18:46 23.04.2018 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"

"Петро Автокефальный" и "эстонский сценарий" разжигания религиозной войны


Действующий президент наверняка войдет в новейшую историю не только как «Петро Мальдивский», но и как «Петро Автокефальный»: 19 апреля 2018 г. Верховная Рада повторно поддержала обращение к Константинопольскому Патриарху об автокефалии Православной церкви, представленное на заседании парламента Петром Порошенко и поддержанное раскольническими Киевским патриархатом и Украинской автокефальной православной церковью.

Тем самым майданный режим подтвердил неизменность курса на реализацию т.н. «эстонского сценария» с целью создания двух юрисдикций на одной церковной территории в нарушение конституционного принципа разделения церкви и государства (статья 35) и канонического признания Константинопольским Патриархатом принадлежности Киевской митрополии к Русской Православной Церкви (Томос 1686 г.), что в условиях организованной властями травли Украинской Православной Церкви чревато полномасштабной религиозной войной на всей территории Украины.

Верховная Рада приняла Постановление «О поддержке обращения Президента Украины к Вселенскому Патриарху Варфоломею о предоставлении Томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине» голосами 268 народных депутатов. Ранее парламентарии уже выступали с подобным обращением на имя Константинопольского Патриарха, которое было утверждено Постановлением Верховной Рады N1422-VIII от 16 июня 2016 г., напоминается в документе.

Как заявил в своем выступлении с трибуны парламента П. Порошенко, поводом для написания очередной «челобитной» на имя Варфоломея с «нижайшей просьбой» о предоставлении автокефалии двум непризнанным Вселенским Православием раскольническим группировкам послужила его личная Пасхальная встреча с Константинопольским Патриархом, которую президент назвал «очень обнадеживающей и наиболее результативной».

По его словам, этот долгожданный Томос «станет не только торжеством Православия, но и актом восстановления глубокой исторической справедливости»,поскольку «Именно из Царьграда пролился на нашу благословенную землю свет христианской веры».

Как утверждает глава государства, все больше православных граждан хотят иметь Единую Поместную Церковь,которая будет «евхаристически, молитвенно связана с другими поместными церквями, но административно независимая от любых иностранных церковных юрисдикций. Особенно от той, которая напрямую связана со страной-агрессором».

Президент отметил, что предоставление Томоса об автокефалии Единой Украинской Православной Церкви «удалит рудименты того политического проекта, который называется «Русским миром» и который придумали, кстати, именно иерархи РПЦ. Это уже потом эту опасную для Украины политическую ересь взяла на вооружение власть Российской Федерации».

В этой связи президент заявил, что вопрос автокефалии представляет собой «вопрос национальной безопасности и нашей обороны в гибридной войне», мотивировав свою позицию тем, что «Кремль рассматривает РПЦ как один из ключевых инструментов влияния на Украину».

Как заявил президент, вопрос предоставления Томоса об автокефалии выходит за рамки церковных дел. «Речь идет о нашей окончательной независимости от Москвы. Здесь не только религия, здесь - геополитика. А для меня дело утверждения независимой поместной Церкви - такого же веса, как уже полученные Безвиз и Соглашение об ассоциации с Евросоюзом», - подчеркнул П. Порошенко.

Вместе с тем П. Порошенко тут же принялся доказывать, что предоставление Томоса на автокефалию якобы «никак не означает нарушение конституционного принципа свободы совести». «Все верующие имеют и будут иметь право свободно выбирать себе как конкретный храм, так и церковную юрисдикцию. Кто захочет остаться в той церкви, которая сохранит единство с РПЦ, тоже сохраняют за собой гарантированное право собственного выбора», - пообещал президент.

Как видно, предложенный президентом и поддержанный парламентом способ учреждения т.н. Поместной церкви представляет собой печально известный «эстонский сценарий» создания двух параллельных церковных юрисдикций на одной канонической территории, с которым в период «оранжевой пятилетки» уже носился президент Виктор Ющенко, всячески обхаживая Патриарха Варфоломея.

Справка. 22 февраля 1996 г. Священный синод Константинопольского Патриархата возобновил действие Томоса Константинопольского Патриарха Мелетия IV от 7 июля 1923 г., принявшего Эстонскую православную церковь в свою юрисдикцию на правах автономии как Эстонскую православную митрополию в ответ на обращение Собора Эстонской церкви от 23 сентября 1922 г. о предоставлении автокефалии.

Таким образом, Константинопольский Патриархат учредил Эстонскую апостольскую православную церковь как автономную Церковь под своей юрисдикцией наряду с действующей Эстонской православной церковью Московского Патриархата. Причем это произошло несмотря на то, что в 1978 г. Константинопольский Патриархат по требованию Московского Патриархата объявил недействительным Томос 1923 г., учреждавший автономную Эстонскую православную церковь.

В ответ Священный синод Русской Православной Церкви приостановил евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом в знак протеста против учреждения параллельной юрисдикции на канонической территории РПЦ, поскольку церковное право не предусматривает создания никаких параллельных юрисдикций, квалифицируя такие действия как раскол.

В 1996 г. на переговорах в Цюрихе стороны пошли на компромисс, признав возможность временного сосуществования в Эстонии двух церковных юрисдикций при соблюдении принципа свободного самоопределения приходов. 16 мая 1996 г. решением Синода РПЦ прерванное Московским Патриархатом общение с Константинополем было возобновлено.

На сегодняшний день Эстонская апостольская православная церковь объединяет около 7 тысяч верующих, большая часть из которых - этнические эстонцы. ЭАПЦ насчитывает 60 приходов, в которых служит 30 священников и 9 диаконов. Для сравнения: Эстонская православная церковь Московского Патриархата, имеет 31 приход, на которых несут служение 45 священников и 13 диаконов, объединяет более 100 тысяч верующих.

Однако современная майданная Украина – это далеко не тихая Эстония, поскольку в нынешних условиях целенаправленной травли Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, как единственной канонической Церкви на Украине, имеющей статус самоуправляемой с правами широкой автономии в составе РПЦ, реализация данного сценария обернется кровавым религиозным конфликтом.

Тем более что эта травля осуществляется на уровне первого лица государства, свидетельством чему служит выступление президента в парламенте, в ходе которого П. Порошенко объявил УПЦ носительницей «политической ереси» и инструментом «гибридной войны»,препятствующей получению «окончательной независимости от Москвы» (как известно, президент уже столько раз «окончательно» прощался с Россией, что уже и сам сбился со счета).

Ведь не приходится сомневаться в том, что принятие раскольников из Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви в юрисдикцию Константинопольского Патриархата будет воспринято ультраправыми и их высокопоставленными покровителями как команда «фас» на насильственный захват храмов и монастырей канонической Церкви.

Они начнут методом террора переводить приходы УПЦ под контроль новоявленной ППП (Поместной православной церкви) как проекта БПП (Блока Петра Порошенко), при этом наплевав на обещание президента сохранить за общинами право свободного выбора церковной юрисдикции, поскольку сам же президент фактически ставит вне закона каноническую Церковь, объявляя ее неким инструментом «страны-агрессора».

Формально майданные власти добиваются от Константинопольского Патриархата предоставления автокефалии двум карманным раскольническим группировкам – УПЦ КП и УАПЦ, которые в действительности даже между собой объединиться не могут.

Этот сценарий предполагает создание новой автокефальной церкви как самостоятельной поместной церкви, канонически независимой от других поместных церквей, но пребывающей с ними в литургическом общении.

Однако в этом случае Верховной Раде следовало бы адресовать свое обращение к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, поскольку по нормам церковного права Украина является канонической территорией РПЦ, которая и является «материнской церковью» для УПЦ.

В этой связи возможное предоставление Константинопольским Патриархатом автокефалии украинским раскольникам повлекло бы за собой раскол всего Вселенского Православия, поскольку многие поместные церкви отказались бы признавать каноничность такого решения.

Как раз по этой причине наиболее вероятным является вариант возможного перехода непризнанных раскольнических структур в юрисдикцию Константинопольской Православной Церкви как одной из 15-ти существующих автокефальных церквей с целью последующего предоставления им автономного статуса в ее составе по «эстонскому сценарию» (в настоящее время в православном мире существует 5 автономных церквей).

В этой связи остается лишь надеяться на мудрость и порядочность Константинопольского Патриархата, просто обязанного сохранить свою приверженность уже 300-летнему Томосу о передаче Киевской митрополии в каноническое ведение Московского Патриарха, который издали в 1686 г. Вселенский Патриарх Дионисий IV и Священный Синод Константинопольской Церкви, для недопущения полномасштабной религиозной войны на Украине.

Тем более что ранее Патриарх Варфоломей неоднократно публично заявлял, что считает УПЦ МП единственной канонической Православной Церковью на Украине, рассматривая возвращение под ее омофор раскольников из Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви в качестве единственного возможного способа преодоления существующего церковного раскола в нашей стране.

Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО

Источник: ПСПУ

  Обсудить новость на Форуме