18:45 14.01.2016 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"
Прочь от Москвы в евроассоциацию, или Выскаканная пэрэмога на транзитном фронте
Президент Петр Порошенко, торжественно посуливший в новогоднем поздравлении компенсировать «колоссальные убытки» Украины, причиненные «закрытием Москвой рынков для украинских товаров и украинских производителей» в рамках «мощной экономической агрессии» России при помощи Соглашения о зоне свободной торговли (ЗСТ) с Евросоюзом, таки выполнил свое праздничное обещание.
С нового года Россия не только приостановила действие договора о ЗСТ с Украиной, начав облагать украинские непродовольственные товары ввозными пошлинами на общих основаниях, ввела продовольственное эмбарго на отечественную продукцию в ответ на присоединение Киева к антироссийским санкциям США и ЕС, но и запретила транзит грузов через свою территорию в Казахстан, поставив последний штрих в картине «Дефолтная Украина в поисках дна. Наглядное пособие для экономических самоубийц».
1 января 2016 г. президент России Владимир Путин подписал Указ «О мерах по обеспечению экономической безопасности и национальных интересов Российской Федерации при осуществлении международных транзитных перевозок грузов с территории Украины на территорию Республики Казахстан через территорию Российской Федерации».
«Международные транзитные автомобильные и железнодорожные перевозки грузов с территории Украины на территорию республики Казахстан через территорию РФ осуществляются только с территории республики Белоруссия при условии применения к грузовым помещениям (отсекам) транспортных средств и железнодорожного подвижного состава, помещениям, емкостям и иным местам, в которых находятся или могут находиться товары, средств идентификации (пломб), в том числе функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС», - говорится в тексте.
Наложение пломб будет производиться при въезде на территорию РФ, водители обязаны будут получить учетные талоны. В случае нарушения водителями порядка наложения (снятия) и применения средств идентификации (пломб), в том числе функционирующих на основе технологии ГЛОНАСС, учетные талоны признаются недействительными.
Указ вступает в силу с 1 января 2016 г. и действует до 1 июля 2016 г. Документ подписан в связи с приостановлением с 1 января 2016 г. действия Договора о зоне свободной торговли в отношении Украины.
Как заявил первый заместитель министра экономического развития РФ Алексей Лихачев, экономическая часть Соглашения об ассоциации Украина-ЕС в краткосрочной перспективе нанесет ущерб России на $3,5 млрд.
«В целом анализ ущерба для экономики России, рассчитанный по международной общепризнанной моделью Global Trade Analysis Project, показал, что в краткосрочной перспективе только от тарифной либерализации ущерб составит более 3,5 млрд. долларов для российских предпринимателей», - сказал он.
На исполнение Указа, правительство России издало Постановление, которым утвержден перечень, включающий пять стационарных и передвижных контрольных пунктов и контрольных пунктов, расположенных на железнодорожных станциях, которые используются при автомобильных и железнодорожных перевозках грузов из Украины в Казахстан через территорию России.
В число разрешенных для украинских грузов пунктов пропуска вошли: автомобильный КПП «Красное» на трассе М-1 и железнодорожный «Смоленск-Сортировочная» на белорусско-российской границе, а также передвижные КПП на 132-м км автотрассы А-310, 180-м км трассы А-300 и железнодорожный пункт «Озинки» на российско-казахстанской границе.
Ространснадзору поручено обеспечить применение на автомобильном транспорте, который перевозит такие грузы, средств идентификации (пломб), в том числе функционирующих на основе навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС.
Последствия российских мер для украинских поставщиков казахстанским потребителям очевидны: во-первых, это приведет к значительному увеличению транспортного рукава, что отразится на конечной стоимости товаров, во-вторых, это сделает фактически невозможным растворение транзитных грузов, в том числе реэкспортируемых европейских товаров, на бескрайних просторах России.
Именно с той целью они пломбируются в Беларуси под контролем российских специалистов, после чего их перемещение контролируется на всей протяженности маршрута с применением электронной системы отслеживания грузов.
Как известно, предприятия Украины транзитом через Россию поставляют свои товары в Туркменистан, Кыргызстан, Казахстан, Азербайджан, Монголию и Китай. Согласно данным Государственной службы статистики, за 10 месяцев 2015 г. украинские предприятия транзитом через российскую территорию экспортировали товаров на $1,6 млрд.
При этом экспорт в Казахстан составил $605 млн., или 380 тыс. тонн грузов. Украина экспортирует в Казахстан в основном продукцию агропромышленного комплекса и пищевой промышленности, машиностроения и химической промышленности, основные статьи импорта из Казахстана – минеральные продукты, продукция химпрома и металлургическая продукция.
В ответ заместитель министра экономического развития и торговли, торговый представитель Украины Наталья Микольская обвинила Россию в полном блокировании транзита абсолютно всех украинских грузов, независимо от того, в какую страну они направляются.
«Россия полностью запретила транзит по своей территории украинских товаров в третьи страны», – заверила она. «Режим транзита – это священная корова для ВТО», - подчеркнула торговый представитель.
При этом она отметила, что падение экспорта в Россию из-за ограничительных мер может привести к убыткам для экономики Украины в размере от $450 до $600 млн.
«Предварительная оценка уменьшения объемов экспорта – максимально 600 миллионов долларов», - отметила она. «Но если учесть динамику падения экспорта в 2015 году (среди прочего и из-за вводимых РФ ограничений в отношении отдельных товаров), то мы говорим примерно о 450 миллионах долларов», - пояснила Н. Микольская.
Однако вскоре Министерство инфраструктуры Украины уточнило информацию о запрете транзита через Россию, признав, что новые правила распространяются исключительно на перевозки с территории Украины в Казахстан.
В то же время перевозки грузов в любую другую страну, а также перевозки из Казахстана на Украину, могут выполняться в обычном режиме (без установки пломб и через любые действующие пункты пропуска автомобильного транспорта), из чего следует, что транспортный рукав для казахстанских поставщиков останется неизменным.
Вместе с тем в министерстве сообщили, что Киев и Москва до сих пор не согласовали квоты на транзит в третьи страны на 2016 г. из-за требования со стороны РФ существенного снижения количества разовых разрешений на транзитные перевозки, а также введения квоты на двусторонние перевозки, что потребует внесения изменений в двухстороннее соглашение об автомобильных перевозках.
В этой связи Министерство инфраструктуры Украины призвало перевозчиков не планировать поездки в Россию и транзитом через ее территорию во избежание неудобств для водителей и дополнительных расходов для бизнеса.
Кроме того, было заявлено, что министерством с заинтересованными предприятиями разрабатываются «альтернативные» пути транзита, поскольку общеизвестно, что потомки «древних укров» легких путей не ищут, ибо, как говорится, «скакать, так скакать»: уже 15 января 2016 г. с Ильичевска отправится демонстрационный рейс контейнерного поезда в обход России.
Состав будет двигаться по маршруту Украина – Грузия – Азербайджан – Казахстан – Китай (через Черное и Каспийское моря). Надо полагать, экспериментальный поезд будет назван «Паровозик Сенька» в честь «главного экономического гения» правительства Арсения Яценюка, а на торжественной церемонии его отправки в первый рейс будет звучать песня российской рок-группы «Мумий Тролль» со словами «караванами, пароходами я к тебе прорвусь, mon amie»,обращенными к руководству стран Центральной Азии. Главное – не назначить машинистом Зоряна Шкиряка Катмандунского, иначе не факт, что этот поезд не зависнет в пути, как в свое время завис самолет в Непале.
«Данный маршрут является новым направлением «Шелкового пути» и альтернативой, которая позволит перенаправить грузопотоки в восточном направлении в обход территории России. Он включает паромные переправы Черного и Каспийских морей (Ильичевск – Батуми и Алят – Актау-Порт) и должен стать конкурентным по сравнению с традиционным сухопутным маршрутом», – говорится в сообщении ведомства.
Однако предстоящую праздничную церемонию заранее испортил глава профильной ассоциации «Укркондпром» Александр Балдинюк (не иначе – «агент Кремля»), по словам которого из-за запрета транзита по территории России логистические расходы кондитерских предприятий Украины на доставку товаров в страны Центральной Азии вырастут примерно в три раза.
Ассоциация «Укркондпром» является отраслевым объединением отечественных производителей трех смежных отраслей - кондитерской, пищеконцентратной, крахмалопаточной, а также украинских производителей кофе. В состав ассоциации входят 18 участников, среди которых компании «Рошен», «Конти», «АВК», «Харьковская бисквитная фабрика», «Полтава-кондитер», «Нестле Украина», «Галка Лтд», «ТД «Крахмалопродукт» и др.
По его словам, в октябре 2015 г. представители кондитерской отрасли встречались с чиновниками Министерства инфраструктуры, которые сообщили о намерении провести переговоры с Грузией, Азербайджаном, другими странами для создания транспортного коридора со сквозным тарифом.
«То есть, предприятиям не нужно будет договариваться отдельно с каждой страной, по территории которой проходит транспортный коридор. Тариф на перевозку будет единым - от Ильичевска до противоположного берега Каспийского моря в Казахстане. Это будет единственный поезд, который загружен в Украине и выгружен, скажем, в Казахстане», - добавил он.
Он отметил, что блокирование Россией транзита может свести к минимуму присутствие украинских товаров в странах Центральной Азии, Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая и Монголии, которые являются вторым после России по объему рынком сбыта отечественных кондитерских изделий и другой готовой пищевой продукции.
По данным Госстата Украины, за 10 месяцев 2015 г. в страны Центральной Азии и Монголию экспортировано 82,2 тыс. тонн кондитерской продукции на $130,9 млн., что составляет около 40% общего экспорта этой продукции из страны.
«Если говорить в общем об экспорте пищевой продукции из Украины в страны Центральной Азии и Монголии за 10 месяцев прошлого года, то это около $300 млн., что составляет 6,2% в географической структуре отечественного экспорта пищевой продукции. Отмечу, что в целом Украина экспортирует в страны Центральной Азии и Монголии товары на сумму более $1 млрд.», - добавил эксперт.
Совершенно очевидно, что аналогичные транспортные расходы понесут отечественные предприятия и других отраслей, что приведет к существенному удорожанию украинской продукции на центрально-азиатском рынке по принципу «за морем телушка - полушка, да рубль перевоз», тем более что в данном случае речь идет о необходимости пересечения целых двух морей - Черного и Каспийского.
Рассчитывать же на компенсацию экономических убытков Украины от ограничения доступа к рынкам России и Центральной Азии за счет рынка Евросоюза попросту не приходится: как известно, с 23 апреля 2014 г. Брюссель в одностороннем порядкезначительно снизил или полностью отменил таможенные пошлины для Киева, после чего продлил режим торговых преференций для украинской продукции до вступления в силу экономической части Соглашения об ассоциации с 1 января 2016 г.
Однако, как заявил экс-министр экономики Украины Виктор Суслов, несмотря на то, что Евросоюз в одностороннем порядке открыл рынки для украинских товаропроизводителей, экспорт в ЕС за семь месяцев 2015 г. упал почти на 35%, при этом Украина нарастила в ЕСэкспорт орехов, соломы и ваты.
«За январь-июль 2015 года экспорт украинских товаров после отмены пошлин в Евросоюз сократился на 34,8%. Это катастрофа. Вырос экспорт только по трем позициям – это орехи - 25%, изделия из соломы – 21%, видимо, это и будет наше будущее в Европе, и экспорт ваты. У нас любят говорить о ватниках, но мы нарастили экспорт ваты в Евросоюз аж на 10%. По всему остальному уменьшили экспорт», - сказал бывший министр.
Всего же, согласно данным Госстата Украины, за 10 месяцев 2015 г. объем экспорта украинских товаров на европейский рынок по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. уменьшился на28,4%, что является ярким свидетельством того, что отечественные товаропроизводители оказались неготовыми вести на равных конкурентную борьбу за рынок ЕС.
Не прибавляет оптимизма и мировая экономическая конъюнктура в целом: сейчас представители майданного лагеря радостно скачут из-за обвала цен на черное золото, которые с середины 2014 г. рухнули более чем на 70% по причинам перепроизводства нефти и замедления роста экономики Китая (рост предложений и снижение спроса тянут вниз цены на нефть), злорадствуя по поводу уменьшения доходов бюджета России.
Однако как отмечает ИА «МинПром», это тревожный сигнал не только для России, которая получает половину свои валютных доходов от продажи черного золота, но и для Украины, для которой критически важны экспорт зерновых и железной руды, поскольку причина падения на всех сырьевых рынках одинаковая.
Например, к стоимости нефти привязаны цены на зерно и масличные культуры - компоненты для изготовления биотоплива. Схожая история с железной рудой, основным потребителем которой является все тот же забуксовавший Китай.
В 2014 г. Украина экспортировала зерновых на $6,5 млрд., а железной руды - на $3,3 млрд., в то время как за 11 месяцев 2015 г. - соответственно на $5,4 млрд. и $2 млрд., что является результатом комбинации падения цен и спроса. То есть только в течении минувшего года Украина недосчиталась от двух главных своих экспортных статей более $2 млрд.
Причем по руде мировые цены уже подобрались к уровню, который едва могут выдержать украинские производители. Нашим предприятиям, добывающим руду с содержанием железа порядка 30%, приходится тратиться на ее обогащение, в итоге ее себестоимость с учетом доставки в тот же Китай превышает $40 за тонну. Тогда как в этом году средний уровень мировых цен на нее ожидается на уровне $41-42 за тонну.
В этих условиях майданное правительство не придумало ничего лучшего, чем ввести с 10 января 2016 г. эмбарго на российскую продукцию сроком до 5 августа 2016 г., запретив импорт мяса, мясных продуктов, птицы, рыбы, молочных продуктов, сыров, кофе, чая, зерна, кондитерских изделий, хлебобулочных продуктов, детского питания, макаронных изделий, пива, спирта, водки, сигарет, кормов для животных.
Под запретом также оказались и поставки бытовой химии – мыла, шампуней, моющих средств – и некоторые виды продукции тяжелой промышленности, в частности, локомотивы и оборудование для железных дорог.
Вместе с тем, как пишет российская деловая газета «Взгляд», для Украины разрыв двухсторонних торговых отношений оказался куда более болезненным, чем для России.
По данным Украинского аналитического центра, по итогам девяти месяцев 2015 г. Россия занимает долю в 16,4% во внешнеторговом обороте Украины. Таким образом, несмотря на уже действующие торговые ограничения, Россия остается крупнейшим торговым партнером для Украины.
На втором месте – Китай с долей в 8,5% (в два раза меньше), на третьем – Германия (7%), на четвертом и пятом – Польша (5,7%) и Турция (4,2%). В топ-10 главных торговых партнеров также входят Белоруссия (4,3%), Италия (3,7%), Венгрия (3,5%), Египет (2,9%) и США (2,6%).
«Статистика показывает, что за два года показной евроинтеграции украинские товары так и не смогли прорваться на европейский рынок. А расширение торговли у Украины идет не с Европой, а с Азией. Евроинтеграция Украины превратилась по факту в азияинтеграцию», - констатирует издание.
Вместе с тем, как говорится в публикации, для России украинский рынок потерял свое значение. Доля Украины во внешнеторговом обороте РФ за девять месяцев 2015 г. составила всего 2,7%. Таким образом, Украина для России оказалась аж на 12-м месте по значимости.
Главными же торговыми партнерами РФ являются Китай (доля 11,8%), Германия (8,7%), Нидерланды (8,6%), Италия (6,1%), Белоруссия (4,6%), Турция (4,6%), Япония (4,1%) и США (4%), Республика Корея (3,4%) и Казахстан (3,1%).
«Причем Германия, Нидерланды и Италия – на втором, третьем и четвертом месте во внешнеторговом обороте России, и это несмотря на экономические санкции Европы против РФ и ответные ограничения со стороны России. Торговля между Россией и Европой остается значительной без каких-либо курсов на евроинтеграцию. Даже доля США во внешнеторговом обороте России выше украинской», - подчеркивается в ней.
Издание также приводит мнение украинского экономиста Александра Охрименко, по словам которого разрыв торговых связей с Россией сильнее всего ударит по отечественным машиностроительным, химическим и целлюлозно-бумажным предприятиям.
В этой связи не приходится сомневаться в том, что продолжение реализации неизменного майданного курса «Прочь от Москвы» в экономической сфере приведет к дальнейшей деиндустриализации нашей страны, которую 18 августа 2015 г. экс-глава Национального банка Украины Сергей Арбузов в своей статье в издании «Forbes Украина» уже назвал «кукурузной республикой».
«Украина не нашла в ЕС новые рынки. Товары, которые мы продавали в Россию, вполне ожидаемо там оказались не нужны. В результате за 1,5 года из первой десятки экспортных товаров Украины полностью исчезли товары тяжелого машиностроения, существенно упала доля металлургической промышленности. На первое место вырвалась сельскохозяйственная продукция.
К стыду некогда мощной индустриальной республики, в 2015 году главным экспортным товаром стала кукуруза. Ее с начала года было продано на сумму более $2 млрд. На втором месте по значимости экспорта для Украины – подсолнечное масло. Продукция с высокой долей переработки, например, машиностроения, химической и пищевой промышленности, сократилась до менее чем 10%. Украина де-факто превратилась в сырьевой придаток азиатских и африканских стран, страну, которую от звания «банановой» республики отделяет лишь отсутствие бананов», - резюмировал бывший чиновник.
Альтернативой же гибельного для экономики нашей страны курса является полноформатная интеграция Киева в Евразийский союз России, Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии, реализация которого возможна только после отстранения от власти полностью обанкротившегося право-олигархического компрадорского режима.
Режима, целенаправленно превращающего Украину в колониальный сырьевой придаток Запада, и, как следствие, – даже стран Азии и Африки, с нищим и обозленным населением, которому всей мощью государственной пропаганды следует внушать, что первопричиной всех бед новоявленной «древнеукраинской нации» являются «клятые москали», еще на заре истории человечества «съевшие наше сало», тем самым породив многовековой конфликт между «укро-европейцами» и «азиатскими варварами».
Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО
Источник: ПСПУ
Обсудить новость на Форуме