17:45 08.09.2016 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"

Поздравление с 75-летним юбилеем Людмилы Владимировой


Дорогая Людмила Борисовна!

 

Сердечно, от всей души поздравляем Вас со славным Юбилеем!

В суровом, грозном 1941-м году, 2 сентября (в день рождения Вашего любимого города!) Вы родились в небольшом городке Буинске ТАССР, куда чуть ли не в последнем эшелоне перед блокадой была эвакуирована из Ленинграда Ваша мама.

 

С 1948 года Вы – в Одессе, в 1958-м с золотой медалью окончили школу, в 1965-м – с отличием Одесский мединститут. Герои книг Поля де Крюи «Охотники за микробами», А.И. Шарова «Жизнь побеждает» и «Против смерти», В.А. Каверина «Открытая книга», Л.А. Зильбера (родного брата В.А. Каверина) «Вирусная теория происхождения злокачественных опухолей» привели Вас к выбору пути вирусолога. Аспирант, младший, затем – старший научный сотрудник НИИ вирусологии и эпидемиологии им. И.И. Мечникова (бакинститут), Вы, в 1967-1970 гг., выполняете работу, изучая латентные вирусные инфекции (пограничные – между острыми и онкозаболеваниями вирусной этиологии), работая с онкогенным для животных вирусом, защитив в НИИ гриппа в Ленинграде диссертацию на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. Вы – участник ликвидации вспышки холеры в Одессе в 1970-м году, Ваше эссе «Было дело...» недавно опубликовала «Вечерняя Одесса».

 

Потом будут работы по вирусному гепатиту, смешанным вирусно-бактериальным инфекциям. Конечно, нет смысла упрекать Вас, но хотим заметить: Вас не очень заботило собственное здоровье, и поломка защитного пластмассового кожуха старенькой ультразвуковой установки не остановила Вас в проведении опытов. Поневоле вдыхая аэрозоль от взвеси чистой культуры стафилококка консистенции жидкой сметаны, груженой концентрированным вирусом гриппа, Вы тяжело заболели и вынуждены были «изменить» любимому делу. Оставить и активную деятельность председателя культкомиссии месткома института.

 

С 1978-1997 гг. Вы – ассистент, старший преподаватель сначала кафедры эпидемиологии, а затем – социальной медицины, ведущий преподаватель истории медицины ОМИ им. Н.И. Пирогова. «Почти 20 лет сущей каторги!» – шутите Вы.

 

Но если вспомнить, что в 1981- 1995 гг. Вы одна вели курс истории медицины, ежесеместрово – 10-12 групп по 30 студентов, 2-3 лекционных потока. Все лекции (20 часов на поток), практические занятия (20 часов на группу), контрольные и курсовые работы, «отработки» пропущенных лекций и занятий – немудрено, что нередко в конце семестра Вы уходили с кафедры с боем курантов! А еще же – и своя, и студентов (ежегодно не менее 10-ти публикаций) научная работа! А ещё – кураторство студенческой группы, руководство Школой молодых лекторов, организация вечеров-конференций в общежитии, сотрудничество в газете «Трибуна студента»! А ещё – организация Музея института! Номер «Трибуны студента» (N10 (1625), 19 марта 1990 г.) с Вашей статьёй «Надоело!» был почти изъят, ведь в ней Вы, в частности, писали:

«Надоело в таких условиях пытаться освоить 90-летнюю историю вуза, сидеть до ночи в архиве, в бешеном темпе просматривая сотни дел, забывая поесть и попить. Бывая в других городах по служебным и личным делам, тратить личное время на поиски экспонатов, других материалов. Разбирать в пыли (даже черного халата не положено!), в темноте (лампа-переноска на шнуре – тоже недостижимо для ОМИ!), без помощников, книжные завалы, спасая уникальные книги, принадлежавшие Н.И. Пирогову, И.М. Сеченову, В.В. Подвысоцкому, Н.Ф. Гамалея, Л.А. Тарасевичу, Н.К. Лысенкову, В.Ф. Якубовичу и многим другим, некоторые – с их автографами!

Надоело десять лет доказывать необходимость предмета и курса истории медицины, обучать ежегодно одной 700-800 студентов, отбиваться от навязываемого чтения другого предмета. Выдерживать ежесеместровый кошмар выставления зачетов при дополнительном жестком прессинге деканатов, заинтересованных в благополучных цифрах, дезориентированных или недобросовестных студентов!

Надоело не иметь никаких прав – одни обязанности! Вымечтав свой музей, исполнять чужую, порой неумную, волю.

Когда-то профессор А.А. Грандо, лауреат Государственной премии УССР за Музей медицины в Киеве, сказал мне: «Я поставил перед министром условие: я делаю свой музей как я его понимаю. Ни одной цифры, ни одной примитивной агитки в моем музее не будет. И либо делаю я, либо – ищите другого». В аналогичной ситуации на ряд лет оказалась и я.

Мне надоело доказывать, что самым лучшим идеологическим воспитанием является воспитание на примерах высокого профессионализма, интеллекта, чести наших предшественников, а не стендом «Навстречу ... съезду КПСС», цифрами, процентами роста рядов.

Что мерить значимость ушедших от нас надо не только по титулам и званиям, а прежде всего посмотреть пристально: что выдержало проверку временем, да ещё нашим временем?!

Я хочу видеть в музее не только академиков и профессоров, но и рядовых – умных, порядочных тружеников, скромных, но оставивших о себе людям добрую память!

Найти же материал о них, осознать его, осмыслить, подготовить, систематизировать – это ведь огромная и ответственная работа!»

Как Вас хватало, дорогая Людмила Борисовна, и на многие публикации в одесских СМИ, ведение программы Одесского областного телевидения «Доброго Вам здоровья» (1978-1981), программы Одесского областного радио «Медицинский факультет» (1992)?

 

...31 августа 1994 года Вас сбила машина «тойота», Вы перенесли три операции, и, как говорится, «заново учились ходить и... жить».

В 1996-м году Вы организовали в Одесском Доме учёных Литературную гостиную и вот уже 20 лет бессменно, бесплатно руководите её работой. Вами подготовлено и проведено 205 программ, посвящённых жизни и творчеству отечественных и зарубежных писателей и поэтов, авторских программ участников; выпущено под Вашей редакцией 7 сборников стихов и прозы членов Литгостиной, сборники стихов Виктории Белоус и Сергея Тюмкина. Сотни авторов, исполнителей участвовали в наших вечерах, тысячи одесситов были Вашими благодарными слушателями.

 

Вы – автор более 300 научных и научно-публицистических работ по вирусологии, иммунологии, истории медицины, социологии, этике и деонтологии; с 1991 года – литературоведческих. Последние (более 80) опубликованы как в Одесской периодике, так и в газетах, журналах, сборниках, альманахах Украины, России, Казахстана, США («Сталкер», Лос-Анжелес), на сайтах. Вы – автор 7 книг, из них – 2-х сборников стихов, член Союза писателей России.

 

Вы – участник многих Международных, Всесоюзных, Республиканских научных конференций, симпозиумов, чтений.

В заключение позвольте привести несколько свидетельств из Вашего архива. За анкетирование студентов Вас здорово «пропесочили», «вызвав на ковер» в парткоме. Но анкеты – вот они. И Ваши студенты, заполнявшие их (по желанию и после выставления зачётов!), писали, отвечая на необязательный вопрос анкеты «Что Вам понравилось на курсе истории медицины?» –

«Уделение большого внимания чисто человеческим вопросам»; «Даже без лести – сама Л.Б. Владимирова. Честное слово, мурашки по телу ползали, когда она рассказывала тему. И еще спокойная, уравновешенная обстановка. Понравились логические схемы. По ним легко отвечать, но писать их – мука»; «Мне понравилось, что в процессе беседы каждый может подключиться к беседе по своему желанию, дополнять»;

«Мне очень понравилось, как велись занятия, именно на них заставляешь себя думать, и это подчас приводит к удовлетворению. Я благодарна преподавателю за те знания, которые я получила»;  «Форма проведения занятий, глубокая последовательность, логичность в изложении вопросов»; «То, что опрос ведется в форме беседы и каждый студент может сказать, что он думает по этому вопросу. А также, что ответы выходят за рамки учебника, в том смысле, что учат думать, оценивать те или иные события»; «Беседа с Вами! Общение. Жалко, что очень редко встречаемся»; «Я считаю, что практические занятия проводились интересно, но занятий было очень мало»; «Ваша принципиальность, любовь к своему предмету»; «Нравится заинтересованность преподавателя в своей работе. Умение поставить человека на правильный путь ответа»; «Постоянная работа, поиск»; «Принципиальное отношение преподавателя к предмету, прививание этих качеств учащимся»; «Возможность изложить свои мысли, взгляды»; «Ваши заключения и дополнения, возможность мыслить»; «Возможность свободно излагать свои мысли, изучать предмет не просто механически, а мысля, проявляя логику»; «Понравилось, что разговор идет от души, искренний»; «Требовательность преподавателя, отличное знание курса истории медицины преподавателем»; «Высокий уровень изложения материала преподавателем, то, что усилиями преподавателя предмет превращен из сухой констатации фактов в предмет, учащий думать»; «Возможность активно выступать на занятиях»; «Понравилось, что все периоды и эпохи разбирали в связи с нашим временем и проблемами»; «Рассказы и эрудиция преподавателя, форма опроса»; «Высказывания свободные, то, что думаешь. Есть возможность размышлять»; «Стиль ведения семинарских занятий, освещение сверхпрограммного материала, обобщения, связь с современностью»; «Метод преподавания, само отношение преподавателя к предмету, а, следовательно, определенная заинтересованность»; «Возможность свободно высказать свою точку зрения, отстоять ее; или же после слов преподавателя по-новому все увидеть, изменить ее»; «Я считаю, что занятия, которые проводились по истории медицины были очень правильными. Мне кажется, что лучшей формы ведения занятий нет. Занятия построены таким образом, что студент может не только отвечать изученный материал, но и в процессе ответа мыслить»; «Понравилось то, что была возможность выступить всем желающим»; «Мне понравилось Ваше умение связывать все события, логика»; «Понравилось, что иногда помимо воли и настроения заинтересовываешься»; «Знание преподавателем своего предмета, доступность его изложения»; «Отсутствие давления со стороны преподавателя, ибо в данном предмете много мнений, а тем более формулировок  мнений. В общем, регулируемая дискуссия»; «Беседа (общая заинтересованность студента и преподавателя в ней); «Четкое распределение времени»; «Требовательность и очень глубокие знания преподавателя»; «Увлеченность и отличные знания преподавателя»; «Понравились Ваши сообщения о жизни многих великих ученых, которых не найти в книге»; «Интересные сведения из жизни ученых, истории открытий. Кроме истории медицины получила сведения и по истории нашей Родины, которым не уделяла внимания в школе»; «Занятия интересные, содержательные, заставляют подумать над некоторыми вопросами жизни»; «Чувствую уверенность в завтрашнем дне!»

Из подписанных анкет: «Ув. Людмила Борисовна! Восхищен Вашими знаниями. Безусловно большое желание познакомить нас с историей и передать свои знания вызывает волну благодарности» (Самофал); «Бесспорно, лекции были прекрасны, насыщены  не только историческими фактами, но и подкреплены цитатами, стихами, как выдающихся врачей, так и самого лектора. Спасибо за Ваше старание и труд» (М.М. Малахова); «Я благодарна Вам за Ваше умение находить общий язык с нами, понимать наши проблемы и трудности, тогда как встречаются ведь и такие преподаватели, которых эти проблемы нисколько не интересуют». Ряд студентов подписали анкеты: «Уважаемая Людмила Борисовна! Спасибо Вам за все, что Вы сделали для нас за эти 2  с небольшим месяца, оставайтесь всегда такой же в своем отношении к нам» (Э.В. Шевченко); «Обычно учебные программы в средних и высших учебных заведениях воспринимаются под давлением преподавателя. Но Вы умеете так убедить, причем без нотаций, что даже сам заинтересовываешься рядом проблем, но – всего 40 часов!» (Т. Полипенко); «Стремление преподавателя обучить живому, самостоятельному мышлению, заинтересовать предметом, воспитать моральные и эстетические качества врача» (И. Бойко); «Откровенность, честность, доброжелательность» (Т.Н. Мороз); «Откровенность, добросовестность, доброжелательность, дополнения преподавателя, которые несут в себе очень ценную информацию» (А. Лянной); «Откровенность, доброжелательность преподавателя. Ваши дополнения и рассказы при разборе темы» (Д.А. Скороплетов); «Заинтересованность и влюбленность в предмет преподавателя. Интересное изложение может быть иногда и сухого материала» (Е.Н. Чабан); «Что преподаватель «болеет» за студентов и старается дать им как можно больше, а главное – воспитывает любовь к профессии и Родине, уважение к трудам ученых и их личностям» (Т.Н. Пастушенко-Собитнюк).

 

Есть магнитофонные записи почти всех программ Литгостиной и мы слышим участника программ, члена Национального Союза писателей Украины, полковника мед службы В.И. Дзюбы. На 75-й программе Литгостиной он сказал: «Сегодня – очередной праздник. Я всегда говорю и восхищаюсь, и, наверное, я, приходя сюда еще в будущем, не один раз буду восхищаться. Я вот сейчас сижу и думаю: ну есть ли в городе, в Одесее, в этом огромном городе, вот где-нибудь сегодня собрание, где было бы так вот тепло, уютно и где люди сидели и слушали с удовольствием. Я убежден, что, в общем, сегодня..., может, завтра будет, а сегодня, во всяком случае, этого нет. Ну нет, согласитесь!»

 

Радуясь 100-й, он говорил, обращаясь к членам Литгостиной и гостям – «почитателям прекрасного»: «Я искренне вас сегодня поздравляю с этим замечательным событием в духовной жизни нашего города, которое, ей-богу же, я убежден в этом, хотел бы бы кто-то, не хотел, пройдет времени много или мало, войдет в летопись, культурную летопись Одессы. Потому что это уникальное, в общем-то, явление, особенно, учитывая наше время, время бездуховности...» В.И. Дзюба высоко оценил умение Литгостиной «дарить людям безвозмездно минуты радости, счастья, наслаждения» в «этом бездуховном океане пошлости»; оценил «время, проведенное эдесь», как «самое удивительное, доброе среди вот этих серых будней». Сожалел, «...что вот это уникальное явление – Литературная гостиная Дома ученых – не особенно разрекламирована. Да, нас, в общем-то, – полный зал, это чудесно, великолепно, но сколько есть людей, которые не знают, что проходят такие заседания Литгостиной! Они бы пришли...»

 

Как патриот и гражданин Вы совершенно естественно приняли участие в знаковом Круглом столе по теме «Международное право против реабилитации украинских коллаборационистов», который 12 сентября 2013 г. организовала в Одессе Всеукраинская женская организация «Дар жизни». Понятно, что Вы стремились внести свой вклад в благородное дело защиты Отечества от угрозы возрождения нацизма и фашизма на Украине.

 

Дорогая Людмила Борисовна! Да, Вы правы, говоря вслед за Владимиром Высоцким: «Мне есть чем отчитаться перед Ним!» Но – не торопитесь, пожалуйста! Вы нужны нам!

 

И мы от всей души желаем Вам крепкого здоровья, силы духа, успехов в творчестве и семейного благополучия! Будьте счастливы!

 

Ваши «литгостинцы»:

 И.С. Рябухин, член ОРО НСЖУ

 Н.Г. Бутук, член НСПУ

  Г.И. Дмитриев, канд. техн наук, доцент

 Н.В. Сапрыгина, канд. филолог. наук, доцент

  Л.Ф. Фомина, канд. филолог. наук, доцент

                                                                        

Источник: ПСПУ

  Обсудить новость на Форуме