21:15 27.07.2012 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"

Подвиг Ярослава Галана

27/07/2012

26 июля 2012 года в библиотеке города Павлограда прошла  читательская конференция, посвящённая творчеству писателя-антифашиста Ярослава Александровича Галана. Развёрнута книжная выставка к 110-летию со дня рождения выдающегося писателя. В этих мероприятиях активное участие приняли члены городской организации ПСПУ.

 Ярослав Галан родился 27 июля 1902 года в Дынуве (ныне в Польше) в семье служащего. Во время Первой мировой войны эвакуировался вместе с семьёй в Ростов-на-Дону, после войны вернулся на родину. В 1923 году окончил гимназию Перемышля, учился в Высшей торговой школе Триеста в Италии. В 1923-1928 годах получил высшее образование в Венском и Краковском университетах. В студенческие годы приобщился к левому движению. Принимал участие в подпольной работе. В 1929-1932 годах один из организаторов и член редколлегии журнала "Вікна" ("Окна").

 На 1920-е приходится и начало творческой деятельности писателя. Он был одним из организаторов группы украинских пролетарских писателей "Горно". В 1927 он закончил работу над своей первой значительной пьесой "Дон Кихот из Этенгейма". В комедии "99 %" (1930), впервые поставленной полулегальным львовским "Рабочим театром", Галан разоблачал продажность националистических и шовинистических партий. Тема классовой борьбы и осуждение национальной сегрегации актуализируются в пьесах "Груз" ("Вантаж", 1930) и "Ячейка" ("Осередок", 1932), призывающей к единству действий и классовой солидарности украинского, польского и еврейского пролетариата. 

 За свою политическую позицию писатель неоднократно подвергался преследованиям, тюремному заключению (в 1934 и 1937). Ярослав Галан был одним из организаторов Антифашистского конгресса деятелей культуры во Львове в 1936 году. Кроме того, он принял участие в крупнейшей политической манифестации 16 апреля 1936 года во Львове, расстрелянной польской полицией (всего было убито тридцать львовских рабочих и ранено двести участников демонстрации). Памяти погибших товарищей Галан посвятил рассказ "Золотая арка".            

После присоединения Западной Украины и Западной Белоруссии к СССР в сентябре 1939 года Ярослав Галан работал в редакции газеты "Вільна Украіна", руководил литературной частью Львовского ГДТ писал очерки и рассказы об изменениях на воссоединённых западных областях УССР. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годах работал в редакциях фронтовых газет, был радиокомментатором и спецкором газеты "Советская Украина", а затем "Радянська Україна". В 1943 году издал сборник военных произведений "Фронт в эфире". В военные и послевоенные годы осуждал украинских националистов (бандеровцев, мельниковцев, бульбовцев) как пособников нацистских оккупантов. В 1946 году в качестве корреспондента "Советской Украины" представлял советскую прессу на Нюрнбергском процессе по делу немецких военных преступников.

 В своих послевоенных сатирических памфлетах Ярослав Галан критиковал националистическую и клерикальную реакцию (в частности, греко-католическую церковь и антикоммунистическую официальную доктрину Ватикана): "Их лицо" (1948), "Перед лицом фактов" (1949), "Отец тьмы и присные" (1949), "Ватиканские идолы жаждут крови", "То, чего не забывают", "Ватикан без маски" и др. В трагедии "Под Золотым орлом" (1947) сопоставил преступления против человечества, совершавшиеся в нацистских концлагерях, с произволом американских оккупационных войск в Западной Германии. В пьесе "Любовь на рассвете" (1949, издание 1951) представил торжество социализма в послевоенном западноукраинском селе.

Ярослав Галан много писал об украинских националистах, в своем очерке "Чему нет названия" он описывал преступления ОУН:

"Четырнадцатилетняя девочка не может спокойно смотреть на мясо. Когда в ее присутствии собираются жарить котлеты, она бледнеет и дрожит, как осиновый лист. Несколько месяцев назад в Воробьиную ночь к крестьянской хате недалеко от города Сарны пришли вооруженные люди и закололи ножами хозяев. Девочка расширенными от ужаса глазами смотрела на агонию своих родителей. Один из бандитов приложил острие ножа к горлу ребенка, но в последнюю минуту в его мозгу родилась новая идея: "Живи во славу Степана Бандеры! А чтобы чего доброго, не умерла с голоду, мы оставим тебе продукты. А ну, хлопцы, нарубайте ей свинины!.." "Хлопцам" это предложение понравилось. Через несколько минут перед оцепеневшей от ужаса девочкой выросла гора мяса из истекающих кровью отца и матери".

 Его острые памфлеты били без промаха. Даже по названиям можно ощутить их направленность: "С крестом или ножом", "Что такое Уния", "Сумерки чужих богов", "Отцы тьмы и присные", "На службе у сатаны", "Апостолы предательства" и др. Его пьеса "Под золотым орлом" долгие годы не сходила с театральных подмостков Украины.

Галан показывал, как мельниковцы и бандеровцы боролись друг с другом за право быть первыми на службе у немецкого фашизма. Он разоблачал лидеров ОУН, пытавшихся отрицать участие абвера в создании УПА. На фактическом материале раскрывал преступления батальона "Нахтигаль", роль униатской церкви в создании дивизии СС "Галичина". Эти памфлеты были так остры и злободневны, что оуновцы и Папа Римский объявили его врагом N1.

  Как оказалось впоследствии, убийцей Галана был участник бандформирований ОУНа Михаил Стахур.                          Студент пединститута, бравший консультации по вопросам литературы у Галана, однажды сказал последнему, что один его знакомый молодой человек (имея в виду Михаила Стахура) сочиняет стихи и желает получить у него консультации по этому вопросу. Галан согласился оказывать этому начинающему "поэту" помощь. После того как студент познакомил Стахура с Галаном, состоялось между ними несколько встреч на квартире писателя.

Ярослав Галан жил в доме один. Кроме него, в его доме проживала пожилая женщина-домработница, с которой Стахур довольно быстро установил доверительные отношения. Вскоре она называла его "Мишей", а иногда даже "Мишенькой". "А, Мишенька пришел!" - восклицала она, когда Стахур приходил в дом писателя.

...Вечером, в доме Галана зазвонил дверной звонок. Домработница, подойдя к двери, спросила: "Кто там?" Звонивший ответил, что это он - Стахур. Узнав по голосу Михаила, она открыла дверь. Стремительно ворвавшийся в прихожую дома Стахур схватил домработницу руками и забил ей кляп в рот, чтобы она не подняла шума, связал ей руки и ноги шнуром от телефона, который он предварительно оборвал, чтобы никто не смог воспользоваться им.

Ярослав Галан ничего не подозревал, т.к. услышал знакомый голос Михаила. Одетый по-домашнему в полосатую пижаму, он спокойно сидел и работал за письменным столом, даже не повернув голову в сторону пришедшего. Поздоровавшись с Галаном, Стахур подошел сзади к сидящему в кресле писателю, вытащил из-под плаща гуцульский топорик и несколько раз ударил острым концом по его голове. Ярослав Галан упал на пол, свалив кресло, в котором сидел. Стена комнаты, у которой сидел Галан, была сильно забрызгана кровью, труп Галана в пижаме также лежал в луже крови

 Совершив это ужасное преступление, Стахур, спрятав за пояс под плащ окровавленный топорик, быстро удалился из дома и скрылся в надежном месте, на одной из улиц Львова у своих знакомых, а затем в ночное время выехал из города в лес, где скрывалась его бандитская группа. Стахур так спешил, что допустил серьезную промашку - он оставил в живых домработницу Галана, которая потом в ходе следствия и на судебном процессе по делу Михаила Стахура была одним из основных свидетелей. И.В.Сталин очень ценил и уважал писателя Ярослава Галана. И дерзкое убийство последнего он не мог простить украинским националистам - врагам Советской власти. В 1951 году, наконец, из агентурных источников поступили данные, что в одном из лесных массивов, в бункере, в банде из четырех человек, скрывается убийца Галана террорист Михаил Стахур. Также поступили сведения, что эти бандиты периодически в ночное время приходили в близлежащее село в дом пожилых людей - деда и бабки, которые готовили для них горячую пищу. Группа захвата без единого выстрела молниеносно осуществила задачу. Захваченные бандиты были доставлены в ближайший райотдел УМГБ. Среди них оказался 19-летний убийца писателя-публициста Ярослава Галана - Михаил Стахур.

 М.Стахур совершил девять зверских убийств.

 В начале 1952 года в г. Львове состоялся судебный процесс над М. Стахуром, который вел Военный трибунал Прикарпатского военного округа. Председатель Военного трибунала читал приговор долго, перечисляя все преступления, совершенные Стахуром. И в конце объявил, что последний приговаривается за все эти преступления к высшей мере наказания - смертной казни через повешение. Надо сказать, что смертная казнь, а именно через повешение, не применялась у нас в стране с военного времени. Ее тогда применяли к изменникам Родины, участвовавшим в массовых уничтожениях советских людей в так называемых "душегубках". И вот в 1952 году, семь лет спустя после войны, этот вид казни был снова применен.

 Вот так была закончена жизнь подлого оуновского палача.

 А имя выдающегося писателя  было присвоено кораблям, школам, музеям, колхозам, предприятиям, улицам и площадям, установлены памятники и мемориальные доски, действовали сотни молодёжных общественно-политических клубов им. Я. А. Галана. Его книги переведены на десятки языков. Пьесы Галана ставились в ведущих театрах СССР. В литературных студиях изучались приёмы письма Человека, поднявшего украинское слово к вершинам публицистики и реалистичной прозы. Сняты два фильма о жизни и творчестве Ярослава Александровича Галана.

 Пройдёт лихолетье, и вновь памятники великому Украинцу украсят площади городов. И школьники будут вновь учиться правде, читая великолепные произведения Человека, жизнь которого есть подвиг. 

Александр Кучеровский

Источник: ПСПУ

  Обсудить новость на Форуме