил на брифинге премьер Украины Николай Азаров, комментируя результаты переговоров с премьером России Владимиром Путиным.
"Приблизительно цена будет 230-235 долл. за тысячу кубометров", - сказал Н. Азаров.
Как известно, накануне, 27 октября 2010 г., Киев посетил российский премьер В. Путин. При этом все надежды украинского руководства о снижении цены на газ, которые накануне встречи озвучил украинский премьер Н. Азаров, не оправдались.
В своем выступлении на заседании Кабмина Н. Азаров заявил, что "действующее газовое соглашение не может нас устраивать".
Премьер подчеркнул, что "реалии рынка изменились, поэтому условия поставки и базовая формула цены на газ требуют пересмотра. Поэтому Украина присоединилась к Европейской энергетической хартии, а, значит, изменилась, как внутренняя, так и внешняя правовая база заключения таких соглашений. В силу этого нынешнее соглашение, которое подписало предыдущее правительство Украины, не отвечает украинскому законодательству. И это реалии, которые нельзя игнорировать", – добавил он.
В результате по итогам визита В. Путина было подписано 9 соглашений (о сотрудничестве в морском и авиационном поиске в Черном и Азовском морях, о межрегиональном сотрудничестве, меморандум о намерениях о сотрудничестве в области судостроения и т.п.), но ни одно из них не отразило даже намека на возможное понижение цены на газ для Украины.
При этом даже сам ход переговоров изначально говорил о том, что шансы Украины тщетны. Приезд Путина задержался на час. Как говорили в кулуарах правительства члены украинской делегации, это явно было связано с довольно резким заявлением Н. Азарова, который в ультимативной форме потребовал пересмотра газовых соглашений (по материалам УНИАН, РИА "Новый Регион").
Стопами майдаунов,
или "Пусть Брюссель и подаст"
Честно говоря, никак не ожидалось, что Николай Янович решит пойти по стопам "майданных профессионалов", которые в свое время шантажировали поставщиков газа под лозунгом "Брюссель нам поможет".
Вспомним, как в январе 2006 г. на переговорах в Ашхабаде глава "Нафтогаза" Алексей Ивченко чуть было не довел до сердечного приступа здравствующего тогда президента Туркменистана Сапармурата Ниязова, угрожая ему публичными разоблачениями в Брюсселе.
Об этом "Леша-Мерседес" с большим пафосом поведал 9 ноября 2007 г. в интервью "Украинской правде".
"Это, по-видимому, были самые тяжелые переговоры. Я скажу так, что те, кто были в приемной в Ниязова, особенно с туркменской стороны просто повыбегали на двор!", - хвастался А. Ивченко.
По его словам, он заявил главе Туркменистана следующее: "я отсюда вылетаю в Брюссель и говорю, что Туркменистан и Россия политически сговорились против Украины".
"Мы говорили в кабинете президента часа три. Накал был такой, что мы кричали друг на друга... Моя задача была убедить Ниязова и вырвать подачу газа из Туркменистана и тогда положить соглашения на стол Миллеру (главе "Газпрома" – Прим.) и спросить: "А какие у тебя аргументы не подавать нам туркменский газ?". Дошло до того, что Ниязов схватился за сердце и сказал, что он больше не может вести переговоры...", - отрапортовал А. Ивченко.
Вся эта история закончилась тем, что в том же 2006 г. Украина потеряла прямые контракты с Туркменистаном на поставки газа, после чего стала покупать законтрактованные "Газпромом" объемы туркменского газа через компанию-посредника "РосУкрЭнерго" по цене $95 за 1 тыс. куб. м.
Для сравнения: до прихода на пост президента Виктора Ющенко, которого впоследствии обвиняли в лоббировании интересов "РосУкрЭнерго", наша страна покупала туркменский газ по цене $44 за 1 тыс. куб. м., оплачивая 50% газа деньгами, 50% - товарно-материальными ценностями.
Вспомним, как 24 марта 2009 г. на пресс-конференции в Киеве премьер Юлия Тимошенко, комментируя состоявшееся 23 марта 2009 г. подписание Брюссельской декларации о модернизации украинской газотранспортной системы, заявила, что тем самым Евросоюз отказался от строительства газопроводов в обход Украины.
"Вчера была поставлена точка во многих разговорах по поводу того, что Украину будут обходить альтернативными газопроводами", - заявила она, добавив, что "на много десятилетий вперед наша ГТС будет и в дальнейшем транспортировать ключевой, главный объем газа для ЕС".
Тем не менее, на сегодняшний день Россия и ЕС занимаются строительством газопровода "Северный поток" по дну Балтийского моря и проектированием газопровода "Южный поток" по дну Черного моря в обход Украины в Европу.
Помимо этого ЕС занимается проектированием строительства газопровода "Набукко", который должен пройти в обход России и Украины.
Поэтому попытка Н. Азарова шантажировать В. Путина односторонним расторжением долгосрочного газового контракта "Нафтогаза" и "Газпрома" под предлогом того, что "Украина присоединилась к Европейской энергетической хартии" (то есть вступила в Европейское энергетическое сообщество) была изначально контрпродуктивна.
Напомним, что протокол о вхождении Украины в Европейское энергетическое сообщество (в рамках выполнения Брюссельской декларации) подписали 24 сентября 2010 г. в Скопье министр топлива и энергетики Юрий Бойко и министр экономики Македонии Фатмир Бесими.
26 сентября 2010 г. в интервью Би-би-си глава Минтопэнерго отметил, что благодаря присоединению к Энергетическому сообществу, в состав которого входят все страны ЕС,Украина сможет повлиять на ситуацию с "Южным потоком".
"Мы получим право голоса в европейских комиссиях как партнеры энергетических компаний Европы, и они, скажем так, теперь обязаны нас слышать, поскольку мы теперь - полноправный член Энергетического сообщества. Поэтому мы имеем все права, и к нам прислушиваться будут не так, как раньше - партнер, сосед, но сегодня мы полноправный член сообщества", - пояснил Ю. Бойко.
"Официальная позиция Европейского Союза, Европейской Комиссии, и мы признательны за то, что они поддерживают проект "Nabucco", а проект "Южный поток" не является для них стратегической инициативой. Но страны - члены ЕС подписывают договоры с Российской Федерацией, и мы пытаемся убедить наших партнеров и в Европе, и в России в том, что наша ГТС - экономически более выгодна и является более безопасным путем для транспортировки российского газа в Европу, чем прокладывание нового маршрута через Черное море", - подытожил глава Минтопэнерго.
Однако очень скоро иллюзии Ю. Бойко развеялись, о чем свидетельствует ряд последовавших за этим событий.
Так, 16 октября 2010 г. в интервью газете "Зеркало недели" заместитель министра экономики, глава украинской переговорной группы по созданию зоны свободной торговли с ЕС Валерий Пятницкий заявил, что в ходе переговоров по данному вопросу Брюссель заблокировал Киеву доступ на европейский рынок в сфере энергетики и транспорта.
"Закрыли все, за исключением сферы морских международных перевозок, где нам на сегодняшний день похвалиться почти нечем - мы пока очень слабые конкуренты", - сказал он.
"А вот в случае с наземным транспортом, трубопроводным, передачей электроэнергии и т.д. я не говорю, что мы уже сегодня очень сильные конкуренты для европейцев, но реальный потенциал у нас существует. И то, что для Украины эти рынки закрываются, для нас серьезный вопрос", - добавил замминистра.
Помимо этого В. Пятницкий фактически признал, что ЕС согласился на членство Украины в Энергетическом сообществе только для того, чтобы заставить нашу страну платить штрафы за возможные перебои с поставками газа на европейский рынок.
"Их очень беспокоит безопасность транзита энергоносителей через территорию Украины, возникновение ситуаций форс-мажора по вине одной из сторон (я так понимаю, что они подразумевают нашей)", - отметил чиновник.
"Поэтому предлагают ускоренный механизм урегулирования споров, механизм компенсации, построенный на том, что какая-то сумма, соответствующая эквиваленту возможных потерь, депонируется за пределами Украины", - уточнил он.
По его словам, так будет проплачиваться определенный риск. "Из нашего, из их бюджета - каждой из сторон. То есть мы депонируем какую-то сумму, и, если вдруг что-то случается по нашей вине, она в безусловном порядке списывается", - указал В. Пятницкий.
Кроме того, 22 октября 2010 г. "Газпром" и "Болгарский энергетический холдинг" подписали новое соглашение по "Южному потоку", предусматривающее выполнение технико-экономического обоснования (ТЭО) болгарского участка газопровода.
Поэтому на момент визита российского премьера главе Кабмина следовало бы понять, что Брюссель не станет поддерживать Киев в случае начала очередной украино-российской "газовой войны", вызванной односторонним расторжением долгосрочного газового контракта с Россией, при этом проигнорировав факт вступления Украины в Энергетическое сообщество.
В итоге, своими ультимативными требованиями Н. Азаров заранее испортил общий тон переговоров с В. Путиным, который не только демонстративно опоздал в Киев после таких заявлений, но и отказался пересматривать базовую формулу цены на российский газ для украинских потребителей.
И здесь возникает ключевой вопрос: а был ли шанс у новой украинской власти добиться очередного понижения цены на импортируемый газ?
Безусловно, был, что прямо следует из слов посла России на Украине Михаила Зурабова, который 6 сентября 2010 г., анонсируя предстоящий визит В. Путина, сообщил в интервью журналистам, что одной из тем переговоров станет изменение двустороннего газового соглашения.
По его словам, Россия понимает, какое большое значение для украинской экономики имеет цена на российский газ.
При этом М. Зурабов отметил, что во время постоянных двусторонних консультаций Киеву объясняется преимущество, которое Украина может получить в случае более активных интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и Таможенного союза Единого экономического пространства, создаваемого Россией, Беларусью и Казахстаном.
Кроме того, 15 октября 2010 г. на встрече глав правительств стран-участниц Таможенного союза В. Путин заявил, что Россия отметила интерес Украины к сотрудничеству в рамках интеграционных объединений на территории СНГ, в том числе Таможенного союза и Единого экономического пространства
"Сейчас, когда отброшена политическая шелуха, мы видим интерес украинских партнеров извлечь выгоду от участия в различных интеграционных объединениях", - отметил глава правительства РФ.
Такое заявление прозвучало несмотря на то, что накануне, 12 октября 2010 г., глава управления информационной политики МИД Украины Олег Волошин заявил, что Украина не будет вступать в Таможенный союз.
"Украина не ставит перед собой вопрос: вхождение в зону свободной торговли с Европейским Союзом или вхождение в Таможенный союз с Россией или Беларусью. Так вопрос для Украины не стоит. И сегодня для нас вообще не стоит вопрос о присоединении к Таможенному союзу с Россией и Беларусью", - заявил он.
Совершенно очевидно, что в Москве не могли не знать о словах спикера украинского внешнеполитического ведомства, что, тем не менее, не помешало В. Путину сделать такое заявление.
Почему же глава правительства РФ озвучил данный тезис? Наверняка это произошло из-за того, что о "заинтересованности" в участии в этом проекте службы российского премьера информировали украинские переговорщики, занимавшиеся подготовкой визита В. Путина в Киев.
Мол, не обращайте внимания на заявление МИДа, поскольку на самом деле официальный Киев готов принимать участие в Таможенном союзе.
Однако уже на следующий день, 16 октября 2010 г., в вышеупомянутом интервью газете "Зеркало недели" заместитель министра экономики В. Пятницкий подтвердил, что внешнеэкономическим приоритетом для Украины является создание зоны свободной торговли с ЕС, а никак не вступление в Таможенный союз.
"На сегодняшний день мы ведем переговоры с ЕС как самостоятельная таможенная единица. Никаких других команд не было. Никаких политических заявлений о том, что мы начинаем создавать Таможенный союз, и прекращаем переговоры с ЕС, я никогда не слышал. И мне не известно о существовании двух параллельных команд, соревнующихся между собой, какая из них быстрее заключит соглашение - то ли одна с Таможенным союзом,то ли другая - с Европейским о зоне свободной торговли", - заявил он.
То есть, поскольку рабочей группы по вступлению Украины в Таможенный союз не существует в природе, то это значит, что украинские переговорщики дезинформировали своих российских коллег по данному вопросу в ходе подготовки визита В. Путина.
Исходя из этого, можно предположить, что Н. Азаров сделал свое заявление после получения соответствующих претензий от российской стороны, в ответ на которые глава Кабмина не нашел ничего лучшего, как начать шантажировать Москву при помощи Брюсселя.
Как бы там ни было, однако очевидно одно: на лозунг "Брюссель нам поможет" Россия ответила словами "Пусть Брюссель и подаст", отказавшись субсидировать "евроозабоченную" Украину.
Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО
Источник: ПСПУ
Обсудить новость на Форуме