19:45 09.12.2010 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"
Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН "Недопустимость определенных видов практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой нетерпимости"
Организация Объединенных Наций A/C.3/65/L.50
Генеральная Ассамблея Distr.: Limited
Шестьдесят пятая сессия
Третий комитет
Пункт 66(а) повестки дня
Ликвидация расизма, расовой дискриминации,
ксенофобии и связанной с ними нетерпимости
Беларусь, Венесуэла (Боливарианская Республика), Казахстан, Мьянма,
Российская Федерация, Судан, Таджикистан и Туркменистан: проект
резолюции
Недопустимость определенных видов практики, которые
способствуют эскалации современных форм расизма, расовой
дискриминации, ксенофобии и связанной с ними
нетерпимости
Генеральная Ассамблея,
руководствуясь Уста вом Организации Объединенных Наций, Всеобщей
декларацией прав человека, Международным пактом о гражданских и полити-
ческих правах, Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой
дискриминациии другими соответствующими договорами по правам челове-
ка, ссылаясь на положения резолюций Комиссии по правам человека 2004/16
от 16 апреля 2004 годаи 2005/5 от 14 апреля 2005 годаи соответствующих
резолюций Совета по правам человека, в частности резолюции 7/34 от
28 марта 2008 года, а также резолюций Генеральной Ассамблеи 60/143 от
16 декабря 2005 года, 61/147 от 19 декабря 2006 года, 62/142 от 18 декабря
2007 года, 63/162 от 18 декабря 2008 года и 64/147 от 18 декабря 2009 года по
этому вопросу и ее резолюций 61/149 от 19 декабря 2006 года, 62/220 от 22 де-
кабря 2007 года, 63/242 от 24 декабря 2008 года и 64/148 от 18 декабря
2009 года, озаглавленных "Глобальные усилия, направленные на полную лик-
видацию расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними не-
терпимости и всеобъемлющее осуществление и принятие последующих мер по
выполнению Дурбанской декларации и Программы действий",
ссылаясь также на Ус т а в Нюрнбергского трибунала и приговор Трибуна-
ла, который объявил, в частности, организацию СС и все ее составные части,
включая "Ваффен СС", преступными и признал их ответственными за много-
численные военные преступления и преступления против человечности,
ссылаясь далее на соответствующие положения Дурбанской декларации и
Программы действий, принятых 8 сентября 2001 года Всемирной конференци-
ей по борьбе против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связан-
ной с ними нетерпимостив частности пункт 2 Декларации и пункт 86 Про-
граммы действий, а также на соответствующие положения итогового докумен-
та Конференции по обзору Дурбанского процесса от 24 апреля 2009 года, в ча-
стности пункты 11 и 54,
будучи встревожена в этой связи распространением во многих частях
мира различных экстремистских политических партий, движений и групп,
включая группы неонацистов и "бритоголовых", и подобных им экстремист-
ских идеологических движений,
напоминая, что в 2010 году международное сообщество отмечало шесть-
десят пятую годовщину победы во Второй мировой войне и приветствуя в этой
связи специальное торжественное заедание шестьдесят четвертой сессии Гене-
ральной Ассамблеи, состоявшееся 6 мая 2010 года,
напоминая также, что шестьдесят пятая сессия Генеральной Ассамблеи
приходится на шестьдесят пятую годовщину создания Нюрнбергского трибу-
нала и принятия его Ус т ава,
1. вновь подтверждает соответствующие положения Дурбанской декларации и итогового документа Конференции по обзору Дурбанского процесса, в которых государства осудили сохранение и возрождение неонацизма,
неофашизма и агрессивных националистических идеологий, основанных на
расовых и национальных предубеждениях, и заявили, что эти явления никогда
не могут заслуживать оправдания - ни в каких случаях и ни при каких обстоя-
тельствах;
2. с признательностью принимает к сведению доклад Специального
докладчика по вопросу о современных формах расизма, расовой дискримина-
ции, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости, подготовленный в соот-
ветствии с просьбой, содержавшейся в резолюции 64/147 Генеральной Ассамб-
леи ;.
3. выражает признательность Верховному комиссару Организации
Объединенных Наций по правам человека за ее приверженность продолжению
борьбы против расизма как одному из приоритетов в деятельности возглавляе-
мого ею Управления;
4. выражает глубокую озабоченность по поводу прославления нацист-
ского движения и бывших членов организации "Ваффен СС", в том числе пу-
тем сооружения памятников и мемориалов и проведения публичных демонст-
раций в целях прославления нацистского прошлого, нацистского движения и
неонацизма, а также посредством объявления или попыток объявить таких
членов и тех, кто боролся против антигитлеровской коалиции и сотрудничал с
нацистским движением, участниками национально-освободительных движе-
ний;
5. выражает озабоченность непрекращающимися попытками осквер-
нения или разрушения памятников, воздвигнутых в память о тех, кто боролся
против нацизма в годы Второй мировой войны, а также незаконной эксгумации
или переноса останков таких лиц и настоятельно призывает государства в пол-
ной мере соблюдать в этой связи свои соответствующие обязательства, в част-
ности по статье 34 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям
;
7. с беспокойством констатирует, что в своем последнем докладе
Специальный докладчик по вопросу о современных формах расизма, расовой
дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости отмечает уве-
личение числа инцидентов расистского характера в некоторых странах и акти-
визацию групп "бритоголовых", на которые ложится ответственность за мно-
гие из этих инцидентов, а также всплеск насилия на почве расизма и ксенофо-
бии, жертвами которого становятся представители этнических, религиозных
или культурных общин и национальных меньшинств;
7. вновь подтверждает, что такие акты могут быть квалифицированы
как подпадающие под действие статьи 4 Международной конвенции о ликви-
дации всех форм расовой дискриминации
и что они могут представлять собой
несомненное и явное злоупотребление правом на свободу мирных собраний и
ассоциаций, а также правом на свободу убеждений и на свободное выражение
их по смыслу этих прав, как они гарантированы во Всеобщей декларации прав
человека, Международном пакте о гражданских и политических правах
Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации;
8. подчеркивает, что описанные выше виды практики оскорбляют па-
мять бесчисленных жертв преступлений против человечности, совершенных во
время Второй мировой войны, в частности преступлений, совершенных орга-
низацией СС и теми, кто боролся против антигитлеровской коалиции и сотруд-
ничал с нацистским движением, и отравляют сознание молодежи и что отсут-
ствие эффективного противодействия со стороны государств этим видам прак-
тики несовместимо с обязательствами государств - членов Организации Объ-
единенных Наций по ее Ус т а ву и несовместимо с целями и принципами Орга-
низации;
9. подчеркивает также, что такие виды практики ведут к эскалации
современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной
с ними нетерпимости и способствуют распространению и умножению числа
различных экстремистских политических партий, движений и групп, включая
группы неонацистов и "бритоголовых", и призывает в этой связи к повышению
политической и правовой бдительности;
__________________
10. подчеркивает далее необходимость принятия требующихся мер к
тому, чтобы положить конец описанным выше видам практики, и призывает
государства принимать в соответствии с международно-правовыми нормами в
области прав человека более эффективные меры к борьбе с этими явлениями и
экстремистскими движениями, создающими реальную угрозу демократиче-
ским ценностям;
11. напоминает о рекомендации, вынесенной Специальным докладчи-
ком в его последнем докладе Генеральной Ассамблее и касающейся включения
во внутреннее уголовное законодательство положения, согласно которому со-
вершение преступления с мотивами или целями, связанными с расизмом или
ксенофобией, является отягчающим обстоятельством, влекущим за собой более
суровые меры наказания, и призывает те государства, в законодательстве кото-
рых не содержится подобных положений, рассмотреть возможность выполне-
ния упомянутой рекомендации;
12. подтверждает в этой связи отмеченную Специальным докладчиком
особую важность того, чтобы законодательные меры дополнялись различными
образовательными мерами, в том числе в области просвещения по правам че-
ловека;
13. особо отмечает рекомендацию Специального докладчика, касаю-
щуюся важности уроков истории, на которых преподается информация о дра-
матических событиях и человеческих страданиях, ставших результатом идео-
логий нацизма и фашизма;
14. подчеркивает важность других позитивных мер и инициатив, на-
правленных на сближение людей и предоставление им условий для подлинного
диалога, например в форме "круглых столов", рабочих групп и семинаров, в
том числе учебных семинаров для государственных должностных лиц и работ-
ников средств массовой информации, а также различных мероприятий по по-
вышению информированности общественности, особенно мероприятий, орга-
низуемых по инициативе представителей гражданского общества, которые тре-
буют постоянной поддержки со стороны государства;
15. подчеркивает также потенциально позитивную роль, которую мо-
гут играть в вышеупомянутых областях соответствующие инстанции и про-
граммы Организации Объединенных Наций, в частности Организация Объеди-
ненных Наций по вопросам образования, науки и культуры;
16. вновь подтверждает, что в соответствии со статьей 4 Международ-
ной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации государст-
ва - участники этой Конвенции, в частности, обязаны:
a) осуждать всякую пропаганду и все организации, основанные на иде-
ях расового превосходства либо пытающиеся оправдать или поощряющие ра-
совую ненависть и дискриминацию в какой бы то ни было форме;
b) принять немедленные и позитивные меры, направленные на искоре-
нение всякого подстрекательства к такой дискриминации или актов дискрими-
нации с должным учетом принципов, содержащихся во Всеобщей декларации
прав человека, и прав, ясно изложенных в статье 5 Конвенции;
c) объявлять караемым по закону преступлением всякое распростране-
ние идей, основанных на расовом превосходстве или ненависти, всякое под-A/C.3/65/L.50
10-61396 5
стрекательство к расовой дискриминации, а также все акты насилия или под-
стрекательство к таким актам, направленным против любой расы или группы
лиц другого цвета кожи или этнического происхождения, а также предоставле-
ние любой помощи для проведения расистской деятельности, включая ее фи-
нансирование;
d) объявлять противозаконными и запрещать организации и организо-
ванную и всякую другую пропагандистскую деятельность, которые поощряют
расовую дискриминацию и подстрекают к ней, и признавать участие в таких
организациях или в такой деятельности преступлением, караемым законом;
е) не разрешать национальным или местным органам государственной
власти или государственным учреждениям поощрять расовую дискриминацию
или подстрекать к ней;
17. вновь подтверждает также, что, как подчеркивается в пункте 13
итогового документа Конференции по обзору Дурбанского процесса, всякое
выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти,
представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде и наси-
лию, должно быть запрещено законом так же, как распространение идей, осно-
ванных на расовом превосходстве или ненависти, и акты насилия или подстре-
кательство к совершению таких актов, и что такого рода запреты согласуются с
правом на свободу мнений и их свободное выражение;
18. выражает обеспокоенность по поводу использования Интернета
для пропаганды расизма, расовой ненависти, ксенофобии, расовой дискрими-
нации и связанной с ними нетерпимости, как указано Специальным докладчи-
ком в его докладе Генеральной Ассамблее;
19. подчеркивает в то же время ту позитивную роль, которую осуществ-
ление права на свободу мнений и их свободное выражение, а также полное
уважение свободы искать, получать и распространять информацию, в том чис-
ле через Интернет, может играть в деле борьбы с расизмом, расовой дискрими-
нацией, ксенофобией и связанной с ними нетерпимостью;
20. призывает те государства, которые сделали оговорки к статье 4 Ме-
ждународной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации,
серьезно рассмотреть вопрос об отзыве таких оговорок в первоочередном по-
рядке, как подчеркивается Специальным докладчиком в его последнем докладе
Генеральной Ассамблее;
21. призывает государства - участники Международной конвенции о
ликвидации всех форм расовой дискриминации обеспечить, чтобы их законо-
дательство включало в себя положения упомянутой Конвенции, в том числе
положения статьи 4;
22. напоминает о том, что Комиссия по правам человека в своей резо-
люции 2005/5просила Специального докладчика продолжить проработку это-
го вопроса, сформулировать соответствующие рекомендации в его будущих
докладах и запросить и принять к сведению в связи с этим мнения прави-
тельств и неправительственных организаций;
23. просит Специального докладчика подготовить для представления
Генеральной Ассамблее на ее шестьдесят шестой сессии и Совету по правам
человека доклады об осуществлении настоящей резолюции на основе мнений, A/C.3/65/L.50
6 10-61396
собранных в соответствии с просьбой Комиссии по правам человека, о которой
Ассамблея напоминает в пункте 22, выше;
24. выражает признательность тем правительствам и неправительст-
венным организациям, которые предоставили информацию Специальному док-
ладчику при подготовке им своего доклада Генеральной Ассамблее;
25. подчеркивает, что такая информация важна для обмена опытом и
передовой практикой в борьбе с экстремистскими политическими партиями,
движениями и группами, включая группы неонацистов и "бритоголовых", а
также с экстремистскими идеологическими движениями;
26. рекомендует правительствам и неправительственным организациям
в полной мере сотрудничать со Специальным докладчиком в выполнении за-
дач, очерченных в пункте 22, выше;
27. рекомендует также правительствам, неправительственным органи-
зациям и соответствующим субъектам как можно шире распространять инфор-
мацию, касающуюся содержания настоящей резолюции и закрепленных в ней
принципов, в том числе через средства массовой информации, но не ограничи-
ваясь ими;
28. постановляет продолжать заниматься этим вопросом.
Источник: ПСПУ
Обсудить новость на Форуме