19:30 14.08.2014 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"
Олигархические пауки в банке: майданные власти "проскакали" нефтетранспортную систему
Возбуждение уголовного дела по факту незаконного выкачивания подконтрольным группе "Приват" руководством госкомпании "Укртранснафта" технологической нефти из отечественных трубопроводов для ее последующей переработки на Кременчугском НПЗ засвидетельствовало не только начало публичного противостояния по линии Петр Порошенко – Игорь Коломойский, но и подтвердило фактическую утерю нашей страной при майданной власти нефтетранспортной системы, которая после консервации наверняка будет порезана на металлолом.
"Открыто производство по фактам злоупотребления властью должностными лицами "Укртранснафты", - сообщил 12 августа 2014 г. изданию "Украинская правда" генеральный прокурор Виталий Ярема. По его словам, речь идет о "несоблюдении тендерных процедур при выкачивании технической нефти". В. Ярема уточнил, что производство осуществляется по статье 364 Уголовного кодекса Украины "Злоупотребление властью или служебным положением".
В свою очередь, как сообщил "Украинской правде" источник в парламенте, речь идет об эпизоде с выкачиванием технологической нефти менеджментом "Укртранснафты", лояльным к главе Днепропетровской областной администрации И. Коломойскому. Как напоминает издание, сам И. Коломойский в интервью "5 каналу" заявлял, что нефть выкачали, чтобы она "не досталась сепаратистам на востоке Украины". Вместе с тем, по информации следствия, нефть выкачивалась также на участках, которые не находились под контролем повстанцев.
Как известно, оператор магистральных нефтепроводов ПАО "Укртранснафта" предложила Минэнергоугля переработать 1,355 млн. тонн технологической нефти, которой в настоящее время заполнены незадействованные в транспортировке участки нефтепроводов, в период правления исполняющего обязанности всего и вся Александра Турчинова.
По сведениям СМИ, рыночная стоимость данного объема сырья составляет около $1,05 млрд.
Соответствующая инициатива была изложена в письме председателя правления "Укртранснафты" Александра Лазорко министру энергетики и угольной промышленности Юрию Продану, оказавшемся 9 апреля 2014 г. в распоряжении агентства "Интерфакс-Украина".
Предложение мотивировалось тем, что сейчас ряд транзитных маршрутов через территорию Украины не задействованы, а поставки нефти из РФ на украинские НПЗ прекращены. А. Лазорко также ссылается на закон "О трубопроводном транспорте", согласно которому "Укртранснафта" обязана предпринять меры по консервации нефтепроводов, не функционирующих более года. К таковым на сегодня относятся все нефтепроводы, за исключением нефтепровода "Дружба", по которому осуществляется транзит российской нефти в Европу.
"Укртранснафта", в частности, предлагала заместить водной смесью и/или азотной смесью такие объемы, выкачанные из следующих участков:
- госграница с Беларусью - Броды (1 очередь) - до 125 тыс. тонн сорта Азери Лайт;
- Херсон - Снигуривка-Кременчуг - до 40 тыс. тонн Юралс;
- Великоцк - Лисичанск-Кременчуг - до 500 тыс. тонн Юралс;
- Мичуринск - Кременчуг - до 10 тыс. тонн Юралс;
- Одесса - Кременчуг - до 190 тыс. тонн Азери Лайт;
- Долина - Надвирна - Жулин - Дрогобыч - до 40 тыс. тонн Азери Лайт.
В перечне также содержится нефтепровод "Одесса-Броды", в котором, по данным "Укртранснафты", объем технологической нефти (высококачественная азербайджанская нефть Айзери Лайт) составляет 450 тыс. тонн.
Указанные объемы предлагалось переработать на мощностях "Укртатнафты" (Кременчугский НПЗ, Полтавская область) с возможностью дальнейшей реализации нефтепродуктов.
Издание напоминает, что А. Лазорко считается ставленником группы "Приват", которой принадлежат Кременчугский, Дрогобычский и Надворнянский НПЗ, задействованные в предложенной схеме переработки государственной технологической нефти.
И хотя в профильном ведомстве не согласовали такие действия, однако "Укртранснафта" самовольно приступила к откачке: как сообщило 12 мая 2014 г. агентство "Интерфакс-Украина" со ссылкой на оказавшуюся в его распоряжении документацию Кременчугского НПЗ, по состоянию на 29 апреля 2014 г. госкомпания закачала на нефтеперерабатывающий завод 173,68 тыс. тонн нефти.
В этой связи уже на следующий день, 13 мая 2014 г., Кабинет Министров и Минэнергоугля заявили, что не принимали решения о согласовании вытеснения технологической нефти.
"В Минэнергоугля обратилось ОАО "Укртранснафта" о предоставлении разрешения на вытеснение технологической нефти из некоторых участков магистральных нефтепроводов. Однако на сегодняшний день решение не принималось", – говорилось в сообщении, опубликованном на сайте министерства.
Но и после этого госкомпания продолжила несанкционированный отбор сырья: как сообщил 4 июня 2014 г. агентству "Интерфакс-Украина" источник в правительстве, "Укртранснафта" откачала 606 тыс. тонн технологической нефти из трубопроводов.
Соответствующую цифру обнародовал глава госкомпании А. Лазорко на заседании рабочей группы по изучению вопроса переработки технологической нефти из простаивающих трубопроводов в нефтепродукты.
По словам источника, в настоящее время 238 тыс. тонн технологической нефти откачано в резервуары "Укртранснафты", еще 368 тыс. тонн переданы на безоплатное (до 30 суток) хранение Кременчугскому, Дрогобычскому и Надвирнянскому НПЗ.
Самовольные действия руководства госкомпании в интересах группы "Приват" вызвали жесткую критику со стороны экспертов отрасли, по мнению которых опустошение государственного стратегического резерва нефти ставит под вопрос работоспособность нефтетранспортной системы и будущее перерабатывающей отрасли.
К примеру, 12 апреля 2014 г. издание "Зеркало недели" в материале с красноречивым названием "Консервация" нефтепроводов может обернуться для Украины их потерей" привело мнение специалиста из белорусского ОАО "Гомельтранснефть Дружба", попросившего не называть его имени, по словам которого любая альтернатива нефти в виде азота или водного раствора однозначно хуже, так как требует затрат либо не так надежно противостоит коррозии.
"Трубу вы потеряете. Азот можно использовать временно и на небольших участках трубы, так как постоянно необходимо поддерживать давление. Водный раствор зимой будет рвать трубы", - сказал он.
В подтверждение этих слов издание приводит выдержки из приказа Минтопэнерго N290 от 26 мая 2008 г. "Об утверждении и введении в действие стандарта Минтопэнерго Украины "Магистральные нефтепроводы. Порядок выведения из эксплуатации, консервирования и поддержания режима консервирования отключенных участков нефтепроводов. Условия остановки и выведения из режима консервирования отключенных участков магистральных нефтепроводов".
В этом документе определено, что нефть сама по себе - один из лучших природных и официально регламентированных консервантов, в то время как относительно "водных" консервантов там сказано: "Невозможность использования при температуре окружающей среды ниже 273 К (0°С)".
Кроме того, как отмечается в публикации, в приказе Минтопэнерго всюду фигурирует слово "временно". То есть консервировать можно временно, тогда как глава госкомпании А. Лазорко в письме на имя профильного министра Ю. Продана четко дает понять, что возвращать нефть в систему никто не собирается.
При этом в письме глава "Укртранснафты" заверяет, что в случае заявок на прокачку компания будет готова возобновить ее. Однако в письме не говорится, как быть с закупкой технологической нефти, без которой в трубе ничего не "толкнешь".
Вместе с тем, как сказано в материале, вышеупомянутый приказ N290 от 26 мая 2008 г. гласит: "В случае, если расходы на консервацию (расконсервацию) основных фондов предприятий предлагается финансировать за счет средств государственного бюджета, решение о включении соответствующих расходов в проект государственного бюджета на планируемый год принимает Кабинет министров в ходе рассмотрения проекта бюджета".
"Очевидно, что нефть придется закупать по рыночной цене и за счет госбюджета. Спрашивается, зачем сегодня выкачивать нефть, балансовая стоимость которой в зависимости от участка составляет 380–840 грн/т, чтобы потом закупать ее по 10000 грн/т, которые она стоит сегодня?", - задает вопрос издание.
Аналогичную позицию озвучил 14 апреля 2014 г. в интервью "Украинской правде" народный депутат, собственник Херсонского НПЗ и сети автозаправок WOG Игорь Еремеев, по словам которого законсервированные нефтепроводы постигнет участь продуктопроводов, попросту порезанных на металлолом.
"Раньше в Советском Союзе была система продуктопроводов, где проходили нефтепродукты. В то время, когда формировалась Украина как независимая, с этих продуктопроводов похитили весь нефтепродукт и их заполнили водой. Найдите мне сегодня хоть один законсервированный и сохраненный продуктопровод, который был в системе. Он весь сгнил и исчез, его не существует.
Потому что, когда заполняешь водой, уже никто не будет смотреть за техническим состоянием, за консервантом, за изоляцией, за статическим электрическим током. Я готов заявить где угодно, что если правительство примет решение выкачать нефть из системы "Транснафты", мы раз и навсегда забудем, что можем выполнять транзитные функции", - заявил он.
При этом И. Еремеев также подтвердил выгоду от реализации этой схемы для И. Коломойского, предоставляющей ему возможность получить сверхдоходы за счет разницы между балансовой и рыночной стоимостью нефти.
"Почитаете документы: цена технической нефти в нефтепроводах не переоценивалась много лет. Она сегодня смешная, это порядка 700-800 гривен за тонну. А реальная цена 780 долларов за тонну, при нынешнем курсе. Разница составляет под 10 миллиардов гривен на миллионе тонн технической нефти", -сказал он.
Отвечая на вопрос: "То есть фактически речь идет о том, что Коломойский хочет забрать нефть стоимостью 1 миллиард долларов?", народный депутат заявил: "Если "Транснафта" выкачала из системы нефть и отдала на переработку, то она должна за это получить средства. Она получит средства по какой цене? По балансовой стоимости".
"А почему не рыночной?", - задает вопрос журналист, на который И. Еремеев отвечает: "Если только будет рыночная, тогда никто никогда не захочет выкачивать нефть".
5 июня 2014 г. в интервью изданию "Капитал" директор консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн сказал, что выкачка нефти не только ставит крест на дальнейшей эксплуатации самого протяженного в Европе нефтепровода, но и делает невозможным возобновление переработки нефти на НПЗ Украины, при этом обвинив группу "Приват" в устранении конкурентов.
"Этим летом российская "Роснефть" собиралась запустить Лисичанский НПЗ, проведя капитальный ремонт. Теперь, когда участок нефтепровода от границы до Лисичанска опустошен, для пуска НПЗ сначала придется заполнить трубопровод технологической нефтью в объеме 130-160 тыс. т. Не думаю, что компания сочтет возможным нести такие затраты, рискуя потерять и эту нефть", - отмечает эксперт.
По его расчетам, стоимость такого объема технологической нефти составит около $ 130 млн.
"Единственный, кто выигрывает в этой ситуации, это группа "Приват", поскольку она контролирует единственный работающий в Украине НПЗ - Кременчугский. Группа таким путем одним махом избавляется от всех конкурентов в сфере нефтепереработки", - резюмировал С. Куюн.
6 июня 2014 г. в интервью агентству "ForUm" экс-советник президента Украины по вопросам энергетической безопасности Богдан Соколовский назвал выкачивание технологической нефти из многострадального нефтепровода "Одесса-Броды" преступлением против государства.
"Выкачивать из нефтепровода "Одесса-Броды" нефть - это преступление против государства. Без технологической нефти это не нефтепровод, а гора металлолома, и не больше. Там приблизительно 1,5 млн. тонн нефти, закачанной по 300-400 гривен за баррель. Сегодня она стоит намного дороже. Думаю, речь идет об очень серьезной и нечистой игре", - заявил он.
Так что еще одним "здобутком" майданного правления, при котором наша страна "доскакалась" под печально известную бандеровскую кричалку до гражданской войны, преследования инакомыслящих, падения ВВП, обвала гривны, обнищания населения, газового конфликта с Россией, всевластия олигархии и т.д., стал переход в режим подготовки к демонтажу нефтетранспортной системы после опустошения стратегических запасов сырья.
Совершенно очевидно, что при такой политике в энергетической сфере в скором времени аналогичная участь постигнет и газотранспортную систему, которую также придется консервировать с перспективой последующей порезки на металлолом в связи с утерей нашим государством статуса монопольного транзитера российского газа в Европу.
Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО
Источник: ПСПУ
Обсудить новость на Форуме