21:31 19.10.2015 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"
С опорой на собственные силы - саммит СНГ в Астане
Низкие цены на нефть, серийная девальвация валют, санкции против России и геополитические вызовы заставили президентов Содружества Независимых Государств (СНГ) вспомнить о забытой китайской политике «с опорой на собственные силы».
Предвыходная пятница стала по-настоящему трудовым днем для 11 президентов СНГ, которые собрались в Астане на саммит организации. За несколько часов они обсудили и приняли решения по почти двум десяткам актуальных вопросов Содружества. Впрочем, трудно было и тем, кто воздержался от поездки в Казахстан.
Так, на саммите в Астане не было президента Молдавии Николая Тимофти. Как пояснил его советник Влад Цуркану, «это связано не только с протестами, но и с ситуацией в стране в целом». Нынешний саммит, как и прошлогоднюю встречу в Минске, проигнорировал украинский лидер Петр Порошенко. Тем самым Киев снова дал понять Москве о своей позиции. Среди участников не было также и туркменского лидера Гурбангулы Бердымухаммедова. С его приходом к власти Ашхабад стал демонстрировать открытость и готовность к сотрудничеству. Но дежавю не покидает Туркменистан: политики меняются, а курс государства остается прежним.
Отсутствие трех президентов с лихвой компенсировало участие остальных 11 глав государств. Свою встречу они провели в деловой манере. Как всегда, прямолинейным был белорусский лидер Александр Лукашенко. Он упрекнул коллег по СНГ в дефиците политической воли. По его мнению, они избегают решения сложных вопросов, что ограничивает потенциал Содружества. От «политики минимализма» страдают как сами государства, так и эффективность СНГ в целом. «Поэтому надо браться за обсуждение серьезных проблем на постсоветском пространстве и, насколько это возможно, стимулировать тех, от кого сегодня зависит решение этих главных проблем на постсоветском пространстве, чтобы они решались», – порекомендовал А. Лукашенко.
Прошедший саммит СНГ трудно назвать формальной встречей. В его повестке фигурировало 17 вопросов, правда, их обсуждение прошло в «офлайн режиме». Принимающая сторона на правах хозяина встречи предпочла оставить прессу за дверями переговоров. Тем не менее основные моменты саммита просочились в СМИ, и они позволяют судить об актуальности всего мероприятия.
В свете последних событий в Сирии злободневным стали вопросы усиления внешних границ СНГ. В связи с этим в Астане была подписана программа сотрудничества в укреплении пограничной безопасности на 2016-2020 годы. По словам российского лидера Владимира Путина, предусматривается появление пограничных группировок Содружества «для урегулирования кризисных ситуаций на границе».
По оценке российской стороны, в Сирии сейчас воюют около 7 тыс. выходцев из стран СНГ. Возвращение их домой чревато дестабилизацией обстановки. Как заметил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, «под видом беженцев могут скрываться террористы, задачей которых является формирование очагов нестабильности». Видимо, кроме укрепления границ потребуется куда более тесная, чем сейчас, работа правоохранительных органов стран Содружества.
Какой бы сложной обстановка ни была в Сирии, больше опасений у стран СНГ вызывает Афганистан, с которым у Таджикистана общая граница. «И здесь не могу не согласиться с президентом Узбекистана (Ислам Каримов. – З.К.), который с тревогой говорил о ситуации, складывающейся в Афганистане», – отметил президент РФ.
В Афганистане стали реже стрелять, но мир в страну так и не пришел. Вопрос в том, что ожидать от «больного человека Востока» в будущем? Тут многое зависит от афганской элиты, сможет ли она укрепить стабильность или напротив будет обострять внутренние противоречия в обществе. СНГ остается только готовиться к возможным рискам для себя.
К примеру, Астана предложила создать антитеррористическую сеть, которая будет сдерживать распространение радикальных течений. «Для того, чтобы сражаться, необходимо сделать всемирную сеть борьбы с террористическими организациями с согласия ООН», – отметил казахстанский президент.
Можно ли рассчитывать на успех? Вопрос спорный. Попытка России наладить сотрудничество с США и НАТО в борьбе с боевиками «Исламского государства» в Сирии пока не возымела действия. Причина всему – двойные стандарты наших потенциальных партнеров. Возможно, по этой причине акцент делается на ООН как более-менее независимого арбитра. Но, увы, эксперты и политики не первый год недаром дискутируют об эффективности ООН и реформах в организации.
СНГ столкнулось не только с вызовами в сфере безопасности, куда более чувствительным является новый пик глобального кризиса. Падение цен на нефть, конкурентная девальвация охватили Содружество. Объем взаимной торговли же закономерно сократился.
Главная задача – минимизировать экономический спад и найти новые источники роста национальных ВВП. «В этой ситуации необходимо продумать комплекс мер по снижению зависимости национальных экономик от внешних рынков и подумать об оживлении деловых связей внутри самого Содружества», – предложил Владимир Путин.
Он обратил внимание на Договор о зоне свободной торговли в СНГ, подписанный в 2011 году. Документ имеет большой потенциал, он призван устранить барьеры на пути товаров и инвестиций, оживить экономическую активность, создать новые рабочие места. В целом это хороший инструмент для минимизации рисков в экономике. Но на практике наряду с либеральными позывами приходится сталкиваться с протекционизмом ряда стран.
Глава Российского государства напомнил о том, что РФ завершает ратификацию соглашения об интегрированном валютном рынке СНГ. С одной стороны, документ способствует дедолларизации экономики региона, с другой – усиливает отказоустойчивость финансовой сферы. «Вступление в силу этого документа позволит вести согласованную валютную политику, а в перспективе, может быть, и сформировать общий финансовый рынок СНГ», – сообщил он.
Кстати, саммит прошел накануне вступления Казахстана в ВТО. Это событие не осталось незамеченным. Ранее власти Белоруссии, поставляющей в Россию морские (?!) деликатесы, выразили беспокойство по поводу того, что Казахстан, вступив в ВТО, нанесет экономический ущерб ЕАЭС. В связи с чем было принято решение пересмотреть тарифы на более чем тысячу товарных позиций.
Как отметил председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Виктор Христенко, подобная мера позволит Казахстану соблюдать те обязательства, которые он взял на себя при вступлении в ВТО, а с другой стороны, избежать ущерба для партнеров по ЕАЭС.
* * *
В эти же дни возник повод, чтобы отношения с Астаной рассматривались отдельно. Владимир Путин в преддверии саммита СНГ нанес государственный визит в Казахстан, призванный углубить сотрудничество между странами, которые он сам охарактеризовал как союзнические. «Я хотел бы отметить, что взаимоотношения развиваются эффективно по всем направлениям. Имею в виду и политические, и вопросы безопасности, борьбы с организованной преступностью, и в сфере экономики», – заявил российский президент по прибытии в Астану.
По его оценке, общий объем российских инвестиций в казахстанскую экономику превысил 9 млрд. долларов, а капиталовложения Казахстана в России – 3 млрд. Цифры отражают как добрососедский характер отношений, так и потенциал экономик двух стран.
Впрочем, бизнес-показатели могли быть лучше, если бы не падение мировых цен на нефть, которые негативно отразились на взаимной торговле наших стран. Но как заметил Владимир Путин, снижение выражено в долларах, а если брать товарную номенклатуру, то, напротив, можно говорить о росте объемов торговли.
Чтобы оживить товарооборот, двум странам необходимо искать в условиях низких цен на энергоресурсы новые источники экономического роста. России удалось найти панацею как от подешевевшей нефти, так и от западных санкций. По словам экс-главы РЖД Владимира Якунина, санкции не сделали лучше жизнь россиянам, но они способствовали появлению «внутреннего источника роста экономики».
Казахстан также не сидел сложа руки. В 2014 году в стране были приняты поправки в законодательство, которые облегчили жизнь инвесторам. Кстати, они получили лестную оценку в западных СМИ, даже в тех из них, которые отпускали в адрес Астаны колкие замечания относительно автократии. Лейтмотив звучал так: может, политика не та, но экономический курс в целом правильный.
Российский опыт показателен и поучителен. Москва опирается на свой рынок, на спрос потребителя. В этом смысле Казахстану перезагрузить экономику, экспортирующую сырьевые ресурсы, проблематично. В стране армия потребителей в десятки раз меньше российской. Поэтому «разогреть» тлеющую экономику – рост ВВП в этом году ожидается на уровне 1,5-2,5% – в состоянии помочь интеграция и общий рынок.
«Вместе с тем мы понимаем необходимость принятия оперативных скоординированных мер как на национальном уровне, так и в рамках ЕАЭС. Нужно использовать резервы для смягчения экономических проблем преимуществами создания ЕАЭС», – отметил Нурсултан Назарбаев.
Знаковым событием в отношениях между странами стало подписание соглашения по месторождению «Центральный», которое находится в акватории Каспийского моря. «У России и Казахстана большие планы по совместной нефтедобыче на Каспии», – заявил в связи с этим Владимир Путин.
Месторождение расположено в российском секторе Каспия. В свое время, в 2003 году, Астана не стала оспаривать права на него. Вместо этого было достигнуто соглашение: в случае если запасы нефти будут обнаружены, то Казахстан получит право на их разработку. В 2008 году в ходе первого же пробного бурения была получена партия нефти. Согласно приблизительным прогнозам, запасы нефти на «Центральном» оцениваются в 100 млн. тонн, а газа – в 160 млрд. кубометров. Приведенные цифры предстоит еще уточнить для того, чтобы наши страны смогли применить соглашение о совместном разделе продукции (СРП), без чего трудно говорить о коммерциализации проекта. «Это (соглашение. – З.К.) позволит компаниям двух стран приступить к освоению «Центрального», – сообщил Владимир Путин.
Оно отражает партнерский характер отношений и тот уровень доверия, который сложился между странами за годы независимости. В итоге Астана, в лице госкомпании «КазМунайГаз», рассчитывает получить 50-процентную долю в освоении будущего месторождения.
Принцип: территория – ваша, а недра – общие отвечает интересам Казахстана. Хотя месторождение оказалось в российском секторе Каспия, Астана вошла «в долю». Кстати, такую схему можно использовать другим странами Каспийского моря, официальных границ между которыми пока нет. Тем более что зачастую «пограничная ситуация» связана с природными месторождениями в море и перспективами их раздела.
Отношения между двумя странами развиваются не только в экономической сфере, но и в оборонной. Еще до того как президент РФ прибыл в Астану, в Казахстане ратифицировали соглашение о дальнейшем использовании узла «Балхаш» в российской системе предупреждения о ракетном нападении. Речь идет о радиолокационной станции (РЛС), которая была частью «ядерного щита» СССР и досталась от него в наследство Казахстану.
Казахстанский узел «Балхаш» интегрирован в российскую систему предупреждения о ракетном нападении. От него во многом зависит обеспечение ядерной безопасности. Это еще один фактор, который усиливает заинтересованность Москвы в стабильном Казахстане, поскольку мир в южной стране означает безопасность и спокойствие для России.
Не успела Астана ратифицировать одно соглашение, как было подписано другое – о передаче РФ участка во временную аренду. С позиционного района «Домбаровский» в России с помощью военной ракеты «Днепр» планируется выводить на орбиту спутники KOMPSat-3A. Части ракетоносителя по траектории будут падать на казахстанской земле. Собственно, для этого РФ и арендует территорию у соседа.
В Астане Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев обсудили многие вопросы сотрудничества. Не обошли они и ситуацию в Сирии, где авиация России наносит удары по позициям боевиков «Исламского государства». В отличие от Москвы, Астана предпочитает больше убеждать. «Нужно созвать форум «Ислам против терроризма», – предложил Нурсултан Назарбаев. – Если нас поддержат, это будет правильное видение того, что мы делаем».
Казахстану есть о чем рассказать миру. В Астане уже проводились мероприятия с участием религиозных лидеров, политиков и бизнесменов из исламского мира. Каждый раз Нурсултан Назарбаев говорил о модернизации экономик мусульманских стран, устойчивом развитии обществ, рассматривая терроризм как следствие кризисных явлений.
Астанинский план требует наращивания отношений со странами исламского мира в экономике и политике. Его реализация предполагает сотрудничества множества заинтересованных стран, которые выступят не только инвесторами, но и экспортерами стабильности. И сейчас можно говорить о том, что Россия готова примкнуть к таким государствам.
«Поддерживаем объединение усилий всех стран – особенно, где большинство населения исповедует ислам, – по борьбе с терроризмом», – заверил в Астане Владимир Путин.
Замир КАРАЖАНОВ
Источник:
Источник: ПСПУ
Обсудить новость на Форуме