14:16 23.04.2009 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"

Правила таки есть


Не в первый и не в последний, а в очередной раз поднимается в политическом процессе в Украине, смене политических циклов, о том, что представителей украинского политикума надо "консолидировать", "примирить", "посадить за стол переговоров"...

Не могу согласиться с тем, что "правил" нет. Они есть и отвечают свойствам закрытого политического процесса, где налицо и механизм принятия решений, и определение исполнителей с широким привлечением политических персонажей, на принятие решений не влияющих. При этом регулятор политического процесса свободен в выборе средств на пути к известной только ему цели.

***

Скажем, в повестку дня внесен вопрос о выборах. Кто сейчас может сказать: будут ли в Украине очередные или досрочные выборы то ли парламента, то ли президента, то ли совмещённые досрочные и те и другие? Ответа на вопрос нет, потому что выборы в Украине давно организуются вне правового поля. Это первое и основное правило, по которому предложено жить гражданам страны.

 

Все "игры" с досрочными, одновременными и т.п. выборами должны обеспечить проведение очередных президентских выборов, в которых имеет право участвовать ныне действующий президент. Он не может участвовать ни в каких других выборах (региональных, парламентских, досрочных президентских, досрочных парламентских при исполнении полномочий президента). Одновременные досрочные выборы также невозможны, поскольку досрочное сложение полномочий президента влечёт переход власти к главе парламента, который, как и.о. президента, не имеет права распускать парламент. Оснований для роспуска Верховной Рады на сегодняшний день не существует: право или обязанность коалиции фракций решать вопрос с премьер-министром прописаны в Конституции, Конституционный суд не может менять основной закон.

Все "выборные" идеи В. Ющенко подчинены известному правилу преферанса: кури больше – противник дуреет.

 

***

У финансово-экономического кризиса, который задел Украину, есть, по крайней мере, две стороны.

Внешняя. МВФ провёл очень большую работу, чтобы в Украину поступили первые транши из общей суммы займа в 16,4 млрд. долларов. Есть целый ряд общепринятых условий предоставления займов. Когда стало понятно, что украинский парламент не будет рассматривать пакет законопроектов под второй транш (законы должны менять принципы функционирования пенсионной системы, создавать рынок энергоресурсов и новый порядок ценообразования, переводить на рыночные основы ЖКХ, открыть для зарубежных инвесторов не только финансовую систему, но и механизмы принятия решений в финансовой сфере и государственными органами, и коммерческими структурами), МВФ пошёл по простому пути. Оказалось, для выделения средств под программу сотрудничества между Украиной и МВФ законов уже не надо - достаточно подписей В.Ющенко, Ю. Тимошенко, И. Уманского (и.о. министра финансов), В. Стельмаха.

Вся подготовительная и шумная "политическая" работа свелась к тому, чтобы посадить за стол переговоров подписантов. Услышаны ли были возражения оппозиции от Партии регионов, которую тоже приглашали? Да. Учли? Нет. Каков итог? Международному валютному фонду нужно, чтобы его деньги "работали", приносили прибыль. Помогут ли транши Украине? Это неважно. Поэтому МВФ "привязал" Украину как государство - именно как государство, а не корпоративный сектор. Тут опять действует правило преферанса: посмотри карты соседа – свои всегда успеешь.

 

Внутренняя сторона проблемы кризиса. Много поломали копий по антикризисным программам, включая программу Кабмина. В конечном итоге Ю. Тимошенко заявила, что лучшей антикризисной программой являются условия предоставления кредитов от МВФ. Много говорили о банковской системе и её роли в условиях финансового кризиса. Чем закончилось? Курсовой политикой на валютном рынке изъяли гривны у населения, для обеспечения погашения долларовых кредитов проводятся аукционы. Инфляции уже нет. Кредиты предоставляются по ставкам, которые ограничивают деятельность малого и среднего бизнеса, но обеспечивают высокую доходность капиталов (отечественных и иностранных) под вывеской высокой платы за риски работы в Украине. Ликвидность банков сохраняется. Чтобы не было оттока средств "по вине" вкладчиков вводятся временные администрации в банках, 26 банков из первой и второй группы уже выстроились в очередь за "рекапитализацией". Потом проведут "национализацию", которая позволит сохранить прибыльность банков, но не улучшит климат кредитования бизнеса и населения.

Есть ли здесь правило? Конечно: деньги должны приносить прибыль. А как же экономика? Да ведь кризис-то финансовый, сколько можно об одном и том же....

***

Много уже сказано и сделано по украинской ГТС. Есть здесь какое-то правило? Конечно, о нём сказал ещё в январе (после длительного молчания во время "газового кризиса") посол США в Украине: лучше было бы, чтобы ЕС покупал газ на границе с Россией. В. Ющенко даже в апреле твердит, что основной причиной его недовольства январскими соглашениями Украины с Россией является низкая плата за транзит газа. А то, что ГТС страны уведут в европейскую систему (разорвут ныне существующую и пока ещё единую систему), чтобы не платить за аренду, не воспринимается как реальность. Что и требуется.

Или проблема европейской и евроатлантической ориентации Украины. С европейской интеграцией продвижения не будет до тех пор, пока законодательство страны не выйдет на европейские параметры финансовой, пенсионной, образовательной систем, системы здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства и проч., и проч. Процесс усложнён тем, что в Украине выстраивают эти системы не по европейским, а по американским параметрам. Поэтому займы просят в основном у МВФ, ВБ, которые подконтрольны Соединённым Штатам. Это ещё одно правило.

Евроатлантическая интеграция. К ней подталкивают, ссылаясь на задачи обеспечения суверенитета и безопасности Украины. Ещё говорят, что вступления в НАТО не будет, пока народ Украины не выскажется на референдуме "за". Сам же по себе вопрос практически решён. Именно: Украина специализируется в НАТО по линии радиационной, химической, биологической разведки, авиаперевозок, а численность армии должна держать на уровне 1 млн. человек (для обеспечения статуса региональной державы). Таким образом, на Украину взваливают сразу две задачи, чего не сделано по отношению ни к одной европейской стране НАТО. При этом руководствуются правилом: референдум о вступлении Украины в Альянс проведём тогда, когда нужно. Это правило определили в США, а действия нынешнего главы украинского государства объясняются поговоркой: "Кінь ногу кує, а жаба свою підставляє". Забылись слова 80-летнего идейного вдохновителя, сказанные им после развала СССР: "Россия побеждена потому, что у неё нет концепции бытия"...

***

Закончу "политическим процессом выборов". Как только появились новые весенние "выборные" идеи, в украинских СМИ произошёл залповый вброс материалов по проблеме "российского фактора". Практически все они проталкивали подкреплённую данными социологических опросов мысль: "российский фактор" есть, но он не будет оказывать влияния на результаты президентских и парламентских выборов в Украине. И тут видим чётко работающее правило: говорить обо всём, кроме существенного. Существенное же - не роль России в будущих избирательных кампаниях, а отношения народов России и Украины, российско-украинские государственные отношения и их отражение в платформах партий, блоков или претендентов на пост главы украинского государства. У избирателя есть право выбора. Если судить по украинским СМИ, с этим большие проблемы у граждан России. А вот в Украине – всё в порядке и со свободой, и с демократией. Об этом вам расскажут на шести телевизионных каналах, принадлежащих пяти семьям. Чтобы рассказали по правилам, вносятся изменения в состав Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания.

Имитация "правил игры" в украинской политике подчинена строгим правилам. Важно не проглядеть существо происходящего.

22.04.2009 07:57

По материалам сайта

Источник: ПСПУ

  Обсудить новость на Форуме