20:30 23.11.2012 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"

Новый раунд газовых переговоров: Дон Азаров и Санчо Бойко не покорили Белокаменную

23/11/2012

Во время проходивших 21 ноября 2012 г. в Москве переговоров премьер-министра Украины Николая Азарова с председателем правительства России Дмитрием Медведевым было достигнуто взаимопонимание по ряду вопросов.

Как сообщили 22 ноября 2012 г. в пресс-службе правительства, об этом заявил Азаров в ходе встречи с представителями Федерации работодателей Украины.

"Я вчера был в Москве для того, чтобы урегулировать вопросы наших взаимоотношений. Они многоплановые. Это не только газ, но и трубы, вопросы, связанные с утилизационным сбором, и ряд других вопросов. Вчера мы достигли определенного взаимопонимания", - сказал Азаров.

Как сообщалось, с украинской стороны, кроме премьера, в переговорах принимал участие министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко, председатель правления НАК "Нафтогаз Украины" Евгений Бакулин, посол Украины в РФ Владимир Ельченко и др.

С российской стороны, кроме Медведева, в переговорах участвовали министр промышленности и торговли Денис Мансуров, председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер и др.

При этом в начале переговоров Медведев потребовал объяснений у Азарова по поводу заявления первого вице-премьера Украины Валерия Хорошковского, который за несколько часов до этого объявил: присоединение Киева к Таможенному союзу с Россией противоречит украинскому законодательству.

"Один из ваших вице-премьеров сказал, что вступление Украины в Таможенный союз является незаконным. Вот прямо так и сказал! Поэтому мне было бы интересно понять вашу позицию по этому поводу: отличается ли она от позиции ваших других партнеров по правительству. Если это незаконное вступление, то тогда и говорить не о чем", – отметил Медведев.

"Я не знаю, о ком Вы говорите, я не читал и не успею, наверное", – попытался объясниться Азаров.

"Я имею в виду вице-премьера Хорошковского", – уточнил глава правительства России.

"Каждый, конечно, член правительства имеет право (у нас есть плюрализм) высказывать свое мнение, но оно не отражает точку зрения украинского правительства", – заверил Азаров.

"И президент, и правительство, да и Партия регионов, которая является правящей в Украине, – настроены на конструктивный диалог с Российской Федерацией, на взаимоотношения нормальные, в том числе с Таможенным союзом", – принялся доказывать Азаров.

Как сообщалось, накануне первый вице-премьер Хорошковский заявил, что законодательство Украины четко определяет движение страны на Запад, и вступление в Таможенный союз противоречило бы этим нормам.

"Что касается вступления (в Таможенный союз – ред.) – это вне закона", – заявил он.

"Все, кто не выполняет законодательство о европейской интеграции, разумеется, находятся, – вне закона", – добавил чиновник.

По его словам, Украина имеет все шансы подписать соглашение об ассоциации с Европейским союзом в 2013 г.

"Это – та точка невозврата, после которой движение Украины в европейском направлении значительно ускорится", – подчеркнул Хорошковский (по материалам УНИАН, РИА "Новый Регион").

"Тяжело, но платить надо" как смысл "взаимопонимания",

или Где поставить запятую в выражении "Вступать нельзя отказываться"

 

В общем, несмотря на бравурные речи главы украинского правительства Н. Азарова о "достижении взаимопонимания" со своим российским коллегой по ключевому для наших переговорщиков газовому вопросу, очевидно одно: Н. Азарову и его верному оруженосцу Ю. Бойко в очередной раз не удалось покорить Белокаменную, добившись снижения стоимости российского газа.

Поэтому смысл этого самого "взаимопонимания" можно раскрыть словами Владимира Путина, озвученными тогдашним премьером России по итогам состоявшихся 7 июня 2011 г. переговоров в Москве с премьером Украины Н. Азаровым по вопросу сотрудничества в энергетической сфере: "Я понимаю - тяжело, но платить надо".

Такой итог встречи обусловлен отказом украинских переговорщиков от принятия ранее озвученной российской стороной формулы "Скидка в обмен на вступление", суть которой раскрыл 9 октября 2012 г. премьер Н. Азаров, заявив, что присоединение Украины к Таможенному союзу повлечет за собой снижение стоимости российского газа до 160 долл. за тысячу кубометров.

Как известно, данное предложение российской стороны сразу же "похоронили" высокопоставленные украинские чиновники.

При выборе между Таможенным и Европейским союзом Киев должен выбрать Евросоюз, заявил 9 октября 2012 г. в интервью "Голосу Америки" вице-премьер, министр социальной политики Сергей Тигипко, комментируя предложение России.

"Если делать выбор для Украины, то мы должны ориентироваться на ЕС... Надо двигаться в ЕС, и европейский выбор для нас главный", - подчеркнул вице-премьер.

Украина не будет вступать в Таможенный союз в обмен на газовую скидку, заявил 10 октября 2012 г. перед началом заседания правительства министр энергетики и угольной промышленности Ю. Бойко.

"Никаких торгов нет, все определяется у нас законом об основах внешней и внутренней политике", – сказал министр.

Впоследствии, 16 октября 2012 г. в интервью Deutsche Welle, позицию своих коллег по правительству поддержал первый вице-премьер В. Хорошковский, заявив, что Украина не может одновременно двигаться и в Евросоюз, и в Таможенный союз.

Отвечая на вопрос, исключает ли евроинтеграция Украины ее вступление в ТС, он сказал: "Конечно, исключает. Невозможно одновременно двигаться в двух направлениях. Это называется шпагат - достаточно неудобная поза".

При этом он также напомнил, что "европейский вектор - главный в нашей внешней политике, мы даже приняли соответствующий закон".

Аналогичную позицию В. Хорошковский подтвердил и перед началом переговоров в Москве премьеров Н. Азарова и Д. Медведева, снова напомнив о принятом 1 июля 2010 г. по инициативе президента Виктора Януковича Законе Украины "Об основах внутренней и внешней политики", закрепляющем курс на вступление в Евросоюз.

Согласно положениям данного нормативно-правового акта, принятого голосами Партии регионов, Компартии и Блока Литвина (Народной партии), целью внешней политики Киева является "обеспечение интеграции Украины в европейское политическое, экономическое, правовое пространство для обретения членства в Европейском Союзе".

Что же касается отношений с Таможенным союзом, то данный вопрос регламентирован вышедшим 6 июня 2011 г. из-под пера президента В. Януковича Распоряжением "О Рабочей группе по вопросам развития взаимодействия Украины с Таможенным союзом Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации", закрепляющем курс на сотрудничество с ТС по формуле "3+1".

"Рабочей группе подготовить и внести в двухмесячный срок предложения по стратегии развития взаимодействия Украины с Таможенным союзом Беларуси, Казахстана и Российской Федерации в формате "3+1", - указано в документе.

Вместе с тем упомянутые положения закона и подзаконного акта, направленные на недопущение полноформатного членства Украины в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, фактически являются юридически никчемными, поскольку они противоречат как результатам Всеукраинского референдума 1991 г., так и нормам Соглашения о формировании ЕЭП 2003 г.

Достаточно вспомнить, что основополагающим документом, ставшим фундаментом создания современного украинского государства,является Декларация о государственном суверенитете Украины от 16 июля 1990 г., в которой однозначно заявлено: "Принципы Декларации о суверенитете Украинской ССР используются при заключении союзного договора".

Как раз "осуществляя Декларацию о государственном суверенитете Украины" был принят Акт провозглашения независимости Украины от 24 августа 1991 г., подтвержденный на Всеукраинском референдуме 1 декабря 1991 г. голосами 90,32% граждан Украины.

Другое дело, что впоследствии украинские власти, причем вне зависимости от своего партийного окраса, неизменно отказывались от создания нового Союзного государства с бывшими советскими республиками, грубейшим образом растаптывая результаты всенародного волеизъявления, но, тем не менее, никто эти результаты не отменял.

Кроме того, 19 сентября 2003 г. было подписано Соглашение о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП) Украины, России, Беларуси и Казахстана, которое после состоявшейся 20 апреля 2004 г. ратификации Верховной Радой стало неотъемлемой частью внутреннего национального законодательства.

Плюс к тому еще накануне парламентских выборов 2006 г. Оппозиционный блок "Не ТАК!" собрал более 4,5 млн. подписей, при необходимых трех миллионах, за организацию Всеукраинского референдума по вопросам вступления Украины в ЕЭП и НАТО, однако затем президент Виктор Ющенко заблокировали его проведение.

Ситуация в этом вопросе осталась без изменений и при нынешнем президенте, хотя многие лидеры указанной политической силы заняли высокие государственные должности в период правления В. Януковича.

Так, Леонид Кравчук (N1 в списке блока) получил пост председателя Конституционной Ассамблеи - специального вспомогательного органа при президенте.

Нестор Шуфрич (N4 в списке) - заместителя секретаря Совета национальной безопасности и обороны (СНБО).

Ю. Бойко (N5 в списке) - министра энергетики и угольной промышленности.

Михаил Папиев (N8 в списке) - председателя Черновицкой областной государственной администрации.

Константин Грищенко (N18 в списке) – министра иностранных дел и по совместительству – руководителя Рабочей группы по вопросам развития взаимодействия Украины с Таможенным союзом.

Из всех бывших представителей блока "Не ТАК!" сейчас только Виктор Медведчук (N3 в списке) в статусе лидера Всеукраинского общественного движения "Украинский выбор" ставит на повестку дня вопрос о необходимости проведения данного референдума на основании собранных подписей.

Таким образом, на сегодняшний день существует вся необходимая нормативно-правовая база не только для полноформатного участия Украины в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, но и для создания нового Союзного государства, для чего нужна всего лишь политическая воля высшего политического руководства нашей страны.

Что же касается закона "Об основах внутренней и внешней политики", то он противоречит не только Всеукраинскому референдуму и Соглашению о формировании ЕЭП,но и здравому смыслу, поскольку Украину в Евросоюз, в отличие от Таможенного союза, никто не приглашает.

Так что с таким же успехом парламентарии могли бы законодательно определить, что внешнеполитической целью Киева является "обеспечение интеграции Украины в звездную систему Альфа Центавра для обретения членства в созвездии Центавра".

Как раз туда и следовало бы снарядить космический корабль со всеми депутатами и чиновниками на борту, поддерживающими курс на интеграцию в недосягаемое пространство, после чего начать переговорный процесс по вступлению в ТС, правильно поставив запятую в выражении "Вступать, нельзя отказываться".

И если премьер Н. Азаров действительно не разделяет позицию своего первого заместителя В. Хорошковского, то ему следует инициировать как изменения в "евроинтеграционный" закон, так и переговоры о полноформатном участии нашей страны в Таможенном союзе, осознав, что "3+1" равно 4, а никак не иначе.

Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО

Источник: ПСПУ

  Обсудить новость на Форуме