13:15 24.05.2011 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"

"Тендер здесь неуместен!": Рада внесла изменения в закон о госзакупках


 

17 мая 2011 г. Верховная Рада приняла во втором чтении и в целом Закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам государственных закупок" (N7532), внесенный на рассмотрение парламента Кабинетом Министров.

За такое решение проголосовал 231 народный депутат из 391 зарегистрированных в сессионном зале.

При этом: Партия регионов – 179, БЮТ-Батьківщина – 0, НУ-НС – 2, КПУ – 25, Народная партия – 20, внефракционные – 5, группа "Реформы ради будущего" - 0.

Закон вносит изменения в некоторые законодательные акты об упрощении порядка закупки предприятиями, уточняет основания для применения процедуры закупки у одного участника и устанавливает новый механизм применения процедуры закупки у одного участника, согласно которому отсутствует необходимость получения согласования Уполномоченного органа в сфере государственных закупок.

Как отмечает издание "Комментарии" в материале "Победа "тендерной мафии" на 200 миллиардов" от 18 мая 2011 г., принятый закон предусматривает возможность для предприятий с государственной долей закупки услуг или товаров без проведения тендера.

Речь идет о рынке общим оборотом в 200 млрд. гривен (из общих 330 миллиардов, которые крутятся в сфере госзакупок).

Как пишет издание, депутаты проголосовали за то, что украинцы больше не имеют права знать, сколько они "скидываются" на банкеты президента и авиавояжи чиновников.

Изменения в закон предварительно можно структурировать по четырем основным направлениям, сообщает издание.

Первым из них является то, что теперь предприятия, имеющие в уставном капитале государственную долю, но закупающие товары, услуги и работы за собственные средства, могут игнорировать тендерное законодательство.

Второе значительное новшество касается того, что "кинули" Андрея Клюева. Со вступлением в силу закона Минэкономразвития потеряет контроль над потоками от процедур закупки у одного участника. А это - самые денежные процедуры. Да и вообще, по новому закону ни Уполномоченный орган (Минэкономразвития), ни контролирующие органы (Фининспекция, Счетная палата), ни, тем более, орган обжалования (Антимонопольный комитет) не имеют права вмешиваться в процедуру закупки.

Третий блок новелл наиболее открыто дает рычаги к применению коррупции. Это касается расширения перечня случаев, на которые закон не распространяется. Например, теперь Нацбанк может без конкурсных процедур закупать услуги по изготовлению государственных наград. Не попадают под действие закона траты, связанные с арендой помещений для бюджетных и коммунальных ведомств, траты на юридические услуги, связанные с защитой интересов Украины в иностранных судах, траты на гастроли и культурные мероприятия, если на то есть воля Кабмина или Администрации президента, траты на корм для цирковых животных.

Интересно, что теперь закон не распространяется на закупки Государственного агентства резерва на бирже и на закупки Аграрного фонда. Даже юруправление Аппарата Рады поразили эти нормы. "По каким правилам будут осуществляться такие закупки? - недоумевают парламентские эксперты, - Если по тем правилам, которые устанавливает Кабмин, то нужно было указать это в изменениях к закону".

И еще одна изюминка - теперь без публикации и без конкурсных процедур будут производиться закупки товаров, работ и услуг, необходимых для проведения мероприятий с участием президента или членов Кабмина. Кроме того - из под действия закона выведены траты на авиаперевозки для официальных делегаций (по материалам сайта Верховной Рады, агентства "Укррудпром").

Хватательный инстинкт,

или Как Богдан Данилишин власти "путь озарил"

 

Итак, 17.05.2011 года принят многострадальный, одиозный закон о государственных закупках. Вошел он в парламент после "доработки" на Банковой, побывав в руках главы Администрации президента Сергея Левочкина.

Абсолютно понятно, что посредством данных законодательных изменений власть вводит режим ручного управления бюджетными средствами, попутно фактически засекречивая от налогоплательщиков информацию об их использовании.

Отсюда – отстранение от процесса согласования процедуры закупки у одного участника Минэкономразвития как Уполномоченного органа в сфере государственных закупок.

Безусловно, можно как угодно относиться к первому вице-премьеру – министру экономического развития и торговли А. Клюеву, однако в данном случае речь идет не о конкретном чиновнике, а о государственном контроле возглавляемого им ведомства над процедурами закупки у одного участника.

Теперь уже в соответствии с законом руководители предприятий с государственной долей участия получают возможность заключать соглашения со своими "людьми" на "взаимовыгодных" для них условиях по принципу "ты – мне, я - тебе", то есть за пресловутые "откаты", не опасаясь возможного блокирования этого процесса со стороны государственного органа.

Отсюда – отстранение от контроля над процедурами закупок контролирующих органов (Фининспекции и Счетной палаты) и органа обжалования (Антимонопольного комитета), что также направлено на устранения государства от возможного блокирования коррупционных сделок.

По данным Госкомстата в прошлом году объем закупок государственными, коммунальными, казенными и подобными предприятиями составил 132,7 млрд. грн из общей суммы госзакупок в 172,1 млрд. грн (т.е. 77,1%)! Теперь проходить все эти закупки будут тайно.

Здесь самое время вспомнить резонансное уголовное дело в отношении экс-министра экономики Богдана Данилишина, получившего в январе 2011 г. политическое убежище в Чехии.

Как известно, Генпрокуратура возбудила уголовное дело против бывшего высокопоставленного чиновника в правительстве Юлии Тимошенко в августе 2010 г. по ч.2 ст.364 Уголовного кодекса (злоупотребление властью или служебным положением).

Ему инкриминировали санкционирование закупки топлива госпредприятием "Международный аэропорт Борисполь" у одного участника, без предусмотренного законом конкурса, что привело к завышению цен и перерасходованию бюджетных средств на 4,5 млн. грн.

И если коррупционные схемы в этой сфере процветали в условиях действия старого правового поля, то можно себе только представить их размах после внесения новых изменений в законодательство, которые полностью отстраняют Уполномоченный орган, контролирующие органы и орган обжалования от контроля над процедурами закупок у одного участника.

Абсолютно очевидно, принятый парламентским большинством Партии регионов, Компартии и Народной партии правительственный законопроект направлен на дальнейшее превращение сферы государственных закупок в "коррупционный Клондайк" для падких на денежные знаки чиновников.

Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО

Источник: ПСПУ

  Обсудить новость на Форуме