17:45 28.03.2011 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"
"Очень приятно, царь": Рада усилила монаршие полномочия президента
17 марта 2011 г. Верховная Рада приняла во втором чтении и в целом законопроект "О центральных органах исполнительной власти" N8055, внесенный на рассмотрение парламента президентом Виктором Януковичем.
За принятие законопроекта проголосовал 271 народный депутат из 297 зарегистрированных в зале.
При этом: Партия регионов – 185, БЮТ-Батьківщина – 0, НУ-НС – 15, КПУ – 25, Народная партия – 20, внефракционные – 6, группа "Реформы ради будущего" - 20.
Законом определены основные задачи, принципы и организация деятельности центральных органов исполнительной власти, их виды, структура, компетенция, место в системе органов исполнительной власти, социальное и другое обеспечение работников.
Однако при его рассмотрении депутаты не учли замечания Главного научно-экспертного управления ВР, указавшего на незаконный характер ключевых норм законопроекта.
Так, эксперты подвергли критике нормы статей 6 и 16, определяющие, что министерство "формирует и реализует государственную политику в одной или нескольких определенных президентом Украины сферах", а центральные органы исполнительной власти (ЦОИВ) "образуются для реализации государственной политики, а также внесения предложений по ее формированию".
По их заключению, "приведенные положения не согласуются с предписанием ч. 1 ст. 21 Закона Украины "О Кабинете Министров Украины", согласно которому министерства и другие ЦОИВ "обеспечивают проведение государственной политики в соответствующих сферах общественной и государственной жизни...".
Они также раскритиковали нормы ч. 1 ст. 3 законопроекта, которыми определено, что "Министерства, другие центральные органы исполнительной власти в своей деятельности руководствуются Конституцией Украины, этим и другими законами Украины, актами и поручениями президента Украины, актами Кабинета Министров Украины, другими актами законодательства Украины".
Как отметили эксперты, в законопроекте речь идет "о поручении президентаУкраины, которое, как следует из содержания приведенных норм, предлагается понимать как разновидность правового акта".
Вместе с тем, они указали, что "Конституция Украины не предусматривает издание президентом Украины такого вида актов, как поручение".
Как напомнили эксперты, "президент Украины на основе и во исполнение Конституции и законов Украины издает указы и распоряжения, являющиеся обязательными к исполнению на территории Украины".
"Следовательно, предложение наделить главу государства полномочием выдавать поручения... не согласуется с конституционной нормой ч. 2 ст. 19, согласно которой "органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать лишь на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины".
"К тому же вызывает сомнения и само право главы государстваосуществлять непосредственное руководствоминистерствами и другими ЦОИВ, ведь во взаимоотношениях между ними согласно конституционным нормам является промежуточное звено - Кабинет Министров Украины, высший орган в системе органов исполнительной власти...", - подчеркнули эксперты.
Они также подвергли критике нормы законопроекта, регламентирующие взаимоотношения президента с Антимонопольным комитетом, Фондом госимущества, Госкомитетом телевидения и радиовещания и другими центральными органами исполнительной власти со специальным статусом.
Как сказано в замечаниях, "не определяя, чем обусловлен и в чем заключается суть "специального" статуса ЦОИВ, проект предлагает предоставить решение вопроса о том, какой ЦОИВ будет иметь специальный статус, на усмотрение президента Украины, вводя, таким образом, подзаконный уровень регулирования этих вопросов, с чем нельзя согласиться".
Эксперты отмечают, что "организация, полномочия и порядок деятельности центральных органов исполнительной власти Украины (в том числе со специальным статусом) должны определяться нормами закона, а не подзаконными актами".
Авторы заключения также раскритиковали нормы "о возложении на главу государства полномочия назначать на должности по представлению премьер-министра Украины и освобождать от должностей первого заместителя министра и заместителя министра, заместителя министра - руководителя аппарата...".
Как указали эксперты, такие законодательные инициативы "имеют признаки неконституционности".
"Конституционным Судом Украины относительно объема полномочий главы государства в Украину сформулирована четкая позиция, суть которой заключается в том, что согласно Конституции Украины полномочия президента Украины исчерпывающе определены Конституцией Украины, а это делает невозможным принятие законов, устанавливающих иные его полномочия", -напомнили они.
"Глава государства не наделен Конституцией Украины полномочиями назначать заместителей руководителей центральных органов исполнительной власти", - подчеркнули в Главном научно-экспертном управлении (по материалам сайта Верховной Рады).
Новый этап узурпации власти,
или Леониду Даниловичу даже и не снилось
В общем, мало того, что 30 сентября 2010 г. Конституционный Суд своим антиконституционным решением отменил политическую реформу 2004 г., ознаменовавшую переход Украины от президентско-парламентской к парламентско-президентской форме правления, тем самым вернув действующему президенту полномочия Леонида Кучмы.
Мало того, что 7 октября 2010 г. парламентское большинство приняло Закон Украины "О Кабинете Министров Украины", благодаря которому президент получил возможность управлять правительством, поскольку ч. 1 ст. 10 данного закона определяет, что "Программа деятельности Кабинета Министров Украины базируется на предвыборной программе президента Украины".
Однако и этого показалось мало В. Януковичу, который решил провести через Верховную Раду законопроект "О центральных органах исполнительной власти" в собственной редакции, позволяющей ему фактически превратиться в главу исполнительной власти, что противоречит нормам даже "восстановленной" Конституции!
Отныне президент получил право не только собственноручно определять сферы деятельности министерств и ведомств, нои управлять ими посредством своих "поручений", возведенных в ранг "подзаконных нормативных актов"!
Помимо этого В. Янукович получил возможность не только устанавливать принадлежность госорганов к числу центральных органов исполнительной власти со специальным статусом, но и регламентировать их деятельность при помощи указов и распоряжений!
Президент также получил право назначать на должности и освобождать от должностей первого заместителя министра и заместителя министра, выйдя за рамки конституционных полномочий!
Принятие данного закона свидетельствует о беспрецедентной, наглой узурпации центральной власти В. Януковичем.
Совершение этого преступления обеспечило пропрезидентское большинство Партии регионов, Компартии и Народной партии.
И это происходит несмотря на то, что мы избирали президента с тем объемом полномочий, которым он должен обладать в условиях уже вступившей в силу политической реформы, из чего прямо следует, что наш народ не давал своего согласия на незаконную концентрацию власти в одних руках.
Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО
Источник: ПСПУ
Обсудить новость на Форуме
24 декабря 2024
« | Декабрь 2024 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |