17:00 11.03.2011 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"
Подготовка к "бензиновому майдану": автомобилисты против пошлин на импортные нефтепродукты
Украинские автомобилисты, пассажирские и грузовые автоперевозчики намерены начать массовые акции протеста в случае, если будут введены пошлины на нефтепродукты.
Об этом 10 марта 2011 г. сообщил руководитель Всеукраинского центра содействия предпринимательской деятельности Александр Данилюк.
По его словам, автомобилисты и автоперевозчики обратились с открытым письмом к премьеру Николаю Азарову, в котором требуют не допустить введения пошлины на импорт нефтепродуктов.
"Мы глубоко удивлены и раздражены тем фактом, что вы еще не отклонили инициативу министра энергетики и угольной промышленности Юрия Бойко относительно введения пошлины на импорт нефтепродуктов в Украину. Сегодня введение такой пошлины выгодно только технологически отсталым отечественным НПЗ, которые стремятся таким образом повысить цены на собственную продукцию, которая не выдерживает конкуренции с импортным топливом через свое низкое качество", - отмечается в письме.
Авторы обращения убеждены, что "этот необоснованный и полностью лоббистский проект не принесет ни одного позитива для экономики и бюджета Украины. Подобный шаг лишь спровоцирует резкий прыжок цен на топливо, стоимость которого для конечного потребителя может достичь 15 грн за литр".
В свою очередь, как отметил председатель Профсоюза таксистов Украины Василий Попик, введение пошлины на нефтепродукты не только негативно отразится на кармане каждого гражданина, но и в целом парализует экономику, поскольку стоимость нефтепродуктов напрямую влияет на ценообразование практически всех товаров и услуг.
Обращения к премьеру поддержали Профсоюз таксистов Украины, Ассоциация грузоперевозчиков Киева, Клуб внедорожных приключений Off-road Adventure Club и ряд других профсоюзов автоперевозчиков и автоклубов Украины.
Как сообщалось, в конце января 2011 г. Украина начала специальное расследование относительно импорта в страну отдельных видов нефтепродуктов независимо от страны происхождения. Министерство энергетики и угольной промышленности поддерживает введение пошлины независимо от страны происхождения на бензин - 130 евро за тонну, на дизтопливо - 80 евро за тонну.
Украинские НПЗ неоднократно заявляли, что получают нефть для переработки по мировым ценам, тогда как страны Таможенного союза, в частности Беларусь, работают на более дешевом сырье и формируют значительную часть импорта нефтепродуктов на Украине. Украинские НПЗ считают, что пошлина даст возможность увеличить переработку нефтяного сырья и провести модернизацию производств.
В свою очередь, импортеры нефтепродуктов объясняют рост цен подорожаниям нефти в мире и увеличением акцизов, которое было инициировано правительством и поддержано Верховной Радой.
По их мнению, введение пошлины приведет к последующему росту цены на качественные нефтепродукты, поскольку их предложение со стороны отечественных НПЗ отсутствует, что повлечет за собой общее подорожание топлива в стране.
Импортеры считают, что правительство фактически переводит расходы на модернизацию НПЗ из их владельцев на потребителей (по материалам "NEWSru.ua").
Метание из крайности в крайность
как визитная карточка украинских властей
Напомним, что Верховная Рада отменила ввозную пошлину на высокооктановые виды бензина и на дизельное топливо 17 мая 2005 г., приняв Закон Украины "О внесении изменений в Таможенный тариф Украины (относительно стабилизации цен на рынке нефтепродуктов)".
Законопроект был принят по инициативе Юлии Тимошенко, которая в период своего первого премьерства обвиняла российских собственников украинских нефтеперерабатывающих заводов в "картельном сговоре" против "революционного правительства".
Это привело к сокращению производства нефтепродуктов отечественными НПЗ, что повлекло за собой увеличение доли импортных нефтепродуктов на внутреннем рынке.
Сейчас же правительство Н. Азарова решило броситься в другую крайность, запланировав введение пошлин на импортные нефтепродукты, что в условиях резкого скачка цен на нефть на мировых рынках приведет к значительному росту цен на бензин.
Тем более что сам же Кабмин заложил механизм постоянного повышения цен на нефтепродукты в печально известном Налоговом кодексе, заменив транспортный сбор увеличением с 2011 г. ставки акцизного сбора на бензин на 37,9% - с 132 до 182 евро за тонну.
Поэтому абсолютно правы автомобилисты, когда они утверждают, что такой шаг приведет к увеличению цен на бензин, что повлечет за собой повышение стоимости практически всех товаров и услуг.
Правы они и в том, что украинские НПЗ автоматически повысят цены на собственные нефтепродукты более низкого качества, за что заплатит конечный потребитель.
Таким образом, в нынешних условиях, когда цены на бензин А-95 "уже сегодня" практически достигли отметки 10 грн за литр, вводить пошлины на импортные нефтепродукты попросту недопустимо.
И это понимают и в правительстве, о чем свидетельствует позиция первого заместителя министра экономического развития и торговли Вадима Копылова, озвученная 16 февраля 2011 г. на брифинге в Киеве.
Он заявил, что пошлины на импортные нефтепродукты необходимо внедрять после завершения модернизации отечественных НПЗ, указав, что введение пошлин в нынешних условиях приведет к подорожанию бензина и дефициту высококачественного топлива.
В. Копылов отметил, что сейчас украинские нефтеперерабатывающие заводы нуждаются в модернизации и поэтому не могут производить бензин высокого качества.
"Современные автомобили очень капризны к горючему, и Министерство экономики предложило нашим нефтеперерабатывающим заводам подготовить программу модернизации заводов с тем, чтобы выпускать необходимое количество высококачественного современного бензина", - сказал он.
По его словам, сразу после того как модернизация НПЗ будет закончена, Минэкономразвития сможет подготовить необходимые документы о введении пошлин.
"Например, завод выходит с программой о том, что у них модернизация и возможность выпуска высококачественного бензина будет через год, то мы готовы и сегодня объявить о введении через год пошлин на импорт бензина для того, чтобы стимулировать проведение модернизации своих заводов", - подчеркнул замминистра.
В. Копылов также отметил, что сегодня заводы думают над таким предложением Минэкономразвития.
Следует отметить, что ранее, 15 марта 2006 г., Кабмин Юрия Еханурова своим распоряжением N145-р утвердил "Энергетическую стратегию Украины на период до 2030 года", которая предусматривает модернизацию отечественных НПЗ.
Как сказано в документе, на первом этапе (до 2015 г.) необходимо довести глубину переработки нефти до 73-75%.
На втором этапе (2015-2025 гг.) глубина переработки нефти должна быть доведена до 85%.
После 2025 г. необходимо обеспечить производство всех основных видов нефтепродуктов с глубиной переработки нефти не ниже 90%, а на новейших технологических линиях - не ниже 95%.
Однако такие планы так и остались на бумаге, в результате чего Украина, на территории которой находятся шесть НПЗ (Лисичанский, Одесский, Дрогобычский, Надвирнянский, Кременчугский и Херсонский) не может конкурировать с той же Беларусью, где расположены два НПЗ (Мозырский и Новополоцкий).
Следовательно, если и нужно вводить пошлины на импортные нефтепродукты, то только после модернизации отечественных заводов, но никак не в нынешних условиях.
В этой связи хотелось бы, чтобы премьер Н. Азаров поддержал позицию Министерства экономического развития и торговли, отклонив инициативу Министерства энергетики и угольной промышленности.
P.S. На сегодняшний день основными поставщиками импортных нефтепродуктов на Украину являются НПЗ государств Таможенного союза – России, Беларуси и Казахстана.
Это произошло благодаря тому, что в соответствии с Соглашением о формировании Единого экономического пространства заводы стран-участниц Таможенного союза оказались в одинаковых условиях, получая российскую нефть без оплаты экспортной пошлины.
В то же время НПЗ Украины получают импортное (преимущественно российское) сырье с полным объемом пошлин, то есть по мировым ценам, в результате чего они не могут конкурировать с заводами стран Таможенного союза на внутреннем рынке.
Поэтому украинским властям следует подумать не только о модернизации заводов, но и о вступлении в Таможенный союз, что позволит отечественным НПЗ получать сырье по внутрироссийским ценам.
Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО
Источник: ПСПУ
Обсудить новость на Форуме
5 ноября 2024
« | Ноябрь 2024 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |