18:00 17.01.2013 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"
Украина оказалась на грани социального взрыва
"Мы ненавидим преступную власть. Народ Украины, просыпайся!" - призвали бастующие шахтеры
"Мы любим Украину и ненавидим преступную власть. Народ Украины, просыпайся! Настал час общенациональной акции гражданского неповиновения против власти, укравшей у нас страну!"
Таким призывом завершается открытое письмо членов независимого профсоюза горняков шахты "Красный партизан" (Луганская область), занявших 10 января кабинет директора предприятия, которое они адресовали концессионеру предприятия – компании ДТЭК, принадлежащей самому богатому украинскому олигарху Ринату Ахметову и председателю Луганской облгосадминистрации В.Пристюку.
"У нас, – пишут шахтеры, – вопрос к ним: "А куда вы собираетесь девать десятки тысяч людей, которые могут оказаться без средств к существованию? Может, вы уже нам приготовили крематории, и осталось загнать нас в концлагеря?"
После того как в декабре 2011 года угледобывающее предприятие "Свердловантрацит" было передано ДТЭК в концессию, говорится в письме, текст которого приводит ИА REGNUM, концессионер "вместо улучшения условий труда и модернизации угольных предприятий проводит политику сокращения объемов добычи угля через закрытие шахт "Центросоюз", "Свердлова", "Харьковская" с последующим уменьшением объемов добычи угля на ОП "Шахта "Красный партизан" и ОП "Шахта "Должанская капитальная". "Мы понимаем, что это происходит по причине отсутствия конкурентной способности угля марки "Антрацит" на международном и внутреннем рынках из-за его высокой себестоимости и низкого качества. Но, с другой стороны, мы понимаем, что никто не отменял трудовое законодательство и права граждан, поэтому интересы граждан должны учитываться в первую очередь, вне зависимости от того, кому принадлежит предприятие – олигарху или государству", – говорится в заявлении. Шахтеры предупреждают, что в случае неудовлетворения предъявляемых ими требований забастовка может вылиться в "общенациональную акцию гражданского неповиновения против власти".
К этому надо добавить, что в тот же день, 10 января, в Харькове стартовала всеукраинская акция протеста независимых профсоюзов железнодорожников. На грани остановки производства и массовых увольнений находится и автомобильная отрасль страны, сообщает российское издание "Однако". Так, с 1 января простаивает конвейер Запорожского автозавода, в ближайшее время ему могут составить компанию и другие "флагманы" украинского автомобилестроения – корпорация "Богдан Моторс" и "АвтоКрАЗ". За 11 месяцев 2012 года, пишет издание, на Украине было произведено в 1,8 раза меньше автомобилей, чем в 2011-м. Просто убийственным выдалось окончание 2012 года для "Богдана": в декабре на предприятии было собрано всего 92 автомобиля, что на 91,89% меньше, чем в ноябре. А за целый год производство упало на 40,54%. Все автосборочные предприятия винят в ухудшении производственных показателей вторую волну мирового финансово-экономического кризиса, а также введение Россией утилизационного сбора на импортируемые автомобили. Но ведь Россия ввела такую меру в отношении не только украинского, но и всего импорта автомобилей и всего внутрироссийского автопроизводства. С какой стати она должна была делать исключение для украинских автопроизводств?
Как бы то ни было, в 2013 году на Украине может произойти социальный взрыв, считает украинский экономист Юрий Макогон. "Происходящие сейчас забастовки независимых профсоюзов железнодорожников и шахтеров Украины связаны с тяжелым социальным положением рабочих, поскольку рост тарифов и цен не соответствует росту зарплат", – заявил он в интервью ИА REGNUM.
"Давайте рассмотрим протестную ситуацию на Украине с экономической точки зрения, – поясняет эксперт. – Сколько раз за последние годы менялся размер зарплаты рабочего? Конечно, она менялась в сторону увеличения, но каким темпом? А рядом поставьте цены на продукты первой необходимости. Я не говорю о серьезных вещах (жилье, машины), не упоминаю о бензине, хотя это – не предмет роскоши, но его подорожание вызвало цепочку удорожания всех товаров, которые перевозятся автомобильным транспортом. Мы говорим о реальной зарплате людей. Она выросла серьезно? Нет. Парадоксально, что перевозки железнодорожным транспортом выросли в цене, а зарплата рабочих не была пропорционально доведена к уровню различных тарифов. За последние два-три года у нас резко выросли цены на газ и коммунальные услуги, а бастующие рабочие, шахтеры и железнодорожники, платят по новым тарифам и не могут свести концы с концами. И это касается работающих людей. А что можно сказать о финансовом положении социально незащищенных категорий граждан – безработных, травмированных шахтерах, пенсионерах, инвалидах и прочих?"
"Перед парламентскими выборами было видно, с какими трудностями столкнулась Партия регионов, раздавая электорату новые обещания, при этом не проведя ранее обещанные экономические реформы. – продолжает эксперт. – Социально-экономические, коммунальные, бытовые проблемы всегда проявляются наиболее остро в зимний период, когда в домах не хватает тепла и горячей воды, когда растут цены на все виды товаров и услуг в сравнении с летним периодом. Вот тут и появляется точка кипения и взрыв. Сегодня Украина имеет серьезные долги перед МВФ, у нас отрицательное сальдо внешней торговли; значит, мы имеем дефицитный госбюджет".
Эксперт также прогнозирует обострение социальной обстановки в шахтерских городах в связи с намеченной на 2013 год приватизацией угольной промышленности: "20 лет назад мы проходили нечто похожее под названием "реструктуризация угольной промышленности". Тогда на Украине было закрыто 50% угольных предприятий, в том числе и в малых городах, где они были градообразующими. В те времена даже соцкультбыт содержался за счет средств угольного предприятия. Реструктуризация привела к массовой безработице и социальным проблемам: алкоголизм, наркомания, бандитизм, ухудшение демографической обстановки, массовая эмиграция (7 млн выехавших из Украины мигрантов). Все это стало следствием в том числе и такой непродуманной политики в угольной отрасли. Сегодня мы идем тем же путем. Если градообразующее предприятие становится частным, оно перестает заниматься социальными вопросами, которые традиционно решало. Частник откажется от шефства над школами, больницами, городской инфраструктурой и так далее. К тому же часть рабочих будет уволена, и это – тоже естественный процесс. В противном случае добыча угля становится неэффективной, поскольку в его себестоимость вкладываются социальные факторы. Частник будет освобождать себестоимость угля от всех побочных затрат". Напомним, все угольные предприятия Украины должны быть приватизированы до 2015 года.
Тем временем украинские экономисты просчитывают, сколько же денег может спасти страну от стремительно надвигающегося экономического краха. Сумма получается почти астрономическая. Как считает экс-заместитель председателя Национального банка Украины Александр Савченко, экономика страны нуждается в дополнительных $150-200 млрд, о чем он заявил в эфире телеканала ТВi. При этом сейчас, напомним, валовой внешний долг Украины уже составляет $132,446 млрд, или 75,3% ВВП. Так что "150-200 миллиардов новых денег", за которые ратует экс-глава НБУ, могут лишь усугубить и без того критическую ситуацию.
Иван Гладилин
Читать полностью:
Источник: ПСПУ
Обсудить новость на Форуме