13:15 25.01.2017 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"
Украина - не Молдова: президентский реквием по Донбассу в "День соборности"
22 января 2017 г. на торжественном собрании в Национальном музее Тараса Шевченко в Киеве по случаю т.н. «Дня соборности» президент Петр Порошенко принялся громогласно крушить сторонников отказа от Донбасса, при этом выдвинув собственные условия реинтеграции мятежного региона в состав Украины, которые в действительности направлены на ревизию Минских соглашений, тем самым делая их невыполнимыми.
Между тем, пока хозяин Банковой рядился в тогу «великого государственника», подлинную заботу о восстановлении территориальной целостности своей страны продемонстрировал президент соседней Молдовы Игорь Додон, совершивший 4 января 2017 г. первый визит в Приднестровье для проведения прямых переговоров с президентом непризнанной республики Вадимом Красносельским с целью последующей совместной реализации предложенного плана мирного урегулирования конфликта.
Виртуальная реинтеграция по-киевски. В своем выступлении президент П. Порошенко подверг критике идею некоторых политиков, призывающих отказаться от Донбасса.
«Как не прискорбно говорить об этом в День Соборности, но у нас есть политические силы, которые в тщательно завуалированной форме предлагают нам отказаться от Донбасса... Хочу адресовать этим политикам вопрос: господа, а вы собирали эти территории, чтобы ими разбрасываться?», - сказал президент.
По его словам, эти политики призывают обращаться с жителями неподконтрольных Киеву территорий Донбасса так, «будто они уже не наши украинские граждане».
Вместе с темП. Порошенко заявил, что изменения в Конституцию об особенностях местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей будут сделаны только после прогресса в вопросах безопасности.
«Убедили наших западных союзников в том, что любым шагам по политическому урегулированию должен предшествовать очевидный и несомненный прогресс в вопросах безопасности: устойчивое прекращение огня, вывод российских войск и техники, разоружение боевиков, контроль за нашей границей - сначала со стороны ОБСЕ, а потом и наш напрямую», - сказал президент.
Он подчеркнул, что до момента решения этих проблем на повестке дня не стоят и не будут стоять политические вопросы, в том числе это касается и изменений в Конституцию. При этом президент отметил, что восстановление территориальной целостности Украины является главным приоритетом власти.
Таким образом, пригвоздив к позорному столбу некоторых политиков за призывы отказаться от Донбасса и более не считать жителей неподконтрольных территорий гражданами Украины, П. Порошенко тут же предложил старый-новый рецепт возвращения восставшего региона в правовое пространство украинского государства по неизменной формуле безопасность – граница – выборы, прямо противоречащей букве и духу достигнутых в белорусской столице договоренностей.
Не приходится сомневаться в том, что майданная власть напрямую связывает вопросы прекращения огня и политического урегулирования для достижения очевидной цели: чтобы посредством искусственного поддержания «ожесточенного перемирия» перекладывать ответственность за несоблюдение режимапрекращения огня исключительно на донбасских ополченцев, таким способом снимая с себя ответственность за невыполнение политической части Минска-2.
Как не менее очевидно и то, что требование о «выводе российских войск» является безосновательным ввиду отсутствия таковых в зоне конфликта, поскольку Минскими соглашениями однозначно определено, что Россия является таким же гарантом их выполнения как Германия и Франция, от которых Киев отнюдь не требует вывода войск. Столь же безосновательным является требование о «разоружении боевиков», поскольку в случае реализации Минских соглашений вооруженные формирования самопровозглашенных республик Донбасса должны быть легализованы посредством преобразования в Народную милицию.
Такой же отсебятиной выглядит требование о передаче Киеву «контроля за границей», что на самом деле должно произойти только после всеобъемлющего политического урегулирования. Этот процесс предусматривает амнистию ополченцев, внесение изменений в Конституцию, включительно с принятием постоянно действующего законодательства об «особом статусе» Донбасса, и проведение местных выборов на основании соответствующего закона, принятого по согласованию с Донецком и Луганском.
Следовательно, Администрация президента по-прежнему не собирается выполнять в полной мере Минские соглашения, используя все вышеперечисленные П. Порошенко оговорки, к числу которых также нужно добавить требования о вводе в зону конфликта «полицейской миссии ОБСЕ», которой не существует в природе, и возращении контроля над Дебальцево, утерянного Киевом в ходе «запланированного вывода украинских военных из несуществующего котла».
А это значит, что «говорящие головы» майданной власти традиционно продолжат провозглашать своим главным приоритетом «восстановление территориальной целостности Украины» на исполнение «безальтернативных» Минских соглашений, одновременно выдвигая заведомо неприемлемые требования для мятежных республик Донбасса, без согласования с которыми никакой процесс политического урегулирования в рамках Минского процесса попросту невозможен.
Реальная реинтеграция по-кишиневски. Тем временем по совершенно другому сценарию развиваются события в сопредельной Молдове, где лидер Партии социалистов И. Додон после избрания на пост президента приступил к реализации собственного плана политического урегулирования «замороженного» конфликта на берегах Днестра, направленного на реинтеграцию Приднестровья в состав молдавского государства путем предоставления ему статуса субъекта будущей Федерации.
Соответствующий проект молдавско-приднестровского урегулирования изложен в «Концепции основных принципов Молдавской Федерации», символично презентованной лидером социалистов 25 ноября 2013 г. – в 10-ю годовщину отзыва президентом Владимиром Ворониным своей подписи под уже парафированным «Меморандумом об основных принципах государственного устройства объединенного государства», вошедшим в историю как «меморандум Козака», который предусматривал федерализацию Молдовы.
Согласно «концепции Додона», предполагается создание трех субъектов Федерации - Республики Молдова, Приднестровской Молдавской Республики и Автономно-территориального образования Гагаузия, однако документ, в отличие от «меморандума Козака», не регламентирует вопрос возможного выхода субъектов Федерации из ее состава.
Документ также предусматривает создание двухпалатного парламента и закрепляет статус Молдовы как нейтрального демилитаризованного государства, но при этом не регламентирует вопрос пребывания военнослужащих России в Приднестровье, послуживший камнем преткновения при подписании «меморандума Козака».
При этом документ устанавливает статус молдавского языка как государственного языка и русского языка как языка межнационального общения на всей территории Федерации, тогда как в «меморандуме Козака» они имели одинаковый юридический статус. В то же время он определяет, что делопроизводство во всея органах государственной власти и местного самоуправления осуществляется на молдавском и русском языках, тем самым практически уравнивая их в правах.
Инаугурация И. Додона состоялась 23 декабря 2016 г., после чего уже 4 января 2017 г. новоизбранный президент Молдовы совершил свой первый визит в город Бендеры, входящий в состав Приднестровской Молдавской Республики (ПМР), где провел встречу с главой непризнанной республики В. Красносельским.
И хотя, как сообщили по итогам переговоров в пресс-службе президента Молдавии, в ходе встречи политические вопросы не обсуждались, тем не менее, стороны обсудили весь спектр вопросов, накопившихся за последние годы. Речь идет о проблемах в сфере образования, регистрации автотранспорта, связи, передвижения граждан, железнодорожном сообщении, признании документов об образовании и автомобильных номеров.
При этом главным итогом встречи, по общему мнению президентов Молдовы и Приднестровья, стала готовность сторон переговорного процесса к компромиссам.
«Самое главное, что наладили хороший контакт, есть открытость и высказана готовность к компромиссам с обеих сторон. Задача поставлена - граждане по обе стороны Днестра должны увидеть конкретные результаты в течение 2017-го года. Уверен, что вместе мы ее решим», - прокомментировал итоги переговоров президент Молдовы.
Аналогичную позицию также выразил президент Приднестровья, который отметил важность компромиссов с Молдавией для людей, живущих по обоим берегам Днестра. «Мы должны создать условия, чтобы люди не были заложниками политики, чтобы решения, принимаемые политиками, были во благо людей. Мы должны уважать приднестровский народ и молдавский народ и находить компромисс в любом случае», - подчеркнул он.
Причем накануне встречи, 27 декабря 2016 г., президент Молдовы отправил в отставку министра обороны Анатолия Шалару, мотивируя свою позицию тем, что тот «заигрывал с НАТО, прекрасно зная, что мы по конституции являемся нейтральной страной, открыто пропагандировал объединение Молдавии и Румынии».Глава государства также напомнил, что экс-чиновник неоднократно обвинялся в коррупции и нанесении оборонному ведомству ущерба на десятки миллионов леев.
В то же время такой шаг молдавского президента следует рассматривать как символический жест в адрес Приднестровья, поскольку снятый с должности «министр-атлантист» активно раскручивал тезис о некой «российско-приднестровской угрозе», тем самым выступая раздражителем в отношениях Кишинева и Тирасполя, препятствуя заявленной линии новоизбранного главы государства на политическое урегулирование застаревшего конфликта.
Достаточно вспомнить о достигнутой 6 ноября 2016 г. в Одессе договоренности между министрами обороны Молдовы А. Шалару и Украины Степаном Полтораком о подготовке совместного плана вывода российских военных из Приднестровья по «зеленому коридору» через украинскую территорию.
«Мы предоставим для этого все возможности: морской путь - через порт Джурджулешть на Дунае, воздушный - через аэродром в Маркулештах, сухопутный - через «зеленый коридор» по территории Украины», - поведал тогдашний глава молдавского оборонного ведомства.
Правда, при этом А. Шалару и С. Полторак не стали распространяться о том, что по этому поводу думают как российские военные, пребывающие в зоне конфликта по Соглашению о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова от 21 июля 1992 г., так и приднестровские власти, выступающие против вывода российских войск, рассматривая их в качестве гарантов дальнейшего сохранения мира в регионе.
Или же вспомнить озвученное 16 декабря 2016 г. в интервью украинскому порталу «Цензор.Нет» тогдашним молдавским министром обороны предсказание о готовности российской армии захватить «за два часа» Кишинев через Приднестровье.
Как заявил А. Шалару, экономические и внешнеполитические проблемы Молдавии связаны с тем, что до сих пор не решен приднестровский вопрос. «У нас такая обстановка, что российская армия может быть через два часа в Кишиневе в случае чего. Никто не хочет вкладывать деньги в Молдавию. Мы никогда ближе к Европе не подойдем, потому что у нас вот такой багаж есть, такой груз. И этот вопрос надо решать. С помощью Украины», - заявил он.
В этой связи министр обороны Молдовы добавил, что Россия сможет при необходимости (например, в случае признания независимости Приднестровья) нарастить свой воинский контингент в регионе до 20-30 тысяч человек, однако так и не пояснил, зачем Москве идти на такой шаг, если Кишинев не ставит своей задачей военный разгром Тирасполя с целью «окончательного решения приднестровского вопроса».
Безусловно, для реализации мирного плана новоизбранного президента И. Додона сторонам переговорного процесса предстоит сначала решить целый ряд вопросов сугубо технического характера, накопившихся в двухсторонних отношениях за 26-летний период раздельного существования, после чего приступить непосредственно к вопросу политического урегулирования.
Как известно, Приднестровье провозгласило независимость от Молдовы 2 сентября 1990 г., отстояв с оружием в руках государственный суверенитет в ходе вооруженного конфликта и подтвердив свой исторический выбор на референдуме 17 сентября 2006 г., на котором 97,1% граждан поддержали курс на независимость Приднестровской Молдавской Республики и последующее свободное присоединение к России.
Следовательно, для практической реализации «Концепции основных принципов Молдавской Федерации» официальный Кишинев сначала должен обсудить с Тирасполем проект И. Додона, после чего вынести согласованную редакцию документа на всенародное голосование, чтобы в ходе очередного плебисцита народ Приднестровья одобрил или отклонил предложенный план молдавско-приднестровского урегулирования.
Вместе с тем очевидно одно: план реинтеграции Приднестровья в состав Молдовы по проекту лидера Партии социалистов имеет намного больше шансов на успех, чемплан реинтеграции Донбасса в состав Украины по Минским соглашениям, которые могут быть реализованы только в случае отстранения правящего режима, превратившего войну против своего народа в инструмент удержания власти, и прихода ему на смену таких политиков как И. Додон.
Политиков, готовых вести прямые переговоры с представителями самопровозглашенных республик, отказавшись от навешивания на них ярлыков «сепаратистов-террористов», ради восстановления территориальной целостности Украины, разрушенной преступной политикой майданщиков, выступивших в роли «похоронной команды» собственного государства, фактически прекратившего свое существование в границах 1991 г. в период их бездарного правления.
P.S., или Первые плоды прямых президентских переговоров. Результаты состоявшейся исторической встречи И. Додона и В. Красносельского не заставили себя долго ждать: уже 9 января 2017 г. президент Приднестровья издал Указ «О порядке въезда и выезда и о правилах пребывания (проживания), регистрации, прописки (выписки) граждан ПМР, иностранных граждан и лиц без гражданства на территории ПМР», упрощающий процедуру выезда из республики.
Согласно его нормам, вступившим в силу 12 января 2017 г., документирование вида на жительство и правила регистрации иностранных граждан упрощены. Также оптимизирована процедура прописки-выписки на территории республики.
По новым правилам иностранный гражданин получает вид на жительство без соблюдения сроков проживания, как это было ранее. Упрощена также процедура пересечения границы для иностранных граждан. Теперь при выезде нерезидента из республики миграционная карта изыматься не будет.
Кроме того, 13 января 2017 г. впервые за долгое время возобновила полноценную работу Объединенная контрольная комиссия.
В частности, в ходе переговоров сторонам удалось сблизить позиции и «закрыть» вопрос о свободе передвижения в Зоне безопасности – наиболее дискуссионную тему, включенную в повестку дня еще в начале 2015 г.
ОКК - руководящий орган миротворческой операцией в зоне конфликта, в ее состав входят делегации России, Молдавии и Приднестровья, при этом в качестве наблюдателей в работе комиссии участвуют представители Украины и миссии ОБСЕ в Молдавии.
Как видно, Кишинев и Тирасполь начали движение навстречу друг другу, руководствуясь известным принципом «дорогу осилит идущий», своим примером демонстрируя Киеву, что налаживание отношений с Донецком и Луганском вполне возможно, для чего нужно проявить политическую волю, которая напрочь отсутствует у майданной власти, запрограммировавшей себя на продолжение «войны до последнего украинца».
Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО
Источник: ПСПУ
Обсудить новость на Форуме