22:15 19.01.2016 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"

Транскаспийский маршрут: "ходы кривые роет, подземный умный крот, майданные герои всегда идут в обход"


15 января 2016 г. в Ильичевском порту состоялась торжественная церемония запуска первого экспериментального поезда по маршруту Украина - Грузия - Азербайджан - Казахстан – Китай (Транскаспийскому маршруту в рамках «Шелкового пути») в обход России, во время которой губернатор Одесской области Михаил Саакашвили по кличке «Мишка-подкидыш» объявил новый для Киева транспортный путь «кошмаром Путина», пустив скупую мужскую слезу в связи с очередным «достижением майдана», на этот раз в сфере борьбы с «российским транзитным империализмом».

В свою очередь премьер-министр Арсений Яценюк обнародовал карту движения поезда по территории пяти стран с пересечением двух морей – Черного и Каспийского, при этом пообещав, что по данному маршруту «себестоимость транспортировки украинских товаров будет существенно ниже», правда, так и не ответив на закономерный вопрос: если такой способ доставки грузов действительно является более экономически выгодным, то почему же его до сих пор не использовали «нью-васюкинцы» из майданного правительства?

Ответ на вопрос о реальных перспективах Транскаспийского маршрута, призванного составить конкуренцию Транссибирской магистрали, дает российское издание «Газета.Ru» в материале «Украина едет на восток. Украина ищет пути транспортировки грузов в Казахстан и Китай в обход России».

Как напоминается в публикации, данный маршрут под названием «Шелковый ветер» был разработан еще в конце 2012 г. в рамках другого транспортно-логистического проекта TRACECA (транспортный коридор Европа - Кавказ - Азия), который направлен на укрепление международного экономического сотрудничества между Евросоюзом и странами Черноморского региона, Южного Кавказа и Центральной Азии.

Вместе с тем, как отмечает издание, пока о полномасштабной работе Транскаспийского маршрута говорить преждевременно: в 2015 г. по нему было пущено только три демонстрационных контейнерных поезда из Китая.

Первый грузовой поезд, проследовавший весь маршрут из китайского Шихэцзы в азербайджанский порт Алят по Транскаспийскому маршруту, был пущен в августе и состоял из 82 контейнеров с каустической содой. Второй поезд, отправленный с китайской экспортной станции Алашанькоу и состоящий из 44 контейнеров, прибыл в Тбилиси в начале октября. Третий контейнерный поезд, состоящий из 21 вагона, проследовал до Стамбула в декабре 2015 г.

Главными недостатками этого маршрута является частая смена модальности, которая способна привести к значительному удорожанию стоимости перевозки. Усложняет процесс доставки грузов и необходимость прохождения нескольких таможенных режимов на пути следования.

Существенной является и проблема отсутствия единого подхода к тарификации грузоперевозок. Частично эту проблему должен решить протокол об установлении конкурентоспособных льготных тарифов на грузоперевозки Транскаспийским международным транспортным маршрутом, который был подписан Азербайджаном, Казахстаном, Грузией и Украиной, но главной проблемой Транскаспийского маршрута является его инфраструктурная неготовность к контейнерным перевозкам.

«Соглашение, подписанное представителями железных дорог заинтересованных стран, не играет никакой роли, поскольку пока самой услуги перевозки по этому маршруту не существует. Нет сформированного пакета, нет ставки. Нет и такой компании, которая осуществляет такую перевозку. В Баку и Актау нет контейнерных терминалов, на Каспии нет контейнерных судов. Поэтому скидки по железнодорожному тарифу не играют никакой роли», - пояснил в разговоре с «Газетой.Ru» гендиректор исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов.

Не менее критично оценил перспективы доставки грузов по альтернативному транзитному маршруту в обход России украинский эксперт в сфере транспорта и инфраструктуры Александр Кава, заявивший в эфире радиостанции «Голос Столицы», что этот маршрут является длительным и дорогим, поэтому для грузоотправителей он не представляет собой большого интереса.

Эксперт напомнил, что данный маршрут прорабатывался несколько лет, и инициаторами проекта выступили Казахстан, Китай и Азербайджан. При этом Украина является всего лишь одним из вариантов прохождения этого коридора, поскольку грузы из Китая, после того как попадают на черноморское побережье, могут продолжить свое следование в ЕС либо через территорию Украины, либо через территорию Румынии или Болгарии, сообщает РИА «Новости Украина».

«Этот маршрут интересен, в принципе, для стран Южного Кавказа, для Грузии и Азербайджана. Также Казахстан и Китай рассматривают его как альтернативный вариант. Но стоимость перевозки грузов по этому пути пока в два раза выше, чем перевозка по традиционному сухопутному маршруту из Китая через Казахстан и РФ с выходом на Европу через Украину или Белоруссию», - подчеркнул он.

По его словам, также усложняет маршрут использование паромных переправ, что делает его более длительным, поскольку он включает в себя расформирование состава, загрузку его на паромы.

«Более того, паром из Грузии на территорию Украины отправляется всего лишь два раза в неделю, и составы зачастую вынуждены будут простаивать. Этот маршрут, по сравнению с сухопутным маршрутом через РФ, длиннее на четверо-пятеро суток», - отметил А. Кава.

Как заявил эксперт, из-за большей стоимости данного маршрута те украинские товары, которые ввозились в Казахстан, Китай и другие страны Средней Азии, станут дороже на этих рынках.

«Соответственно, украинские товары будут менее конкурентоспособные на рынках стран Средней Азии, что может уменьшить общие объемы украинского экспорта в этот регион, который традиционно был для Украины выгоден. Почти со всеми странами Средней Азии у нас было большое позитивное сальдо внешней торговли», - напомнил он.

«При этом для товаров из Китая, которые идут в Европу, сухопутный маршрут через РФ не закрыт. Более того, даже грузы из Казахстана, Узбекистана и других стран Средней Азии на территорию Украины также могут двигаться сухопутным маршрутом через территорию России. Новый транскаспийский коридор является и более длительным, и более дорогим, поэтому пока для грузоотправителей он большого интереса не представляет», - подчеркнул А. Кава.

Отвечая на вопрос о перспективах создания единого тарифа на перевозки во всех странах, через которые проходит этот маршрут, эксперт заявил: «Тарифы могут быть пересмотрены, но это приведет к тому, что какая-то из стран, или несколько стран, должны будут возить грузы по этому коридору себе в убыток. Пойдут ли они на это? Очень сомневаюсь. И если у Украины действительно есть стимул для того, чтобы обеспечивать перевозку грузов из Украины в страны Средней Азии, то ни у Грузии, ни у Казахстана, ни у Азербайджана какой-либо потребности искусственно занижать тарифы на этом маршруте нет».

Еще более жесткую оценку прожектерским потугам майданного правительства по созданию альтернативного маршрута поставок отечественных грузов в страны Центральной Азии исключительно для того, чтобы показать «кузькину мать» России, дает украинский экономист Всеволод Степанюк.

«Уверен, что это просто пиар ход и обман украинских бизнесменов, потому что теоретически такой путь, конечно, возможен и поездом и автомобилем, ходит паром из Украины в Грузию, из Азербайджана в Казахстан через море. Но, во-первых, это очень долго, а во-вторых, дорого. Таким маршрутом рентабельно можно возить только золото и наркотики и больше ничего», - приводит его слова российское бизнес-агентство «Экономика сегодня».

«Если подходить в таком ключе к разработке маршрутов, то можно ехать еще в Китай и в Среднюю Азию, через Индию, Канаду, или через США. Реалии таковы, что мы таким путем можем чем-то очень дорогим торговать с Казахстаном, Туркменистаном, и это должны быть не продукты питания, а какая-то высокотехнологичная продукция, которая стоит дорого, а транспорт на ее стоимость особенно не влияет. Но такой продукцией мы, к сожалению, торгуем все меньше и меньше. А сырьевыми товарами таким путем торговать совершенно не реально в виду того, что они будут неконкурентоспособны», - продолжает эксперт.

Если же Китай захочет воспользоваться данным маршрутом для транспортировки своей продукции в Европу, то у него возникнут дополнительные сложности. Логистические службы стран коридора не подготовлены к большой транспортной загрузке. Размеры железнодорожной колеи Китая и всех стран маршрута отличаются друг от друга, а необходимость постоянной перегрузки контейнеров с товарами из парома на железнодорожную ветку и обратно также доставляет серьезные неудобства, сказываясь на времени доставки.

«То, что говорит Яценюк – это даже не смешно. Он говорит, потому что должен что-то предлагать, больше пытаясь спасти свой имидж, хотя это уже невозможно. Дело в том, что мы только на торговле с Россией за последние 2 года потеряли более, чем 10 млрд. То есть гораздо больше, чем помощь МВФ за те же 2 года. Получается, что мы взяли и отказались от этих денег по собственной инициативе. И естественно ничем их не заместили, потому что торговля с Евросоюзом тоже падает, торговля с Китаем, на который у Яценюка есть надежда в связи с новым маршрутом, уменьшилась за этот год. Все то, что творится у нас в стране прямое следствие неграмотной экономической политики премьера», - резюмирует В. Степанюк.

Как видно, разработанный киевскими властями проект доставки украинских товаров в обход российской территории под лозунгом «майданные герои всегда идут в обход» в условиях введения новых правил поставок отечественной продукции в Казахстан через Беларусь с применением системы отслеживания грузов в России на базе ГЛОНАСС и отсутствия договоренностей с Москвой по квотам на транзит украинской продукции через Россию в третьи страны на 2016 г. на самом деле является экономически нецелесообразным.

В этом отношении киношные единомышленники майданщиков - разбойники Бармалея из советской детской музыкальной комедии «Айболит-66» - выглядят намного предпочтительнее на фоне своих политических последователей, поскольку они честно признавали, что «в обход идти понятно, не очень-то легко, не очень-то приятно и очень далеко», хотя и продолжали шествовать по проторенной дорожке, заявляя, что «и мы с пути кривого обратно не свернем, а надо будет снова пойдем кривым путем!».

Как раз по такому пути следуют киевские устроители очередных «Нью-Васюков» в степях Украины, решившие расширить за счет Транскаспийского маршрута перечень провальных «проектов века»:

- построенный ударными темпами нефтепровод «Одесса-Броды» стоимостью в 500 млн. долларов для прокачки каспийской нефти в обход России в Европу при помощи достройки трубопровода до польского города Плоцка в условиях отсутствия необходимой ресурсной базы;

- проектируемый газопровод «Белый поток» по маршруту Туркменистан – Азербайджан – Грузия – Украина – ЕС с прокладкой по дну Каспийского и Черного морей предварительной стоимостью в 10-15 млрд. долларов, реализация которогобезрешения вопроса по правовому статусу Каспия невозможна;

- планы по организации поставок на нефтепровод «Одесса-Броды» нефти из Ирака и строительству газопровода из Ирана на Украину с целью транзита иранского газа на европейский рынок стоимостью около 10 млрд. долларов;

- планы по строительству двух новых НПЗ для переработки каспийской нефти при наличии на Украине целых шести нефтеперерабатывающих заводов (Кременчугского, Надворнянского, Дрогобычского, Лисичанского, Херсонского, Одесского), из которых сейчас функционирует только один - Кременчугский НПЗ;

- планы по налаживанию производства бензина и дизельного топлива из специального типа водорослей стоимостью 2 гривны за литр, которые по своему качеству будут намного лучше, чем топливо, что производится из нефтепродуктов;

- проектируемый терминал по приему сжиженного природного газа в Одесской области стоимостью свыше 1 млрд. долларов для избавления от «российской газовой зависимости» при отсутствии реальных инвесторов, готовых тряхнуть мошной на его строительство;

- планы по вложению в строительство виртуального Транскаспийского газопровода из Туркменистана в Азербайджан до 790 млн. евро при условии его объединения с проектом AGRI (Azerbaijan-Georgia-Romanian Interconnector) по поставкам газа из Азербайджана по суше в Грузию, а оттуда по Черному морю в Румынию и подключения к нему Украины с целью заполнения каспийским газом СПГ-терминала;

- планы по организации поставок сланцевого газа и газа уплотненных песчаников из Украины в Европу в условиях бегства при «майданной демократии» западных энергетических гигантов – американской компании Chevron и нидерландско-британской компании Shell;

- действующая схема закупки «тоталитарного»российского газа под видом «демократического» европейского газа в реверсном режиме за счет кредитов Запада с последующим возвратом заемных средств с накопившимися процентами, что позволяет рассматривать термин «словацкий газ» как типичный оксюморон и т.д.

Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО

Источник: ПСПУ

  Обсудить новость на Форуме