22:45 28.08.2013 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"
Показатели работы Таможенного союза: уроки для Украины
Для оценки возможных результатов интеграции Украины в ТС важно оценить конкретные экономические результаты, которых уже добились Россия, Белоруссия и Казахстан.
По оценкам Высшей школы экономики РФ, увеличивается объем взаимной торговли между странами-членами ТС. Сумма экспортных операций между странами-членами ТС составила в 2009 г. $36 млрд., в 2010 – $46 млрд., в 2011 г. – $ 63 млрд., в 2012 – $68,9 млрд.
Увеличивается объем торговли между отдельными странами-членами ТС. По оперативным данным Евразийской экономической комиссии, в 2012 году по сравнению с 2011 годом объемы взаимной торговли между Россией и Белоруссией выросли на 9,6%, между Россией и Казахстаном на 6,8%, между Белоруссией и Казахстаном – на 15,1%.
Удельный вес товаропотоков между Россией и Белоруссией составил 64%, между Россией и Казахстаном – 34,7%, Белоруссией и Казахстаном – 1,3%.
Таким образом, рост взаимной торговли между странами-членами ТС стал очевидным следствием ликвидации торговых и таможенных барьеров. Дешевые товары производителей стран-членов ТС замещают дорогой импорт, который приходит из третьих стран. Синергетический эффект от снятия таможенных барьеров очевиден.
Вопрос цены энергоносителей – пример Белоруссии.
Решение проблемы цены на российский газ стало для Белоруссии реальным позитивным результатом вступления в ТС. В 2012 году между РФ и Белоруссией было достигнуто соглашение о среднегодовой цене на газ $165,6 за тыс.куб. м. Кроме того, был увеличенен транзита газа по территории Белоруссии с 44,3 млрд.куб.м. в 2011 г. до 48 млрд.куб.м. в 2012 и до 60 млрд.куб.м. в 2013 г.
Достигнуты договоренности о поставке нефти на белорусские НПЗ по внутрироссийской цене. В 2012 году Россия поставила Белоруссии 22 млн.т. нефти.
Благодаря снижению цены на газ до внутрироссийского уровня бюджет Белоруссии в 2012 году сэкономил $2,3 млрд. По расчетам на период 2012- 2014 гг. экономия составит $6 млрд. Выгода Белоруссии от поставок нефти по внутрироссийским ценам по расчетам составляет $700 млн. в год.
По предварительным расчетам, отмена экспортных пошлин на нефть даст бюджету Украины до $3 млрд., на нефтепродукты – около $500 млн, снижение цен на газ до уровня внутрироссийских – $4,5 млрд.
Вхождение в ТС – гарантия стабильного экономического роста.
К такому выводу приходят экономисты Института народнохозяйственного прогнозирования Российской Академии наук, Института экономики и прогнозирования Национальной Академии наук Украины и Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЕАБР).
Экономисты пришли к выводу, что суммарный эффект от создания ЕЭП для его участников без присоединения к нему Украины за период 2011- 2030 г.г. оценивается в $900 млрд. в ценах 2010 года, а при присоединении Украины – более чем в $1,1 трлн.
В то же время, отказ Украины от участия в интеграционных процессах приведет к консервации отраслевой структуры её экономики и, как следствие, к потенциальному замедлению темпов экономического роста.
Исследование показало, что наиболее динамичное изменение
структуры украинской экономики в пользу отраслей с более высоким уровнем переработки достигается при вступление в ЕЭП. В этом случае доля машиностроения в валовом выпуске Украины увеличивается с 6 до 9%.
Суммарный положительный эффект этого варианта интеграции для украинской экономики оценивается за период 2012-2030 г.г. в 219 млрд. долларов в ценах 2010 года или 12,2 млрд. долларов в год.
Эффект от возможной глубокой экономической интеграции дает рост ВВП для Беларуси порядка 14%, для Украины 6% ВВП, Казахстана – 3,5% ВВП, России – 2% ВВП.
В рамках ТС может быть реализован проект зернового ОПЕК.
Основная цель проекта – прекратить конкуренцию между собой
(Украина, Россия, Казахстан), а объединив усилия, успешней конкурировать с другими. По некоторым оценкам, три страны смогут суммарно контролировать до 25% мирового рынка зерна в перспективе на 10-15 лет (это где-то в 2-2,5 раза больше, чем сейчас). При этом важно отметить, что пока в мире аналога такому зерновому пулу нет.
Следует отметить и то, что альтернативой зерновому ОПЕК и
сельхозкооперации в рамках ТС является ситуация, когда Украина будет вынуждена одна вести переговоры со всем Евросоюзом. А это переговоры с организацией, представляющей интересы 27 стран, в которых сельскохозяйственный сектор имеет мощное лобби. Украина просто физически не сможет отстоять свои интересы.
Функционирование наднационального органа управления в рамках ТС.
Существует мнение, что вступление Украины в ТС существенно
ограничит ее суверенитет или она подпадет под диктат России. На самом деле, ничего подобного не произойдет.
Украина при присоединении к ТС добровольно поступится не большей частью суверенитета, чем при вступлении в ЕС. При этом механизмы принятия решений в рамках ТС позволяют, с одной стороны, обеспечить большую оперативность и эффективность в принятии решений по сравнению с ЕС, за счет того, что Евразийская экономическая комиссия как единый
постоянно действующий регулирующий орган в рамках ТС обладает правом самостоятельно принимать решения, доводить их до органов власти стран – участниц ТС, и эти решения являются обязательными для исполнения.
С другой стороны, ни Евразийская экономическая комиссия в целом, ни Коллегия как ее исполнительный орган не подчинены какому-либо из правительств трех стран, вошедших в ТС. При этом регламент работы ЕЭК предусматривает адекватные возможности для защиты от диктата и опротестования принятых решений национальными правительствами. Решения ЕЭК вступают в силу через 10 дней после принятия, с тем, чтобы правительства России, Беларуси или Казахстана могли их при необходимости оспорить. Кроме того, решения в рамках ЕЭК принимаются консенсусом. Двумя третями голосов принимаются только решения, касающиеся порядка работы самой комиссии. Для решений, обязательных к исполнению органами власти трех стран, требуется согласие всех членов.
Внешняя торговля товарами Украины в 2012 году (данные Госслужбы статистики Украины)
а) Объемы экспорта товаров (в % от общего объема):
в страны ЕС – 24,8%
в Российскую Федерацию – 25,6%
в Казахстан – 3,6%
в Белоруссию – 3,3%
б) Объемы импорта товаров (в % от общего объема)
из стран ЕС – 30,9%
из Российской Федерации – 32,4%
из Казахстана – 1,8%
из Белоруссии – 6%
Источник:
Источник: ПСПУ
Обсудить новость на Форуме