19:31 01.06.2011 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"

"Шансы все увеличиваются, а бриллиантов все нет": в ЕС подтверждают приоритетность модернизации ГТС Украины?


Член Европейской Комиссии по вопросам энергетики Гюнтер Оттингер подтвердил, что модернизация украинских трубопроводов остается приоритетом для ЕС, учитывая, в частности, то, что модернизация существующей ГТС является экономически более выгодной, чем строительство новой инфраструктуры.

Как сообщили 31 мая 2011 г. в пресс-службе первого вице-премьера - министра экономического развития и торговли Украины Андрея Клюева, об этом Г. Оттингер заявил во время встречи с А. Клюевым в Брюсселе.

По информации пресс-службы первого вице-премьера, на встрече стороны обсудили процесс подготовки к практической реализации проектов по модернизации украинской газотранспортной системы.

Также А. Клюев подтвердил приглашение Г. Оттингеру посетить Украину с визитом в ближайшее время.

Кроме того, первый вице-премьер-министр Украины поблагодарил члена Европейской Комиссии за оказанную поддержку со стороны ЕС в вопросе приобретения Украиной полноправного членства в Энергетическом сообществе и рассказал о процессе реформ в украинском энергетическом секторе (по материалам УНИАН).

Бравурные речи

на фоне строительства обходных газопроводов

 

Напомним, что ранее, 25 января 2011 г., комиссар ЕС по вопросам энергетики Г. Оттингер заявлял, что выделение Евросоюзом средств на модернизацию украинской газотранспортной системы зависит от гарантий России на прокачку газа в Европу.

"Модернизация ГТС (стоимостью $2,1 млрд.) не имеет смысла, если нет газа, а он поступает из России", – сказал он.

При этом еврокомиссар упомянул о строящемся газопроводе "Северный поток" мощностью 55 млрд. кубометров и проектируемом газопроводе "Южный поток" пропускной способностью 63 млрд. кубометров (общей суммарно мощностью 118 млрд. кубометров).

"Россия может поставлять топливо без помощи Украины или Белоруссии – сейчас она экспортирует на европейский рынок 120 млрд. кубометров газа", – пояснил Г. Оттингер.

Однако в ответ 28 января 2011 г. премьер Украины Николай Азаров опроверг эту информацию, заявив, что ЕС не отказывался от модернизации ГТС Украины из-за российских "потоков".

По его словам, как только такая информация появилась в СМИ, правительство попросило у европейской стороны подтвердить ее, однако в ответ на это пресс-секретарь Г. Оттингера заявил, что еврокомиссар никогда подобного рода заявлений не делал.

"Европейский Союз как считал актуальной модернизацию украинской газотранспортной системы, так и продолжает считать",- резюмировалН. Азаров.

Сейчас же Г. Оттингер, по сведениям пресс-службы первого вице-премьера А. Клюева, вроде бы подтвердил слова своего пресс-секретаря об "актуальности" вопроса модернизации ГТС Украины.

Но если это действительно так, то возникает закономерный вопрос: почему же А. Клюев вернулся из Брюсселя не с деньгами, выделение которых предусмотрено пресловутой Брюссельской декларацией, подписанной 23 марта 2009 г. предыдущим премьером Юлией Тимошенко, а с заявлением о"приоритетности модернизации ГТС Украины для ЕС"?

Ответ очевиден: в Евросоюзе не спешат расставаться с обещанной "брюссельской капустой", в том числе, из-за строительства новых газопроводов в обход Украины.

Достаточно вспомнить, что 5 мая 2011 г. была завершена укладка первой нитки "Северного потока" по дну Балтийского моря.

В этой связи 25 мая 2011 г. глава "Газпрома" Алексей Миллер заявил, что с запуском "Северного потока" Россия перенаправит около 20 млрд. кубометров газа, которые сейчас поставляет транзитом через Украину, в направлении Чехии и Германии.

Он сообщил, что заполнение газом "Северного потока" начнется в июне 2011 г. Запуск первой очереди пропускной способностью 27,5 млрд. кубометров газа в год намечен на октябрь 2011 г.

Строительство второй нитки в 2012 г. позволит увеличить пропускную способность "Северного потока" до 55 млрд. кубометров в год. По словам А. Миллера, она будет введена в октябре 2012 г.

Что касается "Южного потока" по дну Черного моря, то глава "Газпрома" сообщил, что уже готовы все национальные ТЭО сухопутного участка "Южного потока" и завершено ТЭО морского участка проекта, а исследовательские суда начали изыскания в водах РФ, Турции и Болгарии.

А. Миллер также сказал, что сводное ТЭО проекта будет готово в третьем квартале 2011 г., а первая нитка газопровода должна быть введена в эксплуатацию в конце 2015 г.

Безусловно, в краткосрочной перспективе ГТС Украины будет и далее востребована российской стороной с силу ряда обстоятельств.

Во-первых, ввод в эксплуатацию "Северного потока" и "Южного потока" будет растянут во времени.

Во-вторых, по прогнозам экспертов уровень потребления природного газа (в первую очередь - российского) в Европе будет и далее возрастать.

К тому же, 30 мая 2011 г. правительство Германии приняло решение полностью отказаться от атомной энергетики к 2022 г.

Комментируя это решение, еврокомиссар по энергетике Г. Оттингер, заявил, что газ станет для Европы ключевым источником энергии.

"Нам необходимо больше газа. После решения Берлина именно газ станет драйвером роста", – отметил он, добавив, что поставки газа особенно важны на фоне роста спроса на энергоносители при спаде его производства, что делает Европу зависимой от импорта.

Однако из этого отнюдь не следует, что в долгосрочной перспективе Украина останется основным транзитером российского газа в Европу.

Ведь решение нынешней власти о беспрекословном выполнении Брюссельской декларации, не предусматривающей участия России в модернизации ГТС Украины, дает основание российской стороне заниматься разработкой новых проектов строительства газопроводов в обход нашей страны в дополнение к двум "потокам".

Логика здесь проста и понятна: раз Украина не считает Россию равноправным партнером, то и Россия имеет полное право держаться подальше от Украины.

Тем более что опыт строительства вышеупомянутых "потоков" показывает, что российской стороне намного проще договариваться с целым рядом европейских государств, чем с одной-единственной Украиной.

Позиция украинских властей выглядит странной еще и в связи с тем, что в Брюссельской декларации прямо сказано о "дальнейшем повышении пропускной способности газотранзитной системы Украины до уровня 60 миллиардов кубических метров газа ежегодно", что по определению невозможно без согласия на это России как главного поставщика энергоресурсов.

Поэтому наши чиновники могут хоть обклеить заявлениями европейских чиновников собственные кабинеты, используя их вместо обоев, однако денег от этого на модернизацию ГТС Украины не появится.

А это значит, что официальный Киев должен инициировать привлечение российской стороны к модернизации украинской газотранспортной системы, чтобы заинтересовать Россию в дальнейшем использовании транзитных мощностей нашего государства в долгосрочной перспективе.

Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО

Источник: ПСПУ

  Обсудить новость на Форуме