17:15 19.04.2011 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"
Украине придется наконец определиться
Ответственный секретарь Таможенного союза Сергей Глазьев отверг саму идею формата "3+1"
Украинская "свободная" пресса бьет в набат: "Украина наращивает объем экономического сотрудничества с Россией, обрекая себя на статус страны технологий вчерашнего дня, призванных перерабатывать природные ресурсы". С таким грозным предостережением выступил киевский журнал "Корреспондент", с недавних пор принадлежащий украинскому олигарху и "оранжевому революционеру" Петру Порошенко, который по совместительству является кумом Виктору Ющенко.
Издание с болью констатирует, что за последний год "товарообмен со слаборазвитой российской экономикой превысил объем товарных отношений Украины с 27 странами ЕС и США вместе взятыми". Конечно, когда Ющенко был президентом, а Порошенко – министром иностранных дел, такое позорище было немыслимым. Равно как и "технологии вчерашнего дня", которые при "оранжевом" правлении просто загибались, – притом, что технологий дня завтрашнего так и не появлялось. А про "переработку природных ресурсов" авторам "Корреспондента" стоило бы вообще помалкивать – хотя бы за отсутствием таковых ресурсов на самой Украине.
Впрочем, эта публикация относится еще к числу "сдержанных". Другой украинский журнал, "Тиждень", попросту заявил, что "за счет соседей Кремль пытается отсрочить крах империи", в первую очередь, разумеется, за счет Украины.
Как объясняют украинские журналисты (причем уже как минимум 20 лет), в России назревает кризис: "Время действительно важно для России. Постоянный рост цены на нефть и газ не только наполняет бюджет экспортеров этих ресурсов, в частности, РФ. Это также подталкивает другие страны искать альтернативные источники энергии или новые способы добычи традиционных... В ближайшие 5-7 лет вероятным является начало промышленной добычи сланцевого, шахтного и других видов газа, который был слишком дорогим по сравнению с российским... Применение альтернативных видов топлива, распространение гибридных электромобилей может снизить спрос на нефть. Все это очень сужает горизонт утверждения решений для России, у которой экономика и социальная стабильность держатся на нефти и газе".
Весь этот традиционный набор антироссийских штампов и установок гуляет по украинским СМИ уже годами, но последнее, так сказать, весеннее обострение пришлось на прошлую неделю, когда в Киев с официальным визитом приезжал премьер-министр России Владимир Путин. Среди прочего он должен был обсудить с украинскими властями перспективы вступления Украины в Таможенный союз – вот "свободные" украинские СМИ и устроили настоящую истерику на эту тему. Причем приведенные перлы "Корреспондента" или "Тиждня" – это уже затухающие аккорды бурной антироссийской истерики, продемонстрированной на минувшей неделе и украинскими политиками, и содержащими их олигархами, и обслуживающими и тех, и других массмедиа.
Впрочем, и действующие украинские власти, обвиняемые уже более года разномастными "национально-свидомыми" во всех смертных грехах, также дистанцируются от идеи присоединения к Таможенному союзу. Мол, он противоречит вектору европейской интеграции, который на Украине закреплен чуть ли не на законодательной основе (хотя толком никто не знает, в чем эта "европейскость Украины" должна выражаться). Впрочем, КМ.RU уже о более чем сдержанной реакции украинских властей на весьма щедрые российские инициативы.
А ведь еще в середине марта Владимир Путин на встрече глав правительств Таможенного союза в Минске весьма доходчиво объяснял, чем чреват для Украины отказ от Таможенного союза в пользу зоны свободной торговли (ЗСТ) с ЕС, о которой она грезит.
"Мы знаем, что Украина ведет переговоры по созданию с Евросоюзом зоны свободной торговли, – объяснил свою позицию Путин. – Уровень таможенной защиты, который Украина выговорила себе при вступлении в ВТО (сейчас не буду называть абсолютных цифр), более чем в два раза ниже, чем наш единый таможенный тариф. И даже в случае присоединения России к ВТО на тех основаниях, которые мы для себя сейчас тоже уже определили с нашими партнерами по переговорам в ВТО, он почти не изменится: он будет тоже в два раза выше, чем украинский. Что это означает на практике? Это означает, что если Украина создаст зону свободной торговли вместе с Евросоюзом и вынуждена будет уступить по многим позициям, чувствительным для украинской экономики, то она, разумеется, будет рассчитывать, что эти товары пойдут на российский рынок. А мы не сможем позволить себе этого сделать, и мы вынуждены будем начать выстраивать границу, иначе нас завалят этими товарами", – подчеркнул российский премьер.
"И мы с коллегами – и с Белоруссией, и с Казахстаном – ясно отдаем себе в этом отчет. Я уверен, что и Казахстан, и Белоруссия немедленно поставят перед Россией вопрос о закрытии таможенных границ. Не надо быть экспертом, чтобы понять, что последствия будут тяжелыми. Выйти на европейский рынок с традиционными товарами довольно сложно, а сбросить на наш рынок товары не удастся. И это – плохой сценарий развития событий, в т. ч. я имею в виду и характер наших межгосударственных отношений", – заявил Путин. "А вот вести переговоры с Евросоюзом в формате Единого экономического пространства либо Таможенного союза – это совсем другое дело. И позиции совсем другие, гораздо более выигрышные", – подчеркивал он.
При этом Путин вовсе не собирался шантажировать Украину, как поспешили заявить многие в Киеве. Как заявил российский премьер, "это – суверенное дело Украины – присоединяться или не присоединяться к интеграционному объединению. Это – дело украинского народа, парламента, президента". Просто, по мнению Путина, присоединение Украины к Таможенному союзу или Единому экономическому пространству сделало бы "интеграционные процессы более полноценными".
Но насильно никто в Таможенный союз Украину втягивать не собирается, что бы ни писали там киевские или львовские издания. Однако, по словам российского премьера, "Россия будет вынуждена закрыть таможенную границу с Украиной, если та создаст зону свободной торговли с ЕС, и чувствительные для России товары будут поступать на российский рынок в обход установленного уровня таможенной защиты".
Украинское руководство, правда, понимая все экономические выгоды участия в Таможенном союзе, но опасаясь лишних упреков в "пророссийскости", попыталось в ходе прошедших на минувшей неделе переговоров предложить некий компромиссный формат сотрудничества Украины с Таможенным союзом – т. н. "3+1", который, по словам украинского президента Януковича, базировался бы на принципах свободной торговли и требованиях ВТО и позволил бы Украине сохранить ее рынки и партнерство со странами Таможенного союза и Евросоюзом.
Однако в понедельник в интервью "Коммерсантъ – Украина" ответственный секретарь Таможенного союза Сергей Глазьев прямо заявил, что Украине придется наконец определиться. "Пока мы не ведем с Украиной официальные переговоры о вступлении в Таможенный союз и не можем даже письменно предлагать Киеву присоединиться к ТС. Мы ждем вашего решения. Но жизнь сейчас очень подвижная, ситуация меняется быстро, к тому же мы живем в условиях экономического кризиса, который продлится еще немало времени. Поэтому то, что сегодня кажется очевидным, завтра может оказаться под вопросом. Кто, например, мог спрогнозировать наблюдаемый сейчас новый виток роста цен на нефть? Та же ситуация – с Таможенным союзом", – заявил он.
Глазьев категорически отверг саму идею пресловутого формата "3+1". По его словам, "достичь прогресса вне Таможенного союза будет невозможно. Потенциал зоны свободной торговли для облегчения кооперации полностью исчерпан. Единственный вариант – полноценное участие Украины в работе ТС. Все другие формулы не имеют под собой почвы".
Глазьев следующим образом объяснил выгоды, получаемые Украиной от полноценного участия в ТС: "Первое – это снижение цен на энергоресурсы, и второе – увеличение экспорта украинских товаров в страны ТС на сумму $4-9 млрд в год (относительно нынешних показателей). И то, и другое возможно только в случае отмены таможенных границ. Ликвидация экспортных пошлин на нефть и снижение цен на газ даст Украине суммарную экономию в $5-6 млрд в год. Есть и другие, более высокие оценки, говорящие о том, что отмена экспортных пошлин на нефть дает экономию примерно в $3-3,5 млрд, а изменения в газовой сфере – от $3 млрд до $4 млрд".
Впрочем, наверняка украинских националистов напугают такие его слова: "Таможенный союз – это фундамент, первый этап интеграции. В рамках ТС создается общий рынок товаров, который носит незавершенный характер, поскольку у разных стран отличаются антимонопольное регулирование, налоговые системы. Следующим этапом станет Единое экономическое пространство. Сегодня можно точно говорить о том, что будет представлять собой ЕЭП: уже подписан пакет из 17 договоров, которые вступят в силу с 1 января 2012 года. Общий рынок товаров будет дополнен общим рынком услуг. Очень важны изменения на рынке транспортных услуг: мы переходим к единым тарифам и общим правилам доступа к железнодорожному и трубопроводному транспорту.
Помимо этого, предполагается создание единого антимонопольного урегулирования и арбитража, обеспечивается равный доступ стран ТС к госзакупкам друг друга и унификация их правил: в основном госзакупки должны проводиться по принципу электронного аукциона. Два соглашения из пакета определяют свободу движения капитала...
Украине не имеет смысла останавливаться на этапе Таможенного союза. Отмена экспортных пошлин у нас достигается именно в рамках ЕЭП", – ставит диагноз Глазьев.
Теоретически для Украины можно сделать исключение и отменить таможенные пошлины уже на этапе Таможенного союза, но только ЕЭП решает ключевые для Украины вопросы: снижение транспортных тарифов, доступ к энергоносителям и (что особенно важно для многих украинцев) решение проблем трудовых мигрантов из Украины.
Сергей Глазьев также указал: "ТС – это достаточно обязывающая форма интеграции. Оговорки наподобие "Мы присоединяемся только в той части, которая не противоречит украинской Конституции", равно как и другие туманные ограничения, которые Украина любила декларировать раньше, в данном случае работать не будут".
Впрочем, он постарался заверить украинцев, что "жертвами диктата москалей" они не станут. Хотя в Таможенном союзе формально принят принцип принятия решений большинством, "при котором требуется две трети голосов, но до сих пор все решения принимались консенсусом. Дело в том, что у нас фактически действует право вето на решения ТС. Если вдруг комиссия ТС примет решение, ущемляющее интересы кого-либо из участников, недовольное государство обращается в высший орган ТС – Межгоссовет – с протестом на решение комиссии. А решение Межгоссовета принимается единогласно. Кроме того, у нас есть перечень товаров, по которым решение комиссии ТС изначально принимается консенсусом. В этот перечень входит около 1000 пунктов, он формировался путем объединения позиций, чувствительных для каждого из государств – членов ТС. Естественно, Украина может дополнить этот список".
По словам Глазьева, сегодня в комиссии Таможенного союза у России 57% голосов, а Белоруссия и Казахстан имеют по 21,5%. Возможное участие Украины снизит российскую долю менее чем до 50% – ведь украинская экономика больше белорусской, так что вес Украины будет большим, чем останется у Белоруссии. Хотя, конечно, точную цифру удастся определить только в будущем, говорит Глазьев, "после того как Украина даст согласие на проведение официальных переговоров о вступлении в ТС".
Глазьев также рассказал, какие проблемы возникнут, если Украина все же создаст "расширенную и углубленную ЗСТ с ЕС". Главная проблема, которая возникает в данном случае, по его словам, – контроль за правилами происхождения товаров. "Мы должны быть уверены, что европейский товар, который поступит на территорию Украины без пошлин, не будет реэкспортирован на территорию ТС под видом украинского товара. В особенности это касается турецких товаров, которые приравниваются к европейским. У нас уже есть такая ситуация с Киргизией, которая имеет упрощенный таможенный режим с Китаем. Официально они декларируют товарооборот примерно в $0,5 млрд, но, по оценкам Статкомитета ООН, реальный объем китайского экспорта в Киргизию составляет $7 млрд. Это означает, что китайский ширпотреб завозится на территорию ТС под видом киргизских товаров. Мы были вынуждены резко ужесточить таможенный режим на границе Казахстана и Киргизии: все товары проходят строгий контроль правил происхождения. Поэтому киргизское правительство, проанализировав ситуацию, поняло, что сможет сохранить роль логистического центра перевалки китайских товаров только в случае присоединения к ТС, и Бишкек уже заявил, что подает заявку о вступлении. Украину ждут приблизительно те же меры: контроль будет существенно ужесточен. А если мы увидим группы, где украинский товар будет тяжело отличить от турецкого или европейского, то мы будем вынуждены вводить изъятия из ЗСТ с Украиной по этим группам", – объяснил Сергей Глазьев.
Источник:
Источник: ПСПУ
Обсудить новость на Форуме