19:00 09.07.2015 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"
Уфа 2015 - время оформления Нового Мирового Порядка
Уважаемые камрады. Мы с Вами присутствуем на центральном событии текущего политического года не только в России, но и в мире. На фоне прошедшего откровенно серо саммита G7, на котором главной идеей было показать единство стран в деле фетиша о "наказании России", провальному 40-летию Хельсинского акта ОБСЕ и невнятных к настоящему моменту, с точки зрения перспектив, саммиту G20 и очередной сессии Генеральной ассамблеи ООН (на которой пока что не ясно будет международная политическая бомба или нет), начинающийся в Уфе саммит БРИКС рассматривается событием крайне значительным.
Само по себе, проведение в одно время в одном городе в конгломерате саммитов БРИКС и ШОС одновременно, плюс встреча ОДКБ, плюс рабочее совещание глав ЕАЭС. Такого клубка международных встреч в одном месте в одно время мир еще не видел!
В чем же его значение? Значение данного саммита в том, что он фактически знаменует собой эру надвигающегося Нового Мирового Порядка, когда активно развивающиеся страны начинают ставить перед собой планы развития куда бОльшие, нежели государства традиционно считающиеся развитыми. Фактически данный саммит должен наметить контуры глобального лидерства БРИКС в вопросах общечеловеческого значения.
Если до Форталезы БРИКС была "клубом по интересам", то на встрече 2014 года и после нее, она стала приобретать более очерченные организационные черты (банк БРИКС, пул валют БРИКС, совокупность консультативных совещаний, парламентская ассамблея БРИКС).
Саммит в Уфе должен стать важнейшей вехой в стратегическом планировании развития новой мировой политической архитектоники, показать миру новые формы институционального взаимодействия и возможно явить новую международно-политическую платформу.
Часть 1. Ожидания БРИКС
БРИКС на протяжении всего периода своего существования не хватало "массы". Возникнув вне каких-либо функциональных аспектов как клуб по интересам, БРИКС на протяжении всего цикла пыталась не выходить за пределы данного формата. Организация изначально рассматривалась как площадка для разговора глав наиболее быстро развивающихся государств (Бразилии, России, Индии, Китая),обладающих конкурентными преимуществами для будущего развития: Индия и Китай - массовой и сравнительно дешевой рабочей силы (в измерении 2009 года), Бразилия и Россия - природными ресурсами. В то же время создание площадки БРИК (БРИКС) было своеобразным ответом на мировой финансовый кризис 2008 года. Первое время структура копировала формат G7/G8, причем делала это иногда весьма комично, перенимая, например, терминологию, например помощников в переговорах называя "шерпами". Между тем за прошедший полный цикл встреч (напомню, что первый саммит состоялся в 2009 году в Екатеринбурге) БРИКС приобрел новые очертания, связанные с приобретением принципиально нового места в международной системе.
Что же нам ждать от саммита БРИКС в Уфе?
Что будет точно:
1) План развития. Главным документом, который собираются принять на саммите будет программа БРИКС на 25 лет, документ, который во многом определит политическое развитие мира до 2040 года. Такие сроки планирования сами по себе выводят прогнозы из плоскости планов в плоскость форсайта. Мы еще подробно рассмотрим данную программу как только ее опубликуют.
2) Функциональное наполнение инструментов БРИКС. Идеи, прозвучавшие в Форталезе-2014 - банк БРИКС и пул валют БРИКС на площадке Уфы приобретут наглядное очертание. Уже идут заявления, что данные инструменты начнут работать до конца 2015 года (под работать понимается не просто структурно существовать, это в принципе практически готово еще до саммита, но и реально распоряжаться не маленьким денежным фондом и осуществлять первое финансирование). Предполагается, что структуры БРИКС приобретут в Уфе свое законченное очертание (рейтинговое агентство БРИКС, межпарламентская ассамблея БРИКС, сетевой университет БРИКС, исследовательский центр БРИКС по вопросам глобальной политики и экономики). Не исключено принятие решения о создании новых структурных элементов, некоторые из которых могут стать большим сюрпризом.
3) Сопряжение БРИКС с региональными организациями и компонентами. БРИКС появилась в пространстве, в котором уже есть значительное количество международных организаций, специализирующихся на ряде направлений. Данный саммит должен выстроить новую архитектонику взаимодействия между такими структурами. В первую очередь это связка БРИКС и ШОС, учитывая, что три локомотива БРИКС - Китай, Индия и Россия, либо входят в состав ШОС, либо в скором времени будут туда входить. Выработка формы взаимодействия позволит избежать дублирования повесток и придать решениям БРИКС больший вес. Формат взаимодействия ШОС/БРИКС может в быть в потенциале перенесен и на ряд других структур в Америке (Юнасур/Меркасур) и Африке (САДК/ЮАТС). Кроме того могут быть выработаны механизмы взаимодействия БРИКС с ЕАзЭС в т.ч. в рамках проекта "Великий шелковый путь". Так же вероятно будет определено соотношение работы между Азиатским банком инфраструктурных инвестиций (АБИИ) и Банком БРИКС, а также потенциал создание институтов схожих с АБИИ и их связывание с Банком БРИКС для регионов Центральной Азии и восточной Европы (банк ЕАзЭС), Америки (Американский банк инфраструктурных инвестиций), Африки (Африканский банк инфраструктурных инвестиций).
То есть речь может идти о полном выстраивании орбитальной структуры БРИКС, включая организации-партнеры и служебные институты.
Что может быть:
В Уфе может произойти несколько событий, которые могут иметь важное значение:
1) Отвязка от финансовых институтов ООН (Всемирного Банка и Международного Валютного Фонда). В принципе заявления о том, что банк БРИКС и пул валют де-факто альтер эго ВБ и МВФ представители Индии и Бразилии уже делали. Заявления о том, что данные банки не претендуют на такую роль от Российского МИД являются не более чем политесом. Столь глобальный и масштабный институт как Банк БРИКС просто не сможет не начать толкаться локтями с ВБ. Другое дело, когда будет поставлена точка в гегемонии МВФ и ВБ. Сейчас на форуме БРИКС в Уфе, в ноябре на саммите G20, где как всегда не удастся убедить США отказаться от гегемонии в МВФ и ВБ, или на следующем саммите БРИКС в 2016 году. Но шаги в Уфе будут сделаны в любом случае.
2) Принятие решения о работе по введению расчетной валюты БРИКС, данная валюта могла бы стать прямым конкурентом доллара в международной торговле, однако введение такой расчетной единицы требует весьма существенной проработки. Скорее всего в Уфе будет достигнуто соглашение о создании необходимых структур для будущего появления расчетной валюты - создание системы аналогичной SWIFT и т.д.
3) Появление милитаризированного направления в деятельности БРИКС. Это может произойти в случае, если будет принято решение о координации не только с ШОС и ЕАзЭС, но и с ОДКБ, хотя бы путем создания единого комитета начальников штабов ОДКБ и стран ШОС не входящих в ОДКБ под покровительством БРИКС. Данный шаг сам по себе пугаем (причем не только противников, но и сторонников) и Китай активно заявляет об отсутствии военного союза между Россией и Китаем. Но это же не союз? Это лишь шаг на встречу.
Часть 2. Ожидания ШОС
Уникальный случай в мировой истории слияние саммитов региональной организации и глобальной дискуссионной лощадки на деле может вылиться во много большее.
Ни для кого не секрет, что ШОС стал рассматриваться многими экспертами как своеобразный рабочий инструмент для решения актуальных проблем восточной и центральной Азии. С момента своего создания он играл по сути одну лишь роль - ШОС должен был стать механизмом, с одной стороны сдерживающим политическую экспансию Китая в Центральную Азию, а с другой, способствовать его экономическому продвижению. Такой дуализм долгое время выливался в непонимание роли ШОС для основных акторов процесса - России и Китая. Россия хотела видеть ШОС в качестве площадки для обсуждения важнейших политических проблем - приграничных конфликтов, терроризма, экологии. Китай рассматривал ШОС как пространство продвижения своих экономических проектов. Но самое главное, что сделал ШОС за эти годы, это способствовал налаживанию механизмов утрясания проблем меду Россией и Китаем в режиме текущей рутинной работы. Эта выработанная форма взаимодействия показала возможность включения и гармоничной работы в таких институтах парно-конкурентных государств, например, Китай/Индия, Индия/Пакистан. Возможность расшивать такие конфликты является очень важным аспектом работы ШОС.
Но что что нам ожидать от ШОС в Уфе? Кроме сближения позиций с БРИКС, очевидно есть ряд моментов, реализация которых будет носить приоритетный характер.
Что точно будет:
1. Начало процедур по полноценному членству в ШОС Индии и Пакистана. Присоединение этих государств к ШОС (а данные государства подали заявки на вступление на прошлогоднем саммите в Душанбе) будет означать фактически взросление ШОС и его превращение из механизма оперативного разрешения Российско-Китайских проблем в части Средней Азии, с учетом мнения стран этой самой Средней Азии в полноценную международную организацию. К этому стоит прибавить стремление перейти к членству таких государств как Белоруссия (назвавшей себя западным коридором ШОС), а также ряд стран готовых стать наблюдателями и партнерами по диалогу (всего около 12 государств) в том числе Египет, что выводит ШОС из пространства Азии и протягивает ее в Африку и Восточную Европу.
2. Решение вопросов о встраивании ШОС в проект транспортных коридоров Великого Шелкового Пути в Центральной Азии. О чем наверняка удастся договориться, так это о том, чтобы поддержать развитие проекта Великий Шелковый Путь, ставший самым перспективным и грандиозным транспортным проектом Китая. Именно ШОС может решить ряд проблем возникающих с другими странами у Узбекистана и Туркменистана в решении данного вопроса. Потенциальное присоединение к организации Индии и Пакистана может позволить дополнить проект ВШП вертикальным транспортным коридором Индийский океан - Центральная Азия.
3. Создание механизма политического противостояния "цветным революциям" и дестабилизирующим факторам в Центральной Азии. Одной из актальных проблем для ШОС стало противодействие цветным революциям, которые коснулись даже флагманов ШОС - России (Болотная - 2012 г.) и Китая (Гонконг - 2014/2015 г.). Очевидно, такой фактор нестабильности как цветные революции, могут только мешать глобальным транспортным проектам, поэтому вероятно создание механизма противодействия негативным факторам в регионе. Осуществляться это будет через специальные миссии наблюдателей, которые могут помочь в осуществлении с одной стороны гражданского диалога, а с другой с использованием Российских и Китайских средств массовой информации перекрыть возможность одностороннего освещения событий.
Что может быть:
1. Начало присоединения к ШОС Ирана. Иран уже заявил о желании присоединится, однако в отношении Ирана был поставлен вопрос о снятии санкций. Полагаем, что до конца форума снять эти санкции не успеют, однако, наверное, будет достаточно и политического заявления, что в Вене стороны (шестерка + Иран) договорились о решении проблемы, чтобы принять решение об открытии Ирану дороги к полноценному участию в будущем в работе в составе ШОС. Потенциальное вступление Ирана в ШОС может позволить опять же расшить ряд конфликтов в Центральной Азии с одной стороны и построить вектор влияния на Ближний Восток с другой, превращая ШОС в самое влиятельное международное объединение в Евразии.
2. Участие в реализации инфраструктурных проектов в Центральной Азии за счет создания специального Банка ШОС. Такой банк мог бы стать эффективным механизмом финансирования проектов в Центральной Азии, однако логика его создания упирается в уже созданный Банк (АБИИ). По этому вопрос заключется только в том, захочет ли Китай финансировать данный Банк наряду с АБИИ или нет.
3. Формат совместной миротворческой деятельности. Среди наиболее сложных вопросов это формат решения вопросов по безопасности в Азии. С одной стороны Тихоокеанский театр постепенно нагревается, с другой в рамках ШОС до сих пор избегали рассуждений о миротворчестве, однако нестабильность в Центрально-Азиатском регионе и проблемы Афганистана могут вынудить принимать решения о создании некоторого формата решений по глобальной безопасности в Азии. Насколько готовы к этому страны ШОС вопрос открытый. По идее силовым центром для ШОС вполне мог бы стать ОДКБ (объединяющий большинство государств-членов ШОС), однако такое партнерство устраивает далеко не всех (например вызывает раздражение у Узбекистана). Так что вопрос открытый.
Часть 3. Ожидания ОДКБ
Проведение встречи ОДКБ в Уфе привносит элемент остроты в уфимскую повестку дня. ОДКБ - уникальный военно-политический альянс. Он по праву может называться одним из самых мирных военных альянсов на планете, т.к. львиная доля его активности приходится на учения, а не на реальные действия из которых можно вспомнить лишь несколько наблюдений и работу по предотвращению прорыва боевиков ИДУ в Узбекистан (хотя в последнем случае было не ясно ОДКБ это или не ОДКБ). Данная организация, создавалась фактически с одной целью - обеспечить хоть какую-то стабильность в военной сфере на пространстве бывшего СССР. И миссия эта была в общем-то выполнена. Между тем именно теперь для ОДКБ начинается момент истины, поскольку от готовности данной организации встать на защиту интересов стран Центральной Азии в условиях накаляемой атмосферы (ИГИЛ, Талибан, ИДУ и т.д.) и прикрыть "мягкое подбрюшье России" зависит будет ли в дальнейшем вопрос безопасности в Азии решаться через инструментарий ОДКБ или потребуется другой, более тонкий инструмент. Предполагать, что в Уфе вопросы коллективной безопасности расцветут буйным цветом, конечно же легкомыслено, но то, что они придадут саммиту пикантности бесспорно. Между тем у ОДКБ есть как вполне реальные планы на Уфу, так и гипотетические.
Что будет:
1. Создание механизма противодействия наркоугрозе в Центральной Азии. Фактически главным достижением, которое будет по итогам саммита в Уфе, станет разработка механизмов коллективного противодействия распространению наркотиков. Одним из решений, которые будут приняты (наверняка) является совместные меры по ликвидации нарокопроизводства в Афганистане. Учитывая, что в Уфе ожидают прибытия президента Афганистана, вероятность принятия такого решения крайней велика. Поскольку сил и средств ФСКН России и аналогичного ведомства Афганистана явно недостаточно, есть вероятность привлечения к этой задаче средств ОДКБ.
2. Разработка мер силового обеспечения безопасности инфраструктурных проектов в Центральной Азии. Собственно охранять строительство коммуникаций Великого Шелкового Пути придется именно ОДКБ, поэтому именно в Уфе может быть принято решение о взаимодействии ОДКБ с ШОС (и частично БРИКС) по данному вопросу, в том числе в вопросах обмена разведывательной информацией, оказание поддержки на территории стран ШОС при выявлении факторов угрозы, проведение невоенных действий по улучшению обстановки в регионе.
3. Получение от БРИКС и ШОС выраженных мнений о необходимости обеспечения стабильности в Центральной Азии и противодействию угрозам со стороны ИГИЛ и иных исламистских организаций. Данное мнение будет выражать политическую поддержку планам ОДКБ и как бы придаст ей дополнительную политическую легитимацию (хотя она и без того у ОДКБ была)
Что может быть:
1. Обеспечение силовой составляющей для ШОС. ОДКБ, как и писалось ранее, могла бы в потенциале стать механизмом защиты Центральной Азии от угроз. Однако данный проект пока что не имеет тотальной поддержки, хотя представление о том, что "что-то делать надо" есть уже у всех государств ШОС.
2. Финансовое обеспечение поддержки интересов ОДКБ (в том числе инфраструктурных). Можно предположить, что на саммите ШОС будет поставлен вопрос о возможности использования средств АБИИ или средств банка БРИКС для создания инфраструктуры в Центральной Азии с целью решения вопросов двойного назначения. То есть использующейся и для гражданских и для военных транспортных задач. Так, банки вполне могли бы "вложиться" в ремонт и строительство аэродромов в Центральной Азии, железнодорожных веток, которые могли бы использоваться для нужд ОДКБ.
3. Вступление в ОДКБ новых членов. Данный вопрос на самом деле встает достаточно часто, однако он слишком сложный, чтобы быть решенным к "памятной дате". Тем более и кандидаты весьма специфические: Китай (пока не готовый занять еще более жесткую позицию в противостоянии с США и фактически пойти на создание военного блока с Россией), Узбекистан (который уже дважды убегал из ШОС), Афганистан ( у которого проблем столько ,что влазить туда нет желания ни у кого).
Часть 4. Ожидания ЕАзЭС
Собственно в Уфе ЕАзЭС будет представлено в самом наименьшем среди других структур формате. Всего лишь рабочая встреча глав государств ЕАзЭС, весьма рутинное мероприятие. Однако близость БРИКС/ШОС/ОДКБ может придать и этой встрече некоторый колорит.
Стоит отметить, что ЕАзЭС в настоящее время это самый активно развивающийся интеграционный механизм в котором участвует Россия. Весьма интересная первоначальная форма (Таможенный Союз) и активная поддержка проекта Россией и Казахстаном делают его весьма динамичным. Между тем перед ЕАзЭС встают очевидные проблемы, в числе которых собственно два - дальнейшие направления интеграции (в том числе единая валюта) и политика в отношении третьих стран, которая пока что проявляется как готовность к подписанию договоров о зоне свободной торговли по формуле "страна - ЕАзЭС", что недавно было сделано с Вьетнамом, но готова ли организация к вступлению в свои ряды государств за пределами СНГ? Это вопрос является тем вызовом, который очевидно встанет перед странами ЕАзЭС уже в ближайшее время.
Между тем задачи ЕАзЭс на саммите в Уфе достаточно лаконичны и скромны.
Что будет:
1. Окончательное присоединение к ЕАзЭС Киргизии. Собственно это "секрет полишинеля", так как аккуратно перед Уфой все парламенты стран ЕАзЭС ратифицировали договор о присоединении Киргизии. Так что специально заготовленный рояль в кустах будет обязательно.
2. Принятие меморандума о согласовании позиций по взаимодействию с ШОС в части развития инфраструктурных проектов. Собственно технический документ, который будет говорить о том, что ЕАзЭС готов учесть нужды Великого Шелкового Пути в контексте своих правил и инструментов.
3. Принятие с рядом стран документов о диалоге по созданию зоны свободной торговли. Из стран, которые будут присутствовать в Уфе несколько выражали такое желание и в принципе ничего не мешает облечь данную заинтересованность в документарную форму.
Что может быть:
1. Решение проблемы транспортных коридоров с Узбекистаном. Одной из проблем, встающих перед ЕАзЭС на Азиатском направлении является то, что Киргизия в некоторой степени зависима от Узбекских коммуникаций в части внешней торговли. Кроме того потенциальный кандидат на членство в ЕАзЭС - Таджикистан связывает с решением вопроса по транспортным коридорам Узбекистана свое участие в ЕАзЭС. Между тем президент Узбекистана известен как весьма искушенный политик, поэтому зная о стратегических преимуществах Узбекистана будет гнуть свою линию. Уровень саммитов между тем дает надежду на то, что коллективное давление пошатнет позиции Узбекистана.
2. Заявка на присоединение Таджикистана к ЕАзЭС. Собственно это зависит в основном от решения первого пункта возможных результатов. Если будет решен вопрос с Узбекистаном заявка от Таджикистана не заставит себя долго ждать.
3. Подписание соглашения о зоне свободной торговли ЕАзЭС с Египтом. Конечно обе стороны уже говорили о заинтересованности в этом, однако, полагаем, что срок по реализации февральских договоренностей о работе по ЗСТ слишком мал и стороны могут физически не успеть согласовать все вопросы соглашения.
Часть 5. Окружающая реакция
В этой части к сожалению к анализу придется присовокупить изрядную долю конспирологии.
В первую очередь нужно отметить, что Уфимский саммит сам по себе никому никаких проблем не несет, т.к. все что будет принято уже отработано. Между тем в зарубежных СМИ реакция на Уфу несколько нервная. В целом, учитывая количество прибывающих делегаций, саммит рассматривается негативно США. По сути такой представительный саммит является палкой в колесе американской доктрины "изоляции России". Так что результаты саммита в западных СМИ будут по максимуму замалчивать. Хотя в условиях эры "после создания RT" это будет уже сложно.
Саммит в Уфе проходит на фоне весьма громких Греческих событий, что позволяет западным СМИ больше работать по Греции, а не по Уфе. В то же время, есть мнение, что произошедшее в Греции значительно сбавляет вероятность каких либо негативных действий со стороны ЕС, т.к. им и без БРИКС есть теперь чем заняться. Каких либо громких сенсаций по Греции на саммите БРИКС вряд ли стоит ожидать. Хотя в потенциале тема интересная.
Конспирологическая составляющая заключается в том, что некоторые комментаторы пытались связать последние проблемы Китая (падение фондовых рынков) и России (резкое падение цен на нефть) с деятельностью США. На данный вопрос (причастны США или не причастны) нельзя ответить однозначно (методологии решения данной задачи просто нет), однако возникновение синхронных трудностей у главных акторов как бы свидетельствует о неслучайности данного процесса.
Кроме того из числа возможных дальнейших последствий можно назвать - возможную попытку обострения ситуации на Украине, активизацию негативных тенденций в Афганистане и т.д.
При этом стоит отметить, что адекватного оружия в отношении решений БРИКС у США или Западной Европы нет.
Источник:
Источник: ПСПУ
Обсудить новость на Форуме