23:15 10.06.2013 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"

Россия серьезно "влипла", отказавшись поставлять Ирану комплексы С-300

10/06/2013

Тегеран отзовет иск, только если Москва полностью выполнит свои обязательства

Иран готов отозвать иск к российской стороне за отказ поставить ему зенитно-ракетные комплексы С-300 и направил Москве соответствующее предложение, заявил ИТАР-ТАСС в пятницу иранский посол в Москве Махмуд Реза Саджади. "В настоящее время мяч на стороне России, но мы готовы продолжить сотрудничество по С-300, – сказал дипломат. – Мы ждем ответа от России на наше предложение". Ранее иранская сторона подтвердила, что отзовет иск на 4 миллиарда долларов из Арбитражного суда Женевы, если Москва выполнит договоренности, предусмотренные контрактом, который она в одностороннем порядке аннулировала.

Одновременно "Коммерсанту" стали известны подробности мирового соглашения, которое власти РФ хотели бы заключить с Ираном. Москва, оказывается, готова вместо ЗРК С-300 поставить системы ПВО "Тор-М1Э", причем в сжатые сроки. Но Тегеран эти предложения не устроили, и там заявили, что отзовут иск только в случае поставки С-300.

Да и как могло быть иначе, если Москва предложила Тегерану столь неравноценную замену? Радиус действия С-300 на полтора порядка (!) превосходит показатель "Тор-М1Э" по дальности (150 против 10-12 километров) и втрое – по высоте (почти 30 километров у С-300 против 10 километров у "Тор-М1Э"). Эти комплексы – С-300 и "Тор-М1Э" – вообще разного предназначения!

Ну а тот факт, что Россия предложила-таки Ирану заменить одну зенитно-ракетную систему другой, красноречивее всего иного свидетельствует о том, что запрет на поставку Ирану С-300, введенный тогдашним президентом РФ Дмитрием Медведевым (а он обосновывал его "решениями Совбеза ООН"), изначально был сплошным лицемерием. Если уж Москва так свято уверовала в наличие международно-правовых ограничений на поставку Ирану зенитно-ракетных систем, то почему сейчас предлагает Тегерану тот же вид оружия, только гораздо меньшего радиуса действия?

Напомним, в июне 2010 года СБ ООН (то есть с согласия России, обладающей в Совбезе правом вето) принял очередную резолюцию с санкциями против Ирана, в которой впервые вводились ограничения на поставки Тегерану обычных вооружений, включая ракеты и ракетные системы, танки, штурмовые вертолеты, боевые самолеты и корабли. И в сентябре того же года Дмитрий Медведев подписывает Указ президента РФ "О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1929 от 9 июня 2010 года", которым запретил поставки систем С-300 Ирану. В октябре того же года Россия официально аннулировала контракт.

Необоснованность отсылки Дмитрия Медведева на резолюцию СБ в части запрета на поставку Ирану комплексов С-300 была отчетливо видна уже тогда. Ведь в решении Совбеза речь шла об ограничениях, налагаемых на поставку Ирану "ракет или ракетных систем, как они определяются для целей Регистра обычных вооружений ООН". А в соответствии с 7-й статьей данного Регистра ООН подкатегория "ракеты и ракетные системы" не включает в себя ракеты "земля – воздух", к которым и относятся С-300.

Следовательно, даже после принятия той резолюции ООН (на которую РФ, повторим, сама согласилась) Россия могла абсолютно законно поставлять Ирану комплексы С-300, тем более по контракту, заключенному ранее – еще в 2008 году. И даже в администрации США, где прекрасно понимали, что резолюция СБ ООН не препятствует Москве в продаже Ирану С-300, не рассчитывали, что Россия примет решение обезоружить Иран. И поэтому, наверное, увидев запретный указ президента РФ, даже обалдели от того, что тогдашнее российское руководство предпочло стать "святее папы Римского".

В ответ на одностороннее аннулирование Москвой контракта Иран поначалу (а он уже давно перечислил российской стороне аванс) старался убедить российскую сторону в абсолютной необоснованности ее решения, но тщетно. И Тегеран подал иск в женевский арбитраж, а нанятые иранской стороной независимые международные эксперты оценили сумму претензий в 4 миллиарда долларов, обосновав ее и первоначальной суммой контракта (около 900 миллионов долларов), и моральными, и предварительными материальными издержками иранской стороны, которые она понесла, выполняя условия контракта.

Так что в "сухом остатке" от реализации данного контракта Россия получила "чистый" минус 900 миллионов долларов (комплексы С-300 были изготовлены нашей оборонкой и их уже никому другому не продать, учитывая, что такие изделия делаются под конкретного заказчика с учетом его особых пожеланий) плюс дополнительный минус в 4 миллиарда долларов, который женевский арбитраж почти наверняка заставит Россию выплатить Ирану. А то, что эта тяжба для российской стороны заведомо проигрышная, признали и глава Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Александр Фомин, и глава корпорации "Ростех" (бывшие "Ростехнологии", куда входит "Рособоронэкспорт", непосредственно подписавший с Ираном контракт) Сергей Чемезов.

Но общий ущерб для России от невыполнения данного контракта этими суммами (кстати, огромными, поскольку они составляют почти треть всей годовой выручки нашей страны от продажи оружия на мировых рынках) далеко не исчерпывается. Как уже рассказывал KM.RU, все дело в том, что в оружейном бизнесе, как в никаком другом, принято выполнять взятые на себя обязательства. Оружие ведь не обычный "светский" товар: оно должно вовремя и абсолютно безотказно сработать, иначе ему грош цена. Покупатель готов даже изрядно переплатить, но быть уверенным в надежности приобретаемого товара. А она включает в себя не только качество самого изделия, но и готовность поставщика к обслуживанию и возможной модернизации покупки. Из такого комплекса надежности годами и складывается реноме продавца, которое на мировом оружейном рынке ни за какие деньги не купишь.

А что же сделало медведевское руководство? Да оно просто "кинуло" Иран, которому США и Израиль грозят бомбардировщиками и "Томагавками", пойдя у них на поводу (израильский премьер даже тайно прилетал в Россию для переговоров по данному вопросу), причем "кинуло" на виду у всего мира. Кто же теперь будет рассматривать Москву в качестве надежного поставщика такого специфического товара? Наверняка даже те потенциальные покупатели, которые еще только присматривались к российскому оружию, теперь в первую очередь подумают: "А если я вдруг буду объявлен врагом Америки, Израиля или всего Запада, то Москва в самый неподходящий момент мне откажет, оставив безоружным перед лицом смертельной угрозы. Дай-ка лучше я поищу поставщика понадежнее".

Такие потенциальные потери от будущих несостоявшихся контрактов, конечно, трудно оценить в точных цифрах. Но одно можно сказать определенно: 4 миллиарда долларов, которые выкатывает России Женевский арбитраж, покажутся на этом фоне сущей мелочью.

Но главные российские издержки от невыполнения иранского контракта будут измеряться все же не материальными, а геополитическими потерями, которые имеют для России поистине смертельную опасность. Ведь медведевское руководство, по сути дела, лишило Иран мощного оружия защиты от авиаударов и обстрелов "Томагавками". Да, Иран, конечно, и без российских С-300 будет отчаянно обороняться и уж, во всяком случае, не падет в одночасье, как саддамовский Ирак. Но надо признать, что с военной точки зрения силы в этом конфликте будут все же неравными. И не исключено, что американо-израильской военной коалиции в итоге удастся сменить власть в Иране, превратив эту страну в союзника Запада.

Что это будет означать для России? А фактически ее конец как крупного актора мировой сцены. Вся дуга так называемого Большого Ближнего Востока с ее несметными энергоресурсами, которая опоясывает нашу страну с юга, окажется теперь под контролем США. Кому после этого будут особо нужны всякие там "южные" и даже "северные" потоки, в которые "Газпром" сейчас вбухивает миллиарды евро, если Запад установит контроль над Большим Ближним Востоком, где себестоимость добычи энергоресурсов в разы ниже, чем на российских месторождениях? Тут уж об издержках, которые неминуемо понесет Россия на мировом оружейном рынке, вообще мало кто будет вспоминать.

Но, опять-таки, даже утрата роли великой энергодержавы, которой так любят бравировать наши власти, покажется еще "цветочками" по сравнению с "ягодками" той угрозы территориальной целостности и безопасности России, которая неминуемо встанет перед нашей страной, если "падет" Иран. Ведь с завоеванного иранского плацдарма мировые "демократизаторы", оставив не у дел не только Россию, но и Китай, продолжат наступление на север и восток. Россию (как, впрочем, и Китай) ждет инфильтрация нестабильности, подрывной деятельности, тактики расчленения страны с конечной целью поставить ее под такой же контроль, как это было сделано с Сербией и Ливией и как это сейчас делается в отношении Сирии. Вот какими последствиями грозит России отказ Медведева поставить Ирану С-300.

Такова истинная "себестоимость" решения Дмитрия Медведева и его окружения отказаться от поставок систем С-300 Ирану. Решения, которое и нынешнее высшее руководство России никак не решается отменить.

Иван Гладилин

Читать полностью:

Источник: ПСПУ

  Обсудить новость на Форуме