14:15 25.10.2010 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"
Проект Налогового кодекса: "Строим новую страну для олигархов"
7 октября 2010 г. Верховная Рада приняла в первом чтении проект Налогового кодекса, внесенный на рассмотрение парламента Кабинетом Министров Николая Азарова.
За соответствующий законопроект N7101-1 проголосовали 258 народных депутатов из 420 зарегистрировавшихся в зале.
При этом: Партия регионов – 176, БЮТ – 4, НУ-НС – 11, КПУ – 27, Блок Литвина – 20, внефракционные – 20.
Верховная Рада также поручила профильному парламентскому комитету в двухнедельный срок подготовить проект Налогового кодекса ко второму чтению с учетом предложений и замечаний народных депутатов (по материалам сайта Верховной Рады).
Продолжатели дела Тимошенко,
или "Налоговые каникулы строго режима"
Как известно, разработка проекта Налогового кодекса сопровождается массовыми акциями протеста предпринимателей, которые обвиняют Кабмин в стремлении уничтожить ныне действующую упрощенную систему налогообложения для малого и среднего бизнеса.
Тем более что в статусе кандидата в президенты Виктор Янукович обещал пятилетние налоговые каникулы для представителей данной категории субъектов хозяйственной деятельности.
При этом одной из первых их зовет на баррикады Юлия Тимошенко, хотя именно Вона в период двух своих премьерств пыталась отменить эту систему, что также повлекло за собой массовые акции протеста предпринимателей.
Так, 25 марта 2005 г. Кабмин Ю. Тимошенко провел через Верховную Раду Закон Украины "О внесении изменений в Закон Украины "О Государственном бюджете Украины на 2005 год" и некоторые другие законодательные акты Украины" N2505-IV, устанавливающий ограничения на виды деятельности, при осуществлении которых можно применять упрощенную систему налогообложения.
Однако 3 июня 2005 г. Верховная Рада под давлением митингующих приняла Закон Украины "О внесении изменений в некоторые законы Украины (относительно плательщиков налога)" N7413-д, который возвращает условия упрощенной системы налогообложения, существовавшие до внесения изменений в закон о госбюджете-2005.
Аналогичная ситуация повторилась и во время второго премьерства Ю. Тимошенко. Так, Кабмин своими постановлениями N236 от 5 марта 2009 г., N366 от 14 апреля 2009 г., N454 от 15 апреля 2009 г. и N505 от 21 марта 2009 г. обязал предпринимателей, избравших упрощенную систему налогообложения, платить дополнительные страховые взносы в Пенсионный фонд в размере от 123,50 грн в месяц.
Но 24 марта 2010 г. Кабмин Н. Азарова отменил эти решения своим постановлением "О внесении изменений, отмене и признании утратившими силу некоторых актов Кабинета Министров Украины" N278.
Тем не менее, новое правительство продолжило курс предыдущего премьера на ликвидацию действующей упрощенной системы налогообложения, заложив эти нормы в проект Налогового кодекса.
Напомним, что на сегодняшний день этот вопрос регламентирован указом президента Леонида Кучмы "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" N727/98 от 3 июля 1998 г.
Согласно его положениям, упрощенная система налогообложения предусмотрена для следующих субъектов малого предпринимательства:
физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без создания юридического лица и в трудовых отношениях с которыми, включая членов их семей, состоит не более 10 человек и объем выручки которых от реализации продукции (товаров, работ, услуг) в год не превышает 500 тыс. гривен;
юридических лиц – субъектов предпринимательской деятельности любой организационно-правовой формы и формы собственности, у которых численность работающих не превышает 50 человек и объем выручки которых от реализации продукции (товаров, работ, услуг) в год не превышает 1 млн. гривен.
При этом ставка единого налога для субъектов малого предпринимательства физических лиц устанавливается местными советами по месту их государственной регистрации в зависимости от вида деятельности и не может составлять менее 20 гривен и более 200 гривен в месяц.
Субъект предпринимательской деятельности – юридическое лицо, перешедший на упрощенную систему налогообложения, выбирает одну из следующих ставок единого налога:
6 процентов суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) без учета акцизного сбора в случае уплаты налога на добавленную стоимость в соответствии с Законом Украины "О налоге на добавленную стоимость";
10 процентов суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг), за исключением акцизного сбора, в случае включения налога на добавленную стоимость в состав единого налога.
Субъект предпринимательской деятельности – физическое лицо уплачивает единый налог ежемесячно на отдельный счет отделений Государственного казначейства.
Отделения Государственного казначейства перечисляют суммы единого налога в следующих размерах:
в местный бюджет – 43 процента;
в Пенсионный фонд – 42 процента;
на обязательное социальное страхование – 15 процентов (в том числе в Государственный фонд содействия занятости населения – 4 процента).
Субъект предпринимательской деятельности – юридическое лицо уплачивает единый налог ежемесячно на отдельный счет отделений Государственного казначейства.
Отделения Государственного казначейства перечисляют суммы единого налога в следующих размерах:
в государственный бюджет – 20 процентов;
в местный бюджет – 23 процента;
в Пенсионный фонд – 42 процента;
на обязательное социальное страхование – 15 процентов (в том числе в Государственный фонд содействия занятости населения – 4 процента).
В то же время согласно положениям правительственного проекта Налогового кодекса, упрощенная система налогообложения распространяется исключительно на физических лиц - предпринимателей, в трудовых отношениях с которыми, включая членов их семей, состоит не более 2 человек и объем выручки которых от реализации продукции не превышает 300 тыс. гривен.
Изменена и ежемесячная ставка единого налога: на территории населенных пунктов с численностью населения свыше 150 тыс. человек - от 200 до 600 гривен, на территории других населенных пунктов - от 20 до 200 гривен.
Для физических лиц, осуществляющих деятельность в сфере информатизации, ставка налога устанавливается в размере 1000 гривен, для физических лиц, осуществляющих деятельность не по месту регистрации или на всей территории Украины - 1500 гривен.
Кроме того, законопроект значительно расширяет для физических лиц – предпринимателей перечень видов деятельности, на которые не распространяется упрощенная система налогообложения, обязывает их дополнительно платить единый социальный взнос (взносы в Пенсионный фонд и другие фонды социального страхования) в размере от 319,93 гривен и приобретать кассовые аппараты.
Вполне очевидно, что все эти нововведения направлены на усиление налогового давления на физических лиц – предпринимателей, которым придется в массовом порядке либо перейти на обычную систему налогообложения, либо уйти в "тень", либо прекратить свою деятельность.
А чтобы сбить волну социальных протестов власть действительно предусмотрела в проекте Налогового кодекса обещанные пятилетние налоговые каникулы с 1 января 2011 г. по 1 января 2016 г., однако исключительно для некоторых категорий юридических лиц.
Так, на нулевую ставку налога на прибыль могут претендовать предприятия, созданные после 1 января 2011 г., предприятия, у которых на протяжении 3 последних лет ежегодные доходы не превышали 3 млн. гривен, плательщики единого налога, зарегистрированные до 1 января 2011 г., у которых объем дохода за последний год не превышал 1 млн. гривен и средняя численность работников не превышала 20 человек.
Но все эти субъекты хозяйственной деятельности теряютправо на нулевую ставку в случаях превышения объема доходов в 3 млн., превышения численности занятых в 20 человек, начисления зарплаты одному работнику в сумме менее 2-х минимальных зарплат.
В то же время законопроект устанавливает перечень видов деятельности, для которых не применяется нулевая ставка, и он фактически полностью, за небольшими исключениями, соответствует списку видов деятельности, для которых запрещена упрощенная система.
Как раз по этой причине многие эксперты и журналисты в один голос назвали обещанные В. Януковичем налоговые каникулы "налоговыми каникулами строго режима".
Поэтому совершенно очевидно, что все эти новации направлены на уничтожение малого и среднего бизнеса в угоду крупному капиталу, интересы которого лоббирует "лево-олигархическое" большинство Партии регионов, Компартии и Блока Литвина, а также Сергей Тигипко (лидер "Сильной Украины") и Василий Цушко (лидер Соцпартии).
Эти политические силы несут полную ответственность за налоговую удавку, наброшенную на шею народа Украины.
Ведь если бы правящая власть действительно стремилась искоренить реально существующие злоупотребления в этой сфере, когда на едином налоге сидят крупные компании, то она бы пыталась ликвидировать существующие коррупционные схемы, а не равняла бы всех под одну гребенку.
Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО
Источник: ПСПУ
Обсудить новость на Форуме