17:00 10.01.2011 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"
Память о войне выпиливают вместе с мозгами
Когда сегодня под предлогом переоценки ценностей ли, в угоду новым хозяевам, покровителям, спонсорам, кураторам ли, легко и демонстративно оплевывается и уничтожается то, что вчера считалось святым, это называется "ничего святого". Еще совсем недавно в нашей стране, которая тогда была единой, память о Победе в Великой Отечественной войне и воинах, добывших эту Победу, считалась святой. Осквернение и уничтожение памятников воинам Великой Отечественной считалось немыслимым делом, кощунством.
Сегодня, в эпоху торжествующей свободы, в первую очередь – свободы от морально-нравственных самоограничений, уничтожение памяти и памятников становится делом привычным и обыденным. Одно время казалось, что вдохновители и "полководцы" сегодняшней параноидальной пропагандистской войны против советской истории пощадят воинов Великой Отечественной, сделают им исключение. Ведь Победа в Великой Отечественной – вне политики, это универсальная ценность высшего порядка, одна для всех, кто считает себя цивилизованными людьми. Воины Великой Отечественной, солдаты и генералы, - это, в том числе, наши с вами деды и прадеды, это те, кто воевал и умирал за нас с вами, за то, чтобы мы сегодня жили, за то, чтобы жили наши дети и внуки. Поэтому, казалось, что хоть эта-то тема на волне "разоблачения" и выворачивания наизнанку всего и вся останется неприкосновенной, хотя бы героев Великой Отечественной оставят в покое, память хотя бы об их подвиге сберегут и сохранят. Напрасная иллюзия. Наивно полагать, что те, кто задался целью вымарать черной краской всю историю советского периода, сохранят в виде исключения одно светлое пятно, раздражающе светлое пятно, бельмо на глазу у "маляров" от истории. Не сохранили, не пощадили, не сделали исключения. Память вымарывают, памятники оскверняют или сносят.
На днях в Ташкенте был демонтирован памятник Герою Советского Союза гвардии генерал-майору Сабиру Рахимову, единственному узбекскому генералу Великой Отечественной, погибшему в 1945-м и похороненному в Ташкенте (где он, по некоторым данным, и родился). Рахимов вступил в Красную Армию в 1922 году, служил в Туркестанском военном округе, командовал кавалерийскими подразделениями в боях с басмачами. Возможно, это ему и припомнили сегодня власти независимого Узбекистана, когда принимали решение о сносе памятника. А, может, сыграл свою роль тот факт, что Рахимов – не узбек, а казах по национальности. Хотя любому вменяемому, не лишенному совести человеку понятно, что Рахимов принадлежит узбекам в той же степени, что и казахам. Так же, как любой герой Великой Отечественной, вне зависимости от его национальности, в равной степени принадлежит всем народам бывшего СССР. Потому что они воевали за одну страну, за всех.
Рахимов воевал в составе Западного и Южного фронтов, в Белоруссии и на Смоленщине, под Ростовом и Таганрогом, на Дону и на Кубани, на Кавказе, в Восточной Пруссии и Восточной Померании. Был неоднократно ранен и контужен, награжден орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Суворова II степени и Кутузова II степени, орденом Красной Звезды. В марте 45-го в боях за город Данциг (ныне – польский Гданьск) Сабир Рахимов, тогда – командующий 37-й гвардейской стрелковой дивизией в составе 65-й армии, был смертельно ранен и умер в госпитале, не приходя в сознание. Звание Героя Советского Союза было присвоено ему посмертно в мае 1965 года. Именем Рахимова были названы станция ташкентского метро и один из районов узбекской столицы. В ноябре прошлого года станция метро была переименована в "Алмазар" (узб. Olmazor) - "Яблоневый сад". (Под таким названием, к слову говоря, в советском Узбекистане выпускали портвейн). В декабре та же участь постигла и район имени Сабира Рахимова. Стало понятно, что памятник генералу тоже обречен. И точно: вот теперь добрались и до него. Памятник сносили в присутствии сотрудников милиции и хокимията (городской администрации).
Это не первый случай уничтожения памятников героям войны в Узбекистане: в 2009 году в ташкентском Парке боевой славы были демонтированы монументы, установленные в 70-е годы в честь 30-летия Победы в Великой Отечественной войне, в частности – памятник Защитнику Родины и бюсты, символизирующие различные рода войск. Кроме того, из Парка были вывезены образцы советской военной техники – "катюши", самолеты, танки и пушки. По словам источника в Министерстве обороны Узбекистана, памятники не соответствовали новому прочтению узбекской истории и не отражали "историю вооруженных сил республики и военного искусства народов Центральной Азии" (узбеки, обессмертившие свое имя в битвах Великой Отечественной, не отражают историю военного искусства узбекского народа – каково?!). В экспозиции Музея Вооруженных Сил Узбекистана, расположенного в том же парке, основное внимание теперь уделяется, в частности, эпохе Тамерлана. Эпоха Великой Победы в величайшей в истории человечества войне старательно стирается из памяти потомков.
Так же, как это происходит и в других республиках бывшего СССР. В Грузии взрывают мемориал Победы в Кутаиси. В Эстонии переносят Бронзового солдата из центра Таллина. По всей Прибалтике оскверняют памятники советским воинам и их могилы. И кое-где на Украине. И в России тоже. То, что вчера казалось немыслимым, стало нормой. При уничтожении личности, народа, государства во главу угла всегда ставится уничтожение памяти и сложившихся представлений о святых вещах. Уничтожение границ и институтов власти – вторично, это лишь следствие. Первопричина – это принцип "Ничего святого и вечного", принимаемый на веру, подменяющий веру, становящийся оружием для разрушения и саморазрушения. Именно это саморазрушение и происходит сегодня на пространстве бывшего СССР, в том числе – через уничтожение памятников воинам Великой Отечественной.
Иногда этот процесс уничтожения собственной памяти и собственных святынь сопровождается одновременным чествованием тех, кого советские воины победили, - гитлеровцев и их союзников. Как, например, в Прибалтике, где маршируют ветераны эсэсовских легионов и где запрещают демонстрировать советские военные награды. Как, например, на Украине, где прославляют деятелей ОУН-УПА. Как, например, в Молдавии, где одной из улиц в пригороде Кишинева присваивается имя маршала Антонеску. Иногда памятники уничтожают по причинам их "неэстетичности" и "архаичности", мешающей новой жизни – как, например, в случае с упомянутым мемориалом в Кутаиси, который взорвали, дабы высвободить место для нового здания парламента. Иногда никакой политики и эстетики нет, а есть сугубо экономические интересы – как, например, в случае с разрытыми могилами советских летчиков в Химках, которые разрыли то ли ради строительства торговых и офисных центров, то ли ради расширения Ленинградского шоссе. Иногда тема Великой Отечественной используется для того, чтобы чисто поржать, – как, например, в "комедии" "Гитлер капут!", создатели которой предлагают зрителям поржать над сценами, связанными с расстрелами и концлагерями.
Но наиболее часто уничтожение и осквернение памяти о Великой Отечественной и ее героях, конечно, происходит на волне борьбы с наследием советского режима, под предлогом "возвращения к своим историческим корням". Это модно и звучит красиво. Только мне непонятно, как можно возвращаться к "корням", отпиливая при этом огромную часть "ствола", неотъемлемую часть того, что называется твоей историей? В итоге получится возвращение не к "корням", а - к "пням" и "корягам". К изуродованной истории и памяти, к изуродованным мозгам и душам, из которых "выпилили" изрядный кусок. Как у Булгакова: "Разруха в головах".
Примечательно, что в западных странах сохраняется трепетное и уважительное отношение к памятникам советским воинам – в той же Германии, в частности. При том, что эти памятники напрямую ассоциируются с СССР – врагом Германии во Второй Мировой войне, врагом Запада в "холодной войне". Но память о павших в борьбе с фашизмом, тем не менее, хранится на Западе бережно. Совсем иная картина – в странах бывшего СССР и Восточной Европы, которые отчаянно пытаются составить Западу компанию в клубе "цивилизованных господ и настоящих джентльменов". Не понимая, что впавшим в беспамятство – место в клинике, а не в обществе приличных людей. Не понимая, что на принципе "Ничего святого" ничего вечного и прочного не построить. Сколько ни пыхти и ни сноси.
Игорь Чебыкин
Источник: ПСПУ
Обсудить новость на Форуме
25 декабря 2024
« | Декабрь 2024 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |