13:15 09.10.2010 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"

Уголовное дело против "Укравтогаза" как зеркало коррупционного Клондайка в "Нафтогазе"


Прокуратурой города Киева 27 сентября 2010 г. возбуждено уголовное дело по факту растраты государственных средств в размере 2-х миллионов гривен должностными лицами филиала управления "Укравтогаз" ДК "Укртрансгаз" HAK "Нафтогаз Украины".

Как сообщили 8 октября 2010 г. в пресс-службе прокуратуры Киева, в сентябре текущего года прокуратурой столицы по материалам государственной контрольно-ревизионной службы Украины проведена проверка законности расходования бюджетных средств этой акционерной компанией.

Установлено, что на протяжении апреля-мая 2008 г. руководители предприятия, злоупотребляя служебным положением, заключили ряд договоров на закупку запасных частей к автомобильным газонаполняющим компрессорным станциям за государственные средства без определенных законодательством тендерных процедур и по завышенной стоимости (в 3-10 раз) по большинству позиций товаров, чем нанесли ущерб государству на сумму почти 2 млн. гривен.

Как сообщалось, с июня 2010 г. "Укравтогаз" реорганизован в дочернее предприятие НАК "Нафтогаз Украины".

В управлении "Укравтогаза" находятся 89 автомобильных газонаполнительных компрессорных стаций (по материалам "Цензор.Нет", "proUA").

Госкомпания в неизменном статусе "финансового пылесоса"

 

Несмотря на то, что прокуратура Киева возбудила уголовное дело по факту растраты государственных средств дочерним предприятием "Нафтогаза" в 2008 г., то есть в период правления президента Виктора Ющенко и премьера Юлии Тимошенко, тем не менее, возникает вопрос уже к нынешней власти: почему не был проведен аудит деятельности госкомпании?

Ведь общеизвестно, что "Нафтогаз" давным-давно является коррупционным Клондайком, что со всей наглядной очевидностью продемонстрировал период председательства в госкомпании Алексея Ивченко, занимавшего пост главы "Нафтогаза" с 3 марта 2005 г. по 11 мая 2006 г.

Тем более что новая власть обязалась перед МВФ повысить цены на газ для населения до мирового уровня, не удосужившись перед этим проанализировать реальное состояние дел в этой структуре.

А как раз такой анализ позволил бы дать ответ на ключевой вопрос: стоит ли вообще повышать цены на газ, либо же нужно всего лишь навести элементарный порядок в "Нафтогазе", у которого деньги есть, иначе воровать было бы нечего?

К тому же новая власть продолжила курс своих "оранжевых" предшественников по наращиванию долгов госкомпании, увеличив уставной капитал "Нафтогаза" на 7,4 млрд. гривен за счет выпуска облигаций внутреннего государственного займа.

Именно по такому пути пошел Кабмин Ю. Тимошенко в период председательства в госкомпании Олега Дубины, занимавшего пост главы "Нафтогаза" с 24 декабря 2007 г. по 2 марта 2010 г., приняв 8 июля 2009 г. решение об увеличении уставного фонда "Нафтогаза" на 18,6 млрд. гривен.

Однако это не спасло госкомпанию от технического дефолта, состоявшегося уже осенью того же года, когда "Нафтогаз" не смог расплатиться с держателями еврооблигаций на $500 млн. со сроком погашения 30 сентября 2009 г.

Госкомпании удалось выйти из состояния технического дефолта только благодаря тому, что 19 октября 2009 г. на переговорах в Лондоне кредиторы согласились пролонгировать срок погашения задолженности до 2014 г. при условии повышения доходности с 8,125% до 9,5% и предоставления государственных гарантий.

Как заявил 27 октября 2009 г. директор Центра энергетических исследований Константин Бородин (ныне – руководитель департамента газовой, нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности Минтопэнерго), суммарные потери "Нафтогаза" от изменения процентной ставки за 5-летний период пролонгации составят до $670 млн.

23 декабря 2009 г. Юлин Кабмин принял решение об очередном увеличении уставного фонда "Нафтогаза" на 12 млрд. гривен, но и эти средства "ушли в песок", в связи с чем Кабмин Николая Азарова увеличил уставной капитал госкомпании еще на 7,4 млрд. гривен.

Аналогичные процессы происходили и в период председательства в госкомпании А. Ивченко, о чем говорилось в обращении комиссии Верховной Рады по проверке деятельности НАК "Нафтогаз Украины" в Генеральную прокуратуру с требованием привлечь к уголовной ответственности главу госкомпании за "умышленное нанесение вреда компании из-за реализации преступной кредитной политики".

Как сообщила 23 февраля 2006 г. газета "Коммерсант-Украина", авторы обращения напомнили, что в 2005 г. Deutsche Bank предоставил компании "Нафтогаз" два бланковых кредита по $300 млн. Кроме того, в 2005 г. НАК получила у Standard Bank London необеспеченный кредит на сумму $200 млн.

К концу года Deutsche Bank передал права на обслуживание кредитной линии НАК "Нафтогаз Украины", составляющей 2 млрд. евро, DEPFA Investment Bank, являющемуся 100-процентной дочерней структурой DEPFA Bank Pls (Ирландия), и Газпромбанку (Российская Федерация, аффилирован с ОАО "Газпром"). В декабре 2005 г. DEPFA Investment Bank предоставил НАК "Нафтогаз Украины" бланковый кредит в размере $220 млн.

Учитывая, что эти кредитные ресурсы ушли в неизвестном направлении, то по факту обращения депутатов Генпрокуратура возбудила уголовное дело по ст. 364 ч. 2 УК ("злоупотребление властью или служебным положением, приведшее к тяжким последствиям").

Несколько позже, 22 ноября 2006 г., заместитель Генпрокурора Татьяна Корнякова (ныне – заместитель главы Минтопэнерго) приоткрыла завесу тайны над расходованием вырученных средств "Нафтогазом", обвинив экс-главу госкомпании А. Ивченко в их нецелевом использовании.

По ее словам, за 2005 г. и первую половину 2006 г. "Нафтогазом" было заказано 80 чартерных рейсов на сумму 14 млн. гривен.

"В то время как люди мерзли в Алчевске, высшее руководство "Нафтогаза" потратило около 170 тысяч гривен для заказа самолетов, чтобы полететь семьями и праздновать новогодние праздники в Ивано-Франковске. Было заявлено о том, что они направляются на заседание коллегии во Львовской областной администрации. Но они полетели воскресенье, в день католического Рождества, сами понимаете, что никакого заседания не было", – сказала она.

"В списке пассажиров были указаны фамилии: Плачков – Плачкова, Ивченко-Ивченко, Лопушанский-Лопушанская и другие. За рейс было уплачено 125 тысяч гривен", - отметила Т. Корнякова.

"Не менее интересным является празднование Нового года. 800 тысяч гривен было перечислено на счет частной фирмы для закупки украшений. В частности, было куплено 3 снеговика стоимостью 150 тысяч гривен. Все празднование обошлось в миллион гривен, из которых 350 тысяч – это фуршет, а 54 тысячи – на оплату услуг фотомоделей, которые были одеты в одежду снегурочек", – рассказала заместитель Генпрокурора.

Она также подчеркнула, что и другие праздники "Нафтогаз" праздновал таким же образом, используя государственные средства.

28 января 2007 г. Т. Корнякова сообщила, что Генпрокуратура возбудила уголовное дело в отношении бывшего руководителя "Нафтогаза" А. Ивченко по факту увеличения расходов на поощрительные выплаты руководству компании.

По словам Т. Корняковой, с ноября 2005 г. по март 2006 г. бывший глава правления и его заместители получили вознаграждение в размере 700 тыс. гривен ($140 тыс.).

"В связи с чем, только за первое полугодие 2006 года фонд оплаты труда на поощрительные расходы увеличился на 3,2 млн. гривен ($640тыс.). По этому факту 27 февраля относительно бывшего руководителя предприятия возбуждено уголовное дело", - сказала заместитель Генпрокурора.

"Руководство компании на протяжении двух лет расходовало государственные средства на материальное стимулирование главы правления и его заместителей до восьми раз в месяц", - подчеркнула она.

Т. Корнякова также отметила, что незаконная выплата премий и вознаграждений руководителям госкомпании влияет на формированиезавышенных цен на газ.

"Также влияет незаконная выплата премий и вознаграждений работникам компании. За прошлый год на 4,5 миллиона гривен. Кроме того, оплата юридических услуг разным фирмам - 49 миллионов, автомобильные и хозяйственные услуги - 13 миллионов, чартерные авиарейсы - 16 миллионов, благотворительная помощь - 3,5 миллиона. То есть эти деньги легли на наши с вами плечи", - заявила Т. Корнякова.

Она также указала, что частные структуры выполняли работы, для которых в "Нафтогазе", согласно штатному расписанию, предусмотрены соответствующие подразделения.

Кроме того, Т. Корнякова отметила, что на Украине безосновательно завышается себестоимость добытого газа, а также не соблюдаются требования земельного, экологического, налогового законодательства.

К тому времени А. Ивченко уже успел "прославиться" на всю страну тем, что в статусе главы "Нафтогаза" купил автомобиль "Мерседес" стоимостью более 1 млн. гривен ($215 тыс.) с вмонтированными массажными креслами, из-за чего за ним закрепилось прозвище Леша-"Мерседес".

Однако в результате резонансного скандала А. Ивченко все же согласился продать этот злополучный автомобиль, а его родственник, купивший ему "Мерседес" - директор предприятия "Газ-тепло" (дочерней структуры "Нафтогаза") Дмитрий Бублик - был снят с должности.

Тем не менее, есть все основания полагать, что и на сегодняшний день схема "освоения" государственных средств в "Нафтогазе", напоминающем "государство в государстве", осталась прежней, поскольку госкомпания так и осталась неким "финансовым пылесосом", бесконечно втягивающим денежные ресурсы.

Поэтому существует большая вероятность того, что деньги, полученные в результате повышения цен на газ, будут и далее расходоваться на престижные автомобили, чартерные авиарейсы, корпоративные вечеринки, материальное стимулирование руководства компании до восьми раз в месяц и т.д.

А оплата этого пира во время чумы "ляжет на плечи" простого народа, которому уже повысили с 1 августа 2010 г. цены на газ на 50% в рамках выполнения Украиной обязательств перед МВФ.

Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО

Источник: ПСПУ

  Обсудить новость на Форуме