21:15 03.07.2012 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"

Посол Белоруссии в Украине Валентин Величко: "Гордость за страну - это наша национальная идея"

03/07/2012

3 июля - День независимости Республики Беларусь. С 1991 г. его отмечали 27 июля - в день принятия Декларации о суверенитете. А после референдума 1996 г. было решено праздновать 3 июля - в честь освобождения Минска от немецко-фашистских захватчиков в 1944 г.
 
С какими трудностями столкнется Украина на рынках Таможенного союза в ближайшем будущем? Какие преимущества дает Беларуси интеграция с Россией и Казахстаном? И почему против этой страны Запад ведет информационную войну? О партнерских отношениях с нашей страной, а также о многом другом мы беседуем с послом Беларуси в Украине Валентином ВЕЛИЧКО.

- Валентин Владимирович, в прошлом году Беларусь пережила экономический кризис. Наверное, он сопоставим с тем, что был у нас в 2008-м. Удалось ли республике восстановить прежние показатели?

- Кризис действительно нанес ощутимый удар и по нашему промышленному потенциалу, и, главное, по простым гражданам. Сегодня его причины и последствия очевидны. Основная - девальвация белорусского рубля. Граждане, получая ту же заработную плату, в какой-то момент столкнулись с тем, что сократилась их покупательная способность - поднялись цены.

Но почему произошла девальвация? Как и Украина, наша республика лишь около 20% своих энергетических потребностей покрывает за счет собственной добычи и производства ресурсов. В остальном - зависимость от экспортных поставок. В 2011 г. конъюнктура на базовые энергоносители - нефть и газ - сложилась так, что расходы на их приобретение для Беларуси выросли почти вдвое.

Вторая причина - меры по защите рынка от импорта иномарок. До начала работы правил Таможенного союза, т. е. до июля прошлого года, растаможка каждой иномарки для физлиц у нас была в 2-3 раза дешевле, чем в России. И приобретенный в Беларуси автомобиль свободно мог проходить и в Россию, по сути без пошлин. Так вот, перед введением мер защиты внутреннего рынка Беларуси и всего ТС в республику ввезли более 200 тыс. авто. Думаю, вы можете представить, чем такой поток чреват для финансовой стабильности любой экономики - как минимум резкий скачок спроса на валютные ресурсы.

Наконец, еще один весомый фактор - у нас была довольно высокая средняя зарплата на конец 2010 г. - более $500 (т. е. около 4 тыс. грн.; в Украине сегодня - 2942 грн. - Авт.).

- Кстати, кажется, в СНГ Беларусь в лидерах и по средней зарплате и по уровню пенсий?

- Я бы не стал сравнивать, у кого выше. В нашей республике социально ориентированная политика, прямые доходы и прочие возможности - приоритет номер один. Особый приоритет - высококвалифицированные инженеры, строительный сектор, учителя, медики. На запад от нас и на восток - страны, у которых зарплата еще выше. И Беларусь в свое время встала перед риском большой трудовой миграции. Так вот, сегодня мы начали выходить на тот уровень средних зарплат в экономике, который был до начала кризиса. Уже этот год мы закончим с показателем, превышающим $500. По многим специальностям зарплата выше $1 тыс.

Если бы нам не удалось вернуться к докризисным показателям социального обеспечения и удержать работоспособность отраслей, эти высококвалифицированные работники (особенно в строительном секторе) просто разъехались бы в другие страны.

Кризис нормально прошли все наши флагманы, прежде всего машиностроительного комплекса. Например, Минский тракторный завод, БелАЗ, Минский автозавод, завод холодильников и т. д. Надо сказать, в промышленности у нас практически не было спада, поэтому производство на этих предприятиях сейчас на более высоком уровне, чем до кризиса, и мы продолжаем наращивать экспорт в самые разные регионы мира. А девальвация нацвалюты сказалась и на росте ценовой конкурентоспособности нашей продукции.

- Насколько белорусская экономика зависима от внешней конъюнктуры?

- Машиностроение - один из ключевых секторов и важнейшая статья экспортных доходов. Наряду с расширением машиностроительного комплекса делаем упор на развитие сельхозпроизводства, наращивание выпуска отечественного продовольствия. И это очень большая тема, я бы сказал, одна из наиболее актуальных. Достаточно сказать, что мы уже сумели стать пятой страной в мире по производству молока на душу населения. Т. е. в значительной мере становимся экспортером продовольствия. В этом году стоимость экспорта продовольственных товаров должна превысить $7 млрд. Чуть позже, думаю, пересечем отметку и в $10 млрд. Поставки продовольствия во внешний мир уже стали важной статьей доходов белорусской экономики.

- Смогла ли республика остановить инфляцию, которая шла вместе с девальвацией?

- Процесс инфляции в определенной степени не исчерпан, но уже затормозился. В этом году она будет, скорее всего, еще высокой, но не более 17%. С другой стороны, особенностью нашего кризиса было то, что удалось не допустить падения экономики и промышленности. Сегодня показатель ВВП даже выше, чем докризисный. За 4 месяца этого года ВВП возрос на 3,1%, промышленность - примерно на 7%, сельское хозяйство - на 5%. Т. е. практически везде подъем.

У нас не было остановок промпредприятий - было замедление выпуска. Я уже говорил, что в структуре ВВП очень велика доля экспорта (до 67%), но в потреблении все еще значительна доля импорта. Поэтому до недавнего времени мы сталкивались и с отрицательным торговым сальдо. Но в этом году снова вернулись к положительному балансу, хотя и небольшому. Сегодня внешнеэкономическая политика у нас такова, что закупаются в основном сырьевые товары, которые нужны для дальнейшего воспроизводства и переработки. По остальным группам стремимся к импортозамещению.

- Это удается? Насколько белорусские компании покрывают потребности, скажем, внутреннего рынка продовольствия? Вот наш внутренний рынок продуктов питания не сумели сохранить многие отечественные производители, и после того как они закрылись, Украина начала значительную часть продуктов импортировать. Кстати, в том числе белорусское молоко.


- Вообще у нас выполняется продовольственная программа, по которой обеспечение внутреннего рынка за счет собственного производства должно быть не менее чем на 95%. Есть нехватка по некоторым группам, и мы восполняем ее закупками из Украины - зерно, кукуруза, жмых, подсолнечное масло. Все это необходимо для животноводства. За прошлый год мы закупили в Украине товаров только по этим позициям на $240 млн. А будет возможность закупать больше, будем рады увеличить заказы. Пока в импорте из Украины в Беларусь доминируют металл, электроэнергия и некоторые другие товары. Но я считаю, что есть огромный задел и для иных отраслей.

- Расскажите подробнее, как в целом складывается торговля наших двух стран.

- В прошлом году товарооборот с Украиной составил $6,2 млрд. Мы недавно проводили межправительственную комиссию, которую возглавляют первые вице-премьеры: Украины - Валерий Хорошковский и Беларуси - Владимир Семашко. На экспертном уровне наших и ваших министерств ведутся расчеты возможного увеличения двусторонней торговли. Задача - превзойти в этом году отметку в $7 млрд. Кстати, хочу заметить, что мы стали для Украины четвертым по объемам товарооборота торговым партнером. Впереди нас - Россия, Китай и Германия. А вот Украина для нас традиционно второй торговый партнер после РФ.

- За счет чего наращивается взаимная торговля и какие секторы дают наибольший результат?


- На сегодняшний день 8 совместных предприятий работают на украинско-белорусском рынке. В ближайшее время планируется создание еще трех. Практика показала, что это наиболее эффективная форма нашего с вами торгового сотрудничества. Отрадно, что в основном это машиностроительный комплекс. Например, на двух украинских заводах собирают белорусские тракторы - "Ленинская кузня" в Киеве и "Техноторг Дон" в Николаеве. Вместе производим лифты (предприятие находится в Вышгороде), вместе с вашим Крюковским вагоностроительным заводом собираем вагоны в Гомеле. Точно так же при участии украинского капитала производятся электроды в белорусском Светлогорске.

Кроме того, работают в Днепропетровске завод сельхозмашиностроения "Бобруйсксельмаш", "Лидагропроммаш". В Ирпене изготовлен первый опытный образец автомобиля, который должен выпускаться в Украине на базе МАЗа. В перспективе это будут зерновозы. Хочу сообщить, уже заключен договор на поставку тысячи этих машин в течение ближайшего года.

Отрадно, что мы наращиваем взаимные инвестиции. Для украинских компаний есть все возможности производить свою продукцию на территории Беларуси - очень выгодно, в т. ч. и с точки зрения логистики. Например, недавно ваш завод "Мотор-Січ" выкупил 60% нашего Оршанского авиастроительного завода. Понятно, что по мощностям он не будет конкурировать с вашим авиазаводом им. Антонова, но расширение подобных логистических центров будет давать рентабельность и выгодно как для вас, так и для нас.

- А как закончился торговый конфликт с ограничением поставок в Украину белорусских молочных продуктов? Кстати, в связи с чем он вообще возник?

- В мясо-молочной торговле у нас действительно была временная остановка. Однако сейчас все вопросы урегулированы - и по украинскому пиву, и по нашей мясо-молочной продукции.

Хотел бы обратить внимание вот еще на какую особенность - тенденцию к росту приграничной и ярмарочной торговли, начиная с товаров легкой промышленности и заканчивая строительными материалами. Общая у нас с вами граница - 1080 км. Наши прилежащие регионы - это не индустриальные или промышленные районы, они требуют повышенного внимания. Так вот, на приграничную торговлю уже сегодня приходится 26% товарооборота между нашими странами. Это значит одно: пора всерьез развивать приграничную логистику. Собираемся провести в Гомеле встречу руководителей приграничных районов, а также губернаторов областей, на которой будем искать решения и в этой сфере.

Чего хочет Запад от Беларуси?

- Западные СМИ и политики обеспокоены положением дел в Беларуси, выбрасывая очередные порции негатива. Причем позитивной информации там о Беларуси не сыщешь. Как вы объясните такое "неравнодушие" к вашей стране?

- Я бы ответил так: многим не очень нравится то, как самостоятельно ведет себя наша страна. Немного не дипломатически выскажусь, но Беларусь не угодничает ни перед кем, отстаивая право проводить политику в своих интересах. Прежде всего политику социальной защиты собственного народа. В принципе все, о чем мы говорим, - прописные истины международного права. В мире осталось несколько государств, которые считают себя настолько безупречными во всех отношениях, что не отказывают себе в праве заниматься нравоучениями: у кого-то, на их взгляд, выборы недемократичные или гражданское общество не на том уровне, на котором надо. Только все забывают, что речь все-таки идет о государствах, которые являются суверенными, имеют свои внутренние нормы, конституции, программы и интересы развития.

Вот у Беларуси есть один политический принцип: мы не вмешиваемся в дела ни одного государства. В народе издавна говорили: какой бы ты ни был богатый и самодостаточный, всегда уверенно себя будешь чувствовать, когда рядом надежный сосед. И пусть он не заглядывает в твой огород или двор, но всегда знает, как прийти и с чем прийти - чтобы помочь. Выбор народа есть для нас высшая ценность и его надо принимать. Даже если каким-то субъектам в мире это кажется "недемократичным".

Ну а что касается западных СМИ, на это стоит меньше обращать внимания, нужно думать, как улучшить жизнь своего народа. СМИ или политики, которые в них высказываются, все-таки не несут никакой ответственности за белорусский народ.

Да, много лет подряд белорусы только и слышат, что их страну в этих самых СМИ называют чуть ли не диктатурой...

- И что вы скажете в ответ?


- Есть система управления. Понимаете? Система. Сегодня стабильно работают предприятия, сельское хозяйство. А сельское хозяйство не только восстановлено после распада Союза (оно у нас давно восстановлено) - Беларусь ушла далеко вперед не только по количеству, но и по качеству. Многие украинцы, знакомые с белорусскими товарами, знают об этом. Уже около 3% сыров в мире выпускается в одной небольшой Беларуси. Недалек и тот день, когда мы будем производить тонну молока на человека. А это уже огромная сырьевая база, которая позволит делать многие пищевые продукты в т. ч. на экспорт.

Наш БелАЗ снова производит 33% всех большегрузных автомобилей мира, поставляя их в разные уголки планеты. Беларусь собирает каждый седьмой трактор в мире, вырабатывает 19% мировых калийных удобрений. Кстати, 2/3 нашего машиностроительного комплекса работает на украинском металле - мы прямо взаимосвязаны.

Да, бывают и трудности, нет стран, у которых нет вообще никаких проблем. Поэтому, я бы сказал, в нынешнем мире всем нам нужно учиться отделять зерна от плевел. Вот некоторые СМИ пишут, что в Беларуси бизнес не может развиваться, что там все решает "одна рука" и т. д. Но на самом деле у нас работают тысячи крупнейших иностранных инвесторов, можно сказать, стоит очередь из Германии, Франции, Швейцарии, Италии. А почему инвестируют? Потому что знают: в Беларуси инвестиции - это очень надежно.

Вообще думаю, у нас демократии не меньше, чем в большинстве других стран. Лишь взгляните на манифестации во многих европейских городах! С какой грубой силой их разгоняют - не только водометами или слезоточивым газом. Разница, видимо, в том, что мы не говорим, что у них выборы неправильны, не того избрали или не ту политику проводят.
 

Таможенная тройка

- Беларусь первая, кто откликнулся на предложения России о восстановлении интеграционных связей. А теперь вы и среди основателей Таможенного союза. Кстати, как только ваше руководство подписало соответствующие соглашения с РФ, представители белорусской оппозиции обвинили власть в том, что она сдала национальные интересы. Какие преимущества и, возможно, проблемы у Беларуси от участия в ТС?

- Я бы начал с Союзного государства. Создание Союзного государства что дало? Во-первых, равные условия хозяйствования. Во-вторых, беспрепятственное передвижение людей. В-третьих, единые имущественные права - дарения, наследования, завещания. Т. е. человек может выбирать, где жить, не сталкиваясь ни с какими барьерами правового характера. За этим следует и пенсия. Для наших граждан нет такого: приехал на год-два - и тебя ставят на учет, нужны какие-то отметки, юридические обоснования. Сколько хочешь (и где хочешь) в РФ находиться, столько и находись - никаких ограничений.

Более того, наши абитуриенты, т. е. все молодые люди, получили возможность обучаться в российских вузах, имея все права наравне с россиянами.

Теперь создан ТС Беларуси, России и Казахстана, мы вместе прошли весь интеграционный процесс и идем дальше. После 2015 г. будет единая экономическая евразийская зона, единый рынок, охватывающий 170 млн. чел. Уже сегодня практически беспрепятственно идут товары всех трех стран, сняты барьеры и границы.

Хочу еще раз подчеркнуть, что мы - крайне энергозависимое государство. Но теперь мы 21 млрд. кубометров газа импортируем по сравнительно низкой цене. Еще - 22 млн. т нефти, которая не облагается пошлинами. Это очень выгодно для наших нефтеперерабатывающих предприятий. Например, Мозырский НПЗ, давно модернизированный и оснащенный по последнему слову техники, дает самую глубокую переработку топлива на постсоветском пространстве.

- Белорусский бензин и в Украине считается довольно качественным. На наших заправках он продается под "премиальными" брендами.

- Да, мы производим и Евро-4, и Евро-5. И по цене конкурентоспособны. Вот это в т. ч. и поднимает белорусскую экономику.

- Вы имеете в виду российские энергоносители, которые поставляются чуть ли не по внутрироссийским ценам?


- Мы покупаем газ по $165 за тысячу кубов. В перспективе в рамках Евразийского союза перейдем на единый рынок газа, и тогда Беларусь будет осуществлять закупки на т. н. Смоленской седьмой зоне по ценам, что и российские потребители.

А вот нефть беспошлинная, но на нее и НДС мы не вводим. Если 50% реализуется на внутреннем рынке, то хозяева нефти (т. е. нефтяные компании) в основном транспортирующие ее по нашему нефтепроводу "Дружба" на переработку, имеют право свободной реализации продукции - как посчитают нужным. Вот украинская компания "ТНК-ВР", которая работала в Лисичанске, посчитала невыгодной переработку нефти на этом НПЗ, перестала вкладывать средства в его техническое перевооружение, и теперь перерабатывает нефть в Мозыре, откуда и поставляет готовый бензин для Украины.

Для того чтобы иметь качественный продукт, нужна технология и огромные инвестиции. В технологические процессы на том же Мозырском НПЗ вкладывают большие деньги - не менее $500 млн. ежегодно. Два фактора определяют конкурентоспособность - цена и качество. Цена у нас получается "проходная", а качество - на высшем уровне.

- Если не ошибаюсь, цены на белорусских заправках раза в полтора ниже, чем в Киеве...


- На внутреннем рынке цены и акцизы устанавливает правительство. Если нефть дорожает, акциз на бензин падает, если дешевеет - растет. Это регулируется в зависимости от ситуации в экономике. В вашей стране считают так, как считают, очевидно, это оправданно.

- А с какими трудностями в связи с формированием ТС могут столкнуться (или уже сталкиваются) украинские компании, торгующие с Беларусью и РФ?


- До недавнего времени у нас с вами была полноценная зона свободной торговли - изъятий не было. Полагаю, что изъятий со стороны Беларуси и не будет. Но возникает другой вопрос: в ТС создана наднациональная комиссия, которая регулирует все потоки, исходя из потребностей и условий трех стран вместе взятых. Вот тут Украина может столкнуться с определенными проблемами. У Украины есть изъятия с РФ (по алкоголю, по нефтепродуктам и др.), с Казахстаном (по табачным изделиям). С ними вы и должны урегулировать эти вопросы, т. к. теперь работает единая таможенная территория, и ограничения с одной из стран распространяются на весь ТС.

Или такое: Беларусь потребляет много украинского металла для своего машиностроительного комплекса, 90% импорта труб в нашу республику до сих пор поступало из Украины. Они хорошего качества, очень надежны. Но в рамках ТС вводится квотирование импорта труб.

- И, таким образом, Беларусь вынуждена тоже вводить квоты для своего традиционного торгового партнера?

- Иначе мы не можем. Мы подписали объем поставок, исходя из тех потребностей на определенный момент, но как дальше будет? Будут ли считаться внутренние затраты, насколько это будет выгодно всему ТС? Это уже будут внутриэкономические расчеты союза - по рентабельности, по выгодам всех его участников. В рамках ТС созданы наднациональные полномочные органы, по 4 представителя от каждой страны в соответствующей комиссии. На этом уровне вопрос и согласовывается.
 

От Таможенного союза к Евразийскому

- С началом работы ТС не совсем ясно, как Беларусь будет вступать в ВТО. Наши чиновники говорят, что Украине трудно интегрироваться в ТС, страны которого (за исключением РФ, которая уже почти член ВТО) не входят в это сообщество.

- Знаете, в последнее время стало модным куда-то вступать и постоянно говорить о том, какие согласования проходят, на каких условиях и т. д. И главное, мол, чтобы процесс осуществлялся как можно скорее, через год-полтора. Но как это повлияет на наши рынки? Какие шлюзы откроются для внешних игроков, на каких условиях? Вот сейчас в рамках ТС мы подняли пошлины и усложнили условия ввоза импортных автомобилей. Но это же противоречит ВТО. Конфликт.

- Хотя, будем говорить прямо, это очень выгодно вашим автопроизводителям...

- Верно. А ведь экономика все определяет. Поэтому надо тщательно просчитывать. Да, была договоренность, что три страны ТС будут вступать в ВТО одновременно. Понятно, что есть ускорение у россиян, да и Казахстан, возможно, больше прошел, чем мы. Однако мы считаем, что сегодня все это не столь актуально. Вот возьмите Киргизию, которая первой на постсоветском пространстве вступила в ВТО. Многие прогнозировали, какие эффекты это ей даст, какие результаты будут. А что вышло на деле? Одно ясно: экономика должна работать, внутренний рынок должен расширяться, но он будет расширяться, если страна может производить свою продукцию.

Нас пытаются упрекать, дескать, ввели какие-то не те пошлины. Ну а что в итоге? Товарооборот Беларуси с США за прошлый год возрос на 30%. Значит, наша продукция конкурентоспособна, она все равно пройдет на рынок, на любой, и без ВТО.

Я упоминал наш с вами товарооборот - $6,2 млрд. Но по украинской статистике - $6,4 млрд. Т. е. на 200 млн. продукции прошло через третьи страны, потому что импорт считается по стране его происхождения. Может, из России, а может, из Молдовы и т. п.

- На ваш взгляд, готовы ли страны ТС включить в союз Украину на каких-то особых условиях?


- Украина присоединилась к Зоне свободной торговли СНГ, подписала соглашение, но пока неясно, когда оно будет ратифицировано. Я хочу сказать, не надо никого никуда подталкивать, ни в какие союзы. Надо все оценивать прагматично, считать, насколько те или иные условия привлекательны и комфортны. Мы с Украиной работаем на взаимодоверии, взаимоуважении и взаимовыгоде.

Украина - богатейшая страна, в десятке стран по производству металла, в десятке - по зерну, 25% черноземов мира, ископаемых - вся таблица Менделеева. И если сегодня говорить о том, что вступили и сразу с одной только выгодой... Знаете, это как-то не совсем по-славянски. На каком-то этапе, может быть, и не очень выгодно. Но нужно считать на перспективу, что будет завтра, послезавтра. Вот наши чиновники сейчас рассчитывают, что в 2015 г. уже будет функционировать Евразийский союз и какие выгоды от этого получит белорусская экономика.

- Что это будет за объединение, в чем его отличие от нынешнего ТС?


- Это будут уже равные цены на энергоносители, равные затратные механизмы. А сейчас у нас пока только одинаковые таможенные пошлины, тарифное и нетарифное регулирование. Это означает: если кто-то говорит, что вводит торговые ограничения против Беларуси, то это уже не только против Беларуси, а против трех стран - и России, и Казахстана. Потому как это единое таможенное пространство.


Чиновники и оппозиционеры

- В Украине сейчас бурно обсуждают новый закон о языках. Похоже, у нас этот вопрос перерастет в затяжную политическую войну. У Беларуси есть свой опыт решения языковой проблемы. Расскажите о нем.

- Как известно, у нас два государственных языка. В 1995 г. был проведен всенародный референдум о том, придать или не придать русскому языку равные условия с белорусским, т. е. о предоставлении ему статуса государственного. Можно сказать, общество решило проблему консенсусом - 95% граждан проголосовали "за".

Говорят, опыт - самое дешевое капиталовложение. И если хочешь подняться выше, должен опереться на предшественников. У нас опыт шел как раз с белорусским языком, а не русским. Потому что мы начинали его распространение со школы, с детского сада. Язык не может существовать, когда на нем дома не говорят, на улице не говорят, в школе не говорят, даже родители - и те не говорят. Но кому нужен искусственный язык для ограниченного применения? У нас так получилось, что в городах доминировал русский. А возьмите Полесье - что украинское, что белорусское, - там наречие местное, диалект такой, что надо прислушиваться, где слово русское, а где украинское или белорусское.

Поэтому чтобы была грамотная речь, литературная, требуется подготовка. Пришлось по белорусской письменности и языку готовить новые кадры. За годы проблема разрешилась спокойно и благополучно. Все выпускники вузов знают белорусский язык. Большая половина СМИ - телевидение, радио - на белорусском. Хотя можно свободно употреблять и русский. При поступлении в вузы абитуриенты выбирают сами, на каком языке писать изложение, для всех одинаковые условия. Думаю, это был правильный путь - за все эти годы в Беларуси и близко нет никакого национально-языкового конфликта.

- У Беларуси по сути единая военная политика с РФ. А в мире снова неспокойно. США активно разворачивают свою противоракетную оборону в Европе - несмотря на все попытки России убедить американцев не делать этого. Каким будет ответ Беларуси и России?

- У нас общие ВВС, ПВО, и РФ понимает, что на границе с Беларусью начинается НАТО. Отсюда 900 км до Москвы - кроме нас, на этом пути больше никаких преград. Поэтому есть совместные договоренности, в соответствии с которыми наши страны поддерживают собственный курс европейской безопасности. В Беларуси нет ядерного оружия, нет даже оружейных заводов, если не считать некоторые предприятия-смежники, занятые производством автоматизированных систем управления и интегральных систем. Ну а если системы ПРО все-таки будут размещены, значит, будет и ответ. Я говорил, насколько комфортно себя чувствуешь, если рядом надежный сосед.

- Валентин Владимирович, в конце нашей беседы, если позволите, несколько вопросов в режиме "блиц". И первый такой: планируется ли визит в Украину президента Беларуси? Когда он состоится и каким будет его содержание?

- Да, рабочий визит планируется, а что касается вопроса когда, я воспользуюсь словосочетанием "в ближайшее время".

- Поменялась ли политика России в отношении Беларуси с приходом на должность президента Владимира Путина?


- Владимир Владимирович не новый человек в российской политике, и то, что первый визит в этом ранге он совершил в Минск, подписав ряд важных соглашений экономического характера, - этот шаг, мне кажется, сам за себя говорит.

- Существует ли в Беларуси угроза стабильности - социальная, политическая или, может быть, внешнеполитическая?


- Никаких угроз нет - ни социальных, ни внешних. Есть просто категория людей, которые имеют неудовлетворенные личные амбиции. Впрочем, все они прекрасно себя чувствуют, ведь их щедро поддерживают...

- Вы имеете в виду оппозицию, которую поддерживают деньгами из Европы?

- Ну, ради Бога... Если наши депутаты летят в Страсбург в экономклассе и живут в простых гостиницах, то эти товарищи обычно летают в бизнес-классе, останавливаются в самых дорогих пятизвездочных отелях и там прекрасно проводят время. Что ж, на здоровье!

- Вы были свидетелем "оранжевой революции" в Украине в 2004 г. Какой урок извлекла для себя Беларусь из этих событий?

- Это внутренние дела Украины, поэтому оценки должны даваться не дипломатами, а историками и вашими политиками. Единственное, мы в посольстве какое-то время чувствовали себя не очень комфортно, поскольку и наше посольство было кем-то окружено, вокруг стояли палатки. Мы так и не поняли, при чем здесь мы. Да нам так ничего и не объяснили. Скорее всего, просто создавали эффект массовости и к белорусам вопросов не имели.

- В Украине давно ищут национальную идею. А у белорусов есть своя национальная идея?

- Конечно! Это идея национального патриотизма. Патриотическое воспитание начинается со школы. У нас возрождены и детские, и молодежные организации. Хотя по-другому называются и фактически не являются правопреемниками пионерии или комсомола. Они создаются в коллективах, на предприятиях, есть заместители руководителей по идеологии. Вот это чувство патриотизма и гордости за страну - это и есть наша национальная идея. Поэтому, кто бы ни пытался навязывать Беларуси свои команды и распоряжения извне, у них ничего не выйдет.

Юрий ЛУКАШИН 
Данная статья вышла в выпуске N26 (612) 29 июня - 5 июля 2012 г.в

Источник: ПСПУ

  Обсудить новость на Форуме