19:45 25.07.2012 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"

Украинский взнос в оффшоры

25/07/2012

Олигархи за 20 лет независимости вывели в нейтральные финансовые "воды" четыре нынешних бюджета страны. А сколько еще денег "убежит" после внедрения изменений к тендерному законодательству?

Украина оказалась в первой двадцатке стран, из которых капитал убегает катастрофическими масштабами. В соответствии с выводами исследования международной неправительственной организации Tax Justice Network, начиная с 1990-х годов, то есть с первых дней независимости, из Украины "убежало" в оффшоры 167 миллиардов долларов. Для сравнения - бюджет Украины на 2012 год - 350 миллиардов гривен.

По версии других исследователей, ведущего британского издания Ukraine Business Insight и Eurasia Insights, активы 200 самых богатых людей Украины составляют сегодня около 85,2 миллиардов долларов. Британское исследование показало, что в Украине насчитывается около 30 000 лиц, каждое из которых имеет больше 100 000 долларов ликвидных активов. Более того, согласно выводам, количество долларовых миллионеров в стране увеличивается до 6% в год, таким образом свыше 1500 новых миллионеров появляется ежегодно. Однако наиболее зажиточные частные лица размещают около 60% своих активов в оффшорах, невзирая на жесткие ограничения и юридические преграды. Поражает?

На фоне этой статистики довольно симптоматически выглядит подписание спикером Верховной Рады Украины Владимиром Литвином закона N 9634, которым предусмотрено выведение из-под тендерных процедур закупки государственных предприятий. Власть так настойчиво сокращала государственные расходы - закрывала "неэффективные" сельские школы, ФАП-ы, увеличивала пенсионный возраст, лишала льгот социально незащищенные слои населения, чтобы теперь сэкономленные средства делить "под одеялом"? (около 240 миллиардов бюджетных гривен, что равно 2/3 госбюджета, по экспертным оценками, закон N 6934 освобождает от тендерных процедур). По прогнозам Центра противодействия коррупции, в таких условиях непубличности по меньшей мере 70 миллиардов гривен (!) пойдет на "улучшение" отечественной статистики на оффшорных счетах. А это - два (!) украинских бюджета образования, шесть (!) бюджетов здравоохранения.

Литвин так умело выехал "на белом коне" в ситуации с законом о принципах языковой политики, и тут - подпись под далеко не однозначным законом. Который, по меньшей мере, был проголосован с нарушением закона - всего 73 нардепа присутствовали в сессионном зале, и это зафиксировано на видео. Почему так поступил Литвин?

Оппозиция тоже, теоретически, имела шанс остановить сворачивание публичности в сфере распределения государственных средств. И не только в сессионном зале. Достаточно было подать в Конституционный Суд жалобу на нарушение в процедуре голосования закона N 9634. Для этого им надо было собрать 150 подписей. ("Поддавки или глупость" - "День" от 6 июля 2012 года). Но, как видим, даже попытки не было. Почему?

Теперь надеемся на Президента. Но, скорее всего, тоже напрасно. С точки зрения политического пасьянса, ветирование гарантом закона, который протянуло провластное большинство, было бы, по меньшей мере, странным. (Хотя как знать. А вдруг Виктор Федорович захочет противопоставить себя своим партнерам). Более того, Президент и его семья тоже имеют свой личный интерес в распределении государственных средств в условиях непубличности. Как удалось выяснить журналистам из программы "Наших грошей" - каждая пятая гривня на тендерах углепрома в прошлом году была получена Семьи Януковича. "Компании Януковича шли тремя колоннами, которые в целом выиграли тендеры на 3,56 млрд грн", говорится в материале "Короли углепрома", опубликованном на сайте Украинской правды.

Конечно, есть еще вариант реализации предыдущего сценария остановки свертывания публичности в тендерных процедурах. Весной прошлого года депутаты приняли похожий на Закон N9634 Закон N7532, но под давлением международных финансовых институтов (общая позиция Мирового Банка и Европейской комиссии) Президент ветировал его. Янукович был вынужден пойти на этот шаг, потому что "кредиторы" пригрозили: если подпишете данный закон, забудьте о любой технической помощи и любых кредитах. Впрочем, сегодня, кажется, шанс на вето Президента по такому сценарию очень мизерный. Ведь, на данный момент, мы не видим ни одного заявления от международных финансовых институтов, относительно выводов по изменениям в тендерном законодательстве. На первый взгляд - махнули рукой. Впрочем, когда мы начали обращаться за комментарием в отдельные финансовые учреждения, то их эксперты даже начали нас убеждать в... позитивных моментах этих изменений. Мол, изменения оживят экономику, ведь госпредприятия станут более оперативными в вопросах закупок, смогут быстрее реагировать на заказ. А с чиновниками-"клептоманами" в условиях непубличности нам посоветовали бороться системой внутреннего аудита. Мы не владеем конкретными цифрами или фактами, потому можем сейчас руководствоваться лишь собственной логикой, но создается впечатление, что отдельные работники международных организаций, которые уже достаточно долгое время работают в Украине, имеют личную заинтересованность. И речь здесь идет лишь о цене вопроса. А она в изменениях к тендерному законодательству достаточно "привлекательна".

 

Алла ДУБРОВЫК, "День"

Источник:

Источник: ПСПУ

  Обсудить новость на Форуме