20:30 28.11.2012 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"

Приднестровье может быть атаковано извне и изнутри

28/11/2012

Авторская колонка Андрея Сафонова 

Тирасполь – Киев, Ноябрь 27 (Новый Регион, Денис Андреев) – Положение ПМР становится всё более сложным. Сегодня республике угрожает как давление извне – Кишинёва и его союзников, – так и удары по государственности изнутри. Об этом в авторской колонке для РИА "Новый Регион" пишет тираспольский политолог Андрей Сафонов.

 

Бой начнётся в день румынского единства

1 декабря, когда сторонники объединения с Румынией в Молдове, а также сам Бухарест будут праздновать берущий в 1918 году день единства всех румын, между Кишинёвом и Тирасполем вполне может обостриться противостояние.

На этот раз фронт пройдёт по линии телевещания. Совсем недавно власти Молдовы выдали своим операторам лицензию на вещание в формате 4G. Как отмечают специалисты, начало такого вещания, демонстративно игнорирующего частоты, которыми пользуется ПМР, с огромной степенью вероятности ухудшит качество приёма телевизионных сигналов в самом Приднестровье.

А это, в свою очередь, означает, что приднестровская сторона будет вынуждена нанести ответный удар.

Происходящее отнюдь не случайно. Теперь уже очевидно, что руководство Молдовы приняло политическое решение не транслировать на своей территории телеканалы Приднестровья. Такой компромисс предлагал Тирасполь: ПМР транслирует у себя молдовские М1 и "Publika TV", а РМ даёт зелёный свет "Первому Приднестровскому" и ТСВ. В знак доброй воли, как объяснял свою уступчивость Тирасполь, в январе-ноябре 2012 года оба указанные молдовские телеканала приднестровские телезрители могли спокойно смотреть. Приднестровское ТВ в это же время оставалось недоступным для молдовского зрителя.

Дабы не потерять лицо, приднестровские власти были вынуждены отключить недавно "Publika TV", а затем пригрозили в случае дальнейшей провокационной неуступчивости Кишинёва отключить с 1 декабря и М1. После этого стало ясно, что Молдова играет на обострение: в Кишинёве не только не проявили желание к демонстративной взаимной трансляции телеканалов, но и подлили масла в огонь в виде вышеупомянутой выдачи лицензии на вещание в формате 4G.

Итак, не подлежит сомнению, что руководству Молдовы в лице лидеров правящего прорумынского "Альянса за европейскую интеграцию" понадобился новый виток напряжённости. Ситуация в большой мере напоминает осень 2003 года, когда началась "телефонная война" между ПМР и РМ, сопровождавшаяся постановкой помех в сфере мобильной связи друг другу.

Следует отметить, что Кишинёв идёт на конфронтацию в преддверии нового раунда переговоров по урегулированию молдо-приднестровского конфликта в формате "5+2". Встреча дипломатов ПМР, РМ, России, Украины, США, ЕС и ОБСЕ пройдёт 28-30 ноября в Дублине.

 

Ирландский пациент

Ирландские хозяева саммита вскоре передадут главные роли в ОБСЕ Украине. А потому Дублин – это уже "хромая утка", никак не могущая реально повлиять на переговорный процесс. Тем не менее, вряд ли стоит от этого преуменьшать важность предстоящей встречи, ибо к 28 ноября ситуация становится всё более напряжённой.

Намеченная на конец прошедшей недели встреча главных переговорщиков ПМР и РМ Нины Штански и Евгения Карпова не состоялась. Молдовская сторона уклонилась от участия, не пожелав, таким образом, попытаться предотвратить дальнейший накал в двусторонних отношениях Кишинёва и Тирасполя. Внешнеполитическое ведомство Приднестровья отметило: "сообщение молдавской стороны о том, что встреча не представляется возможной, поступило в адрес приднестровской стороны 21 ноября". Таким образом, возможность как-то сгладить один на один наиболее острые противоречия накануне Дублинской встречи оказалась упущенной.

Судя по всему, в Ирландии молдовская дипломатия попытается оказать давление на Приднестровских коллег, активно подключая к этому тех, кто и так в этом давлении заинтересован – ЕС и США. В Кишинёве полагают, что ОБСЕ выкажет большую лояльность РМ.

В любом случае, Молдова и её союзники попытаются пробить некую "рабочую группу по правам человека", в функции которой должно входить почему-то только наблюдение за правами человека в Приднестровье. Надо на месте приднестровцев быть глупцами, чтобы согласиться на такую капитуляцию. К мониторингу ситуации в данной сфере на обоих берегах Днестра в Кишинёве почему-то интереса не проявляют.

Также, судя по сообщениям в СМИ, прозвучит предложение создать "Гражданский форум", который, состоя из представителей неправительственного сектора ПМР и РМ, будет, исходя из кишинёвской концепции, работать на "возвращение восточных районов Молдовы в конституционное поле страны", рассматриваемой лидерами РМ, как известно, в качестве исключительно унитарного государства. Совершенно очевидно, что и это выглядит как игра в одни ворота.

Наконец, с помощью миссии ОБСЕ дипломатия Молдовы рассчитывает добиться открытия моста через Днестр в районе сёл Бычок (ПМР) и Гура-Быкулуй (РМ). При этом Кишинёв явно делает всё, чтобы не давать требуемые Тирасполем гарантии о неиспользовании этого моста в военных целях на случай нового конфликта на Днестре. Быть может, в Дублине представители РМ попробуют также, чтобы приднестровцы максимально упростили условия работы школ, находящихся в ПМР, но работающих под юрисдикцией Молдовы. Тут всё просто: прорумынской власти РМ нужен идеологический плацдарм – в этих школах преподают шовинистический курс "Истории румын".

Разумеется, и Бухарест в своих планах аннексии всей бывшей МССР крайне заинтересован в том, чтобы умы приднестровских парней и девушек пропитывались ядом румынизма.

Положение ПМР осложняется тем, что опасности для Приднестровья нарастают не только вне республики, но и внутри неё.

 

Странный проект

Президент ПМР Евгений Шевчук, как сообщалось уже многократно в СМИ, упорно пробивает через Верховный Совет весьма странную инициативу. Её суть такова: придать закону обратную силу и обозначить ответственность за тяжкие и особо тяжкие и особо преступления, распространив соответствующие правоотношения на период с 1 января 1992 года. Возможно, обсуждение этой инициативы пройдёт в парламенте Приднестровья уже 28 ноября. Характерно, что Шевчук настаивает, чтобы это происходило в его присутствии.

1992 год – это год войны на Днестре, когда ПМР отстаивала свою независимость. В этих событиях, равно как и в борьбе с прорумынским национализмом в 1989-1991 годов, Шевчук участия не принимал. Ни сам он, ни какие-либо источники, ни очевидцы о его участии в создании, защите и становлении Приднестровской государственности не сообщают.

Что же это за преступления? Это – убийства, изнасилования, экоцид, а также "планирование, подготовка и развязывание войны", "применение запрещённых средств и методов ведения войны" плюс "геноцид". Кого имеют в виду авторы и лоббисты данного законопроекта применительно к 1990-м годам в ПМР? Как всем известно, никто в Приднестровье этим не занимался, тогда как против ПМР была развязана война, сопровождавшаяся расправами над мирным населением. Эти факты общеизвестны. Достаточно вспомнить террористическую группу "Бужор" во главе с Илие Илашку, которого фактически защищает специальный представитель президента ПМР в РФ Моня Бергман, утверждая в СМИ, что дело Илашку "полностью" сфабриковано.

Зато в Кишинёве утверждают, что именно приднестровская сторона виновна в конфликте, что она проводила политику "геноцида" против молдавского населения Приднестровья. Утверждается, в частности, что ПМР виновна в Бендерской трагедии 19 июня 92-го, в событиях в Дубоссарах и т.д. Таким образом, перед нами может быть попытка не только юридически возложить на ПМР ответственность за войну 1992 года, но и с помощью появления лжесвидетелей 20 лет спустя подвергнуть репрессиям защитников ПМР всех уровней, сторонников независимости ПМР, дискредитировав Приднестровскую государственность. При таком подходе любой противник ПМР, погибший в те годы, может быть представлен "невинной жертвой сепаратистов".

Кстати, столь же странно, что президент ПМР и его окружение не учитывают или не хотят учитывать тот ущерб, который республика неизбежно понесёт на международной арене в случае принятия такого закона. Как известно, закон обратной силы не имеет, а ПМР подписала соответствующие международные документы. Поскольку в мире решительно осуждается придание закону обратной силы, то нетрудно догадаться, что Кишинёв и Запад после того, как сочтут, что данный закон свою задачу выполнил, первыми вцепятся в горло Приднестровью и обвинят Тирасполь в фундаментальных нарушениях прав человека.

А вот в Молдове никто и не думает принимать аналогичный законопроект, потому что там не подвергаются никакому пересмотру официальные трактовки событий 1990-х годов, в том числе, по делу "Бужор". Напротив, в 2001 году Бухарест наградил И.Илашку Орденом Звезды, а в 2010 году тогдашний и.о. президента РМ унионист Михай Гимпу наградил убийцу Орденом Республики "в знак признательности за большой вклад в национально-освободительное движение, за героизм и жертвы в борьбе за независимость Республики Молдова и её территориальной целостности".

Безусловно, Кишинёв кровно заинтересован в принятии данного законопроекта, позволяющего по сфабрикованным обвинениям устранить с приднестровской политической сцены защитников ПМР, выступающих за сохранение самостоятельности республики.

Остаётся надеяться, что приднестровский парламент не даст оппонентам ПМР повод для такого торжества. В любом случае, молдо-приднестровские противоречия всё обостряются, и надеяться на их ослабление пока не приходится.

 

Источник: 

Источник: ПСПУ

  Обсудить новость на Форуме