22:30 05.11.2012 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"

Сергей Ильченко: Как голосовали украинцы в Молдове и Приднестровье?

05/11/2012

Впечатления наблюдателя

Избирательный участок, размещенный в посольстве в Кишиневе не совсем обычен. Во-первых, списки избирателей здесь очень велики: в них внесено 53268 граждан, в то время как обычная численность граждан на избирательном участке в Украине не превышает 7 тысяч человек. Во-вторых, выборы за границей Украины проводятся только по партийным спискам. Здесь отсутствует мажоритарная составляющая, которая, как показывает опыт, и дает большую часть нарушений.

Помимо участка в Кишиневе, в Молдове работал и участок в консульстве в Бельцах. Всего на консульском учете в посольстве Украины в в Молдове стоят около 90 тысяч граждан Украины, из них правом голоса обладают чуть больше 70 тысяч. Более 80% этих граждан живут в Приднестровье. Всего на двух участках проголосовало 815 избирателей: в Кишиневе - 597, в Бельцах - 218. Чуть более 1% от общего числа тех, кто обладает правом голоса.

Два вопроса по ситуации

Наблюдение за ходом выборов закономерно породило два вопроса:

- Почему при таком количестве избирателей было открыто только два избирательных участка?

Таков закон. Согласно украинскому законодательству, за пределами Украины избирательные участки могут быть открыты только на территории посольств, консульств и воинских частей. Никаких иных, дополнительных точек для голосования закон не предусматривает. Кроме того, Молдова, уже традиционно, из года в год, не дает иностранным государствам "добро" на проведение выборов в Приднестровье. Кишинев мотивирует это тем, что Приднестровье является формально территорией Молдовы, но де-факто Молдовой не контролируется. Россия, в похожей ситуации, попросту игнорирует запрет Молдовы и работает напрямую с ЦИК ПМР, используя приднестровскую сеть избирательных участков. Украина этого не практикует, что является отчасти политическим решением - считаться с запретом Молдовы, отчасти - следствием требований закона. Впрочем, в закон при надобности можно было бы внести изменения. Так что будем называть вещи своими именами: это политический шаг. Шаг, к слову вполне логичный, органично укладывающийся в общий политический курс Украины в регионе. Курс этот, включает, к примеру, отказ признавать документы приднестровской таможни.

Напомню, что начиная с 3 марта 2006 года Украина о пропускает через свою границу только те грузы из Приднестровья, которые прошли оформление в таможенных органах Молдовы. Это решение, принятое во время президентства Виктора Ющенко, не было пересмотрено и при нынешнем президенте Викторе Януковиче.

- Только ли недостаточным числом избирательных участков объясняется низкая активность избирателей?

Не только. Если жители собственно Молдовы прибывали на участок своим ходом, и были, в основном, кишиневцами (их было человек 30 от общего числа проголосовавших) то большинство приднестровцев подвозили организованно, автобусами. Доставкой занималась украинская община Приднестровья - и автобусы отнюдь не были переполнены. Безусловно, участок в Кишиневе не смог бы пропустить через себя 53 тысячи человек. Но дать возможность проголосовать 10-12 тысячам избирателей было вполне возможно. По опыту же прошлых выборов, когда автор этой статьи ездил в посольство из Приднестровья на транспорте, организованном для избирателей, можно утверждать, что каждый, действительно желающий проголосовать, и готовый потратить на это примерно 3-4 часа (дорога к автобусу, поездка туда и обратно, дорога от автобуса домой, сам процесс голосования) безусловно, мог бы это сделать. Могу предположить, что и община, при поддержке посольства, вполне могла бы организовать в течение дня подвоз 10-12 тысяч человек, тем или иным способом. Дело было за малым - отсутствовали желающие. Те же, кто действительно хотел проголосовать, безусловно, могли это сделать. Кстати, по моим наблюдениям из года в года число таких сознательных граждан понемногу снижается.

Собственно голосование

В силу особенностей посольства: сработавшийся и квалифицированный коллектив, опыт работы на прошлых выборах , наличие помещений и техники, процесс голосования и последующего его оформления был организован предельно четко. В числе трудностей - или, если угодно - досадных неувязок, можно назвать только путаницу со списками. По словам председателя комиссии Ю.А.Козия, около 60 граждан, желающих проголосовать, и состоящих на консульством учете, не обнаружили себя в списках избирателей, составленных ЦИК - на основе все тех же данных консульского учета. Этот досадный прокол оказался неустраним - нынешнее украинское законодательство не предусматривает каких-либо дополнительных списков. В остальном все проходило очень спокойно, без каких-либо эксцессов.

Точно также, очень организованное и спокойно, прошло списание неиспользованных бюллетеней, опечатывание списков и подсчет голосов. В итоге, по кишиневскому участку, Партия Регионов получила 58,3 % голосов, КПУ - 13,1%, УДАР - 8%, "Свобода" и "Батькивщина" - по 5,5%. Для сравнения приведу цифры по Молдове и Приднестровью в целом, включая и бельцкий участок: Партия Регионов - 62%, КПУ − 11%, УДАР −7,7%, "Батькивщина" и "Свобода" - по 5%.

Это заметно отличается от цифр по заграничным избирательным участкам в целом, где "Свобода" получила 23,63% голосов, Партия регионов - 23,27%, "УДАР" - 22,11%, "Батькивщина" - 19,85% и КПУ −3,46%.

Итоги

Итоги выборов в целом по Украине - тема отдельной статьи. Предпочтения украинцев, живущих в Приднестровье (а их, как уже было сказано, среди проголосовавших, абсолютное большинство) тоже были вполне предсказуемы. Предсказуемой была и низкая явка - но вот о ней все же хочется сказать несколько слов.

К явке в 1% возможны два подхода. Первый: это нормально для зарубежных участков. Действительно, сравнивая ситуацию с другими участками за рубежом, мы увидим, что 1% - вполне достойная цифра. Можно также сказать и о том, что зарубежные участки никогда, ни на одних выборах ничего не решают. Голосование на них - символический акт, когда граждане, живущие за пределами Украины, могут, с одной стороны продемонстрировать, что они думают о своей стране, с другой - убедиться, что и страна помнит о них. Этот подход был бы вполне разумным и понятным, если бы Приднестровье было обычной "заграницей".

Однако Приднестровье - уникально. Во-первых, как ни крути, а регион этот исторически украинский. О территориальных претензиях нет, конечно, и речи - мы в Европе, мы политкорректны - и так далее... но, тем не менее, это именно так! Современное население Приднестровья сложилось в ходе завоевания Новороссии, и по этой причине испытывает особое отношение и к Украине, и к России. Впрочем, было бы глубоко неверно утверждать, что и правобережная Молдова чужда Приднестровью. Эта многовекторность непризнанной республики порождает стремление граждан Приднестровья "коллекционировать" паспорта: идеальным случаем считается наличие (помимо приднестровского) еще и молдавского, российского и украинского. Это не вполне законно... но такая практика существует. И порождена она не только практическими соображениями, но и самоидентификацией значительной части граждан ПМР: ни одна из трех перечисленных стран им не чужая, ни в одной из них они не готовы - психологически не готовы - чувствовать себя иностранцами.

К сожалению, ни Молдова, ни Украина, не отвечают приднестровцам взаимностью. Молдова - если говорить о реальной позиции всех без исключения молдавских политических сил - стремясь вернуть себе мятежный регион, предпочла бы получить его без приднестровцев, о чем я уже не раз писал. Украина предпочитает вообще не встревать в сложные разборки между Кишиневом и Тирасполем. Являясь одним из посредников, она занимает формальную позицию, действуя строго по букве международного права, но без учета специфики региона. Это обеспечивает спокойную жизнь украинскому МИДу - и является предметов давней зависти МИДа российского, который, исходя из ведомственных интересов, очень хотел бы последовать украинскому примеру. Но это, в свою очередь, порождает неверие приднестровцев в способность Украины быть самостоятельным игроком в регионе, и, как следствие, ведет к утрате интереса к украинским политическим процессам. Хотя, разумеется, не к Украине, как таковой.

Источник:

Источник: ПСПУ

  Обсудить новость на Форуме