14:15 16.07.2009 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"

От Дня провозглашения независимости к Варфоломеевской ночи?


 16 июля для Украины – это государствообразующая дата. Именно в этот день, девятнадцать лет назад, Иван Плющ подписал Постановление Верховной Рады УССР, в котором были слова: "Считать день 16 июля Днем провозглашения независимости Украины и ежегодно отмечать его как государственный всенародный праздник Украины" (Постановление N 56-XII). Правда, уже 20 февраля 1992 года День независимости "сшили" с принятием Акта провозглашения независимости Украины. И назначили его на 24 августа. Нашли время, когда делать праздник, - в день святого Варфоломея. Напомню, в 1572 году, "в ночь на Варфоломея" в Париже было перерезано от  трех до десяти тысяч протестантов (гугенотов), приглашенных в столицу, кстати, их политическими противниками. В следующие дни и месяцы резня охватила всю Францию. Страна потеряла около 70 тысяч человек.  За последние полтора десятилетия население Украины физически сократилось более чем на пять с половиной миллионов человек. И это физически, без учета многомиллионной миграции. Если в 1989 году нас было 51, 7 миллиона человек, то по данным Всеукраинской переписи населения, проведенной в декабре 2001 года, численность населения Украины составляла уже 48, 4 миллиона человек, а на 1 июня сего года эта цифра уменьшилась до 46 миллионов человек. Так что создается ощущение, что, хотя и без резни, "тихая Варфоломеевская ночь" стоит над страной прочно и плотно. "Естественная убыль" более чем в пять с половиной миллионов граждан Украины без войны и "голодомора" заставляет задуматься о многом. Например, о том, что "естественная убыль" трех миллионов камбоджийцев в период правления в стране Пол Пота и Иенг Сари в 1975-1979 годах квалифицировалась трибуналом ООН как преступление против человечности и геноцид...  Но это уже тема для отдельного разговора. А мы лишь можем удивляться интеллекту политической элиты, выбравшей знаковый день мировой истории для провозглашения независимости государства. В конечном итоге, даже детям хорошо известно выражение сказочного персонажа Капитана Врунгеля: "Как вы яхту назовете, так она и поплывет". Волнует другой вопрос: Почему 16 июля саму "Декларацию о государственном суверенитете Украины" так прочно и плотно пытаются забыть? Просится только один ответ: там есть две вещи, которые беспредельно раздражают ныне власти предержащие: нейтралитет и суверенитет.    Нейтралитет Позволю себе их еще раз задеть за живое наших политиков и процитировать уже легендарный фрагмент из IX раздела Декларации: "Украинская ССР торжественно провозглашает о намерении стать в будущем постоянно нейтральным государством, которая не принимает участия в военных блоках и придерживается трех неядерных принципов: не принимать, не производить и не приобретать ядерное оружие". О безъядерном статусе Украины, как о трагической геополитической ошибке, сейчас пишут многие, и не без оснований. Но я хотел бы поговорить о нейтралитете.  Сейчас очень забавно читать и слушать - как, с каким трогательным, девственно стыдливым цинизмом, политики сегодняшнего разлива пытаются обойти провозглашение нейтрального статуса.  Например: "Эта формулировка, с юридической точки зрения, не означала законодательного закрепления Украиной статуса постоянного нейтралитета, поскольку в декларации провозглашалось только намерение стать в будущем нейтральным государством". Это из буклета "Политико-правовые основы присоединения Украины к НАТО", подготовленного Управлением евроатлантической интеграции Генштаба ВС Украины. Ох уж эти "политико-правовые основы", когда политика кроет право "как бык овцу" (М.Жванецкий).  Или... "Один из самых распространенных мифов - о нейтральном статусе Украины. Нейтрального статуса на самом деле нет, это - миф. Потому что положение о нейтральном статусе упоминается только один раз в официальных документах, в Декларации про государственный суверенитет Украины от 1991 года. Это - единственное упоминание нейтрального статуса". Это – пассаж заместителя директора Департамента МИД Украины Владислав Яснюка на специальном семинаре для журналистов, посвященном вопросам Атлантической интеграции, в июне 2006 года. Господа! В "Акте провозглашения независимости Украины" написано, что Верховная Рада торжественно провозглашает независимость Украины, исходя из четырех оснований: - в связи со смертельной опасностью из-за государственного переворота в СССР;  - продолжая тысячелетнюю традицию государственного строительства в Украине; - по праву на самоопределение, предусмотренному Уставом ООН; - осуществляя "Декларацию о государственном суверенитете Украины". И это уже не намерение, это реализация государствообразующего документа, подтвержденная, кстати, преамбулой Конституции Украины 1996 года. И вообще, что такое декларация? В конституционном праве это название политико-юридических актов, имеющее целью подчеркнуть их особое значение для судеб соответствующего государства. Да, декларация не имеет обязательной силы (за исключением Всеобщей декларации прав человека 1948 года). Но попробуйте перед французом подвергнуть сомнению "Декларацию прав человека и гражданина" 1789 года или перед американцем – "Декларацию независимости США" 1776 года. Берегите зубы, потому что мало не покажется! Потому что уважающая себя нация знает, что законы приходят и уходят, и даже Конституция дополняется (США) или принимает позу, угодную "текущему победителю" (Украина). Декларация же – это основа, корень государства. Загляните в законодательную базу Украины: законов, указов и прочего – хоть косой коси. Декларация – одна. Прекрасно понимаю, что это эмоция, которая вряд ли заденет засохшие души крючкотворов от власти или "птенцов Огрызко" в МИДе. Хорошо, покрючкотворствуем! "Декларация о государственном суверенитете Украины" является документом, принятым высшим законодательным органом страны, и имеющим порядковый номер - 55-XII. Предыдущий, по времени принятия, документ – Постановление ВР УССР от 28.06.1990 N 19-XII "Об избрании председателей постоянных комиссий ВР УССР". Последующий (N 56-XII) – уже упоминавшееся Постановление ВР "О дне провозглашения независимости Украины".   Из первой порядковой тысячи законодательных документов, обозначенных цифрой XII, одна Декларация, одно Заявление (об ирако-кувейтском конфликте), одна Концепция (перехода к рыночной экономике), шестнадцать Законов, остальные – Постановления ВРУ УССР. Цифры не требуют комментариев, ибо Декларация и должна быть одна: она основополагающая в системе государства.  Но так уж случилось в нашем законотворчестве, что "Декларация о государственном суверенитете" не стоит особняком, а находится в ряду законодательных актов. Следовательно, если меняется положение закона, оно должно быть отменено. В отношении празднования 16 июля как Дня Независимости так и произошло: Постановление ВР N 56-XII утратило правомочность в соответствии с Постановлением N2143-XII ("О Дне Независимости Украины" от 20.02.1992). Но возьмется ли какая-либо политическая сила отменить "Декларацию о государственном суверенитете"? Вперед, смертнички! На шоу политического самоубийства придет много электората! Гораздо проще забыть и с экранов вещать о необходимости НАТОинтеграции и невозможности нейтралитета.    Суверенитет Вещать о необходимости НАТОинтеграции и невозможности нейтралитета с маниакальной настойчивостью, но при этом ни словом не оговариваясь о другом следствии евроинтеграции – ограничении суверенитета. Потому что в этом случае, как и при заявлении об отмене "Декларации о суверенитете", оппоненты, со сладострастным придыханием, затопчут. Дебаты о том, что представляет собой суверенитет и как он может быть обеспечен в наше время, ведутся на Западе не первое десятилетие, не завершились они и по сей день. Но в целом после второй мировой войны возобладал гибкий подход, состоящий в том, что добровольное делегирование части национального суверенитета международным организациям не только не ущемляет его, но, напротив, обеспечивает ему более надежную гарантию. "Солидарность в обмен на часть суверенитета" - это лозунг Европы второй половины XX века, смертельно уставшей от двух мировых войн первой его половины.  Украина в этих войнах пострадала, наверное, больше всех. И идея солидарности не может не вызывать симпатии. Но надо отдавать себе отчет, что мирная солидарность в рамках Евросоюза – не про нас. По объективным причинам.  Даже в Евросоюзе можно заметить тенденцию к укреплению значения альянса государств в ущерб отдельному суверенитету. С принятием 1 июля 1987 Единого европейского акта был осуществлен частичный переход к принятию решений квалифицированным большинством голосов, а не на основе консенсуса, обязательного единогласия. Например, по вопросам гармонизации национальных законодательств. Это актуализировало вопрос о лидерстве в ЕС. Этот спор идет, прежде всего, между Германией и Францией. Хотя не уменьшаются трения между малыми странами и так называемыми "грандами" - странами с большим экономическим потенциалом. В этом отношении конференция в Ницце (декабрь 2000 года) способствовала урегулированию противостояния между большими и малыми странами. По Ниццкому договору меняются правила принятия политических решений. С 2005 г. "гранды" лишаются по одному комиссару в Комиссии ЕС, общее число комиссаров увеличивается и, таким образом, все страны получат представительство в этом органе власти и уравниваются их возможности при принятии решений. В Совете Министров, где в настоящее время гранды имеют по 10 голосов, другие страны – меньше (Люксембург, например, всего два), голоса будут распределяться пропорционально населению стран-участниц ЕС. Решения Совета будут действительны, если за них проголосуют министры, представляющие более 62% населения ЕС. А теперь представьте себе – в эту команду попадает страна, которая занимает по населению, несмотря на "тихую Варфоломеевскую ночь", пятое место в Европе. Кто пойдет на снижение уровня своего влияния, пусть даже во благо самой Украины? Австрия (8,3 миллиона населения)? Дания (5,5 миллионов)? Или претендующая на наш Змеиный Румыния (22,4 миллиона)? Поэтому наша судьба определена: если в НАТО, то на должность "форпоста охраны мирной европейской жизни от накатывающей Азии!". Или передового плацдарма в борьбе за зауральские ресурсы. И ведь за эту честь еще заставят заплатить. Румыния уже заставила, откусив кусок черноморского шельфа. И это не конец: впереди замаячил такой аппетитный для Бухареста приз, как устье Дуная, основной транспортной артерии Европы XXI века.   И ради этой высокой цели можно заставить национальную политическую элиту забыть все, а не только какую-то там государствообразующую Декларацию. А населению достаточно утешаться тем, что мы не одни такие удачливые. Турция (население 71 миллион), член НАТО с февраля 1952 года, оббивает пороги ЕС с 1963 года. Но пока лишь тщетные попытки потомков Блистательной Порты привели Николя Саркози к открытию того, что Турция находится в Азии. "Это географический факт", - сказал президент Франции. И ошибся: Стамбул расположен все-таки на европейском берегу Босфора.  А если ошибается сам Саркози, то не могу не вернуться к украинскому интеллекту. Я помню, как весь мир эзотерики вздрогнул, когда независимая   Украина выпустила первую эмиссию гривны. Где на обороте системообразующей купюры национальной экономики (а таковой всегда является купюра наименьшего номинала) были изображены руины. Пусть Херсонеса, но – РУИНЫ... К чему бы я это? Наверное, начитался экономической аналитики...

 

Источник: ПСПУ

  Обсудить новость на Форуме