16:32 07.03.2011 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"

Отчет Счетной палаты: в борьбе с бедностью победила бедность


Счетная палата констатирует невыполнение комплексной программы по преодолению бедности в государстве, сообщили 4 марта 2011 г. в пресс-службе ведомства.

В Счетной палате напомнили, что в 2000 г. Украина присоединилась к Декларации тысячелетия ООН, одной из целей которой является искоренение крайней бедности и голода в мире. В следующем году были утверждены Стратегия преодоления бедности и Комплексная программа обеспечения ее реализации на 2002-2009 гг.

Последний этап реализации Комплексной программы завершен в 2009 г. Счетная палата провела анализ ее выполнения, и результаты засвидетельствовали, что задачи программы не выполнены, стратегические направления не достигнуты. На всех этапах действия Комплексной программы определенные в ней показатели уровня бедности ни разу не были достигнуты.

В результате безосновательных и безответственных управленческих решений Минтруда и Минэкономики в 2008 г. Комплексная программа утратила статус государственной целевой, что обозначилось на ее финансовом обеспечении и эффективности выполнения мероприятий.

Уровень бедности в 2009 г. составлял 26,4%, превысив определенный Стратегией прогноз на 4,9%. Каждый из восьми граждан страны в 2009 г. попал в категорию крайней бедности – уровень нищеты составлял 13%. Предусмотренное к 2010 г. сокращение уровня бедности до 21,5% и уровня крайней бедности до 3% не произошло, констатировали в Счетной палате.

Одним из главных стратегических направлений Комплексной программы было увеличение доходов от трудовой деятельности. Однако, как показал анализ, фактически имеет место тенденция к уменьшению доли заработной платы в структуре доходов населения, тогда как доля социальных пособий и других текущих трансфертов растет.

Так, по данным Госкомстата, удельный вес заработной платы в доходах населения в 2008 г. составлял 43,3%, в 2009-м – 41,9%, а удельный вес социальной помощи, соответственно, – 37,8 и 39,6%. В 2010 г. удельный вес зарплаты в доходах населения составлял 40,9%. То есть теряется мотивационная функция заработной платы как главной составляющей совокупных трудовых доходов населения, отметили в Счетной палате.

В 2009 г. размер реальной заработной платы сократился на 9,2%, по сравнению с 2008-м, и фактически упал до уровня 1999 г.

Не достигнуты цели внедрения Единой тарифной сетки, принятые на протяжении 2009 г. и первого полугодия 2010 г. правительственные решения привели в бюджетной сфере к разрушению тарифной системы и "уравниловки" в оплате труда.

Эксперты Счетной палаты отмечают, что прожиточный минимум, который является критерием формирования уровня оплаты труда и социальных выплат, до сих пор определяется на основании наборов продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, утвержденных правительством еще в 2000 г.

Вместе с этим, на фоне роста потребительских цен в 2000-2009 гг. в 2,3 раза, прожиточный минимум вырос лишь в 1,9 раза. Заниженный размер прожиточного минимума фактически приводит к занижению пенсий, зарплат, пособий малообеспеченным слоям и уменьшению реальных доходов населения.

Несмотря на то, что повышение занятости населения и развитие рынка труда являются одними из главных направлений Стратегии преодоления бедности, государственные программы занятости населения с 2005 г. вообще не утверждались.

Также эксперты ведомства констатируют, что было провалено еще одно направление Комплексной программы – обеспечение социальным жильем социально незащищенных слоев населения.

Стратегические задачи по преодолению бедности не выполнялись также местными органами власти, что привело к значительному росту показателей бедности населения сел и малых городов.

В 2009 г. бедность углубилась в 11 областях Украины. Отметку в 40% перешли четыре области: Волынская, Кировоградская, Сумская и Херсонская, в двух последних за чертой бедности живет почти половина населения.

Коллегия Счетной палаты считает, что в кратчайшие сроки власть должна утвердить Общегосударственную программу преодоления и предотвращения бедности, Общегосударственную программу занятости населения и Общегосударственную программу развития социального жилья (по материалам УНИАН).

Операция "Держим народ в черном теле"

как вечное продолжение

 

Как видно, во время своего второго премьерства Юлия Тимошенко полностью провалила комплексную программу по преодолению бедности.

В этом отношении фактически ничего не изменилось и в период премьерства Николая Азарова, о чем свидетельствует дальнейшее сокращение удельного веса зарплаты в доходах населения даже по сравнению с периодом правления Воны.

Кроме того, ранее, 16 ноября 2010 г., Счетная палата, проанализировав выполнение госбюджета в январе-сентябре прошлого года, констатировала повышение уровня бедности на 0,4 процентных пункта до 26,4%, или 12,5 млн. человек.

При этом нынешняя власть упорно отказывается устанавливать реальный размер прожиточного минимума, предпочитая рассматривать в качестве "священной коровы" постановление правительства Виктора Ющенко "Об утверждении наборов продуктов питания, наборов непродовольственных товаров и наборов услуг для основных социальных и демографических групп населения" N656 от 14 апреля 2000 г.

Согласно его положениям, каждый человек трудоспособного возраста на прожиточный минимум может потребить в пищу втечение года, например, 0,4 кг ржаной муки, 9 кг муки пшеничной, 39 кг ржаного хлеба, 62 кг пшеничного хлеба, 4 кг макаронных изделий, 2,5 кг риса, 2 кг гречневой крупы, 95 кг картофеля, 24 кг сахара, 14 кг говядины, 8 кг свинины, 2 кг сала, 9 кг колбасных изделий и 220 штук яиц.

Мужчины трудоспособного возраста должны 4 года ходить в одной зимней куртке, 5 лет в одном плаще, 5 лет в одном костюме, 3 года в одном свитере, за 2 года обойтись пятью трусами, 6 лет носить одну шапку и 5 лет одни зимние сапоги.

Женщины трудоспособного возраста должны 8 лет носить одно зимнее пальто, 5 лет один плащ, 5 лет одну юбку, 3 года один свитер, за 2 года обойтись пятью трусами и двумя бюстгальтерами, а также носить 4 года одну шапку.

И это происходит несмотря на то, что нормы части 1 статьи 3 Закона Украины "О прожиточном минимуме" N966-XIV от 15 июля 1999 г. четко определяют, что "Набор продуктов питания и набор непродовольственных товаров определяются в натуральных показателях, набор услуг - в нормативах потребления не реже одного раза в пять лет".

Однако с момента принятия данного постановления этот базовый государственный социальный стандарт не пересматривался ни разу.

В результате, заниженный размер прожиточного минимума привел к уменьшению реальных доходов населения, на что справедливо указала Счетная палата.

По этой причине в СМИ гуляет следующая шутка: прожиточный минимум - это показатель не уровня жизни, а, скорее, ее продолжительности.

Так что власть, вне зависимости от политического окраса, продолжает держать наш народ в черном теле, поскольку ей выгодно иметь послушную "биомассу", говоря на языке Ю. Тимошенко, которой можно легко манипулировать в собственных целях.

А цель манипуляции заключается в том, чтобы заставить рядовых граждан вести борьбу на выживание, а не отстаивать свои законные права в социальной сфере, что чревато преследованиями со стороны власти.

Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО

Источник: ПСПУ

  Обсудить новость на Форуме