21:45 05.11.2016 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"

План Додона по Приднестровью и перспективы мирного урегулирования на Донбассе


30 октября 2016 г. в Молдове состоялись первые за 20 лет прямые президентские выборы, в ходе которых лидер пророссийский Партии социалистов Игорь Додон набрал 48,7% голосов, в то время как его соперница – глава прозападной Партии действия и солидарности Майя Санду – 38,71%. Поскольку никто из кандидатов не смог заручиться в первом туре поддержкой свыше 50% избирателей, лидеры президентской гонки повторно встретятся 13 ноября 2016 г.

При этом возможная победа явного фаворита избирательной кампании отразится и на Украине: глава молдавских социалистов не только выступает за пересмотр или даже отказ от экономической части Соглашения об ассоциации с Евросоюзом в пользу интеграции в Евразийский экономический союз, при сохранении Кишиневом нейтрального статуса, но и продвигает собственный план мирной реинтеграции Приднестровья в политико-правовое пространство Молдовы, который должен послужить сигналом Киеву о необходимости урегулирования ситуации на Донбассе сугубо политическими методами.

Проект молдавско-приднестровского урегулирования изложен в «Концепции основных принципов Молдавской Федерации», которую лидер социалистов символично презентовал 25 ноября 2013 г. – в 10-ю годовщину отзыва «коммунистом-атлантистом» Владимиром Ворониным своей подписи под парафированным «Меморандумом об основных принципах государственного устройства объединенного государства».

«Меморандум Козака»: упущенный шанс. Документ был подготовлен при участии Дмитрия Козака, заместителя главы Администрации президента России, в этой связи получив название «меморандум Козака», предварительно одобрен президентами Приднестровья и Молдовы и предусматривал федерализацию молдавского государства путем создания трех субъектов Федерации - Республики Молдова, Приднестровской Молдавской Республики и Автономно-территориального образования Гагаузия.

При этом Меморандум предусматривал право субъектов Федерации на выход из состава Федерации, однако исключительно в случаях принятия решения о присоединении Федерации к другому государству и (или) в связи с полной утратой Федерацией своего суверенитета.

Предусматривал создание двухпалатного парламента, закреплял статус Молдовы как нейтрального демилитаризованного государства, чтоозначает упразднение Вооруженных сил, при временном сохранении военного присутствия России в Приднестровье на переходный периодсроком до 2020 г. с целью «представления гарантий безопасности, условий объединения и территориальной целостности Федеративной Республики Молдова».

Предусматривал предоставление официального статуса русскому и молдавскому языкам как языкам делопроизводства во всех органах государственной власти и местного самоуправления на всей территории Федерации, одновременно гарантируя возможность субъектам Федерации устанавливать в своих конституциях наряду с молдавским и русским языками другие официальные и (или) государственные языки субъектов Федерации.

Все эти ключевые положения субъекты Федерации должны были закрепить в проекте новой Конституции при участии стран-гарантов и международных посредников и после публичного обсуждения вынести его на Всенародный референдум по вопросу принятия Конституции Федерации не позднее 31 октября 2004 г.

Реакция Запада: акт капитуляции Воронина. План федерализации вызвал резкую негативную реакцию Запада: посол США в Молдове Хетер Ходжес и председатель ОБСЕ (будущий Генсек НАТО) Яап де Хооп Схеффер оказали беспрецедентное давление на молдавского президента. Под их нажимом в ночь на 25 ноября 2003 г., когда в Кишиневе полным ходом шли приготовления к приезду президента России Владимира Путина, который должен был присутствовать на подписании Меморандума, В. Воронин дезавуировал свою подпись.

В итоге, визит В. Путина был отменен в последний момент, а сам В. Воронин как «истинный еврокоммунист» сначала мотивировал свой отказ желанием «посоветоваться с европейским сообществом», а затем стал называть причиной отказа несогласие с российским военным присутствием, при этом даже обвинив Россию в подлоге заранее согласованных документов.

Однако 25 ноября 2005 г. в интервью изданию «Коммерсант» эти обвинения опроверг сам Д. Козак: по его словам, изначально Приднестровье настаивало на сохранении российского контингента на 49 лет, и президент Молдовы «подписал первый документ как раз в том виде, в котором предложили приднестровцы». Но потом именно Россия предложила сократить этот срок, мотивируя свою позицию тем, что «на такой длительный срок такой контингент не требуется», после чего В. Воронин «своей рукой уже после приднестровцев вписал другой срок, до 2020 года».

«Это было 14 ноября. Второй документ был подписан 24-го числа, это чистовой вариант первого, правленого его рукой, и в той редакции, которую предложил сам президент Молдовы. Вот, собственно, и вся история», - подчеркнул Д. Козак.

Дальнейшие события развивались таким образом: «24 ноября примерно через час после повторного подписания меморандума, как только сел в самолет лететь в Киев для встречи и обсуждения подписанного меморандума с Кучмой, раздался звонок Воронина: «Возвращайтесь скорее. Ко мне тут пришел иностранный дипломат (он назвал страну) и такое рассказал, такое написал...» Думаю, что уже в этот момент все было решено».

По его словам, после отказа от подписания документа под давлением Запада «Господин Воронин ничего, кроме покаяния, не мог произнести. Я уж не хочу, чтобы это освещалось в СМИ, все слова, которые произносились в том разговоре, он был при свидетелях, пусть они соберутся вместе и вспомнят тот ноябрьский вечер... Он просил прощения и корил себя, называл себя уничижительными словами за такой поступок, называл себя обманщиком России, обманщиком президента, говорил, что меня обманул. Да, для меня это был шок...».

«План Ющенко»: разрыв Кишинева и Тирасполя. После провала российского «Меморандума Козака» свою «визию» по урегулированию «замороженного» конфликта предложил 22 апреля 2005 г. на саммите ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия) в Кишиневе «оранжевый» президент Украины Виктор Ющенко.

Его план предполагал проведение «на правовых условиях статуса Приднестровья» выборов в Верховный совет Приднестровья как «представительский орган Приднестровского региона республики Молдова» под международным контролем, трансформацию формата миротворческой миссии в международный механизм под эгидой ОБСЕ и т.д.

Однако «план Ющенко» так и не стал совместным планом политического урегулирования для Кишинева и Тирасполя: 22 июля 2005 г. парламент Молдовы в одностороннем порядке без согласования своих действий с ПМР принял закон «Об основных положениях особого правового статуса населенных пунктов левобережья Днестра (Приднестровья)».

Закон устанавливает статус Приднестровья как «особого автономно-территориального образования, являющегося неотъемлемой составной частью Республики Молдова», которое «в пределах полномочий, определенных Конституцией и законами Республики Молдова решает вопросы, отнесенные к его ведению».

В законе указано, что «после формирования в Приднестровье демократически избранной системы власти и исполнения условий демилитаризации, оговоренных в Постановлении парламента Молдавии от 10 июня 2005 года» (речь идет о выводе из Приднестровья всех российских войск, включая и российских миротворцев) должен начаться переговорный процесс «для совместной разработки и принятия органического Закона Республики Молдова об особом правовом статусе Приднестровья» и «системы внутренних гарантий» его исполнения.

В ответ власти Тирасполя раскритиковали принятый парламентом Молдавии закон о статусе Приднестровья. Так, заместитель министра информации и телекоммуникаций непризнанной республики Светлана Антонова заявила, что принятие закона «явочным порядком, без всяких консультаций с Тирасполем, является неприкрытым цинизмом». Она назвала это «политикой выкручивания рук, когда недоговоренные решения принимаются в одностороннем порядке».

В свою очередь, как заявил президент Приднестровья Игорь Смирнов, принятие парламентом Молдавии данного закона фактически похоронило план урегулирования, предложенный президентом Украины В. Ющенко. «Односторонние действия Молдовы, неуместные инициативы парламента по реализации плана Ющенко, свели его (план) на нет», - сказал он. «Я получаю много писем от граждан и общественных организаций, которые просят провести референдум о прекращении переговоров с Республикой Молдова», - отметил И. Смирнов.

И именно в качестве ответной меры на отказ Кишинева от реализации «меморандума Козака» и последующую одностороннюю имплементацию «плана Ющенко» власти Тирасполя провели 17 сентября 2006 г. референдум, на который были вынесены два вопроса:

1. «Поддерживаете ли Вы курс на независимость Приднестровской Молдавской Республики и последующее свободное присоединение Приднестровья к Российской Федерации?»;

2. «Считаете ли Вы возможным отказ от независимости Приднестровской Молдавской Республики с последующим вхождением в состав Республики Молдова?».

В результате всенародного волеизъявления по первому вопросу «за» признание ПМР международным сообществом и дальнейшую интеграцию с Россией высказались 97,1% приднестровцев, «против» - 2,3%. На второй вопрос положительно ответили 3,4% граждан ПМР, отрицательно - 94,6 %.

«Концепция Додона»: шанс на воссоединение. Лидер Партии социалистов презентовал «Концепцию основных принципов Молдавской Федерации» накануне парламентских выборов 30 ноября 2014 г., впоследствии именно с этим планом мирного урегулирования одержав победу в избирательной гонке, получив поддержку 20,51% избирателей.

Однако его политической силе не удалось сформировать новое парламентское большинство и поэтому статус правящей коалиции сохранила «Коалиция проевропейского правления», куда входят Либерал-демократическая партия Молдовы, Демократическая партия Молдовы и Либерал-реформаторская партия, образовавшаяся в результате раскола Либеральной партии.

Тем не менее, в первом туре президентских выборов кандидат от Партии социалистов одержал очередную убедительную победу, подтвердив востребованность в обществе своей концепции преобразования Молдовы на федеративных принципах с целью урегулирования многолетнего территориального конфликта между Кишиневом и Тирасполем.

По сведениям СМИ, одним из соавторов документа является бывший глава МИД Приднестровья Валерий Лицкай, возглавлявший внешнеполитическое ведомство самопровозглашенной республики с 3 августа 2000 г. по 1 июля 2008 г., и принимавший в тот период активное участие в работе над «меморандумом Козака»:

- с 27 августа 2002 г. он был членом делегации ПМР для участия во втором раунде кишиневского заседания «Постоянного совещания по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию»;

- с 23 апреля 2003 г. - полномочным представителем от ПМР в совместной Комиссии по разработке проекта Конституции Федеративного Государства, образуемого ПМР и Республикой Молдова.

Согласно «концепции Додона», предполагается создание трех субъектов Федерации - Республики Молдова, Приднестровской Молдавской Республики и Автономно-территориального образования Гагаузия, однако документ, в отличие от «меморандума Козака», не регламентирует вопрос возможного выхода субъектов Федерации из ее состава.

Документ также предусматривает создание двухпалатного парламента изакрепляет статус Молдовы как нейтрального демилитаризованного государства, но при этом не регламентирует вопрос пребывания военнослужащих России в Приднестровье, послуживший камнем преткновения при подписании «меморандума Козака».

При этом документ устанавливает статус молдавского языка как государственного языка и русского языка как языка межнационального общения на всей территории Федерации, тогда как в «меморандуме Козака» они имели одинаковый юридический статус.

В то же время он определяет, что делопроизводство во всея органах государственной власти и местного самоуправления осуществляется на молдавском и русском языках, тем самым практически уравнивая их в правах.

Одновременно «концепция Додона» предусматривает, что конституциями субъектов Федерации наряду с молдавским и русским языками на территориях субъектов Федерации могут быть установлены другие государственные языки субъектов Федерации, тем самым дублируя «меморандум Козака».

Вместе с тем в документе не регламентирован вопрос организации Всенародного референдума по проекту новой Конституции с установлением конечной даты его проведения, как это было предусмотрено в российском проекте.

Однако после победы в первом туре президентских выборов 2 ноября 2016 г. в интервью Радио Свобода лидер социалистов уже пообещал добиваться проведения плебисцита в случае избрания на пост главы государства.

По его словам, существует необходимость объединения Молдовы. «Политическое решение заключается в предоставлении Приднестровью особого статуса. Мы видим решение, и мы предложили решение в этом плане: создание федеративного государства», - сказал И. Додон.

При этом он подчеркнул, что у президента нет полномочий для принятия подобных решений и поэтому для достижения этой цели необходимы переговоры на разных уровнях. «Только после этого назначается референдум. И люди скажут, согласны они или нет. Мы обязаны воссоединить страну. И сделаем все возможное для этого», - резюмировал И. Додон.

Как известно, Молдова является парламентской республикой с ограниченными президентскими полномочиями, однако при этом глава государства обладает целым рядом прав: заключать международные соглашения, вводить военное положение как главнокомандующий вооруженными силами, инициировать проведение референдумов, распускать парламент, приостанавливать действие актов правительства и т.д.

Но главное, что возможное избрание лидера социалистов на пост президента послужит очередным ярким подтверждением и так очевидного факта: нынешний прозападный парламент не отражает подлинных настроений избирателей. И это обстоятельствопоставит на повестку дня вопрос о необходимости его «перезагрузки» посредством проведения досрочныхпарламентских выборов, не дожидаясь даты проведения очередных выборов в конце 2018 г.

Эти события, безусловно, отразятся на внутриполитической ситуации в нашей стране, где в результате февральского переворота 2014 г. власть захватили представители «партии войны», состоящей из двух майданных фракций - умеренной и радикальной, для которых бесконечные боевые действия против мятежного Донбасса превратились в инструмент удержания власти в собственных руках.

В этих условиях уже сам факт избрания на пост президента в сопредельной Молдове политика, выступающего за реинтеграцию Приднестровья в состав молдавского государства путем предоставления ему «особого статуса» субъекта Федерации, подорвет позиции киевских «ястребов войны», правда, изрядно «общипанных» в «котлах» на Восточном фронте, которые отнюдь не отказались от сценария военного разгрома самопровозглашенных республик Донбасса как способа «урегулирования конфликта».

 

Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО

Источник: ПСПУ

  Обсудить новость на Форуме