20:30 27.11.2012 | Все новости раздела "Прогрессивная Социалистическая Партия Украины"

Новая газовая авантюра Украины - по собственному безрассудству или "советам друзей"?

27/11/2012

Еще не "отпраздновав" поминки по своей газотранспортной системе (ГТС), которую украинские власти оценили в свое время в 20 млрд долларов (а Тимошенко даже значительно дороже) и которую всеми силами стремятся нынче просто зарыть, Киев упорно ищет способы повторения этого уникального эксперимента.

Напомню читателю, что когда мысли о поиске альтернативных путей поставки российского газа в Европу после двух газовых "войн", затеянных Ющенко, организованных по подсказке тех, кто его поставил на должность президента Украины, только начали одолевать "Газпром", украинские власти тешили себя надеждами, что ГТС - "стратегический объект", национальное достояние", и "историческая ценность Украины", как ее именовали националисты, всегда будет весомым аргументом при переговорах не только с Россией, но и с Брюсселем. Даже начало прокладки "Северного потока" не заставило Киев переосмыслить свою позицию. Европе и России была предложена модернизация ГТС с тем, чтобы сохранить ее значение. Если бы Киев согласился на создание трехстороннего консорциума (Россия, Германия и Украина) по управлению ГТС, может быть, у украинской трубы и были бы шансы на долгую жизнь. Но - во-первых, Киев хотел управлять задвижкой единолично. Во-вторых, стоимость модернизации была оценена украинской стороной в 7 млрд долларов, что уже было сопоставимо со строительством "Северного потока". И в-третьих, у Москвы уже был накоплен негативный опыт "сотрудничества" в газовой сфере с таким ненадежным партнером. Да и Европа, в конце концов, умыла руки. И вот "Северный поток" заработал. С этого момента реальная, а не "историческая" ценность ГТС Украины стала стремительно падать.

Глава "Газпрома" Алексей Миллер сказал как-то, что если ГТС Украины - историческая ценность, то ее место в музее. С началом строительства "Южного потока" этим музеем может стать учреждение со скромным названием "Втормет". Но нынешний президент Украины Виктор Янукович видно решил обесценить ее полностью, еще до начала строительства "Южного потока", заявив о резком сокращении закупок российского газа в 2013 году – до 18 млрд куб.м. Ответ был адекватный – Россия в полтора раза увеличила прокачку газа через Белоруссию, тем самым уменьшив стоимость транзита через Украину на 1 млрд долларов. Деньги для Украины, испытывающей в настоящее время как валютный, так и бюджетный голод, вовсе не лишние. В этих условиях начинать реализацию такого большого и затратного проекта, как строительство терминала по импорту сжиженного газа, по меньшей мере, неосмотрительно, если не безрассудно. У Украины нет пока ни гарантированных поставщиков сжиженного газа, ни своих танкеров для его транспортировки, а тут как в пословице - "за морем телушка – полушка, да рубль перевоз". В срочном порядке торжественно было начато присоединение ГТС к еще не начавшему строиться газовому терминалу, а Янукович тем временем улетел в Эмираты искать поставщиков.

Бездарно фактически зарыв в землю свое "национальное достояние" - ГТС, украинские власти бросаются в новую авантюру - строительство терминала, на который своих средств просто нет. Значит, бремя долгов, которые будут отрабатывать наши дети и внуки, будет еще тяжелее. Начиная строить терминал, стоило бы вспомнить о теперь уже никому не нужной "трубе". Говорят, если бог хочет наказать человека, он лишает его разума. Украина живет не по своей воле и не своим разумом. "Незалежна"?

 

От редакции: 26 ноября в Клубе КМУ подписаны соглашения о создании консорциума инвесторов национального проекта "LNG-терминал" и размещении мобильной плавучей платформы для приема сжиженного природного газа неподалеку от порта "Южный" в Одесской области Украины.

 

С украинской стороны соглашения подписал Председатель Государственного агентства по инвестициям и управлению национальными проектами Владислав Каськив, а со стороны партнеров: Эдвард Скотт, старший Вице-президент компании Excelerate Energy (США) и Джорди Гарсиа Табернеро, Генеральный директор по внешним связям компании Gas Natural Fenosa (Испания).

 

Одновременно с подписанием соглашений состоялась официальная церемония начала строительства первой части национального проекта "LNG-терминал" - трубопровода, который соединит терминал с газотранспортной системой Украины. Строительство будет осуществлять госкомпания "Укртрансгаз".

 

Глава Госинвестпроекта Владислав Каськив сообщил прессе: "Следующим шагом реализации национального проекта "LNG-терминал" станет строительство морского подводного канала для приема LNG-танкеров и реализация мероприятий по доставке в порт "Южный" плавучей платформы (FSRU) по приему и регазификации сжиженного природного газа". Он отметил, что эти мероприятия помогут в кратчайшие сроки создать альтернативный источник поставок газа на территорию Украины. "26 ноября можно назвать Днем энергетической независимости Украины", - уверен Каськив. Он также отметил, что уже сегодня у Киева есть заявки на поставки газа, "не только от компаний, но и от стран, поскольку газ из наших терминалов будет дешевле российского на 20%". Говоря о том, чьим именно газом будет обеспечен LNG-терминал, Каськив заявил, что в настоящий момент Украина "ведет переговоры с рядом стран и выбирает лучшие условия и цены".

 

Борис Александровский

Источник:

Источник: ПСПУ

  Обсудить новость на Форуме