13:32 09.03.2011 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"
РАЗМЫШЛЕНИЯ У "РАЗРЫТОЙ МОГИЛЫ" К 197-й годовщине со дня рождения Т. Г. Шевченко
Сегодня на Украине у части националистов принято громко восхищаться стихотворением Тараса Шевченко "Разрытая могила", написанным в 1843 году. В советские времена дружбы народов это произведение Кобзаря прятали от греха подальше, не изучали в школе, не давали ему никакой оценки, многие и не подозревали о его существовании. Однако такими мерами остроту заявленного вопроса удалось лишь загнать вглубь, и то на очень короткое, по историческим понятиям, время. Время это миновало, вопрос остался, советскими мерами решать его дальше невозможно, увы.
Но сначала об истории написания произведения. Приехав в 1843 году в Малороссию, Тарас Шевченко побывал в гостях у помещика Платона Лукашевича, чей род, кстати, славился своим украинским патриотизмом. Однажды Шевченко увидел, как на полях пана Лукашевича солдаты разрывают казацкую могилу. В Российской империи точно такие же раскопки могли происходить и происходили где угодно. Кстати, вернувшись в Малороссию в 1845 году, Шевченко сам, добровольно, поступил в археологическую комиссию художником. И также участвовал в раскопках в последующие несколько лет. Академия наук имела тогда очень ограниченные возможности для подлинно научных археологических раскопок. Копали, как правило, самодеятельные копатели очень разного происхождения, и копали все, что только могли. Вред исторической науке при этом был нанесён огромный. Возможно, что и командир, и солдаты - копатели в поместье Лукашевича сами были малороссами. Однако Кобзарь категоричен: именно "... москаль по степи бродит, Роется в могилах. Не своё он роет, ищет, Могилы тревожит...".
Конечно, поэтическое произведение вовсе не обязательно должно содержать протокольное описание события, послужившего толчком к его написанию. В "Разрытой могиле" Тарас Григорьевич Шевченко недвусмысленно дает понять, что, по его мнению, прав на глубинные сокровища малороссийской земли, результаты раскопок, её историю, "москали" не имеют. А ведь к моменту написания "Разрытой могилы" именно благодаря "москалям", политике и "дружеским щтыкам" Российской империи, уже второе столетие Малороссия имела ощутимую защиту от турок, поляков и крымского хана. Задача эта решалась дорогой ценой даже для целой империи, - земля Малороссии обильно полита русский кровью, и братских могил русских и казаков на ней куда как поболе просто казацких могил будет.
Другая тема стихотворения – оценка Переяславской Рады как исторического события. Говоря простым языком, в "Разрытой могиле" Тарас Григорьевич Шевченко от имени "нэньки Украины" проклинает Богдана Хмельницкого за Переяславскую Раду, за воссоединение двух разошедшихся было ветвей единого русского народа.
О Богдан мой, сын мой милый!
Горе мне с тобою,
Что ты сделал, неразумный,
С матерью родною?
Над твоею колыбелью
Песни злой неволи
Пела я и со слезами
Ожидала воли.
О Богдан, когда б я знала,
Что мне жизнь сулила,
Я тебя бы в колыбели
Насмерть задушила...
Но дело ведь не только в одном Богдане Хмельницком и казацкой старшине. Воссоединения с единокровной православной державой жаждал простой народ Малороссии. Старшина-то как раз первоначально рвалась заиметь привилегии польской шляхты, но поляки их ей не дали.
Мазепу сейчас украинские националисты тоже считают борцом за свободу Украины. На праздновании в 2009 году в Полтаве 300-й годовщины Полтавской битвы националисты развешивали растяжки "Мазепа победил!", оскверняли памятник Полтавской битве. Но никуда не деться от того исторического факта, что с октября 1708 года, когда Мазепа перешёл на сторону шведов, по июнь 1709 года, когда произошла Полтавская битва, почти никто, кроме личной охраны и части запорожцев, не перешёл на его, Мазепы, сторону. Народ же, не раздумывая, сразу встал против шведов. Когда Карл XII шел с Мазепой на Полтаву, то маленькие городки, такие как Бобрик, Веприк, Замехов и другие героически не сдавались, хотя шведы и предатели на них шли боем и штурмом. Вот что пишет об этом современная Википедия: "Во время Северной войны на рубеже 1708-1709 гг. Веприкский гарнизон, состоящий из 1100 русских солдат и нескольких сот казаков Харьковского полка, более 2-х недель выдерживал осаду армии шведского короля Карла XII и гетмана И. Мазепы. Понеся ощутимые потери, нападавшие овладели Веприком и сожгли его". И Полтава не сдалась, хотя там было много родственников Мазепы и перешедших на его сторону казаков. Если в своё время восстания Острянина и Хмельницкого разгорались, как солома в сухом стоге сена, так то было под польским гнётом. В составе России в те же времена восстаний не было.
В ХVI–XVIII веках в южнорусских землях, попавших под власть Польши, были сплошные восстания, все эти столь любимые Тарасом Шевченко "Гайдаматчины" и "Колиивщины". Но почему-то нигде поэт не задаётся вопросом о том, почему в землях, перешедших под власть России, ничего подобного не было. Он действительно страдает за могилы предков, но невольно начинает на предков смотреть глазами человека XIX века, распропагандированного либерально–демократической средой Петербурга.
К 1843 году, моменту написания "Разрытой могилы", после Руины второй половины XVII века, особенно после побед над турками и крымскими татарами, на земли Малороссии наконец-то пришли мир и благополучие, осталась православная вера, сохранился сам русский дух, русские люди не стали ни поляками, ни турками. В Российской империи ведь русскими считали и великорусов, и малороссов, и белорусов. Троцкисты осуществили вреднейшую подмену, назвав русскими только великороссов. За годы Советской власти к этой подмене окончательно привыкли и стали воспринимать её как само собой разумеющуюся. Это значительно упростило дальнейшую подмену национального самоназвания по схеме: русский – малоросс - украинец, в результате чего корень "рус" вовсе исчез из названия. Но так ли уж это важно народам помнить имя своё, свои корни? Как знать... Живут рядом две республики, два народа: украинцы и белорусы. Одни из них потеряли в самоназвании изначальный корень "рус", другие его сохранили. Случайны ли такие огромные различия в их жизни? Может, действительно, "как шхуну назовёте, так на ней и поплывёте"? Во всяком случае, на знаменах и в разговорах сегодняшних последователей Богдана Хмельницкого уже можно прочитать и услышать и "Донецкая Русь", и "Киевская Русь", и даже чуть ли не "Одесская Русь".
Тем временем, благодаря возвращению в естественную для себя культурную и хозяйственно-экономическую среду, население Малороссии в составе Российской империи, а затем и Украины в составе Советского Союза росло очень стремительно. Со временем оно выплеснулось и на Кубанщину, и на Ставропольщину, на юг великорусских губерний, в Сибирь и даже на Дальний Восток. Если в начале XVIII века украинское население в мире оценивалось около 6 млн. человек, то к 1989 году оно выросло до 48,3 млн. И везде выходцы из Малороссии проявили себя достойными поддаными Российской империи и гражданами Союза Советских Социалистических Республик. Они, ничем не обособляясь от "невыходцев с Малороссии", строили и воевали, крестьянствовали, были и рабочими, и инженерами, лечили, учили, летали в космос.
Находясь в составе Российской империи и Советского Союза, Малороссия – Украина также значительно увеличила свою территорию. Несколько лет назад в интернете появилась следующая листовка, "Памятники тоталитарного режима на Украине", на которой достаточно точно отражен этот рост территорий:
Тарас Шевченко упорно не додумывает мысль о том, что неизбежно случилось бы, не произойди Переяславская Рада. Не было бы никакой Украины и никаких украинцев. Бунтовщиков казнили бы, Правобережье Днепра стало бы Польшей, Левобережье - Россией. Войны России с Турцией и крымскими татарами, чтобы избавить от страшных набегов свои южные окраины, были бы гораздо тяжелее и кровопролитнее. Кстати, в таких европейских странах как Польша, Румыния, Венгрия, Словакия, на территориях которых жили когда-то украинцы, сейчас их практически не осталось. И это не случайно.
Украинские националисты – ни современники Гитлера, ни нынешние поклонники "Галичины" и Степана Бандеры не любят озвучивать правдиво и до конца мысль о том, что было бы с их любимой Украиной в случае победы германских нацистов. Избавившись от старых врагов и конкурентов в лице поляков и евреев, они остались бы один на один с немецкой машиной уничтожения. Гитлер в "Майн Кампф" ясно написал, что считает стратегической задачей – покорение земель на Востоке. Естественно, избавленных от местного населения. Первыми кандидатами на геббельсовскую идеологическую обработку территорий были названы как раз Польша и Украина. "Полезными идиотами" - вот кем стали бы для нацистов украинские националисты, по сути дела проводящие геноцид собственного народа и помогая Гитлеру реализовывать основы оккупационной политики, выражающейся в его словах: "Необходимо свести славян до языка жестов. Никакой гигиены, никаких прививок. Только водка и табак".
В своё время Германия онемечила полабских славян, сохранив им жизнь, вследствие чего они стали злейшими врагами остальных славян. В рациональном ХХ веке такой возможности спастись тем, кого изначально признали чужими, более того, унтерменшами, германские расисты уже не планировали.
Украинцам и неукраинцам надо бы задуматься и над таким вопросом. Почему в период немецко-фашистской оккупации на Украине не уничтожались памятники великому Кобзарю? А вот в отношении, например, Пушкина гитлеровцы вели себя иначе. Более того, при первой же возможности фашисты остервенело бросились стирать с лица земли Царскосельский Лицей - место первых встреч юного Пушкина с его поэтической Музой и даже заминировали его могилу в Святых Горах. Отчего так по-разному оценивали гитлеровцы двух гениев, - украинского и русского? С Пушкиным все ясно. Центростремительный гений Пушкина всегда служил объединению всех народов великой Российской империи и Советского Союза, постоянно питал их дух, приобщал к сокровищам великого русского языка, сплачивал, воодушевлял на борьбу с врагом. В отношении же Шевченко гитлеровцы, несомненно, имели в виду, что отдельные его произведения вроде "Разрытой могилы" фактически работают на отрыв малороссийских земель от России, что было очень им на руку. Почему же так произошло?
По этому вопросу приведём мнение одного уважаемого украинца, который сказал так: "Чисто художественный дар Тараса Григорьевича Шевченко намного превзошел его политические предвидения. Да он и не был политиком. Шевченко не посчастливилось окончить учебное заведение вроде Царскосельского Лицея и приобщиться под руководством лучших преподавателей к тайнам мировой истории, политики и культуры. Это постоянно сказывалось в его творчестве. Как чистейший в помыслах человек, он сегодня очень удивился и огорчился бы, увидев, во что вылилась на деле выстраданная им независимость горячо любимой его Малой родины - Украины. Думаю, что причины написания "Разрытой могилы" нужно искать во влиянии на поэта идей славянофилов, среди которых, несомненно, были, говоря современным языком, "агенты прозападного влияния". Нельзя не учитывать также повышенную внушаемость и самовнушение глубоко одарённых художественных натур".
И это правда. Минуло уже почти 20 лет провозглашенной в 1991 году "незалежности". Словно о дне сегодняшнем писал Кобзарь:
Овладели чужеземцы
Моими степями,
Дети мои на чужбине
Бродят батраками.
Днепр мой, брат мой, высыхает
Средь степей унылых,
Население Украины за эти годы сократилось с 51,7 млн. (1989 г.) до 45,8 млн. человек (декабрь 2010 года), практически уничтожены целые отрасли промышленности, в упадке сельское хозяйство. Штаты уже откровенно рассматривают "унылые степи" Украины как место размещения своих военных баз и проведения манёвров. Миллионы фактических рабов – украинских гастарбайтеров рассеялись по России и Европе в поисках заработков в качестве кого угодно и на любых условиях. Особенно незавидна доля молодых украинских девушек и женщин, решившихся на заработки вдали от родного дома и нередко становящихся добычей работорговцев. Широкое распространение на Украине получила целая "программа усыновлений". Гибель и истязания многих "усыновлённых" стали известны благодаря СМИ. Судьба множества "усыновлённых" неизвестна. После недавних откровений бывшего генерального прокурора Гаагского трибунала Карлы дель Понте о процветании в центре цивилизованной Европы торговли человеческими органами, многим приходят в голову одни и те же мысли...
Как в своё время запорожское казацкое войско не могло создать полноценного государства, так и сейчас Украине не хватает политических ресурсов для настоящей независимости. Невозможно в современном политическом мире проложить суверенный курс, который не совпадал бы ни с Востоком, ни с Западом. Вопрос очень короткого времени, когда вновь испеченное государство окажется в восточном или западном фарватере. Украина не исключение. Об этом же свидетельствует и вся практика движений "неприсоединения" и "нейтралитетов" в ХХ веке. Запад не даст возможности Украине остаться даже относительно нейтральным государством, недаром он всегда развивал и поддерживал в ней "украинство". Внутри России давно разворачивается множество подобных проектов, как средств раскола Руси. Не зря при последней переписи населения предвосхищались такие очередные новые национальности как "затундренные крестьяне" и "граждане мира", для учёта которых в переписных листах были заготовлены отдельные графы. Надо сказать, что за последние век – полтора Запад добился особенно больших успехов в этом вопросе. Россия должна научиться бороться с такими трещинами своей государственности. Большое целое никогда не будет совершенно однородным. Однако, даже принимая во внимание местные особенности, главное должно оставаться главным.
Впрочем, Т. Г. Шевченко написал пером и кистью много чего, кроме "Разрытой могилы". Например, поэтический шедевр Шевченко "Ревет и стонет Днепр широкий", перекликающийся с описанной Гоголем бурей на Днепре, давно стал народной песней, как в России, так и на Украине. Разве такая песня не способствует единению народов России? Конечно, способствует. И это прекрасно видят наиболее "продвинутые" националисты-бандеровцы, которые уже готовы из культурного пространства Украины исключить и Гоголя, и Шевченко за их жизнь в Петербурге, за связь с "клятыми москалями", за их огромный вклад в общероссийскую и мировую культуру.
"Разрытая могила", конечно, останется и впредь стоять особняком в творчестве Шевченко. Но всем стоит задуматься над этим стихотворением и изучать творчество великого украинского поэта, таким, каким оно было в действительности.
Светлана Кондакова,
заместитель главы землячества донбассовцев
в Санкт-Петербурге и Ленобласти
Источник: ПСПУ
Обсудить новость на Форуме