20:30 04.10.2017 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"
Пенсионная и судебная реформы, Аваков VS Порошенко
Главные итоги вчерашнего дня, прогнозы на завтра
По кому ударит пенсионная реформа?
У парламента вчера – после целых трех недель паузы – был большой день голосований. Главным из них, безусловно, оказалосьпринятие пенсионной реформы, которая – как еще недавно считалось – не имеет шансов на принятие. Оказалось, что имеет, причем великолепные: ее приняли почти конституционным большинством.
Против проголосовали только Оппозиционный блок и, частично, "Батькивщина". За – не только коалиция и группы-сателлиты, но и "Самопомощь" с Радикальной партией. Почему Ляшко решил проголосовать при том, что и без его фракции голосов вполне хватало, остается загадкой. Можно лишь предположить, что у Банковой не было уверенности в голосовании всех, кто проголосовал в итоге.
Между тем, если оценивать реформу объективно, то больше всего она бьет по электорату как раз "Самопомощи", Радикальной партии и "Батькивщины" – то есть по самозанятому населению. Из множества новых норм главная – это значительное увеличение страхового стажа, необходимого для получения хотя бы минимальной пенсии: для мужчин – до 25 лет уже в следующем году и до 35 лет к 2027 году, для женщин – на пять лет меньше.
Кто попадает в группу риска не получить пенсию в 60 лет? Во-первых, заробитчане, во-вторых, мелкий бизнес, в-третьих, самозанятое сельское население. То есть все те, чья трудовая книжка не лежала всю жизнь в отделах кадров или департаментах по персоналу.
Причем нормы закона приняты так, что некоторые граждане не смогут получить нужный стаж вообще никогда. К примеру, мужчина 59 лет будет иметь 24 года стажа в 2018 году, он доработает нужный год, но в 2019-м нужно уже будет иметь 26 лет стажа, в 2020-м – 27 лет и т. д. И останется либо докупать стаж, либо ждать 65 лет.
Хотя сейчас об этом мало кто из работающих задумывается, но докупать или ждать 65 лет придется многим. Период активной трудовой жизни у большинства сейчас начинается в 21-22 года (обучение в ВУЗе зачтут лишь некоторым категориям студентов-бюджетников), а значит, до 60-ти остается всего 38 лет, из которых 35 нужно иметь в трудовой книжке. При нынешней безработице – задача не из простых.
Что изменит судебная реформа?
Еще один принятый вчера парламентом закон – вторая часть судебной реформы. Первая была принята еще в прошлом году, но не могла заработать из-за отсутствия ряда сопроводительных законов. Теперь этот вакуум заполнен.
Если рассматривать реформу с точки зрения среднестатистического гражданина, то главное в ней – введение "предоплаты" при подаче заявления в суд. То есть любой, кто хочет судиться, должен внести нечто вроде залога, который покроет расходы на судебное разбирательство. Выиграл суд – ответчик компенсирует (если есть чем), проиграл – прощай, залог. И в любом случае, суды становятся занятием не для бедных.
Также еще одно скандальное новшество -ограничение срока досудебного следствия 6 месяцами (с момента регистрации уголовного производства), а если появляется подозреваемы, то двумя. При этом не совсем пока понятно - будет ли данная норма действовать задним числом, но если будет, то привет к закрытию огромного количества дел-висяков. В том числе и по Майдану, и по действиям прошлой власти и, частично, нынешней. Правда, так как никто не отменял сроков давности, то по всем данны эпизодам дела можно возбуждать раз за разом. Кроме того, на доследование любое дело может вернуть прокурор.
На государственном уровне реформа тоже многое меняет. О ней много сказано как о реформе, которая усиливает позиции президента в судебной системе. Это и так, и не так. Она, скорее, сохраняет влияние президента на судебную систему, но при этом устраняет влияние на нее парламента. Глава государства будет утверждать списки судей Верховного суда, которому возвращается вся полнота судебной власти, а Верховная Рада никакого отношения иметь к этому не будет.
Но если объективно, то все эти схемы управления судебной системой – вопрос второстепенный. Дело не в том, кто будет высшей инстанцией – Верховный суд или высшие специализированные суды, – а в том, насколько сильна исполнительная власть. Когда она сильна, судебная система выполняет все заказы, когда она слабеет – никакие реформы не помогут. В этом можно убедиться сейчас, это мы увидим и после реформы.
Аваков VS Порошенко: конфликт выходит на поверхность
Власть тем временем разрывают внутренние конфликты. Вчера одной из главных тем обсуждения в политкругах было заявление советника главы МВД Геращенко о том, что между президентом и министром внутренних дел имеется конфликт. То, о чем известно в политикуме практически всем еще с 2014 года, впервые было озвучено публично.
Причем Геращенко озвучил несколько обтекаемую, но, в общем, правильную подоплеку имеющегося конфликта: Порошенко хочет подмять под себя все силовые структуры, а Авакову это не нравится. Что не удивительно, ведь единственная силовая структура, которая практически не подчиняется президенту и при этом представляет для него угрозу, – это Нацгвардия. Есть еще полиция, но она в больших политических играх не участвует. И есть еще НАБУ, но там особый случай.
То, что конфликт вынесен в публичную плоскость, симптоматично. Однако еще интереснее то, что никаких последствий это не имело: "Народный фронт" делал президенту ультиматумы по отставке начальника Генштаба, теперь озвучил информацию о конфликте двух главных игроков украинской политики, но при этом, как уже сказано, синхронно голосовал за все реформы. Включая судебную, которая усиливает Банковую и ослабляет парламент (в том числе – сам "Народный фронт").
То, что гром после слов Геращенко не разразился, означает, что сама информация о конфликте – это лишь предупреждение президенту. Скорее всего – с целью добиться уступок в торгах о составе Кабмина или акциях единой партии власти. Но если уступок не будет, гром таки может грянуть.
Доллар по 27 – еще не вечер?
Доллар вернулся к весенней отметке 27 гривен (и даже чуть выше) в продаже. Формальная причина – ослабление евро из-за событий в Каталонии, однако причина откровенно нелогичная: ведь речь идет именно об ослаблении евро, а оно у нас преподносится как усиление доллара. То есть по этой логике курс евро должен был снижаться, а он стоит на месте. Зато доллар растет.
На самом деле, доллар в Украине начал расти еще до каталонского референдума, когда во всем остальном мире он слабел. Опять же, формально это объяснялось тем, что импортеры повысили спрос, а экспортеры придерживают предложение. Но главная причина в том, что ослабление гривны провоцируется бездействием Нацбанка. То есть рост курса доллара происходит с одобрения власти.
И ей он действительно выгоден. Недавно Минфин отрапортовал о размещении еврооблигаций, и деньги, вырученные от этого, правительство может тратить по своему усмотрению. А что выгоднее для него – продать миллиард долларов за 26 млрд гривен или за 27? Ответ очевиден. Так, собственно, и выполняется бюджет. Причем, вполне вероятно, что во власти решили, что 29 миллиардов выгоднее, чем 26 или 27 – и тогда веселые дни для населения только начинаются.
Венгерско-румынский фронт против закона об образовании
Веселые дни только начинаются и для власти – но во внешней политике. Вчера стало известно, что правительства Венгрии и Румынии договорились о совместных действиях, направленных против принятого украинским парламентом и подписанного президентом закона об образовании. Что значительно усложняет для власти возможность отстаивать свою правоту.
За последние недели в украинских СМИ количество критических материалов о Венгрии, пожалуй, даже превысило количество критики в адрес России. Венгрию обвиняли в популизме перед выборами, тоталитаризме, обещали ей десять казней египетских в ПАСЕ и представляли как неадекватную страну-одиночку, которая пытается загородить путь Украины в Европу.
А что говорить теперь? В Румынии не ожидается выборов, ее власть не обвиняют в авторитаризме, в ПАСЕ ее не за что третировать. А аргумент насчет страны-одиночки и вовсе придется изъять из тезисов для ботов Банковой. По сути, аргументов не остается.
Правда, можно было бы честно признать, что языковые нормы закона об образовании не соответствуют европейской практике, и в Румынии, где есть украинские лицеи, это отлично понимают и вправе требовать паритета. Однако такое признание для украинской власти сродни самоубийству. Поэтому лучше придумать что-то вроде вселенского заговора, за кулисами которого, естественно, стоит Москва.
Источник:
Источник: ПСПУ
Обсудить новость на Форуме