19:30 21.11.2013 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"

Слава и бесславие

21/11/2013

"Я только хотел сказать правду, которая нужна для построения добрососедства в будущем. Моя скульптура - это не призыв к ненависти русских, я лишь хотел обратить внимание на проблему насилия во время войн. Я ко всем людям отношусь с любовью, в том числе и к россиянам". Так прокомментировал  свои действия  студент Гданьской академии изящных искусств Ежи Богдан Шумчик, которого будут судить  за "непристойную выходку". Напомним, что ночью 12 октября около памятника советским воинам на главной улице города – аллее Победы, возле советского танка Т-34,  в центре Гданьска молодое дарование установило полуторатонную скульптуру "Komm, Frau" "Женщина, подойди".  Вдохновение  создателя, любящего всех людей сразу, запечатлено в образе советского солдата, под дулом пистолета насилующего беременную женщину. О том, что гений камня и растворов не понаслышке знаком с историей Второй мировой войны, говорят закатанные по локоть рукава гимнастёрки, что свойственно было только немецким солдатам, и американская каска на голове "насильника". Видно, снятая  с  ранее изнасилованного  американского пехотинца. Теперь студенту грозит либо лишение свободы,  возможно, ограничение передвижения, штраф в 1,5 тысяч злотых (около 360 евро) или даже общественное порицание.  Изучив все обстоятельства правонарушения,  польская  региональная прокуратура пришла к выводу, что студент своими действиями не призывал к разжиганию ненависти на национальной почве. В прокуратуре также решили, что не было и "осквернения общественного места, созданного в память об историческом событии", хотя скульптура могла вызвать "возмущение многих граждан". За что и будут судить строго.  Само творение  рук человеческих простояло всего несколько часов и  после звонка в полицию возмущенной жительницы Гданьска  по распоряжению правоохранительных  органов  было убрано  с помощью крана.  "Образ советского солдата рассматривается в отношении конкретных событий и в конкретном месте - в этом случае в Гданьске в 1945-м году. Я хотел громко сказать об исторической правде. О невинных людях, женщинах, которые пострадали во время войны", - заявил студент.

Кто бы сомневался в любви  польского студента к советскому солдату! И, конечно, такая скульптура будет обязательно способствовать "построению добрососедства в будущем". Что и подтвердили события 11 ноября в Варшаве, когда агрессивно настроенная польская молодёжь устроила шабаш возле российского посольства.  Возглавляла  колонну  "Всепольская молодежь", реанимированная со времён довоенной Польши. Так Марш независимости сменился Маршем ненависти в отношении России, Советского Союза и советского солдата.  Кстати, неделей раньше, 4 ноября  в той же России прошёл День единения , приуроченный к изгнанию поляков из Москвы в далёком 1612 году. Можно заметить, что ни одного выкрика в адрес  западных  славян, ни одного антипольского плаката замечено не было. А тем более не было похода к посольству этой страны.

Если всё же исследовать историю Второй мировой войны, то можно и напомнить, что и Гданьска в те годы не было, а был немецкий город  Данциг, где и жили преимущественно немцы. А что такое немецкий фашизм, Польша в те годы знала не по учебникам. Как свидетельствуют польские историографы, население страны сократилось на 6 миллионов человек! Один только  Освенцим чего стоит с его печами и трубами. И, если бы не Красная Армия , не 600 000 русских, белорусов, украинцев, казахов, татар и многих  других больших и малых народов Советского Союза, упокоившихся  в " полях за Вислой сонной", то, возможно,  не было бы  и самого скульптора на свете. А, значит и его скульптуры. Конечно,  такая война – жестокое испытание для человека, тем более , что временами она напоминала бойню -   до полного уничтожения людей.  И в рядах Красной Армии были  психически надломленные люди, не отдававшие отчёта своим действиям из-за жажды мести и творившие  ответную жестокость. Но  таких бойцов  по законам военного времени  советское командование судило строго вплоть до расстрела. Фактов таких достаточно, х вспомнить хотя бы штурм Кёнигсберга.  Но не было у наших солдат в полевых сумках памятки, аналогично той, которая наставляет,  как следует относиться  к местному населению на освобождённых от фашизма территорий : "Уничтожь в себе жалость и сострадание, убивай всякого русского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик...".

В Трептов-парке в Берлине стоит памятник  советскому солдату - освободителю. И не важно, откуда наш солдат родом : из-под Рязани или из  Гродно, уроженец ли  Донбасса или  Средней Азии. Один из последних Героев Советского Союза  спас немецкую женщину с ребёнком, а сам был тяжело ранен. И, когда его перед смертью спросили, кому  из его близких сообщить о его подвиге , он ответил: "Некому". Вся его семья, все родные погибли в пламени войны.  

  Несколько лет назад  городские власти  сняли памятник , отреставрировали и опять поставили на место.  Казалось бы, что именно этот народ  должен  в первую очередь ненавидеть победителей и ставить  иные скульптуры. Но нет же:  по-прежнему ярко горят слова,  выбитые сердцами миллионов   гордых германцев у подножия мемориала: "Вечная слава воинам Советской Армии, отдавшим свою жизнь в борьбе за освобождение человечества". 

Знал ли об этом польский ваятель , желавший по его словам, перевезти своё творение в Берлин и установить под Брандербургскими  воротами  города ?  Сам же  Ежи Богдан Шумчик считает, что  "эта скульптура не является носителем ненависти, а лишь обращением внимания на проблему войн и насилия".

Проблем в современном мире, конечно, хватает. Немало их и в Польше. Вот что об этом пишет  американская газета "Foreign Policy" : " В последние годы в День независимости столица Польши регулярно погружается в полнейший хаос. В этот предположительно веселый праздник.... теперь сжигаются автомобили, в воздухе летают коктейли Молотова, а родители не выпускают своих детей из дома. В уже четвертом по счету ежегодном "Марше независимости", организованном представителями правых кругов, приняли участие десятки тысяч человек. Большинство из них были настроены мирно, многие пришли со своими детьми. Однако члены крайне правых экстремистских группировок нарушили спокойствие, устроив яростную драку с полицией, а также акты вандализма в центре города. Тротуары были разрушены, машины повреждены, деревья вырваны с корнем. Полиция использовала слезоточивый газ и резиновые пули для разгона протестующих.  По сообщению новостного телеканала TVN 24, 72 человека были задержаны, 19 получили ранения. Проводившийся марш был прерван городскими властями до его запланированного завершения".  "Они горят желанием избить весь мир, и поэтому готовы наброситься на всё то, что считают чуждым", - подчеркнул социолог Яцек Чапински  в интервью  корреспонденту новостного сайта Gazeta.pl. 
 Рост националистических движений среди польской молодёжи  отражает новую тенденцию, смену умонастроений во всём   польском обществе.  Высокий экономический рост  с 4,5 процента в 2011 году  упал до  1,9 процента в 2012 году, а  уровень безработицы  достиг  13 процентных пунктов. Поляки все больше выражают недовольство по поводу своего правительства, Европейского Союза, своей жизни и ищут виновных . Хотя можно понять бедных польских националистов, когда они поняли, куда  вляпались.  Я имею в виду  недавнее выступление Президента Европейского совета Хермана ван Ромпея,  в котором он призвал  переосмыслить географические и демографические параметры Евросоюза и отказаться от каких-либо попыток по восстановлению национальной идентичности.  Выступая 9 ноября в Берлине по случаю 24-й годовщины падения Берлинской стены, первое лицо европейской бюрократии   рассказал о  новых принципах  общественного развития на Старом континенте. Первым делом европейцы, в том числе и поляки,  должны переосмыслить концепцию родины, которая в своём традиционном понимании становится попросту невозможной в условиях  Евросоюза. То есть  такие понятия, как "народ" и "родина", должны отправиться на свалку истории, и у всех может быть только одно Отечество – Евросоюз.  Мимоходом оратор  обвинил в популизме политиков, которые пытаются воспрепятствовать этим тенденциям, а заодно  национально ориентированную молодежь стран Евросоюза и тех государств, которые стремятся пожить в единой европейской семье. "Всё это популизм – источник гнева и негодования, надежда на восстановление идентичности, иллюзия, что, закрыв двери, можно повернуть время назад, ложь, что в период глобализации можно выжить без особых усилий. Те, кто думает, что их страна может выжить сама по себе, живут в иллюзиях. Популизм и национализм не могут быть ответами на вызовы нашего времени".  Другим признаком новой Европы должно стать отсутствие народов в традиционном понимании.  Хорошая судьба уготована новой молодёжи – ничего не скажешь!

      Не думаю, что во всех этих проблемах виноват опять же  пресловутый советский солдат, "грабитель и насильник". Его подвиг никогда не померкнет в лучах славы, а бесславная скульптура, как и её творец, канет в беспамятство.

                      Валерий Деркач                  

Источник: ПСПУ

  Обсудить новость на Форуме