19:45 09.12.2010 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН "Недопустимость определенных видов практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой нетерпимости"


Организация Объединенных Наций A/C.3/65/L.50

Генеральная Ассамблея Distr.: Limited

Шестьдесят пятая сессия

Третий комитет

Пункт 66(а) повестки дня

Ликвидация расизма, расовой дискриминации,

ксенофобии и связанной с ними нетерпимости

Беларусь, Венесуэла (Боливарианская Республика), Казахстан, Мьянма,

Российская Федерация, Судан, Таджикистан и Туркменистан: проект

резолюции

  Недопустимость определенных видов практики, которые

способствуют эскалации современных форм расизма, расовой

дискриминации, ксенофобии и связанной с ними

нетерпимости

Генеральная Ассамблея,

руководствуясь Уста вом Организации Объединенных Наций,  Всеобщей

декларацией прав человека, Международным пактом о гражданских и полити-

ческих правах, Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой

дискриминациии другими соответствующими договорами по правам челове-

ка, ссылаясь на положения резолюций Комиссии по правам человека 2004/16

от 16 апреля 2004 годаи 2005/5  от 14 апреля 2005 годаи соответствующих

резолюций Совета по правам человека,  в частности резолюции 7/34  от

28 марта 2008 года,  а также резолюций Генеральной Ассамблеи 60/143  от

16 декабря 2005 года, 61/147  от 19 декабря 2006 года, 62/142  от 18  декабря

2007 года, 63/162 от 18 декабря 2008 года и 64/147 от 18 декабря 2009 года по

этому вопросу и ее резолюций 61/149 от 19 декабря 2006 года, 62/220 от 22 де-

кабря 2007 года, 63/242  от 24 декабря 2008 года и 64/148  от 18 декабря

2009 года,  озаглавленных "Глобальные усилия,  направленные на полную лик-

видацию расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними не-

терпимости и всеобъемлющее осуществление и принятие последующих мер по

выполнению Дурбанской декларации и Программы действий",

ссылаясь также на Ус т а в Нюрнбергского трибунала и приговор Трибуна-

ла,  который объявил,  в частности, организацию СС и все ее составные части,

включая "Ваффен СС", преступными и признал их ответственными за много-

численные военные преступления и преступления против человечности,

ссылаясь далее на соответствующие положения Дурбанской декларации и

Программы действий, принятых 8 сентября 2001 года Всемирной конференци-

ей по борьбе против расизма,  расовой дискриминации,  ксенофобии и связан-

ной с ними нетерпимостив частности пункт 2 Декларации и пункт 86 Про-

граммы действий, а также на соответствующие положения итогового докумен-

та Конференции по обзору Дурбанского процесса от 24 апреля 2009 года, в ча-

стности пункты 11 и 54,

будучи встревожена в этой связи распространением во многих частях

мира различных экстремистских политических партий,  движений и групп,

включая группы неонацистов и "бритоголовых",  и подобных им экстремист-

ских идеологических движений,

напоминая,  что в 2010 году международное сообщество отмечало шесть-

десят пятую годовщину победы во Второй мировой войне и приветствуя в этой

связи специальное торжественное заедание шестьдесят четвертой сессии Гене-

ральной Ассамблеи, состоявшееся 6 мая 2010 года,

напоминая также,  что шестьдесят пятая сессия Генеральной Ассамблеи

приходится на шестьдесят пятую годовщину создания Нюрнбергского трибу-

нала и принятия его Ус т ава,

1.  вновь подтверждает соответствующие положения Дурбанской декларации и итогового документа Конференции по обзору Дурбанского процесса,  в которых государства осудили сохранение и возрождение неонацизма,

неофашизма и агрессивных националистических идеологий,  основанных на

расовых и национальных предубеждениях, и заявили, что эти явления никогда

не могут заслуживать оправдания - ни в каких случаях и ни при каких обстоя-

тельствах;

2. с признательностью принимает к сведению доклад Специального

докладчика по вопросу о современных формах расизма,  расовой дискримина-

ции,  ксенофобии и связанной с ними нетерпимости,  подготовленный в соот-

ветствии с просьбой, содержавшейся в резолюции 64/147 Генеральной Ассамб-

леи ;.

  3. выражает признательность Верховному комиссару Организации

Объединенных Наций по правам человека за ее приверженность продолжению

борьбы против расизма как одному из приоритетов в деятельности возглавляе-

мого ею Управления;

4. выражает глубокую озабоченность по поводу прославления нацист-

ского движения и бывших членов организации "Ваффен СС", в том числе пу-

тем сооружения памятников и мемориалов и проведения публичных демонст-

раций в целях прославления нацистского прошлого,  нацистского движения и

неонацизма,  а также посредством объявления или попыток объявить таких

членов и тех, кто боролся против антигитлеровской коалиции и сотрудничал с

нацистским движением,  участниками национально-освободительных движе-

ний;

5. выражает озабоченность непрекращающимися попытками осквер-

нения или разрушения памятников, воздвигнутых в память о тех, кто боролся

против нацизма в годы Второй мировой войны, а также незаконной эксгумации

или переноса останков таких лиц и настоятельно призывает государства в пол-

ной мере соблюдать в этой связи свои соответствующие обязательства, в част-

ности по статье 34  Дополнительного протокола I  к Женевским конвенциям

;

 7.  с беспокойством констатирует,  что в своем последнем докладе

Специальный докладчик по вопросу о современных формах расизма,  расовой

дискриминации,  ксенофобии и связанной с ними нетерпимости отмечает уве-

личение числа инцидентов расистского характера в некоторых странах и акти-

визацию групп "бритоголовых", на которые ложится ответственность за мно-

гие из этих инцидентов, а также всплеск насилия на почве расизма и ксенофо-

бии,  жертвами которого становятся представители этнических,  религиозных

или культурных общин и национальных меньшинств;

 7.  вновь подтверждает, что такие акты могут быть квалифицированы

как подпадающие под действие статьи 4 Международной конвенции о ликви-

дации всех форм расовой дискриминации

и что они могут представлять собой

несомненное и явное злоупотребление правом на свободу мирных собраний и

ассоциаций, а также правом на свободу убеждений и на свободное выражение

их по смыслу этих прав, как они гарантированы во Всеобщей декларации прав

человека,  Международном пакте о гражданских и политических правах

Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации;

 8.  подчеркивает,  что описанные выше виды практики оскорбляют па-

мять бесчисленных жертв преступлений против человечности, совершенных во

время Второй мировой войны,  в частности преступлений,  совершенных орга-

низацией СС и теми, кто боролся против антигитлеровской коалиции и сотруд-

ничал с нацистским движением, и отравляют сознание молодежи и что отсут-

ствие эффективного противодействия со стороны государств этим видам прак-

тики несовместимо с обязательствами государств - членов Организации Объ-

единенных Наций по ее Ус т а ву и несовместимо с целями и принципами Орга-

низации;

 9.  подчеркивает также,  что такие виды практики ведут к эскалации

современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной

с ними нетерпимости и способствуют распространению и умножению числа

различных экстремистских политических партий,  движений и групп,  включая

группы неонацистов и "бритоголовых", и призывает в этой связи к повышению

политической и правовой бдительности;

 __________________

10.  подчеркивает далее необходимость принятия требующихся мер к

тому,  чтобы положить конец описанным выше видам практики,  и призывает

государства принимать в соответствии с международно-правовыми нормами в

области прав человека более эффективные меры к борьбе с этими явлениями и

экстремистскими движениями,  создающими реальную угрозу демократиче-

ским ценностям;

 11.  напоминает о рекомендации,  вынесенной Специальным докладчи-

ком в его последнем докладе Генеральной Ассамблее и касающейся включения

во внутреннее уголовное законодательство положения,  согласно которому со-

вершение преступления с мотивами или целями,  связанными с расизмом или

ксенофобией, является отягчающим обстоятельством, влекущим за собой более

суровые меры наказания, и призывает те государства, в законодательстве кото-

рых не содержится подобных положений,  рассмотреть возможность выполне-

ния упомянутой рекомендации;

 12.  подтверждает в этой связи отмеченную Специальным докладчиком

особую важность того, чтобы законодательные меры дополнялись различными

образовательными мерами,  в том числе в области просвещения по правам че-

ловека;

 13.  особо отмечает рекомендацию Специального докладчика,  касаю-

щуюся важности уроков истории, на которых преподается информация о дра-

матических событиях и человеческих страданиях,  ставших результатом идео-

логий нацизма и фашизма;

 14.  подчеркивает важность других позитивных мер и инициатив,  на-

правленных на сближение людей и предоставление им условий для подлинного

диалога,  например в форме "круглых столов",  рабочих групп и семинаров,  в

том числе учебных семинаров для государственных должностных лиц и работ-

ников средств массовой информации,  а также различных мероприятий по по-

вышению информированности общественности,  особенно мероприятий,  орга-

низуемых по инициативе представителей гражданского общества, которые тре-

буют постоянной поддержки со стороны государства;

 15. подчеркивает также потенциально позитивную роль,  которую мо-

гут играть в вышеупомянутых областях соответствующие инстанции и про-

граммы Организации Объединенных Наций, в частности Организация Объеди-

ненных Наций по вопросам образования, науки и культуры;

 16.  вновь подтверждает, что в соответствии со статьей 4 Международ-

ной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации государст-

ва - участники этой Конвенции, в частности, обязаны:

 a)  осуждать всякую пропаганду и все организации, основанные на иде-

ях расового превосходства либо пытающиеся оправдать или поощряющие ра-

совую ненависть и дискриминацию в какой бы то ни было форме;

 b)  принять немедленные и позитивные меры, направленные на искоре-

нение всякого подстрекательства к такой дискриминации или актов дискрими-

нации с должным учетом принципов,  содержащихся во Всеобщей декларации

прав человека, и прав, ясно изложенных в статье 5 Конвенции;

 c)  объявлять караемым по закону преступлением всякое распростране-

ние идей,  основанных на расовом превосходстве или ненависти,  всякое под-A/C.3/65/L.50

10-61396  5

стрекательство к расовой дискриминации,  а также все акты насилия или под-

стрекательство к таким актам, направленным против любой расы или группы

лиц другого цвета кожи или этнического происхождения, а также предоставле-

ние любой помощи для проведения расистской деятельности,  включая ее фи-

нансирование;

 d)  объявлять противозаконными и запрещать организации и организо-

ванную и всякую другую пропагандистскую деятельность, которые поощряют

расовую дискриминацию и подстрекают к ней,  и признавать участие в таких

организациях или в такой деятельности преступлением, караемым законом;

е)  не разрешать национальным или местным органам государственной

власти или государственным учреждениям поощрять расовую дискриминацию

или подстрекать к ней;

 17.  вновь подтверждает также,  что,  как подчеркивается в пункте 13

итогового документа Конференции по обзору Дурбанского процесса,  всякое

выступление в пользу национальной,  расовой или религиозной ненависти,

представляющее собой подстрекательство к дискриминации,  вражде и наси-

лию, должно быть запрещено законом так же, как распространение идей, осно-

ванных на расовом превосходстве или ненависти, и акты насилия или подстре-

кательство к совершению таких актов, и что такого рода запреты согласуются с

правом на свободу мнений и их свободное выражение;

 18.  выражает обеспокоенность по поводу использования Интернета

для пропаганды расизма,  расовой ненависти,  ксенофобии,  расовой дискрими-

нации и связанной с ними нетерпимости, как указано Специальным докладчи-

ком в его докладе Генеральной Ассамблее;

 19.  подчеркивает в то же время ту позитивную роль, которую осуществ-

ление права на свободу мнений и их свободное выражение,  а также полное

уважение свободы искать, получать и распространять информацию, в том чис-

ле через Интернет, может играть в деле борьбы с расизмом, расовой дискрими-

нацией, ксенофобией и связанной с ними нетерпимостью;

 20.  призывает те государства, которые сделали оговорки к статье 4 Ме-

ждународной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации,

серьезно рассмотреть вопрос об отзыве таких оговорок в первоочередном по-

рядке, как подчеркивается Специальным докладчиком в его последнем докладе

Генеральной Ассамблее;

 21.  призывает государства -  участники Международной конвенции о

ликвидации всех форм расовой дискриминации обеспечить,  чтобы их законо-

дательство включало в себя положения упомянутой Конвенции,  в том числе

положения статьи 4;

 22.  напоминает о том,  что Комиссия по правам человека в своей резо-

люции 2005/5просила Специального докладчика продолжить проработку это-

го вопроса,  сформулировать соответствующие рекомендации в его будущих

докладах и запросить и принять к сведению в связи с этим мнения прави-

тельств и неправительственных организаций;

 23.  просит Специального докладчика подготовить для представления

Генеральной Ассамблее на ее шестьдесят шестой сессии и Совету по правам

человека доклады об осуществлении настоящей резолюции на основе мнений, A/C.3/65/L.50

6  10-61396

собранных в соответствии с просьбой Комиссии по правам человека, о которой

Ассамблея напоминает в пункте 22, выше;

 24.  выражает признательность тем правительствам и неправительст-

венным организациям, которые предоставили информацию Специальному док-

ладчику при подготовке им своего доклада Генеральной Ассамблее;

 25.  подчеркивает,  что такая информация важна для обмена опытом и

передовой практикой в борьбе с экстремистскими политическими партиями,

движениями и группами,  включая группы неонацистов и "бритоголовых",  а

также с экстремистскими идеологическими движениями;

 26.  рекомендует правительствам и неправительственным организациям

в полной мере сотрудничать со Специальным докладчиком в выполнении за-

дач, очерченных в пункте 22, выше;

 27.  рекомендует также правительствам,  неправительственным органи-

зациям и соответствующим субъектам как можно шире распространять инфор-

мацию,  касающуюся содержания настоящей резолюции и закрепленных в ней

принципов, в том числе через средства массовой информации, но не ограничи-

ваясь ими;

 28.  постановляет продолжать заниматься этим вопросом.

Источник: ПСПУ

  Обсудить новость на Форуме