14:15 03.03.2009 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"

Падение зернового транзита: Россия отказывается от портов Украины


Транзит российского зерна через украинские порты с начала года упал в 18-19 раз. Причина в том, что снижение транспортных тарифов в России стимулировало экспорт через их отечественные мощности. Экспорт российского зерна в этом сезоне приближается к абсолютному рекорду, потому недополученная прибыль украинской инфраструктуры будет исчисляться миллионами.

Об этом 2 марта 2009 г. сообщает газета "Экономические известия" в статье "Русские пошли в обход".

С начала года часть украинских портов не перевалила ни одной тонны российского зерна. По данным Минтранссвязи, практически прекратились перевозки зерновых транзитных грузов в Ильичевский, Херсонский, Керченский порты и порт Южный.

В Одесском морском торговом порту, где традиционно переваливается максимальное количество российского зерна, показатели составляют около трети относительно последнего месяца прошлого года.

Соответственно, снизились и транзитные перевозки железной дорогой. По данным Минтранссвязи, перевозки российского зерна назначением "порты Украины" в 2009 г. практически прекратились, составив в январе 100 вагонов.

По прогнозам, февральские показатели столь же невысоки. Для сравнения: в 2008 г. среднемесячное количество вагонов с российским зерном, направлявшимся в наши порты, равнялось 1,8-1,9 тыс.

Потеря популярности украинских перевалочных мощностей объясняется новыми льготными тарифами, введенными Россией в этом году в рамках стимулирования экспорта.

Сельхозпроизводители получили скидку к железнодорожному тарифу на перевозку зерна и продукции мукомольной промышленности - с 1 января на перевозки дальностью от 1100 км действует понижающий коэффициент 0,5 (сейчас участники зернового рынка России просят расширить эту скидку - на перевозки 500 км). Коэффициент для перевозки автомобилей на расстояние 1000-3000 км снизился с 0,71 до 0,37.

По данным ОАО "Российские железные дороги", с декабря 2008 г. по настоящее время железнодорожный тариф при экспорте зерна через российские порты на средней дальности 624 км снизился с $15,9 до $13 за тонну (почти на 20%), несмотря на 5%-ную индексацию в январе 2009 г.

Как отмечает издание, в этом сезоне из России будет экспортировано рекордное количество зерна - около 18-20 млн. т, что сулит выгоду и украинской инфраструктуре, поскольку значительная часть экспорта ранее шла через украинские порты.

Однако если объем перевалки транзитных зерногрузов останется на уровне первых месяцев года, то финансовые показатели украинских портовых предприятий будут значительно ниже планируемых (поскольку упала перевалка и по другим категориям грузов, в частности, металлу).

"Единственное, на что мы можем рассчитывать,- что российских перевалочных мощностей не хватит для обеспечения рекордного экспорта",- отмечают эксперты.

По различным оценкам, прибыль, полученная всеми украинскими портами за прошлый маркетинговый год от перевалки российского зерна, составила около $5 млн.

Отечественные морские порты в этом году могут остаться без перевалки российского зерна, - констатирует издание.

Результаты "антикризисной" деятельности шоуменов от политики

В общем, пока представители Секретариата президента, Кабинета Министров и фракций Верховной Рады на многочисленных ток-шоу наперегонки доказывают у кого из них лучше "антикризисная программа" (ни одну из которой, правда, никто и в глаза не видел), российские власти приняли действенные меры по стимулированию экспорта зерновых через собственные порты.

В итоге, Украине остается лишь надеяться на то, что у России может попросту не хватить отечественных перевалочных мощностей для экспорта рекордного урожая, в связи с чем российской стороне, возможно, придется дополнительно задействовать украинскую инфраструктуру.

Но даже если это и произойдет, то всё равно доморощенные шоумены от политики, занимающиеся чисто виртуальной, но никак не реальной "антикризисной" деятельностью, должны будут нести прямую ответственность за недополученную украинскими портами прибыль.

А по сути - за нанесенные им убытки.

Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО

Источник: ПСПУ

  Обсудить новость на Форуме