15:45 20.07.2011 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"

ТАК СКАЗАЛ ДОСТОЕВСКИЙ


 

В дневнике гениального русского романиста и мыслителя Федора Михайловича Достоевского есть  рассуждения, которые  для современного  славянского мира или намеренно приглушены, или просто неизвестны -  "Одно совсем особое словцо о славянах, которое мне давно хотелось сказать".  /Ноябрь 1877 года. Вторая глава. III./. Как ни странно, одна из редких публикаций на болгарском языке этого текста (журнал  "Понеделник", 3-4 за 2011 год ) совпала с двусмысленным проявлением пресловутой "загадочной славянской души" в  нашей стране, разыгранное в связи с памятником Советской Армии в Софии, очевидно, согласно указаниям неизвестного, но предполагаемого сценариста. В шумном гвалте по этому поводу  какие только слова не прозвучали. Кто только не говорил. Но давайте обратим внимание на сам памятник.

Как сказано в энциклопедиях, главная идея создания этого монумента заключалась в том, чтобы  символизировать присущую болгарской душе признательность по отношению к русским воинам. В данном случае - за их вклад в становлении Болгарии как государства с республиканским правлением и участия нашей страны в борьбе  против фашизма в конце Второй мировой войны. Бесспорными составными этой борьбы являются вооруженное антифашисткое сопротивление и участие Первой болгарской армии в составе Третьего украинского фронта в боях за освобождение Югославии и Венгрии.. Архитекторы памятника Данчо Митов, Иван Васильов, Любен Нейков и Борис Китанов, скульптуры  Иван Фунев, Любомир Далчев, Мара Георгиева, Васка Эмануилова, Васил Зидаров и Петр Дойчинов, художник-график  Борис Ангелушев. Центральная композиция состоит из трех фигур  на высоком постаменте - советского солдата, поднявшего руку в приветственном жесте  с замолкнувшим уже оружием,  болгарских рабочего с  молотом и  крестьянки с серпом. Подножие памятника являет собою  впечатляющий фриз с рельефами русских красноармейцев и болгарских  партизан в батальных сценах. Расположенный в бывшем " Княжеском саду", который тянется вдоль бульвара "Царь Освободитель", недалеко от "Орлового моста" и Софийского университета, памятник Советской Армии  является заметным пунктом в компактной мемориальной зоне  болгарской столицы. По сути государство охраняет именно это культурно-историческое  пространство, где находятся произведения искусства и урбанистики античных и классических эпох, которыми София, как древний многовеквой город,  столь богата.

  И вот однажды, в середине июня 2011 года фигуры фриза встретили утро разукрашенными как герои американских комиксов: Супермен, Джокер, помощник Бэтмена - Робин, Чудо-Женщина, Капитан- Америка, символ "Макдональдса" - клоун Рональд, Санта Клаус, Росомаха и Маска.  Армейское знамя было разрисовано в цвета американского флага, а внизу, вдоль цоколя, шла надпись "В ногу со временем"...

Американизированный вид памятника привлек внимание случайных и не случайных прохожих и попал в  информационный поток "в мире и у себя дома." Европейские СМИ опубликовали фотографии новых героев: Супермена, орудующего советским пулеметом при поддержке Санта Клауса, который, в свою очередь оснащен биноклем и автоматом, клоун же за их плечами смакует пиво...

Переутомленные идеологическим облучением  современники, в большинстве своем восприняли преображение монумента в стиле поп-арт не только как невинную артистическую шалость. Мне известна по крайней мере одна причина, по которой некоторые субъекты болгарского общества, отрицающие  памятник, пошли еще дальше, требуя его разрушения. Причина этого- рентабельная в последнее время русофобия. Тем более, что в Болгарии уже есть подобный прецедент проявления хорошо оплачиваемого демонстративного антикоммунизма. Несколько лет назад публично и в прямом телевизионном эфире был взорван  мавзолей Георгия Димитрова - нашего соотечественника, который  на протяжении почти всего двадцатого века, а кое-где и до сих пор, олицетворяет  болгарский народ перед миром.

Сам акт, совершенный в полной тайне и в течение одной ночи,  действительно вызвал удивление и дал повод позабытым публичным личностям  проявить себя в скандальном сценарии,  поставив снова на повестку дня свое старое  требование, а именно - или разрушить памятник, или превратить его в  ярмарочный атракцион посредством раскрашивания графитти или экспонировать в несуществующий национальный музей тоталитарного искусства, или, в крайнем случае, перенести его в  Димитровград, который, из-за нежелания его жителей переименовать свой город, объявлен крепостью противления всяческим новшествам...

Кое-кто, почему-то почувствовав себя  умнее и озабоченнее всех остальных по поводу общественного климата, стали  предлагать благовидные способы  физического  уничтожения памятника, с тем, чтобы морально вытравить его из исторического сознания нации. Именно с этой целью в сценарий был включен крайне нервный историк, который объяснял по национальному телевидению, что не Советская Армия освободила Болгарию от фашизма, а Союзнические войска и американская военная авиация, которая разрушила половину  нашей столицы. К сведению читателей, с нескрываемыми пропагандистскими целями, усилиями хорошо распознаваемых "агентов влияния", задействованных в нынешней русофобской кампании, в Софии недавно был возведен памятник сбитым в нашем небе американским летчикам! Имен этих летчиков нет на  памятнике, также как нет  имен почти трех тысяч погибших под их бомбами мирных подданных тогдашнего Царства Болгарского...

Здесь уместно процитировать, что же пишет в своем  дневнике Достоевский "...  У России... никогда еще не было и не будет  таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобожденными! И пусть не возражают мне, не оспаривают, не кричат на меня, что я преувеличиваю и что я ненавистник славян! Я, напротив, очень люблю славян, но я и защищаться не буду, потому что знаю, что всё точно так именно сбудется, как я говорю, и не по низкому, неблагодарному, будто бы, характеру славян, совсем нет, - у них характер в этом смысле как у всех, - а именно потому, что такие вещи на свете иначе и происходить не могут. Распространяться не буду, но знаю, что нам отнюдь не надо требовать от славян благодарности..."

Так сказал Достоевский - славянский Заратустра ...

Именно поэтому я не удивился, когда Освободители были названы оккупантами. Любопытно, кто получил возможность огласить такие квалификации перед  миллионной телевизионной аудиторией? Некий певец, испытывающий генетическую ненависть к России. Некая  всемирно неизвестная психолог, которая тужилась объяснить все "порывом детей". Каких детей?  Некий искусствовед, умилительно разъясняющий насколько красивее  стал памятник с разукрашенными солдатами.

В хоре отрицателей истории, к чьей русофобии на всякий случай подмешан и антикоммунизм, прозвучали ангелогласные нотки. Когда стало известно, что  обсуждаемый поп-арт будет стерт не "длинной рукой Москвы", а мэрией Софии, те же витии стали говорить как позорно и даже грешно смыть краску с фигур на  фризе.  Словно та же краска не заляпала истинное произведение искусства, созданное лучшими болгарскими скульпторами, художниками и архитекторами своего времени. Об их авторских правах никто не вспомнил, но зато возник вопрос об авторских правах неизвестного художника! По национальному телевидению не постыдились фальсифицировать историческую истину о Второй мировой войне, о решающей роли Советской Армии, встреченной хлебом-солью народом, чьи прадеды встречали прадедов тех же самых солдат радостным возгласом: "Здравствуйте, братушки!" Неподвластный  моральному контролю председатель Совета электронных медий даже развил тезис о том, что только поп-арт и спасет памятник, имея ввиду, по всей вероятности, и занимаемую им должность...

Ничего нового в подобном поведении, но почему на лицах отрицателей, когда они пытались пудрить нам мозги рассуждениями об искусстве, появлялась тень страха? Разумеется, это не был страх перед оппонентами, которые во всех диспутах выглядели весьма сдержанными по сравнению с агрессивными апологетами разрушения.

То был страх перед чем-то иным, которое ощутилось с появлением на экранах телевизоров двух медийных "звезд", известных не столько своим интеллектуальным уровнем, сколько благодаря творческому авторитету своих родителей. Кто они мы увидели, но вряд ли все поняли почему именно сейчас они нам были навязаны. Дочь  беллетриста и сын  поэта. Беллетрист - автор классических болгарских повестей и романов, известный как видный номенклатурный работник в управлении театров, партсекретарь Союза болгарских писателей и болгарский дипломат в Париже. Он был моим другом и я свидетель, что до последнего мгновения своей жизни он исповедовал социалистическую идею и никогда, никогда не проявлял себя как русофоб.  Его дочь  публикует в желтой прессе статьи, афишируя себя прежде всего как "свободный человек", а в своем опусе по поводу памятника сделала заключение о том , что наконец-то  состоялась вожделенная болгарская победа над оккупантами... Поэт же за свое действительно талантливое творчество был награжден высочайшими  наградами социалистического государства, в их числе - русские ордена и знаки отличия, самыми престижными званиями в области духовной культуры. Он занимал  сравнимые с министерскими посты, был депутатом и членом ЦК БКП. Сын запел в антирусской опере фальцетом, но таким образом лишь подсказал, почему и на его лице лежит тень страха.

И тут я снова напомню  рассуждения Достоевского: "...Они будут в упоении, читая о себе в парижских и  лондонских газетах телеграммы, извещающие весь мир, что после долгой парламентской бури... наконец... в Болгарии... составилось новое правительство из либерального большинства..."

Оба наследника известных отцов пережили тяжелые годы злосчастного болгарского "перехода" пригретые Америкой. Но в отличие от десятков тысяч наших соотечественников, эмигрировавших в "страну неограниченных возможностей" в поисках хлеба и крова,  они отправились туда за иным - чтобы утвердиться в качестве писателей. Им важно было избежать конкуренции со стороны  их сверстников в Болгарии. Они так привыкли - что им всегда полагается с преимуществом над другими. Вспоминаю, что каждый раз во время их летних экскурсий на Родину, в своих пространных интервью они внушали нам, что являются уже американскими писателями. Однако они не  могли объяснить  почему им, будучи там успешными писателями, приходится работать продавщицей в ювелирном магазине и не мешает ли эта  полная зависимость чувствовать себя "свободным человеком"? И кому и как можно или каким студентом  нужно преподавать болгарскую литературу вне соответствующих коледжей и факультетов?

Незавидна роль этих двух апологетов русофобии. Америка отказалась принять их в качестве американских писателей, вынудила их вернуться в осточертевшее им Отечество, но вряд ли отпустила их даром. Они, по-видимому, должны отблагодарить ее за временную благосклонность. Им очевидно предназначено быть нежеланными посредниками в традиционных взаимоотношениях между Болгарией и Россией. Сценаристу осквернения памятника необходимо создать миф о военной и политической оккупации Болгарии, чтобы оторвать нашу страну от России. Ему не нужна  литература, ему нужна агитация и пропаганда, он хочет  поставить  своих  подручных в предназначенной им роли детей, которые пожирают революцию отцов. А рядом с памятником Советской Армии еще одно многозначительное соседство - мавзолей князя Александра Батенберга. Привнесенный извне инфантильный монарх стал причиной немалых бед для Болгарии, но никогда и никто не пожелал разрушения или перемещения его гробницы. Сам этот факт свидетельствует о цивилизационном сознании болгар всех поколений.

Следовательно, можно сделать парадоксальный вывод, о том, что  истерия вокруг памятника Советской Армии не русофобская, а скорее американофильская. Но все же истерия. И на ее фоне разве не прав Достоевский, когда пишет: "О,  я не говорю про отдельные лица: будут такие, которые поймут, что значила, значит и будет значить Россия для них... Но люди эти... будут подвергаться насмешкам, ненависти и даже политическому гонению"...



Никола Инджов

(авторский перевод на русский)

Текст оригинала: 

Источник: ПСПУ

  Обсудить новость на Форуме