00:15 15.03.2013 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"
Российские СМИ о переговорах в Завидово: "Янукович как ошпаренный улетел восвояси. Дела у него дрянь"
Переговоры Виктора Януковича и Владимира Путина были не переговорами, а мужским разговором: такие выводы сделал 10 марта 2013 г. в программе "Вести недели" на телеканале "Россия 1" известный российский журналист Дмитрий Киселев.
"Это были не переговоры, а разговор - мужской - которая затянулась за полночь. Как обычно, Янукович просил снизить цену на газ, ускорить монтаж в Украине атомных станций и быстрее строить совместные самолеты марки "Ан". Как обычно, Путин объяснял, что ключ ко всему - вступление Украины в Таможенный союз", - отметил Киселев.
Как отмечается в сюжете, Путин снова сообщил, что после вступления в Таможенный союз рост ВВП Украины составит от 1,5% до 6% в зависимости от степени интеграции.
По его словам, ни в России, ни в Украине нет серьезных экспертов, которые не считали бы, что интеграция в Таможенный союз это исключительно положительный для Украины процесс.
При этом Киселев назвал Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС "липой", по его словам, такие "пустые" соглашения об ассоциации подписали многие страны, например, Чили, Тунис, Мексика, Марокко, но они никогда не станут членами Евросоюза.
Он также отметил, что от писания Соглашения о свободной торговле с ЕС экономика Украины рухнет, такие отрасли, как авиация и космос - исчезнут, а сельское хозяйство будет убито. По его словам, зона свободной торговли с Европой - это прямая сдача Украины и ее разорение.
"Янукович, как ошпаренный, даже не оставшись на запланированный ночлег, под утро улетел восвояси. Дела у него - дрянь, пугают уже везде - и с Запада, и с Востока, а возможности у Киева достойно сделать свой выбор все меньше", - подытожил Киселев.
Между тем, как сообщает 11 марта 2013 г. газета "Коммерсант-Украина", переговоры президентов двух стран в Завидово закончились ничем из-за требований России внести изменения в законодательство, которые бы гарантировали аренду ГТС Украины при любой власти.
"Ст. 7 закона "О трубопроводном транспорте" запрещает передачу газотранспортной системы в аренду, концессию или лизинг. "Газпром" требует, чтобы этот закон был изменен парламентом", - рассказал источник издания в Минэнерго Украины.
В пресс-службе "Газпрома" официально не прокомментировали переговоры, отметив лишь, что о конкретных решениях говорить рано. "Договорились - это когда подписан контракт. Но он не подписан", - констатировали в пресс-службе компании.
Вместе с тем источник в "Газпроме" подтверждает, что монополия настаивает на изменениях законодательства. "Если Украина успеет внести необходимые изменения в законы до 1 июня, цена газа может быть снижена задним числом с 1 января 2013 года до $260 за тыс. куб. м (сейчас - $426)", - сообщил собеседник в монополии.
В Минэнерго утверждают, что предлагали "Газпрому" варианты передачи трубопроводов в аренду без изменений законодательства. В частности, та же ст. 7 закона "О трубопроводном транспорте" говорит, что если частная компания инвестирует в постройку новых газопроводов, она получает статус инвестора и, согласно закону "О соглашениях о разделе продукции", становится участником такого соглашения с правом производить постройку трубопроводов и эксплуатировать их.
"В принципе, через этот пункт мы вполне можем создавать консорциум, в котором "Газпром" инвестирует средства в строительство новых газопроводов и модернизацию старых. Мы рассказали об этом российской стороне, но там настаивают на том, чтобы решения были проведены через Верховную Раду", - сказал собеседник в министерстве (по материалам "Цензор.НЕТ", УНИАН).
Провальный визит
как закономерное следствие политики президента
Как известно, в ходе проходивших 4 марта 2013 г. переговоров в Завидово президент В. Янукович затянул любимую песню о необходимости создания некого "эксклюзивного" формата сотрудничества с Таможенным союзом, что фактически позволяет расценивать его слова как призыв вернуться к формуле "3+1", не предусматривающей полноценного членства Украины в этом объединении.
При этом В. Янукович также затронул "традиционный газовый вопрос", способом решения которого украинские власти считают создание газотранспортного консорциума по управлению ГТС, призвав российскую сторону "подвести итоги этих переговоров".
К тому времени посол России на Украине Михаил Зурабов, комментируя достигнутые 25 февраля 2013 г. на саммите Украина-ЕС в Брюсселе договоренности о создании трехстороннего консорциума при участии европейской стороны, выразил удивление непоследовательной позицией Киева в этом вопросе.
Как заявил 28 февраля 2013 г. российский дипломат, украинские переговорщики получили соответствующие полномочия и директивы на проведение консультаций в Москве как раз по двухстороннему консорциуму.
"Предполагалось, что будет найден компромисс, который будет сопровождаться снижением цены на газ, созданием газового консорциума и решением еще целого ряда "смежных вопросов", - отметил М. Зурабов.
Однако, по словам посла, как только двухсторонние переговоры "становятся близкими к завершению, и тут саммит Украина–ЕС, где украинская сторона начинает вести переговоры с европейцами по поводу трехстороннего газотранспортного консорциума".
После этого руководство Министерства энергетики заявляет, что оно "ждет, что ЕС в ближайшее время выделит средства, чтобы модернизировать украинскую ГТС".
Тем самым власти Украины практически сорвали переговоры с Россией по созданию двухстороннего консорциума с подачи Евросоюза, в очередной раз посулившего Киеву "кредитный дождь" на ремонт газовой трубы, в ожидании которого наши чиновники томятся с момента подписания 23 марта 2009 г. пресловутой Брюссельской декларации.
Именно с таким багажом нерешенных проблем в отношениях с Москвой и отправился на переговоры со своим российским коллегой В. Путинным президент В. Янукович.
Однако в ходе визита украинскому гостю дали понять, что никто не собирается предоставлять Киеву статус некого "привилегированного партнера" Таможенного союза, поскольку такого статуса не существует в природе.
Кроме того, по данным газеты "Коммерсант-Украина", ему указали на необходимость внесения изменений в закон "О трубопроводном транспорте", запрещающий в действующей редакции создание консорциума в любом формате (как двухстороннем, так и трехстороннем), тем самым превращая газовую трубу в "священную корову".
Также отметим, что для обеспечения участия в консорциуме "Газпрома" украинские власти должны отказаться от выполнения своих обязательств перед Европейским энергетическим сообществом по имплементации норм европейского законодательства, запрещающих продавцам газа владеть транспортной инфраструктурой и сбытовой сетью.
При этом Россия отклонила предложение по созданию консорциума без изменений в законодательство, которое Украина мотивировала тем, что нормы ст. 7 закона "О трубопроводном транспорте" разрешают иностранным компаниям заниматься строительством новых газопроводов и их последующей эксплуатацией.
"Инвестор - участник соглашения о разделе продукции, заключенного в соответствии с Законом Украины "О соглашениях о разделе продукции", может строить объекты трубопроводного транспорта и осуществлять их эксплуатацию, если они построены и эксплуатируются (удерживаются) с соблюдением технических требований и стандартов", - сказано в ней.
Такая позиция говорит о том, что российская сторона не хочет наступать на украинские грабли образца 2002-2004 гг. периода правления президента Леонида Кучмы.
Тогда стороны изначально договаривались о консорциуме по управлению всей ГТС Украины, создав ООО "Международный консорциум по управлению и развитию газотранспортной системы Украины", совладельцами которого на паритетных началах (с долей каждого из участников по 50%) выступили "Нафтогаз" и "Газпром".
Однако впоследствии Киев стал настаивать на том, что консорциум должен управлять только теми газопроводами, которые будут построены в будущем, а никак не существующей газотранспортной системой, хотя изначально он создавался именно для этих целей, в результате чего данный проект так и не был реализован из-за позиции Украины.
Причем произошло это в период президентства Л. Кучмы и премьерства В. Януковича, а окончательную "крапку" в этом вопросе поставил 31 марта 2005 г. на конференции для американских СМИ новоизбранный президент Виктор Ющенко.
"Предметом консорциума не может быть газотранспортная система Украины. Не может быть предметом то, что уже создано и сегодня функционирует", – заявил он.
"Мы будем рассматривать только проекты, связанные с наращиванием нами новых возможностей", – отметил В. Ющенко.
Поэтому не удивительно, что ныне российские переговорщики, наученные горьким опытом общения с украинскими политическими "наперсточниками", настаивают на снятии законодательного запрета на доступ к существующей газотранспортной системе.
Так что В. Януковичу после "мужского разговора" с В. Путиным стоит хорошенько подумать над тем, с кем именно нужно выстраивать подлинное стратегическое партнерство.
Ведь именно от этого и зависит, станет ли наше государство равноправным участником Таможенного союза, сохранив традиционный рынок сбыта и получив льготные цены на энергоресурсы, либо же бесправным участником Соглашения об ассоциации с Евросоюзом, с перспективами членства в ЕС как у Чили.
Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО
Источник: ПСПУ
Обсудить новость на Форуме