16:00 22.10.2009 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"

Сага о модернизации ГТС Украины. Запад отказывается выделять кредиты "оранжевым" заемщикам


21 октября 2009 г. Кабинет Министров одобрил концепцию развития и модернизации газотранспортной системы (ГТС) Украины на период 2009-2015 годы.

Об этом сообщил министр топлива и энергетики Юрий Продан.

По его словам, для выполнения планов, изложенных в концепции, будут необходимы $2,57 млрд.

В свою очередь, представитель президента по международным вопросам энергетической безопасности Богдан Соколовский заявил, что переговоры с международными финансовыми институтами о предоставлении НАК "Нафтогаз Украины" кредита приостановлены.

"Реформа газового сектора - это была одна из предпосылок, когда Еврокомиссия и международные финансовые институты в конце июля согласились предоставить Украине выгодные кредиты в объеме $1,7 млрд.", - сказал он.

"К сожалению, промедление с реформами и двойная игра на уровне правительства привела к тому, что переговоры с международными финансовыми институтами приостановлены", - отметил Б. Соколовский.

Как сообщалось, в сентябре 2009 г. вице-премьер Григорий Немыря заявил, что Кабмин в октябре-ноябре рассчитывает получить кредитные средства в размере $1,5-2 млрд. для модернизации ГТС.

23 марта 2009 г. в Брюсселе прошла Международная инвестиционная конференция по модернизации украинской ГТС, по итогам которой украинское правительство, Еврокомиссия, Европейский банк реконструкции и развития, Европейский инвестиционный банк и Всемирный банк подписали Совместную декларацию о модернизации ГТС Украины (по материалам "ЛИГАБизнесИнформ").

Как Тимошенко и Ющенко перехитрили сами себя

Как известно, официальный Киев рассчитывает на получение $2,5 млрд. на модернизацию ГТС на основании Брюссельской декларации, подписанной премьером Юлией Тимошенко в присутствии президента Виктора Ющенко.

По ее условиям, "оранжевые" переговорщики обязались предоставить компании "Укртрансгаз" (дочерней структуре "Нафтогаза", на балансе которой находятся транзитная труба и подземные хранилища газа) статус т.н. "независимого оператора украинской ГТС", который будет заниматься исключительно транзитом российского газа в Европу.

Фактически речь идет о курсе на частичную приватизацию газотранспортной системы Украины путем предоставления западным структурам возможности стать совладельцами компании "Укртрансгаз"!

При этом подписание Брюссельской декларации состоялось несмотря на то, что она прямо противоречит долгосрочным газовым соглашениям "Газпрома" и "Нафтогаза" на 2009-2019 гг., в которых никак не предусмотрено появление в двухсторонних отношениях третьего юридического лица - "независимого оператора"!

31 июля 2009 г. Европейский банк реконструкции и развития, Европейский инвестиционный банк и Всемирный банк под эгидой Еврокомиссии дали предварительное согласие на выделение Украине кредита в $1,7 млрд., из которого $1,4 млрд. планировалось направить на "газовые реформы" (предусмотренные Брюссельской декларацией), в то время как $300 млн. - на оплату российского газа.

Но как сообщил Б.Соколовский, на сегодняшний день переговоры по этому вопросу с международными финансовыми институтами приостановлены.

Таким образом, Ю.Тимошенко и В.Ющенко явно перехитрили сами себя, подписав документ в пику России, поскольку российская делегация даже не была допущена к его разработке, чтобы затем остаться у разбитого корыта, замерев в ожидании обещанной "брюссельской капусты", с которой никак не спешат расставаться потенциальные западные кредиторы.

Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО

Источник: ПСПУ

  Обсудить новость на Форуме