22:45 28.08.2013 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"
Украина - ЕС: соглашение без иллюзий
В середине августа Кабинет Министров Украины опубликовал на своём официальном сайте текст соглашения об ассоциации Украины с ЕС. ТАЙМЕР попытался разобраться в том, чего именно стоит, а чего не стоит ждать от данного соглашения.
Оговоримся сразу: мы не ставили перед собой задачу проанализировать все положения документа. Нас интересовала, прежде всего, та его часть, которая посвящена вопросам международной торговли. Ведь именно эти вопросы будут иметь прямое и непосредственное влияние на экономику страны, а значит, и на нашу с вами повседневную жизнь
Согласно тексту документа, целью подписывающих его сторон является создание зоны свободной торговли между Украиной и ЕС в течение ближайших десяти лет со дня заключения соглашения.
Вообще говоря, фраза "зона свободной торговли" означает, что предприятия Украины и стран-членов ЕС будут торговать между собой без всяких экспортных и импортных пошлин, а правительства обязуются не предпринимать никаких мер, которые будут приводить к ограничению торговли между странами. В теории это будет означать, что украинские товары получат свободный доступ на европейские рынки – и наоборот. По идее, это должно благотворно сказаться на отечественной экономике: в этом, как говорят в правительстве, и заключён главный смысл подписания соглашения об ассоциации с ЕС.
Чтобы проанализировать последствия влияния такого соглашения на экономику Украины, следует более внимательно изучить, что именно мы экспортируем в Европу.
Картинка кликабельна
Более половины всего украинского экспорта в ЕС составляет продукция металлургической промышленности, сельского хозяйства, а также сырьё: каждая из этих отраслей обеспечивает порядка 20% от общего объёма экспорта.
Кроме того, важную роль играет пищевая промышленность (около 6%), химическая и нефтеперерабатывающая отрасли (порядка 4%), а также машиностроение (примерно 2,5%).
Очевидно, что ожидать каких-то изменений можно именно в этих отраслях, поэтому анализировать мы будем именно их.
Сельское хозяйство и пищевая промышленность
Считается, что именно эти отрасли украинской экономики получат от ассоциации с ЕС наибольшую пользу. Мечты о том, что "Украина будет кормить всю Европу" выглядят, конечно, красиво, но насколько они реалистичны?
Почти половину нашего сельскохозяйственного экспорта составляет кукуруза: в 2012-м году Европа ввезла из Украины более 6 миллионов тонн этого продукта на полтора миллиарда долларов.
На втором месте – с существенным отставанием – семена рапса: в том же 2012-м году Европа купила у нас рапса почти на 700 миллионов долларов. Кроме того, видными статьями сельскохозяйственного экспорта в Европу являются соевые бобы (500 миллионов долларов) и традиционная пшеница (400 миллионов).
Другие статьи экспорта значительно отстают от ведущей четвёрки. Речь идёт, в частности, о семенах подсолнечника и льна, некоторых овощах, мёде, бахчевых культурах, ягодах типа рябины или черники и так далее. Всё это в совокупности даёт ещё примерно 300 миллионов долларов экспорта.
Если же говорить о пищевой промышленности, то основу нашего экспорта в ЕС составляет подсолнечное масло: в 2012-м году европейцы купили у нас его на 780 миллионов. Другие важные статьи экспорта (фруктовые и овощные соки, соевые масла, овощные консервы, патока, кондитерские изделия, этиловый спирт, хлебобулочные и макаронные изделия и т.п.) в общей сложности даёт Украине ещё порядка 300 миллионов годового экспорта.
Перейдём теперь к анализу того, как повлияет на эту отрасль подписание соглашения об ассоциации с ЕС.
Во-первых, следует отметить, что "свободная торговля" с ЕС в этой области будет не такой уж и свободной. Соглашение об ассоциации предусматривает мощный инструмент регулирования в продовольственной сфере под названием "квоты на импорт". Идея в том, что по целому ряду позиций устанавливается некий предельный размер беспошлинного ввоза: какое-то количество товаров можно ввести действительно бесплатно, а всё остальное – на общих основаниях с выплатой всех пошлин.
Квоты, предоставленные ЕС Украине, достаточно скромные. К примеру, европейские партнёры готовы освободить от пошлин лишь 400 тысяч тонн кукурузы – правда, в течение пять лет готовы постепенно увеличить квоту до 650 тысяч тонн. Иными словами, беспошлинно в Европу будет ввозиться не более 10% от нынешнего объёма украинского экспорта – и то далеко не сразу.
По другим видам продукции соотношение чуть получше, но незначительно. Так, европейцы готовы освободить от пошлин четверть импортируемых из нашей страны кондитерских изделий, около 40% соков, примерно половину мёда и пшеницы и так далее.
Предусмотрены квоты и на те товары, объём экспорта которых в ЕС является пока что незначительным. Так, Украина получит право экспортировать в ЕС в общей сложности до 6 тысяч тонн яиц, что составляет около 0,5% от общего объёма внутреннего производства яиц в нашей стране. По молоку размеры квоты составляют 0,9% от общего объёма внутреннего производства. Аналогичная ситуация и по другим продуктам данной группы.
Европейский список квот включает порядка 40 позиций.
Свой список квот имеется и у украинской стороны, но он состоит лишь из трёх пунктов: свинина, мясо птицы и сахар. Правда, ограничения здесь будут тоже ощутимыми для наших европейских партнёров: скажем, из 70 тысяч тонн мяса птицы, которые мы импортировали из ЕС в 2012-м году, попасть на нашу территорию без пошлин смогут лишь 20 тысяч тонн. Но беда в том, что список квот, которые вводит Украина, уж слишком узок и защищает лишь некоторые отрасли сельского хозяйства и вообще не затрагивает пищевую промышленность.
Итак, можно сделать первый вывод: квоты на основные виды украинского продовольственного экспорта слишком малы для того, чтобы объёмы их производства значимо возросли. Фактически, такой "частичный" режим свободной торговли позволит некоторым украинским экспортёрам несколько увеличить свою прибыль за счёт освобождения от уплаты пошлин – и не более того.
Кстати, вопрос о том, кому именно достанется квота, в случае подписания соглашения, скорее всего, будет главной интригой каждого следующего года.
Есть и другое явление, на которое повлияет установление режима свободной торговли: соотношение между экспортом масел и масличных культур. Как мы уже писали, Украина экспортирует в ЕС весомые объёмы подсолнечного, рапсового, соевого и льняного масла, а также необработанные семена каждой из этих культур, масло из которых выжимают сами европейцы. В случае рапса, сои и льна мы экспортируем преимущественно сырьё (скажем, по сое экспорт сырья и масла в денежном выражении соотносится как 10:1). По подсолнечнику ситуация противоположная: Украина обрабатывает его самостоятельно, вывозя в основном масло. Кстати, наша страна является одним из лидеров по производству подсолнечных масел.
Этой ситуации способствует тот факт, что в Украине действуют экспортные пошлины на вывоз семян подсолнечника: каждый, кто хочет вывезти данный вид сельхозпродукции из Украины, должен заплатить государству порядка 10% от стоимости вывозимой партии.
Но в рамках соглашения об ассоциации с ЕС Украина обязуется отказаться от экспортных пошлин: через пять лет после подписания соглашения об ассоциации их ставка уменьшится уже вдвое, а через десять лет пошлины будут отменены совсем. Это, скорее всего, приведёт к существенному росту экспорта в ЕС семян. А поскольку значительно увеличить производство подсолнечника аграрии вряд ли смогут, то, соответственно, этобудет означать проблемы для украинских маслоэкстракционных заводов, которые составляют немаловажную отрасль украинской экономики – и, кстати, ключевой предмет экспорта в ЕС для пищевой промышленности. Таков второй негативный аспект подписания соглашения между Украиной и ЕС в сфере производства продуктов питания.
Но, пожалуй, главным фактором, который окажет влияние на украинское сельское хозяйство и пищевую промышленность в связи с подписанием соглашения об ассоциации с ЕС станет открытие украинских границ для импорта из Европы.
Мы и сегодня импортируем из ЕС много продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности. Скажем, в 2012-м году Украина ввезла из Европы мясных субпродуктов на 140 миллионов долларов. И это притом, что их импорт в Украину облагается 10-15% пошлиной. Несмотря на наличие заметных пошлин, Украина импортирует из ЕС значительные количества яиц, овощей, фруктов и многого другого. Причём зачастую импортируются продукты, которые во вполне значительных количествах производятся в Украине. Скажем, мы ввозим примерно 10% от общего объёма реализуемых в стране куриных яиц.
То же самое касается готовых пищевых продуктов. К примеру, на каждый доллар, который мы зарабатываем на экспорте в Европу шоколада и других кондитерских изделий, приходится два доллара, которые мы тратим на импорт аналогичной продукции из ЕС.
При этом импортные пошлины, действующие в ЕС, значительно ниже аналогичных пошлин, которые применяет Украина. Ставка импортной пошлины в ЕС для Украины по данному виду продукции составляет 8,3%, тогда как в Украине - 10-15%. Иными словами, украинские кондитеры, конечно, смогут сэкономить при экспорте на отмене пошлин европейцами, но их европейские коллеги получат больше преимуществ на украинском рынке, которые "съедят" все выгоды.
Сырьё
Основным сырьём, которое Украина поставляет в Европу, является железная руда и железорудные концентраты (17 миллионов тонн на сумму в 1,6 миллиарда долларов). Кроме того, мы в значительных объёмах поставляем в ЕС каменный уголь, древесину и другие лесоматериалы, глину, гранит и песчаник и т.п.
Отмена импортных пошлин на эти виды продукции в рамках соглашения об ассоциации по идее должна позитивно сказаться на украинской экономике.
Но нюанс заключается в том, что ввозные пошлины на многие из этих товаров украинские импортёры в Европе... и так не платят. Иными словами, для экспортёров сырья данное соглашение не даст практически ничего.
Это уже не говоря о том, что экспорт сырья вообще является не самым выгодным занятием, и поощрять его совершенно незачем.
Металлургия
На украинскую металлургическую промышленность установление режима свободной торговли с ЕС повлияет двояко.
Во-первых, как и в случае с семенами масличных культур, Украина должна будет отменить экспортные пошлины на ферросплавы, а также на ряд других видов продукции, в частности, лом чёрных и цветных металлов. Данные виды продукции являются сырьём для отечественной металлургии, и беспошлинный вывоз их, вообще говоря, нежелателен.
Во-вторых, в рамках зоны свободной торговли украинские производители будут освобождены от уплаты импортных пошлин при ввозе своей продукции в страны ЕС. Но в данный момент Евросоюз уже не облагает пошлинами многие статьи украинского металлургического экспорта.
Так, нулевые ставки пошлины при ввозе в ЕС из Украины действуют на углеродистую сталь, металлопрокат и т.п. Из основных (с точки зрения объёмов экспорта) видов украинской продукции пошлиной облагается лишь чугун (1,7%).
Значительные импортные пошлины действуют на другие виды металлургической продукции, например, на трубы. Однако в ЕС их вывозится сравнительно немного: скажем, в 2012-м году мы экспортировали в Европу труб из чёрных металлов лишь на 18 миллионов долларов, что, кстати, составляет всего 16% от нашего экспорта в другие страны мира.
Иными словами, обнуление импортных пошлин Евросоюзом лишь незначительно облегчит экспорт металлопродукции из Украины в ЕС. Зато трудности с сырьём вследствие отмены экспортных пошлин могут стать проблемой.
Выводы
Рискнём сделать некоторые итоговые выводы о тех последствиях, которые будет иметь для Украины подписание соглашений о свободной торговле с ЕС.
1. Украина вряд ли сможет извлечь значительную выгоду из отмены странами Евросоюза пошлин на импорт товаров из нашей страны. Для сельскохозяйственной и продовольственной продукции Европа установила для нас слишком низкие квоты на беспошлинный импорт, а что касается сырья и металлургии, то в этих отраслях пошлины в основном отсутствуют и так.
2. Отмена нашей страной экспортных пошлин на сырьё, вывозимое в Европу, окажет отрицательное влияние на отечественную промышленность. Данная мера будет способствовать вывозу из Украины сырья, что создаст проблемы, в частности, для металлургической и пищевой промышленности.
3. Украина почти полностью отменяет пошлины на ввоз товаров из ЕС, что создаст серьёзные проблемы для украинских производителей. В частности, можно ожидать, что наиболее серьёзные проблемы начнут испытывать предприятия, занимающиеся производством одежды, мебели, продуктов питания, машиностроение и так далее.
4. Доходы государственного бюджета Украины серьёзно уменьшатся вследствие отказа от импортных и экспортных пошлин. Так, только из-за отмены пошлин на экспорт ферросплавов и семян рапса госбюджет ежегодно будет терять более двух миллиардов гривен в год.
Таким образом, экономика нашей страны вряд ли получит ощутимую пользу от подписания данного соглашения, зато столкнётся с целым рядом рисков, последствия которых могут быть весьма и весьма печальными.
Источник:
Источник: ПСПУ
Обсудить новость на Форуме